IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )



Нет регистрации на форуме? Вам сюда.
11 страниц V   1 2 3 > »   
Reply to this topicStart new topic
> Росатом в Арктике
AtomInfo.Ru
сообщение 4.7.2018, 18:24
Сообщение #1


Модератор
*********

Группа: Clubmen
Сообщений: 24 878
Регистрация: 16.1.2007
Из: Обнинск
Пользователь №: 4



Почти свершилось, и Арктика почти наша smile.gif
Много букв про законопроект.
http://atominfo.ru/newss/z0732.htm
Go to the top of the page
 
+Quote Post
AtomInfo.Ru
сообщение 4.7.2018, 18:24
Сообщение #2


Модератор
*********

Группа: Clubmen
Сообщений: 24 878
Регистрация: 16.1.2007
Из: Обнинск
Пользователь №: 4



Вот теперь, между прочим, малые реакторы в нашей стране могут стать реальностью.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
asv363
сообщение 5.7.2018, 2:40
Сообщение #3


Участник-писатель
*******

Группа: Patrons
Сообщений: 5 578
Регистрация: 20.8.2012
Из: Россия, Москва
Пользователь №: 33 670



QUOTE(AtomInfo.Ru @ 4.7.2018, 18:24) *
Почти свершилось, и Арктика почти наша smile.gif
Много букв про законопроект.
http://atominfo.ru/newss/z0732.htm

Небольшой текст прочёл. В нём нет ни одного упоминания МО РФ, равно как и о возможных совместных проектах Министерства обороны с ГК. Кто, в итоге, будет охранять наш арктический сектор и непосредственно СМП?
Go to the top of the page
 
+Quote Post
AtomInfo.Ru
сообщение 9.11.2018, 11:04
Сообщение #4


Модератор
*********

Группа: Clubmen
Сообщений: 24 878
Регистрация: 16.1.2007
Из: Обнинск
Пользователь №: 4



Новость мы опубликовали специально http://atominfo.ru/newst/a0538.htm
Но немного поясним. Скоро ведь начнутся сравнения с нашими малыми.

Экономика проекта до конца не ясна.
Японцы дали на свою часть 10 млн долларов (на 900 кВт ветряков). Дали не потому, что они добрые, а потому, что для них это возможность испытать своё оборудование в северных условиях.
Остальное по деньгам берёт на себя Русгидро.
Сколько выйдет в совокупности? Оценивают (со стороны) примерно как 1 млрд рублей капзатрат.

Заметим также, что станция ветродизельная. То есть, она не чистая и не зелёная, и по-прежнему зависит от северного завоза (в меньших объёмах, но зависит).
А также совершенно неясно по срокам. Посмотрим, когда "Русгидро" закончит свою часть, но это может быть даже не 2019 год.

Для сравнения, головной "Шельф" по капзатратам тянет на 7 млрд рублей, а серийный - на 5 млрд.
И он по мощности более 6 МВт(э).
Ветродизельный комплекс в Тикси, когда будет полностью готов - это около 4 МВт(э).

"Шельф" свободен практически полностью от северного завоза. Ветродизель должен регулярно пополнять запасы дизтоплива.
"Шельфу" нужно резервирование на случай его останова. Это тоже как-то надо учесть.
А у ветродизеля могут быть сложности с эксплуатацией, так как это система из двух компонент.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Syndroma
сообщение 9.11.2018, 11:16
Сообщение #5


Ветеран форума
*****

Группа: Patrons
Сообщений: 1 270
Регистрация: 23.12.2014
Пользователь №: 34 075



Из трёх: ветряки, аккумуляторы и дизели.


--------------------
Всё это мелкая рябь на волнах экономических циклов, незаметных на приливах эпох.
Накапливать ОЯТ абсурдно для здорового человека.
Если мечтать — то ни в чём себе не отказывать.
8956
Go to the top of the page
 
+Quote Post
AtomInfo.Ru
сообщение 9.11.2018, 11:29
Сообщение #6


Модератор
*********

Группа: Clubmen
Сообщений: 24 878
Регистрация: 16.1.2007
Из: Обнинск
Пользователь №: 4



QUOTE(Syndroma @ 9.11.2018, 11:16) *
Из трёх: ветряки, аккумуляторы и дизели.


Да, конечно, согласен. Из трёх.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
AtomInfo.Ru
сообщение 9.11.2018, 11:32
Сообщение #7


Модератор
*********

Группа: Clubmen
Сообщений: 24 878
Регистрация: 16.1.2007
Из: Обнинск
Пользователь №: 4



И сокращение завоза, между прочим, всего 16%. Причём это прогноз, а не реальные данные.
А в случае Шельфа, завоз топлива сведётся к минимуму.

Так что, этот опыт с ветродизелем показывает, что Шельф действительно может оказаться выгодным, несмотря на свою малую мощность.

И это не тайна, Шельф - кандидат на строительство на одной из площадок. Вероятность того, что мы увидим его в железе, существенно больше нуля. Но не 100%.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Обнинский
сообщение 9.11.2018, 12:21
Сообщение #8


Опытный
**

Группа: Haunters
Сообщений: 247
Регистрация: 12.10.2010
Пользователь №: 32 047



Первый "Шельф" будет не 7 миллиардов, а дороже. Уверен в этом.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
AtomInfo.Ru
сообщение 9.11.2018, 12:30
Сообщение #9


Модератор
*********

Группа: Clubmen
Сообщений: 24 878
Регистрация: 16.1.2007
Из: Обнинск
Пользователь №: 4



QUOTE(Обнинский @ 9.11.2018, 12:21) *
Первый "Шельф" будет не 7 миллиардов, а дороже. Уверен в этом.


Ну Пименов нам про это и сказал честно в своё время.

Обнинский,
я примерно знаю, сколько могут запросить на всё-всё-всё, чтобы получить работающий Шельф. Включая бумаги, заводы, строителей и т.д. Причём знаю оценку сверху. Она, верхняя оценка, немногим больше пименовских 7 млрд.
И это головной, со всеми его бедами.
На серийных на капзатраты 5 млрд вполне могут выйти.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Татарин
сообщение 9.11.2018, 12:54
Сообщение #10


Постоянный участник
******

Группа: Patrons
Сообщений: 2 426
Регистрация: 16.3.2011
Пользователь №: 32 318



Цитата(AtomInfo.Ru @ 9.11.2018, 11:04) *
Но немного поясним. Скоро ведь начнутся сравнения с нашими малыми.
Экономика проекта до конца не ясна.
...
А у ветродизеля могут быть сложности с эксплуатацией, так как это система из двух компонент.

Если "Росатом" добьётся реальной необслуживаемости, то с ветряками совершенно точно можно конкурировать.

Как ни еду мимо ветропарка в Азери, 1-3 (из пары десятков) всегда стоЯт, какой бы ветер ни был. А это ведь населённая местность, до промбазы, складов и жилья спецов - единицы-десятки км по очень хорошим дорогам. Ну и условия в Эстонии не экстремальные - тепло и сыро. smile.gif
Говорят, что у новых ветряков с прямым приводом, без мультипликатора, с обслуживанием и надёжностью всё лучше... но всё-таки.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
AtomInfo.Ru
сообщение 9.11.2018, 18:41
Сообщение #11


Модератор
*********

Группа: Clubmen
Сообщений: 24 878
Регистрация: 16.1.2007
Из: Обнинск
Пользователь №: 4



Про простои ветряков даже из новости про Тикси видно.
Хотя на долю ветрогенераторов придётся примерно четверть от общей мощности ветродизеля, сокращение по топливу японцы предсказывают только 16%.
То есть, дизелям придётся пахать больше, чем их соседям-ветрякам.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
AtomInfo.Ru
сообщение 9.11.2018, 19:12
Сообщение #12


Модератор
*********

Группа: Clubmen
Сообщений: 24 878
Регистрация: 16.1.2007
Из: Обнинск
Пользователь №: 4



QUOTE(AtomInfo.Ru @ 9.11.2018, 11:04) *
Сколько выйдет в совокупности? Оценивают (со стороны) примерно как 1 млрд рублей капзатрат.


Один депутат ГД от Якутии написал у себя, что это не совокупная часть, а та, что без ветряков.
То есть, к 1 млрд рублей нужно приплюсовать ещё 10 млн долларов.
Минимум 10 млн $, потому что эта цена, которую японцы назначили сами себе.
Если бы они продавали нам эти ветряки, цена могла бы быть выше.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Татарин
сообщение 9.11.2018, 19:18
Сообщение #13


Постоянный участник
******

Группа: Patrons
Сообщений: 2 426
Регистрация: 16.3.2011
Пользователь №: 32 318



Цитата(AtomInfo.Ru @ 9.11.2018, 18:41) *
Про простои ветряков даже из новости про Тикси видно.
Хотя на долю ветрогенераторов придётся примерно четверть от общей мощности ветродизеля, сокращение по топливу японцы предсказывают только 16%.
То есть, дизелям придётся пахать больше, чем их соседям-ветрякам.

КМК, 16% - это теоретический КИУМ, исходя из ветра (если брать карту ветров, то что-то такое и получается).
У нас теоретический КИУМ около 30% (треть времени годный или более чем годный ветер). На островах есть места, где КИУМ около 40% - круче, чем у многих оффшоров.

Я не столько про простои по причине нехватки ветра, сколько про обслуживание. Это не так само собой разумеется, как кажется - большие ветряки всё-таки сложная машинерия со своим специфичным обслуживанием.
Например, нужен кран, который на высоту башни поднимает - пусть даже совсем немного, пусть даже 50 метров, но где ещё он может пригодиться в Тикси, кроме как для этих ветряков? А ведь его всё равно нужно купить и доставить, а ещё - где-то хранить-содержать и обслуживать, как любую другую машинерию. Ну или таскать каждый раз, когда надобность возникнет, за сотни (если не тысячи) километров по зимникам.

Если не для галочки, а чтоб энергию получать, то рулят только большие, мощные ветропарки с однотипными машинами, при которых уже имеет смысл держать свой ремонт - людей и машины чисто под это дело.
Применительно к Тикси - а нужно ли там столько энергии, чтобы оправдать хотя бы, скажем, полсотни однотипных мощных машин?

...

КМК, лучше уж солнечные батареи. КИУМ меньше, и зимой нет выработки, зато обслуживание точно уж минимально и посильно любому местному без дорогого оборудования и особых дорогих умений.

В общем, у атома перспективы есть, если только и из "Шельфа" не получится ещё одна неведома зверушка на сто+ человек персонала, 30 зданий, 5 дежурными, 2 бухгалтерами и директором на вертолёте.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
AtomInfo.Ru
сообщение 9.11.2018, 21:49
Сообщение #14


Модератор
*********

Группа: Clubmen
Сообщений: 24 878
Регистрация: 16.1.2007
Из: Обнинск
Пользователь №: 4



QUOTE(Татарин @ 9.11.2018, 19:18) *
В общем, у атома перспективы есть, если только и из "Шельфа" не получится ещё одна неведома зверушка на сто+ человек персонала, 30 зданий, 5 дежурными, 2 бухгалтерами и директором на вертолёте.


По персоналу Шельфа, на самом деле, данных нет (либо вообще нет, либо не опубликованы). Имею в виду, точных данных, а не предположений.

Но совершенно точно, что требование по минимизации численности среди базовых требований к проекту есть. Как и требование по автономной работе.

Полностью автоматические, контролируемые через спутник из единого центра и обслуживаемые в ППР вахтовой ремонтной бригадой малые АЭС - это мечта многих.
Сделать АЭС-роботы можно было бы и сегодня, а вот лицензировать их нереально. По крайней мере, сейчас нереально.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
AtomInfo.Ru
сообщение 9.11.2018, 21:54
Сообщение #15


Модератор
*********

Группа: Clubmen
Сообщений: 24 878
Регистрация: 16.1.2007
Из: Обнинск
Пользователь №: 4



Да, а ветряки почему в Тикси - а это конкретно у Тикси старая любовь. Там первый ветряк смастерили без всяких японцев ещё в голодные 90-ые (в школьной мастерской). Конечно, это была почти игрушка, но всё же. Ну и в итоге они пробили себе этот ветродизель.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Superwad
сообщение 10.11.2018, 15:03
Сообщение #16


Ветеран форума
*****

Группа: Patrons
Сообщений: 1 205
Регистрация: 24.8.2016
Пользователь №: 34 367



Цитата(AtomInfo.Ru @ 9.11.2018, 11:32) *
И сокращение завоза, между прочим, всего 16%. Причём это прогноз, а не реальные данные.
А в случае Шельфа, завоз топлива сведётся к минимуму.

Так что, этот опыт с ветродизелем показывает, что Шельф действительно может оказаться выгодным, несмотря на свою малую мощность.

И это не тайна, Шельф - кандидат на строительство на одной из площадок. Вероятность того, что мы увидим его в железе, существенно больше нуля. Но не 100%.

НА одном ресурсе читал отчет нашего человека, работающего в зарубежной компании по строительству энергосистем.
Так вот на деньги Евросоюза строили гибридную установку ветродизельную, рассчитывали уменьшить затраты на обслуживание.
Результат - если раньше дизель капиталили раз в 2 года, то после подключения ветряков - раз в пол года. Ударная нагрузка это очень серьезно. Так что батарейки будут лететь только в путь.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
AtomInfo.Ru
сообщение 10.11.2018, 15:30
Сообщение #17


Модератор
*********

Группа: Clubmen
Сообщений: 24 878
Регистрация: 16.1.2007
Из: Обнинск
Пользователь №: 4



QUOTE(Superwad @ 10.11.2018, 15:03) *
Результат - если раньше дизель капиталили раз в 2 года, то после подключения ветряков - раз в пол года. Ударная нагрузка это очень серьезно. Так что батарейки будут лететь только в путь.


Хм, кстати, интересный момент, спасибо!

У нас, когда сравнивают энергоустановки для Северов, любят брать для сравнения всякие разные БДЭСы. Там не 20 тысяч часов, конечно, а 50+ тысяч, и стоимость капиталки там выходит не запредельная, скажем так.
Но в ветродизельном варианте сроки, конечно, сократятся (а стоимость возрастёт).
Интересно ещё, как на срок службы дизеля это повлияет.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Ultranauth
сообщение 11.11.2018, 18:40
Сообщение #18


Завсегдатай
****

Группа: Haunters
Сообщений: 565
Регистрация: 25.12.2013
Пользователь №: 33 893



QUOTE(AtomInfo.Ru @ 10.11.2018, 16:30) *
Хм, кстати, интересный момент, спасибо!

У нас, когда сравнивают энергоустановки для Северов, любят брать для сравнения всякие разные БДЭСы. Там не 20 тысяч часов, конечно, а 50+ тысяч, и стоимость капиталки там выходит не запредельная, скажем так.
Но в ветродизельном варианте сроки, конечно, сократятся (а стоимость возрастёт).
Интересно ещё, как на срок службы дизеля это повлияет.


При правильном подходе никак не повлияет. Маневр мощностью дизелей, очевидно, есть и сегодня, и при наличии батарейки, которая решает вопросы с минутными колебаниями, дизеля будут работать примерно с тем же маневром, только чаще стоять и не накапливать моточасы. См систему ветро-ГАЭС-дизель Gorona del Viento на острове El Hierro, по ней есть подробные графики мощностей.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Татарин
сообщение 12.11.2018, 2:16
Сообщение #19


Постоянный участник
******

Группа: Patrons
Сообщений: 2 426
Регистрация: 16.3.2011
Пользователь №: 32 318



Цитата(Ultranauth @ 11.11.2018, 18:40) *
При правильном подходе никак не повлияет. Маневр мощностью дизелей, очевидно, есть и сегодня, и при наличии батарейки, которая решает вопросы с минутными колебаниями, дизеля будут работать примерно с тем же маневром, только чаще стоять и не накапливать моточасы. См систему ветро-ГАЭС-дизель Gorona del Viento на острове El Hierro, по ней есть подробные графики мощностей.

Для острова эль Хиеро не влияет. А где-то ещё - будет влиять. Нельзя сказать, что для любой конфигурации это так.
Вопрос соотношении мощностей, ёмкости аккумуляторов, графика нагрузок и в итоговом количестве _холодных_ пусков дизелей.

Для Тикси заявлено 16% экономии топлива, 900кВт ветра и 3 х 1МВт дизеля. Ёмкость аккумуляторов неизвестна. Профиль (хотя бы среднесуточный) нагрузки - тоже.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Татарин
сообщение 12.11.2018, 2:21
Сообщение #20


Постоянный участник
******

Группа: Patrons
Сообщений: 2 426
Регистрация: 16.3.2011
Пользователь №: 32 318



Цитата(AtomInfo.Ru @ 9.11.2018, 12:30) *
Она, верхняя оценка, немногим больше пименовских 7 млрд.
И это головной, со всеми его бедами.
На серийных на капзатраты 5 млрд вполне могут выйти.

Что-то поделил на 30 лет непрерывной работы со 100% КИУМ, получил 44 рубля за кВт*ч. Это без процентов, без стоимости доставки, без каких-либо OPEX...

Эмм... :\
Go to the top of the page
 
+Quote Post

11 страниц V   1 2 3 > » 
Reply to this topicStart new topic
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия Сейчас: 19.3.2024, 7:37