IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )



Нет регистрации на форуме? Вам сюда.
2 страниц V   1 2 >  
Reply to this topicStart new topic
> Ремонт ПГВ-1000М при останове РУ ВВЭР-1000
sqshq
сообщение 9.6.2014, 11:52
Сообщение #1


Новичок
*

Группа: Haunters
Сообщений: 17
Регистрация: 9.12.2012
Пользователь №: 33 721



Добрый день.

Господа, просветите пожалуйста.

На сколько я знаю, теплосъем с реактора в режиме ремонтного расхолаживания осуществляется посредством естественной циркуляции.

Однако в ремонте возникает необходимость осушать часть парогенераторов по 1 контуру. Сейчас для этого применяют специальные заглушки, которые встают в нижнюю кольцевую проточку горячего и холодного коллекторов, при этом можно даже перегружать реактор, поднимая воду до максимальной отметки.

ВОПРОС: а как раньше осушали ПГ по 1 контуру, без использования таких заглушек? Без них обходились с 80-х годов, до 2007. А ведь получается если опустить уровень воды ниже входа в трубный пучок ПГ, естественная циркуляция прекратиться по всем петлям.

Речь именно о 1000-м, то есть без главных запорных задвижек как на 440.

Сообщение отредактировал sqshq - 9.6.2014, 12:10
Go to the top of the page
 
+Quote Post
инженер_Гарин
сообщение 9.6.2014, 12:11
Сообщение #2


Эксперт
*****

Группа: Patrons
Сообщений: 1 591
Регистрация: 27.2.2011
Пользователь №: 32 100



QUOTE(sqshq @ 9.6.2014, 11:52) *
Добрый день.

Господа, просветите пожалуйста.

На сколько я знаю, теплосъем с реактора в режиме ремонтного расхолаживания осуществляется посредством естественной циркуляции.

Однако в ремонте возникает необходимость осушать часть парогенераторов по 1 контуру. Сейчас для этого применяют специальные заглушки, которые встают в нижнюю кольцевую проточку горячего и холодного коллекторов, при этом можно даже перегружать реактор, поднимая воду до максимальной отметки.

ВОПРОС: а как раньше осушали ПГ, без использования таких заглушек? Говорят раньше обходились без них. А ведь получается если опустить уровень воды ниже входа в коллектора ПГ, естественная циркуляция прекратиться по всем петлям.

Речь именно о 1000-м, то есть без главных запорных задвижек как на 440.



Уточните про нижнюю кольцевую проточку, это где? Вообще съем остаточных выделений при ППР выполняют насосами аварийного расхолаживания (САОЗ). Геометрия позволяет снижать уровень до разъема ГЦН для замены выемной части
Go to the top of the page
 
+Quote Post
sqshq
сообщение 9.6.2014, 14:37
Сообщение #3


Новичок
*

Группа: Haunters
Сообщений: 17
Регистрация: 9.12.2012
Пользователь №: 33 721



QUOTE(инженер_Гарин @ 9.6.2014, 13:11) *
Уточните про нижнюю кольцевую проточку, это где? Вообще съем остаточных выделений при ППР выполняют насосами аварийного расхолаживания (САОЗ). Геометрия позволяет снижать уровень до разъема ГЦН для замены выемной части


Это в самом низу горячего и холодного коллекторов - в месте стыка их с ГЦТ, рядом с отметкой 10595 на этой схеме:



Скажите пожалуйста, если мы снижаем уровень ниже разъема ГЦН, по какому тракту происходит циркуляция с участием насосов САОЗ?

Правильно понимаю, что в ремонт выводят не более двух парогенераторов, а оставшиеся два как раз обеспечивают теплосъем?
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Nut
сообщение 9.6.2014, 15:48
Сообщение #4


Постоянный участник
******

Группа: Patrons
Сообщений: 2 763
Регистрация: 17.5.2010
Пользователь №: 10 031



QUOTE(sqshq @ 9.6.2014, 14:37) *
Правильно понимаю, что в ремонт выводят не более двух парогенераторов, а оставшиеся два как раз обеспечивают теплосъем?

Не совсем. На 1000 принудительная. ремонтная схема, позволяющая снизить уровень - от САОЗ в гор. - реактор сверху вниз - хол. - т/о САОЗ - насос.
на 440 по-другому

Сообщение отредактировал Nut - 9.6.2014, 15:48
Go to the top of the page
 
+Quote Post
asv363
сообщение 9.6.2014, 16:00
Сообщение #5


Участник-писатель
*******

Группа: Patrons
Сообщений: 5 578
Регистрация: 20.8.2012
Из: Россия, Москва
Пользователь №: 33 670



О заглушках коллекторов (разные).

Из буклета Производственная база ОКБ «Гидропресс», страница 12:

QUOTE
Устройство отсекающее

НАЗНАЧЕНИЕ
Устройство отсекающее пред-ставляет собой комплект обору-дования, предназначенного для герметичного отсечения «горя-чего» и «холодного» коллекторов первого контура парогенерато-ра от главного циркуляционного трубопровода для одновремен-ного проведения работ по пере-грузке топлива в РУ и ремонтных работ на парогенераторе.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Во время плановых ремонтов энергоблоков АЭС с ВВЭР. Возможна адаптация устройс-тва отсекающего с некоторыми конструктивными изменениями его составляющих элементов для использования в других отраслях промышленности.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
...
Масса заглушки коллектора, кг 370

Заглущки в составе системы дезактивации 1к.:

Установка дезактивации парогенераторов РУ с ВВЭР-1000
В.В. Сотсков, В.Г. Русьянов, М.В. Луканин, Ю.М. Мусатов, Ю.В. Харитонов
ФГУП ОКБ"ГИДРОПРЕСС"

Заглушки в составе оборудования ВТК:

СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И РЕМОНТА ПАРОГЕНЕРАТОРОВ ТИПА ВВЭР
«МAНИПУЛЯТОР ZOK-IRIS 02»
Aдриaн Ковaлык, Пaвол Яблоницки
VUJE, a.s. Словaкия

Есть и более современные работы.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
инженер_Гарин
сообщение 9.6.2014, 16:40
Сообщение #6


Эксперт
*****

Группа: Patrons
Сообщений: 1 591
Регистрация: 27.2.2011
Пользователь №: 32 100



QUOTE(sqshq @ 9.6.2014, 14:37) *
Это в самом низу горячего и холодного коллекторов - в месте стыка их с ГЦТ, рядом с отметкой 10595 на этой схеме:



Скажите пожалуйста, если мы снижаем уровень ниже разъема ГЦН, по какому тракту происходит циркуляция с участием насосов САОЗ?

Правильно понимаю, что в ремонт выводят не более двух парогенераторов, а оставшиеся два как раз обеспечивают теплосъем?



В это место (внизу) доступа нет, физически невозможно добраться. Очевидно Вы путаете с зазором в верхней части ПГ. Там действительно предусмотрена технологическая заглушка, н.п. для возможности поднять давление по второму контуру с опорожненным коллектором первого контура, применяется при дефектоскопии трубчатки люминисцентным методом
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Nut
сообщение 9.6.2014, 17:21
Сообщение #7


Постоянный участник
******

Группа: Patrons
Сообщений: 2 763
Регистрация: 17.5.2010
Пользователь №: 10 031



QUOTE(инженер_Гарин @ 9.6.2014, 16:40) *
В это место (внизу) доступа нет, физически невозможно добраться.

есть доступ. Через верх коллектора. И заглушки такие ставят. Правда на ВВЭР уже давно не слышал. А в какой-то франц. больничке видел. Надувные. Как шарик. Опустили, надули и все, герметично.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
инженер_Гарин
сообщение 9.6.2014, 22:30
Сообщение #8


Эксперт
*****

Группа: Patrons
Сообщений: 1 591
Регистрация: 27.2.2011
Пользователь №: 32 100



QUOTE(Nut @ 9.6.2014, 17:21) *
есть доступ. Через верх коллектора. И заглушки такие ставят. Правда на ВВЭР уже давно не слышал. А в какой-то франц. больничке видел. Надувные. Как шарик. Опустили, надули и все, герметично.


....которые встают в нижнюю кольцевую проточку горячего и холодного коллекторов....я не понял, где эта проточка, вот и интересуюсь
Go to the top of the page
 
+Quote Post
asv363
сообщение 10.6.2014, 5:50
Сообщение #9


Участник-писатель
*******

Группа: Patrons
Сообщений: 5 578
Регистрация: 20.8.2012
Из: Россия, Москва
Пользователь №: 33 670



Немного в сторону, но на ту же тему (презентация с МНТК-2014, Секция 1.1.3):

Приспособление для ремонта граничной арматуры первого контура, расположенной ниже главного разъема ГЦН без выгрузки активной зоны на энергоблоке ВВЭР-1000 с РУ В-320
Маркелов Д. А. / филиал ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Балаковская атомная станция»

Поскольку на слайдах текста мало, то из сборника тезисов:

Сборник тезисов, Страница 51:

QUOTE
Опыт проведения капитальных ремонтов на энергоблоках Балаковской АЭС показал, что время начала загрузки топлива в ак-тивную зону зависит от сроков и качества ремонта арматуры, рассо-ложенной ниже главного разъема ГЦН и ремонт которой невозможен без выгрузки активной зоны, так как данная арматура расположена на объединенном участке каналов системы аварийного и планового расхолаживания по линии планового и ремонтного расхолаживания. При этом ключевой арматурой является TQ40S05, так как именно она разделяет самую нижнюю точку ГЦТ и последующую линию всаса насосов аварийного и планового расхолаживания. То есть если активная зона загружена и соответственно первый контур заполнен как минимум до отм. 24 метра, арматура TQ40S05 должна быть ис-правна и вся арматура, расположенная ниже нее на объединенном участке линии планового и ремонтного расхолаживания, должна быть исправна. Из вышесказанного следует что в случае каких-либо задержек, связанных с ремонтом любой из указанных арматур, от-кладывается загрузка активной зоны, или могут возникнуть проблемы с качеством ремонта самой арматуры. Также не исключено обнаружение дефекта в указанной арматуре после начала загрузки активной зоны в период ППР, во время гидро-испытаний или во время работы на мощности. По самым скромным подсчетам появление дефекта в любой из арматур может привести к незапланированному простою энергоблока свыше двух недель.Предлагаемым приспособлением предлагается исключить из конту-ра циркуляции в режиме ремонтного расхолаживания вышеуказанного участка, что позволит сократить подобный ремонт до нескольких часов, а также проводить ремонт данных арматур в любой ППР без выгрузки активной зоны. При этом срок подобного ремонта в зависимости от сложности ремонта дефектной арматуры вместе с разборкой и сборкой ГЦН-4 может составлять от 15 до 30 часов.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
sqshq
сообщение 10.6.2014, 14:39
Сообщение #10


Новичок
*

Группа: Haunters
Сообщений: 17
Регистрация: 9.12.2012
Пользователь №: 33 721



Все очень даже в ту сторону. Мне как раз не помешает кругозор на темы, касающиеся 1 контура во время ППР.
Спасибо большое.

Единстенное что хотел уточнить, схему циркуляции при работе насосов САОЗ:

QUOTE
от САОЗ в гор. - реактор сверху вниз - хол. - т/о САОЗ - насос.


Это ясно, такое же объяснение я нашел в книге:

QUOTE
Существует еще одна схема работы - схема ОБРАТНОГО тока, когда т.н. забирается из холодной петли и затем, охлажденный в теплообменнике, поступает в горячую петлю. В этой схеме т.н. движется так:

Холодная петля -> арматура -> теплообменник -> насос -> горячая петля -> реактор


Но возникает другой вопрос - что за арматура, которая отбирает т/н из холодной петли и вливает в горячую? Просто штуцера, вваренные в ГЦТ? Какого примерно диаметра? На каком удалении от корпуса реактора?
И для меня принципиальный вопрос, штуцера эти - сверху патрубка, или снизу?

Сообщение отредактировал sqshq - 10.6.2014, 15:31
Go to the top of the page
 
+Quote Post
sqshq
сообщение 10.6.2014, 18:43
Сообщение #11


Новичок
*

Группа: Haunters
Сообщений: 17
Регистрация: 9.12.2012
Пользователь №: 33 721



Я нашел несколько схем ГЦТ, но ни на одной не стоит сносок к врезкам

Я выбрал лучшую и проставил сноски

Прошу, кто знает, укажите расшифровки номеров позиций:

Go to the top of the page
 
+Quote Post
Nut
сообщение 10.6.2014, 21:58
Сообщение #12


Постоянный участник
******

Группа: Patrons
Сообщений: 2 763
Регистрация: 17.5.2010
Пользователь №: 10 031



QUOTE(sqshq @ 10.6.2014, 18:43) *
сноски

То, что Вам нужно - 1. Но это только петля1. Остальные (всас TQ40, напоры 2 и 3-й) не здесь. Напоры в тр-ды ГЕ САОЗ, конечно (под и на).
Go to the top of the page
 
+Quote Post
sqshq
сообщение 10.6.2014, 22:15
Сообщение #13


Новичок
*

Группа: Haunters
Сообщений: 17
Регистрация: 9.12.2012
Пользователь №: 33 721



QUOTE(Nut @ 10.6.2014, 22:58) *
То, что Вам нужно - 1. Но это только петля1. Остальные (всас TQ40, напоры 2 и 3-й) не здесь. Напоры в тр-ды ГЕ САОЗ, конечно (под и на).


Спасибо. В книжках пишут, что у САОЗ низкого давления есть три канала, два из которых в ППР связывают гидроемкости с реактором, а только один - горячую и холодную нитку ОДНОЙ из петель

Получается, в режиме ремонтного расхолаживания теплосъем с АЗ происходит только по одной петле? В остальных трех - естественная циркуляция?

Сообщение отредактировал sqshq - 10.6.2014, 22:15
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Татарин
сообщение 10.6.2014, 23:27
Сообщение #14


Постоянный участник
******

Группа: Patrons
Сообщений: 2 427
Регистрация: 16.3.2011
Пользователь №: 32 318



Цитата(sqshq @ 10.6.2014, 22:15) *
Получается, в режиме ремонтного расхолаживания теплосъем с АЗ происходит только по одной петле? В остальных трех - естественная циркуляция?

Террористические вопросы какие-то. С намеком на диверсию. smile.gif
Go to the top of the page
 
+Quote Post
инженер_Гарин
сообщение 11.6.2014, 0:43
Сообщение #15


Эксперт
*****

Группа: Patrons
Сообщений: 1 591
Регистрация: 27.2.2011
Пользователь №: 32 100



QUOTE(sqshq @ 10.6.2014, 22:15) *
Спасибо. В книжках пишут, что у САОЗ низкого давления есть три канала, два из которых в ППР связывают гидроемкости с реактором, а только один - горячую и холодную нитку ОДНОЙ из петель

Получается, в режиме ремонтного расхолаживания теплосъем с АЗ происходит только по одной петле? В остальных трех - естественная циркуляция?


Какая может быть естественная циркуляция, если работает насос? это конечно не ГЦН, но кубов 800 он прокачивать могет в час
Go to the top of the page
 
+Quote Post
sqshq
сообщение 11.6.2014, 0:53
Сообщение #16


Новичок
*

Группа: Haunters
Сообщений: 17
Регистрация: 9.12.2012
Пользователь №: 33 721



QUOTE(инженер_Гарин @ 11.6.2014, 1:43) *
Какая может быть естественная циркуляция, если работает насос? это конечно не ГЦН, но кубов 800 он прокачивать могет в час


Ок. Но я так и не понял, САОЗ низкого давления в ППР работает на прокачку теплоносителя только в одной петле? В остальных что тогда получается, вялая циркуляция?
Go to the top of the page
 
+Quote Post
инженер_Гарин
сообщение 11.6.2014, 8:46
Сообщение #17


Эксперт
*****

Группа: Patrons
Сообщений: 1 591
Регистрация: 27.2.2011
Пользователь №: 32 100



QUOTE(sqshq @ 11.6.2014, 0:53) *
Ок. Но я так и не понял, САОЗ низкого давления в ППР работает на прокачку теплоносителя только в одной петле? В остальных что тогда получается, вялая циркуляция?



Ну если уровень снижен до разъема ГЦН вообще нет никакой ЕЦ, правильно? И не нужна она совсем в ремонтном режиме т.к. цель ЕЦ н.п. на ВВЭР-440 при ППР отводить тепло от АЗ, а на ВВЭР 1000 этим занимается система САОЗ.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
sqshq
сообщение 11.6.2014, 9:38
Сообщение #18


Новичок
*

Группа: Haunters
Сообщений: 17
Регистрация: 9.12.2012
Пользователь №: 33 721



QUOTE(инженер_Гарин @ 11.6.2014, 9:46) *
Ну если уровень снижен до разъема ГЦН вообще нет никакой ЕЦ, правильно? И не нужна она совсем в ремонтном режиме т.к. цель ЕЦ н.п. на ВВЭР-440 при ППР отводить тепло от АЗ, а на ВВЭР 1000 этим занимается система САОЗ.


Если уровень воды снижен, то насос качает впринципе против возможной естественной циркуляции (заливает АЗ сверху). Но с пониженным уровнем принципиально ясно, сейчас я о другом.

Спрашиваю про режим перегрузки топлива, когда заполнен весь объединенный объем и судя по книжкам, принудительную циркуляцию образовывают те же насосы САОЗ, но уже по прямоточной схеме.

Вопрос, который не дает покоя: в скольки петлях САОЗ низкого давления принудительно прокачивает теплоноситель в режиме перегрузки топлива? Во всех или только в одной?

Сообщение отредактировал sqshq - 11.6.2014, 9:46
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Nut
сообщение 11.6.2014, 20:51
Сообщение #19


Постоянный участник
******

Группа: Patrons
Сообщений: 2 763
Регистрация: 17.5.2010
Пользователь №: 10 031



QUOTE(sqshq @ 11.6.2014, 9:38) *
в скольки петлях САОЗ низкого давления принудительно прокачивает теплоноситель в режиме перегрузки топлива? Во всех или только в одной?[/b]

Давайте я отвечу, раз инженер не хочет. Можно по одной, а можно и вообще почти без петель. Подача от САОЗ в линию ГЕ САОЗ, сразу в опускной участок. После а.з. - в г.н. 4-й и не доходя до ПГ, сразу в л. расхолаж. Ну и через т/о опять - насос. Т.е. от петли (4-й) задействуется только небольшой участок г.н. Если подать в 1-ю (х.), то и там только небольшой уч-к х.н., а вых. - опять 4 г.н.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
sqshq
сообщение 12.6.2014, 0:09
Сообщение #20


Новичок
*

Группа: Haunters
Сообщений: 17
Регистрация: 9.12.2012
Пользователь №: 33 721



QUOTE(Nut @ 11.6.2014, 21:51) *
Давайте я отвечу, раз инженер не хочет. Можно по одной, а можно и вообще почти без петель. Подача от САОЗ в линию ГЕ САОЗ, сразу в опускной участок. После а.з. - в г.н. 4-й и не доходя до ПГ, сразу в л. расхолаж. Ну и через т/о опять - насос. Т.е. от петли (4-й) задействуется только небольшой участок г.н. Если подать в 1-ю (х.), то и там только небольшой уч-к х.н., а вых. - опять 4 г.н.

Понял, спасибо большое!

Значит задействована только одна горячая нитка и одна холодная (диаметрально противоположные), либо вообще только одна горячая и патрубок САОЗ Ду300 прямо к корпусу реактора.

Получается, остальные 3 горячие нитки в это время совсем простаивают? Происходит ли в них хотя бы вялый всас в штуцера САОЗ? Или там арматура в этих штуцерах?



Сообщение отредактировал sqshq - 12.6.2014, 0:49
Go to the top of the page
 
+Quote Post

2 страниц V   1 2 >
Reply to this topicStart new topic
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия Сейчас: 17.4.2024, 2:56