IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )



Нет регистрации на форуме? Вам сюда.
18 страниц V  « < 5 6 7 8 9 > »   
Reply to this topicStart new topic
> СВБР
alex_bykov
сообщение 8.10.2013, 15:09
Сообщение #121


Эксперт
******

Группа: Уровень доступа - 2
Сообщений: 3 885
Регистрация: 9.6.2007
Из: Обнинск-Москва
Пользователь №: 89



Татарин, идея хорошая и, насколько я знаю, обсуждавшаяся. Препятствием служит ряд проблем:
1) ГПД,
2) размеры твэла в сечении - могут появиться конвективные ячейки,
3) химия - ПД взаимодействуют с ТЖМТ,
4) часть отрицательных обратных связей, которые появляются, в т.ч. и за счёт ПД (больше мощность - большее паразитное поглощение), перестают работать, что отрицательно влияет на профиль поля (он не выравнивается), а выравнивать его профилированием в таком твэле возможности нет...


--------------------
С уважением

Александр Быков
Go to the top of the page
 
+Quote Post
armadillo
сообщение 8.10.2013, 15:12
Сообщение #122


Ветеран форума
*****

Группа: Patrons
Сообщений: 1 510
Регистрация: 17.3.2011
Из: Russia, Moscow
Пользователь №: 32 515



лично я аббревиатур не понял


--------------------
Спор - это когда обе стороны пытаются сказать последнее слово первыми
Go to the top of the page
 
+Quote Post
VBVB
сообщение 8.10.2013, 15:39
Сообщение #123


Постоянный участник
******

Группа: Patrons
Сообщений: 3 147
Регистрация: 16.3.2011
Из: Россия, Краснодар
Пользователь №: 32 291



QUOTE(armadillo @ 8.10.2013, 16:12) *
лично я аббревиатур не понял

ГПД - газообразные продукты деления.
ПД - продукты деления.
ТЖМТ - тяжелометаллический теплоноситель.

alex_bykov правильно говорит, что ГПД в ТЖМТ очень слабо растворяются и придется делать очень большое свободное пространство для выхода этих газов под колпачком твэла. А это уменьшение топливной загрузки, увеличение неравномерности тепловыделения в верхней части твэлов и соответственно вверхней части а.з, неравномерная теплогидравлика теплоносителя и т.п.
Определенная часть продуктов деления химически взаимодействуют с ТЖМТ. Тот же иод и селен прочно связываясь со свинцом и висутом образуют шлаки, которые могут переносится на более холодные части описанного твэла под колпачек и там откладываться.

Основные работы по увеличению уровня выгорания уранового/плутониевого топлива ориентированы на подбор матрицы для керметного или дисперсионного топлива, поскольку топливная матрица (металлы и разные сплавы на основе Al, Mg, Zr, Mo, Nb c добавками легирующих неметаллов типа Si или B ) позволяет удерживать в виде микропузырьков большую часть газообразных продуктов деления и хорошо связывать слаболетучие и нелетучие ПД.
В монолитных металлических топливах для достижения высокого уровня выгорания в последнее время используют хитрую конструкцию из слоев топливной фольги, перемежающейся с промежуточными слоями гетера (матрицы для удержания/связывания ПД).

Сообщение отредактировал VBVB - 8.10.2013, 15:55


--------------------
"чтобы задать правильный вопрос, надо знать большую часть ответа" - Роберт Шекли
Go to the top of the page
 
+Quote Post
armadillo
сообщение 8.10.2013, 15:43
Сообщение #124


Ветеран форума
*****

Группа: Patrons
Сообщений: 1 510
Регистрация: 17.3.2011
Из: Russia, Moscow
Пользователь №: 32 515



так их надо не растворять а наоборот, выводить, хоть в сменную мембрану, хоть как-то еще.


--------------------
Спор - это когда обе стороны пытаются сказать последнее слово первыми
Go to the top of the page
 
+Quote Post
asv363
сообщение 8.10.2013, 15:43
Сообщение #125


Участник-писатель
*******

Группа: Patrons
Сообщений: 5 578
Регистрация: 20.8.2012
Из: Россия, Москва
Пользователь №: 33 670



QUOTE(armadillo @ 8.10.2013, 16:12) *
лично я аббревиатур не понял

Газообразные Продукты Деления, если я правильно помню. smile.gif Кстати, заметно влияет и на герметичность твэл для легководников.

QUOTE(armadillo @ 8.10.2013, 16:43) *
так их надо не растворять а наоборот, выводить, хоть в сменную мембрану, хоть как-то еще.

Открытый с одного конца твэл?

Сообщение отредактировал asv363 - 8.10.2013, 15:55
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Татарин
сообщение 8.10.2013, 16:08
Сообщение #126


Постоянный участник
******

Группа: Patrons
Сообщений: 2 432
Регистрация: 16.3.2011
Пользователь №: 32 318



Цитата(alex_bykov @ 8.10.2013, 15:09) *
Препятствием служит ряд проблем:
1) ГПД,

Так стравливать через холодную ловушку и в ресивер-отстойник (коий конструктивно - часть ТВЭЛа и может быть заполнен любым абсорбером/адсорбером по вкусу). Всё равно ж не удержать, всё равно сочатся. Так пусть летят хотя бы управляемо, предсказуемо, правильным путём и в правильное место.

Цитата(alex_bykov @ 8.10.2013, 15:09) *
2) размеры твэла в сечении - могут появиться конвективные ячейки,

Э, не. Не могут: толстая и низкая труба нужна. А толстая труба при всех её прелестях даёт беды с теплообменом. Так что конвекция будет подавлена почти до дуля банальной вязкостью.

Цитата(alex_bykov @ 8.10.2013, 15:09) *
3) химия - ПД взаимодействуют с ТЖМТ,

Да. А в чём, кроме коррозии, засада? Всё равно соединения должны всплывать.

Цитата
4) часть отрицательных обратных связей, которые появляются, в т.ч. и за счёт ПД (больше мощность - большее паразитное поглощение), перестают работать, что отрицательно влияет на профиль поля (он не выравнивается), а выравнивать его профилированием в таком твэле возможности нет...

Так разве это не благо? БОльшая управляемость АЗ с исчезновением всяких мощностно-реактивно-временных зависимостей, типа пресловутой йодной ямы. Если нам нужны в зоне поглотители, давайте будем вводить их управляемо, те, что нам нужно, с правильными сечениями и в правильный момент! Если нам нужно получить отрицательные мощностные или температурные зависимости, давайте честно введём в зону самые правильные для этого изотопы и получим при тех же зависимостях ещё и предсказуемость (что тоже не последнее дело, бо на ТАКИЕ отрицательные коээффициентвы можно положиться всегда, а не при определенной конфигурации АЗ, выгорании и положении Марса относительно Водолея).

Сообщение отредактировал Татарин - 8.10.2013, 16:14
Go to the top of the page
 
+Quote Post
VBVB
сообщение 8.10.2013, 17:42
Сообщение #127


Постоянный участник
******

Группа: Patrons
Сообщений: 3 147
Регистрация: 16.3.2011
Из: Россия, Краснодар
Пользователь №: 32 291



Тошинский такую вешь сказал.
http://www.atominfo.ru/newsf/m0622.htm
QUOTE
А вот для тяжёлого теплоносителя ситуация другая. Все стальные детали в нём всплывают на поверхность. И не нужно ничего ловить на дне. Они видны, и если у вас есть доступ к свободному уровню с помощью каких-то наводящих устройств и обычного телевидения, то их сравнительно легко удалять с поверхности теплоносителя.

Это было ясно давно и использовалось практически, когда проводились ремонты на реакторах АПЛ. На одной из лодок был случай, когда отвалилось рабочее колесо насоса, плохо закреплено было...

Вы хотите сказать, что у вас оно поплывёт?

Да, именно так. Когда вытащили насос, на свободном уровне увидели, что колесо плавает. Его зацепили крючком и вытащили, не нужно было никаких особенных устройств.

Может кто пояснит.
Судя по рассказу, ремонты на свинцово-висмутовых реакторах АПЛ проводили с открытой крышкой реактора при разогретом теплоносителе и кто-то из людей ремонтирующих крючком зацепил и вытащил отваливщееся стальное колесо от насоса. А как же полоний-210?


--------------------
"чтобы задать правильный вопрос, надо знать большую часть ответа" - Роберт Шекли
Go to the top of the page
 
+Quote Post
alex_bykov
сообщение 8.10.2013, 17:45
Сообщение #128


Эксперт
******

Группа: Уровень доступа - 2
Сообщений: 3 885
Регистрация: 9.6.2007
Из: Обнинск-Москва
Пользователь №: 89



QUOTE(Татарин @ 8.10.2013, 17:08) *
Так стравливать через холодную ловушку и в ресивер-отстойник (коий конструктивно - часть ТВЭЛа и может быть заполнен любым абсорбером/адсорбером по вкусу). Всё равно ж не удержать, всё равно сочатся. Так пусть летят хотя бы управляемо, предсказуемо, правильным путём и в правильное место.

Вы представляете себе этот твэл? Конструкция сложнее, чем некоторые кассеты получается.

QUOTE(Татарин @ 8.10.2013, 17:08) *
Э, не. Не могут: толстая и низкая труба нужна. А толстая труба при всех её прелестях даёт беды с теплообменом. Так что конвекция будет подавлена почти до дуля банальной вязкостью.

Не проходит. Теплосъём с твэла условно пропорционален площади поверхности, а энерговыделение - объёму. Толстая и низкая труба убьёт конструкцию.

QUOTE(Татарин @ 8.10.2013, 17:08) *
Да. А в чём, кроме коррозии, засада? Всё равно соединения должны всплывать.

Если только не забьют проходное сечение, в частности, начав связывать топливные частицы в единую массу. Замечу, что химик Вам нарисует ещё больше "вкусностей".

QUOTE(Татарин @ 8.10.2013, 17:08) *
Так разве это не благо? БОльшая управляемость АЗ с исчезновением всяких мощностно-реактивно-временных зависимостей, типа пресловутой йодной ямы. Если нам нужны в зоне поглотители, давайте будем вводить их управляемо, те, что нам нужно, с правильными сечениями и в правильный момент! Если нам нужно получить отрицательные мощностные или температурные зависимости, давайте честно введём в зону самые правильные для этого изотопы и получим при тех же зависимостях ещё и предсказуемость (что тоже не последнее дело, бо на ТАКИЕ отрицательные коээффициентвы можно положиться всегда, а не при определенной конфигурации АЗ, выгорании и положении Марса относительно Водолея).

У Вас зона какая-то странная получается, не находите?.. С одной стороны, она должна свободно перемещать топливную композицию и ПД внутри твэла, с другой - фиксировать "правильные изотопы"-поглотители в определённых местах... Т.е. внутри такого твэла выгорающий поглотитель уже не помещается (ну, разве что, в виде соединений урана). А СУЗами туда-сюда шуровать в БР неправильно - там запас реактивности мал.



--------------------
С уважением

Александр Быков
Go to the top of the page
 
+Quote Post
alex_bykov
сообщение 8.10.2013, 17:46
Сообщение #129


Эксперт
******

Группа: Уровень доступа - 2
Сообщений: 3 885
Регистрация: 9.6.2007
Из: Обнинск-Москва
Пользователь №: 89



QUOTE(VBVB @ 8.10.2013, 18:42) *
Тошинский такую вешь сказал.
http://www.atominfo.ru/newsf/m0622.htm

Может кто пояснит.
Судя по рассказу, ремонты на свинцово-висмутовых реакторах АПЛ проводили с открытой крышкой реактора при разогретом теплоносителе и кто-то из людей ремонтирующих крючком зацепил и вытащил отваливщееся стальное колесо от насоса. А как же полоний-210?

Многократная циркуляция ТЖМТ через холодную ловушку перед вскрытием + выдержка по времени (на заглушенном реакторе). Не?...


--------------------
С уважением

Александр Быков
Go to the top of the page
 
+Quote Post
AtomInfo.Ru
сообщение 8.10.2013, 17:50
Сообщение #130


Модератор
*********

Группа: Clubmen
Сообщений: 24 903
Регистрация: 16.1.2007
Из: Обнинск
Пользователь №: 4



QUOTE(VBVB @ 8.10.2013, 18:42) *
А как же полоний-210?


Полоний в полониде свинца. Он связан и наружу не выходит.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
AtomInfo.Ru
сообщение 8.10.2013, 17:58
Сообщение #131


Модератор
*********

Группа: Clubmen
Сообщений: 24 903
Регистрация: 16.1.2007
Из: Обнинск
Пользователь №: 4



Обратите внимание на четвёртый абзац пресс-релиза. С моей стороны без комментариев.

http://atominfo.ru/newsf/m0717.htm
Go to the top of the page
 
+Quote Post
pappadeux
сообщение 8.10.2013, 20:06
Сообщение #132


Эксперт
*****

Группа: Patrons
Сообщений: 1 444
Регистрация: 8.4.2010
Пользователь №: 5 621



QUOTE(Татарин @ 8.10.2013, 6:10) *
Идея от чайника: ТВЭЛ в виде длинной высокой трубы, в которой топливные "опилки" из металла урана-плутония залиты ЖМТ.

Прикол в том, что продукты деления и их соединения по мере накопления будут всплывать к верху АЗ. Не все и не сразу, но как-то помаленьку. А всякие недоураны и сверхураны - будут тонуть вниз трубы и в глубину АЗ. Этакий "внутриТВЭЛьный гравитационный полурепроцессинг". smile.gif
Выгорание большое, распухания нет, ядерного отравления нет, реактивность поддерживается.


тогда сразу надо на гомогенное топливо переходить

в своё время беглым поляком М.Таубе разрабатывался гомогенный быстрый реактор на расплавленных хлоридах: PuCl3 в качестве топлива и какие-то еще хлориды как теплоноситель

с реактивностью, распуханием и выгоранием проблем нет...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
alex_bykov
сообщение 8.10.2013, 20:25
Сообщение #133


Эксперт
******

Группа: Уровень доступа - 2
Сообщений: 3 885
Регистрация: 9.6.2007
Из: Обнинск-Москва
Пользователь №: 89



QUOTE(pappadeux @ 8.10.2013, 21:06) *
тогда сразу надо на гомогенное топливо переходить

в своё время беглым поляком М.Таубе разрабатывался гомогенный быстрый реактор на расплавленных хлоридах: PuCl3 в качестве топлива и какие-то еще хлориды как теплоноситель

с реактивностью, распуханием и выгоранием проблем нет...


Вот именно.


--------------------
С уважением

Александр Быков
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Didro
сообщение 8.10.2013, 21:11
Сообщение #134


Ветеран форума
*****

Группа: Patrons
Сообщений: 1 941
Регистрация: 26.8.2011
Пользователь №: 33 445



Хлориды крайне корозионны.


--------------------
Go to the top of the page
 
+Quote Post
asv363
сообщение 8.10.2013, 22:58
Сообщение #135


Участник-писатель
*******

Группа: Patrons
Сообщений: 5 578
Регистрация: 20.8.2012
Из: Россия, Москва
Пользователь №: 33 670



На большинство вопросов есть ответ в данном докладе, где упоминается КГО, PbPo, шлакование и многое другое:

Пётр Мартынов о технологии ТЖМТ
http://www.atominfo.ru/newsf/m0647.htm

К примеру:

QUOTE
Аэрозоли

Важная задача технологии тяжёлометаллического теплоносителя - защита систем и оборудования газовых объёмов контуров, в том числе, систем КГО.

Речь идёт, прежде всего, о защите от воздействия свинцовых аэрозолей. Помимо нежелательного взаимодействия с оборудованием газовых объёмов, свинцовые аэрозоли создают ещё один неблагоприятный эффект - рост активности газа в газовом объёме. Для борьбы с аэрозолями используют аэрозольные фильтры.

Другой вопрос, что условия возникновения свинцовых/висмутовых аэрозолей (сугубо лично мне, не химику) представить достаточно сложно.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
VBVB
сообщение 9.10.2013, 0:58
Сообщение #136


Постоянный участник
******

Группа: Patrons
Сообщений: 3 147
Регистрация: 16.3.2011
Из: Россия, Краснодар
Пользователь №: 32 291



QUOTE(AtomInfo.Ru @ 8.10.2013, 18:50) *
Полоний в полониде свинца. Он связан и наружу не выходит.

Так говорит генконструктор про свое детище. Другого от него сложно ожидать.

Оценочная температура кипения полонида свинца PbPo должна быть на уровне 740-760С, хотя другие данные говорят о точки кипении PbPo при 700С.
http://www.wmsym.org/archives/2009/pdfs/9411.pdf
Кроме того, известно, что при температурах выше 600 и до 630С полонид свинца начинает интенсивно разлагаться на элементы, и около 1% полония уходит в газовую фазу за сутки. При рабочих температурах 480-485С летучесть полонида свинца будет ниже на порядок-полтора, но все равно не нулевая.
Плюс взаимодействие полонида свинца с парами воды должно давать легколетучий гидрид полония H2Po.
Поэтому кажется, что при открытом контуре разогретого лодочного свинцово-висмутового реактора с него должен неплохо переть полоний.
Кажется вполне подходящей версия.
QUOTE
Многократная циркуляция ТЖМТ через холодную ловушку перед вскрытием + выдержка по времени (на заглушенном реакторе)
Да и видимо реактор ремонтируемый работал на минимально-возможном уровне мощности с температурой теплоносителя ниже, чем 350С для номинального режима работы.

Никто не в курсе, рассказ Тошинского про "железное колесо плавающее в ТЖМТ" это про починку реактора на АПЛ пр.645 или про починку реактора на одной из лодок пр.705K?

Сообщение отредактировал VBVB - 9.10.2013, 1:06


--------------------
"чтобы задать правильный вопрос, надо знать большую часть ответа" - Роберт Шекли
Go to the top of the page
 
+Quote Post
pappadeux
сообщение 9.10.2013, 1:48
Сообщение #137


Эксперт
*****

Группа: Patrons
Сообщений: 1 444
Регистрация: 8.4.2010
Пользователь №: 5 621



QUOTE(Didro @ 8.10.2013, 14:11) *
Хлориды крайне корозионны.


несомненно

но для MSR, например, рабочим топливом/теплоносителем являются расплавы фторидов, и ничего - экспериментальный реактор в ок-ридже лет 5 оттрубил
Go to the top of the page
 
+Quote Post
VBVB
сообщение 9.10.2013, 1:58
Сообщение #138


Постоянный участник
******

Группа: Patrons
Сообщений: 3 147
Регистрация: 16.3.2011
Из: Россия, Краснодар
Пользователь №: 32 291



QUOTE(pappadeux @ 9.10.2013, 2:48) *
несомненно

но для MSR, например, рабочим топливом/теплоносителем являются расплавы фторидов, и ничего - экспериментальный реактор в ок-ридже лет 5 оттрубил

Причем упомянутый жидкосолевик MSRE был остановлен из-за предельного распухания графитового остова с соответствующим искажением геометрии топливных каналов. А на изготовление нового графитового остова денег не дали. Ресурс корпуса MSRE оставался еще значительным. Последние работы по тепловым/эпитепловым жидкосолевикам говорят, что корпуса их спокойно могут выдержать до 35-40 лет эксплуатации при реально-возможном сроке службы графитового остова до 25 лет.
Но справедливости ради, стоит отметить, что хлоридные жидкосолевые топливные смеси более коррозионнее фторидных.
Тем не менее, имеются корррозионностойкие никелевые сплавы типа Hastelloy N и Hastelloy-B3 для которых скорость коррозии в жидкосолевой топливной смеси UCl3-NaCl-KCl при 750С определена в 0.06 и 0.02 мм/год, что позволяет успешно их использовать и для оболочки твэлов с жидкосолевой хлоридной топливной композицией и для корпуса ЖСР.

Сообщение отредактировал VBVB - 9.10.2013, 2:15


--------------------
"чтобы задать правильный вопрос, надо знать большую часть ответа" - Роберт Шекли
Go to the top of the page
 
+Quote Post
AtomInfo.Ru
сообщение 9.10.2013, 21:08
Сообщение #139


Модератор
*********

Группа: Clubmen
Сообщений: 24 903
Регистрация: 16.1.2007
Из: Обнинск
Пользователь №: 4



QUOTE(VBVB @ 9.10.2013, 1:58) *
Никто не в курсе, рассказ Тошинского про "железное колесо плавающее в ТЖМТ" это про починку реактора на АПЛ пр.645 или про починку реактора на одной из лодок пр.705K?


В следующий раз увижу - спрошу.

А пока его фотка 1977 года с 705К. Слева - Б.И.Изнюк.

Go to the top of the page
 
+Quote Post
AtomInfo.Ru
сообщение 9.10.2013, 21:15
Сообщение #140


Модератор
*********

Группа: Clubmen
Сообщений: 24 903
Регистрация: 16.1.2007
Из: Обнинск
Пользователь №: 4



QUOTE(VBVB @ 9.10.2013, 1:58) *
Так говорит генконструктор про свое детище. Другого от него сложно ожидать.


Раздрай в словах есть по свинцу-висмуту. Это так.

Например, моряки говорят о дозах, конструктора о том, что всё остаётся в первом контуре.
С другой стороны, по К-27 моряки до сих пор винят капитана, хотя конструктора давно сказали о шлаковании и ухудшении теплообмена.



Но конкретно по полонию у Тошинского есть фактура. Например,

QUOTE
Ни один человек из состава эксплуатационного персонала стенда и экипажей АПЛ, которые проходили стажировку, не получил дозу внутреннего облучения полонием, превышающую допустимую, даже в условиях проведения ремонтно-восстановительных работ на стенде, когда из первого контура в реакторный отсек вытекло около 20 тонн теплоносителя.


Или американские данные по персоналу Mound Facility:
QUOTE
Статистика смертности этой группы была сравнена с референтной когортой (в среднем по США и штату Огайо). Был сделан вывод о том, что не обнаружено связи между облучением от полония (до 100 rem) и смертностью.


И не забудем, что:
QUOTE
Для исключения попадания аэрозолей полония в организм человека при вдыхании воздуха необходимо надевать респиратор с фильтром из специальной ткани. Эта простая мера защиты оказалась очень эффективной.


Так что, я склонен верить тому, что полониевая опасность не столь велика в реальности.
Go to the top of the page
 
+Quote Post

18 страниц V  « < 5 6 7 8 9 > » 
Reply to this topicStart new topic
9 чел. читают эту тему (гостей: 9, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия Сейчас: 29.4.2024, 15:20