IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )



Нет регистрации на форуме? Вам сюда.
> Отказ от циркония ради безопасности: цена вопроса?
nakos
сообщение 25.11.2011, 3:21
Сообщение #1


Завсегдатай
****

Группа: Haunters
Сообщений: 615
Регистрация: 22.3.2011
Пользователь №: 32 748



Собственно тема в теме...
Какие альтернативы оболочкам ТВЭЛов существуют?
Навскидку, нержавейка. Придётся поднять обогащение; будут непроизводственные потери нейтронов и расход У235 возрастёт. Проблема водорода будет уменьшена, но не устранена. Но может быть это оправдано, хотя бы для станций старых и высокого риска, как Фука? Возможно отказ от циркония и переход на нержавеку - альтернатива закрытию АЭС?
Что думаете господа?

Сообщение отредактировал nakos - 25.11.2011, 3:28
Go to the top of the page
 
+Quote Post
 
Start new topic
Ответов
VBVB
сообщение 26.12.2012, 19:28
Сообщение #2


Постоянный участник
******

Группа: Patrons
Сообщений: 3 153
Регистрация: 16.3.2011
Из: Россия, Краснодар
Пользователь №: 32 291



Довольно познавательный и интересный маитериал относительно перспективы замены циркониевой оболочки твэлов на нержавеющую сталь для имеющихся в стране ВВЭРов и РБМК.
http://proatom.ru/modules.php?name=News&am...le&sid=4199
Авторы пишут, что за счет перехода на новое плотное композитное топливо с обогащением 4,95% по урану-235 возможно на ВВЭРах достигать выгорания около 100 ГВт*сут/тонн. Или соответственно, удлинить топливную компанию на 30% времени.
Для нового типа ядерного топлива, согласно расчетам:
QUOTE
Коэффициент воспроизводства увеличивается с 0,55 до 0,7. За счет этого увеличение кампании в эффективных днях может быть более 30% (до 500 дополнительных эффективных дней) или обогащение урана может быть снижено с 4.95 до 3.7%.
Преимущество в повышенной реактивности топлива можно использовать для увеличения времени между перегрузками, то есть увеличить КИУМ. При этом вместо годичного или полуторагодичного цикла можно перейти на двухгодичный цикл.


Сообщение отредактировал VBVB - 26.12.2012, 19:30


--------------------
"чтобы задать правильный вопрос, надо знать большую часть ответа" - Роберт Шекли
Go to the top of the page
 
+Quote Post
asv363
сообщение 27.12.2012, 2:16
Сообщение #3


Участник-писатель
*******

Группа: Patrons
Сообщений: 5 578
Регистрация: 20.8.2012
Из: Россия, Москва
Пользователь №: 33 670



QUOTE(VBVB @ 26.12.2012, 20:28) *
Довольно познавательный и интересный материал относительно перспективы замены циркониевой оболочки твэлов на нержавеющую сталь для имеющихся в стране ВВЭРов и РБМК.
http://proatom.ru/modules.php?name=News&am...le&sid=4199
Авторы пишут, что за счет перехода на новое плотное композитное топливо с обогащением 4,95% по урану-235 возможно на ВВЭРах достигать выгорания около 100 ГВт*сут/тонн. Или соответственно, удлинить топливную компанию на 30% времени.
Для нового типа ядерного топлива, согласно расчетам:


Однако, авторы статьи пишут:
QUOTE
1. Введение
Для обеспечения качественного скачка в разработке твэлов нового поколения и для повышения конкурентоспособности на рынке производства электроэнергии предлагается перейти от твэла контейнерного типа, возможности модификации которого практически исчерпаны, к твэлу дисперсионного типа на основе ураноемкого топлива U-Mo, U-Nb-Zr, U3Si с матрицей из циркониевых сплавов (METMET), обеспечивающей металлургическое сцепление и совместимость компонентов твэла. [1-3] (рис. 1). При этом без изменений остаются конструкция реактора, активной зоны и даже размеры, форма и материалы оболочки твэла.

Про стальную оболочку твэл (для ВВЭР), как я понял, это экстраполяция экспериментальных данных, по результатам работ НИИАР, проведенных по соглашению с авторами. Основная идея - другая структура твэла. Экветики всякие, опять же.
Разъясняйте, уважаемый VBVB. Если начинка, точнее засыпка твэла так хороша, зачем менять материал оболочки?
Go to the top of the page
 
+Quote Post
VBVB
сообщение 28.12.2012, 16:17
Сообщение #4


Постоянный участник
******

Группа: Patrons
Сообщений: 3 153
Регистрация: 16.3.2011
Из: Россия, Краснодар
Пользователь №: 32 291



QUOTE(asv363 @ 27.12.2012, 3:16) *
Про стальную оболочку твэл (для ВВЭР), как я понял, это экстраполяция экспериментальных данных, по результатам работ НИИАР, проведенных по соглашению с авторами. Основная идея - другая структура твэла. Экветики всякие, опять же.
Разъясняйте, уважаемый VBVB. Если начинка, точнее засыпка твэла так хороша, зачем менять материал оболочки?

Интересна следующая информация из вышеуказанного материала
QUOTE
Дисперсионные композиции с гранулами топлива из UO2, U-5Nb-5Zr и U3Si с циркониевой матрицей в оболочке из нержавеющей стали диаметром 5.8 мм были облучены при температурах в топливном сердечнике 350-500 °C до выгораний 0.8, 0.5 и 0.4 г-оск/см3 соответственно, что в пересчете на штатный твэл ВВЭР-1000 составляет 100, 67 и 53 МВт*сут/кгU без разгерметизации и изменения размеров топливного сердечника.

Смысл использовать нержавейку вместо циркония для материала оболочки твэла вытеакет из того, что предлагаемые авторами высокоураноемкие топлива являются композицией микрочастиц U-Mo, U-Nb-Zr, U3Si связанных матрицей из циркониевых сплавов, обеспечивающей металлургическое сцепление и совместимость компонентов твэла.
Авторами подразумевается, что новое топливо может перерабатываться безхимическим способом путем вскрытия оболочки твэла, вытряхивания сердечника, его дальнейшей механической деструкцци и последующей сепарацией (просеиванием) топливных частиц разного химического состава с разными размерами и плотностью.
QUOTE
Сначала, как в схеме DUPEC, нагревом из топлива удаляются газообразные продукты деления. Затем твэл подвергается небольшой деформации. Мостики из циркониевого матричного сплава между топливными гранулами разрушаются и содержимое твэла высыпается на сито, где более мелкие фракции выгоревшего порошка PuO2 и циркониевого матричного сплава отделяются от более крупных гранул металлического топлива, содержащего также образовавшийся плутоний.

Чтобы эта схема работала, нужно чтобы оболочка твэла была не циркониевая, поскольку в противном случае циркониевая матричная композиция, скрепляющая топливные микрочастицы в сердечнике твэла будет "прикипать" к циркониевой оболочке. Дня нержавейки степень сцепления с цирконий-основанной матрицей невелика и позволяют путем обжатия/обстукивания твэла раздробить сердечник и отделить от оболочки твэла.
IMHO, очень интересную идею товарищи предлагают.


--------------------
"чтобы задать правильный вопрос, надо знать большую часть ответа" - Роберт Шекли
Go to the top of the page
 
+Quote Post
asv363
сообщение 28.12.2012, 19:12
Сообщение #5


Участник-писатель
*******

Группа: Patrons
Сообщений: 5 578
Регистрация: 20.8.2012
Из: Россия, Москва
Пользователь №: 33 670



QUOTE(VBVB @ 28.12.2012, 17:17) *
...
Смысл использовать нержавейку вместо циркония для материала оболочки твэла вытеакет из того, что предлагаемые авторами высокоураноемкие топлива являются композицией микрочастиц U-Mo, U-Nb-Zr, U3Si связанных матрицей из циркониевых сплавов, обеспечивающей металлургическое сцепление и совместимость компонентов твэла.
Авторами подразумевается, что новое топливо может перерабатываться безхимическим способом путем вскрытия оболочки твэла, вытряхивания сердечника, его дальнейшей механической деструкцци и последующей сепарацией (просеиванием) топливных частиц разного химического состава с разными размерами и плотностью.

Чтобы эта схема работала, нужно чтобы оболочка твэла была не циркониевая, поскольку в противном случае циркониевая матричная композиция, скрепляющая топливные микрочастицы в сердечнике твэла будет "прикипать" к циркониевой оболочке. Дня нержавейки степень сцепления с цирконий-основанной матрицей невелика и позволяют путем обжатия/обстукивания твэла раздробить сердечник и отделить от оболочки твэла.
IMHO, очень интересную идею товарищи предлагают.


Вот. Спасибо! Идея стала понятна. smile.gif
Однако, обращаяясь по ссылке на сайт, текст статьи слегка менялся. В зависимости от метода доступа.
Из варианта на 18:30 28.12.2012, вход на AtomInfo.Ru, дапее на на Проатом.

Под Таблицей №1 читаем:
QUOTE
...Она включает в себя виброзасыпку смеси гранул топлива и матрицы в циркониевую оболочку твэла и капиллярную пропитку – кратковременный (1-5 минут) отжиг при температуре 840 – 900С (рис. 3)[1-3]. При этой температуре циркониевый сплав полностью расплавляется и под действием капиллярных сил перемещается и заполняет стыки между топливными гранулами, а также топливом и оболочкой, образуя металлургическое сцепление, что обеспечивает высокую теплопроводность топливного сердечника.


Под Таблицей №2 читаем:
QUOTE
...За счет наличия прочного диффузионного сцепления с циркониевой оболочкой и отсутствия хрупких интерметаллических соединений на границе оболочка – топливная композиция образцы твэлов показали высокую стойкость к термоциклированию (более 300 циклов теплового удара: нагрев до 500С – охлаждение в воде), что делает твэлы работоспособными в режиме переменных нагрузок.


Под Таблицей №3 читаем:
QUOTE
Дисперсионные композиции с гранулами топлива из UO2, U-5Nb-5Zr и U3Si с циркониевой матрицей в оболочке из нержавеющей стали диаметром 5.8 мм были облучены при температурах в топливном сердечнике 350-500 °C до выгораний 0.8, 0.5 и 0.4 г-оск/см3 соответственно, что в пересчете на штатный твэл ВВЭР-1000 составляет 100, 67 и 53 МВт*сут/кгU без разгерметизации и изменения размеров топливного сердечника.


Под рис. №6
QUOTE
Дисперсионные твэлы типа РБМК диаметром 13.6 мм и длиной 1000 мм с UO2 и матрицами из сплавов систем Zr-Fe-Be и Zr-Fe-Be-Cu испытывались в реакторе АМ (г. Обнинск) по режиму работы реактора РБМК (температура воды 280С, тепловой поток с поверхности 1.0 МВт/м2 гр.). Кампания составляла 5 лет, максимальное выгорание – 0.4 г-оск/см3. Твэлы сохранили герметичность. Изменение структуры и объема топливной композиции после облучения не произошло.

Вот бы кто-нибудь подтвердил. smile.gif

Итого, увидел обоснование использования сталей в оболочках твэлов для РБН и флотских реакторов. Как-то так.

Сообщение отредактировал asv363 - 28.12.2012, 19:14
Go to the top of the page
 
+Quote Post

Сообщений в этой теме
nakos   Отказ от циркония ради безопасности: цена вопроса?   25.11.2011, 3:21
Didro   Нержавейка еще позволит увеличить глубину выгорани...   25.11.2011, 13:11
alpha   Проблема водорода будет уменьшена А вентиляцией и...   25.11.2011, 13:37
nakos   Никто не говорит что нержавейка - панацея Безуслов...   25.11.2011, 20:55
alpha   Фишка в том, что если всё работает, то и вентиляци...   25.11.2011, 21:23
сергей   Будьте проще.А зачем отказываться от циркония?Если...   25.11.2011, 22:56
сергей   Прошу прощения за "неряшливость в ответе...   26.11.2011, 16:06
AtomInfo.Ru   Навскидку, нержавейка. Придётся поднять обогащение...   27.11.2011, 12:52
nakos   Обогащение выше 5% для мирных реакторов поднять не...   27.11.2011, 18:14
AtomInfo.Ru   ну это может не относиться к странам клуба Нет, т...   27.11.2011, 18:24
KTN   Обогащение выше 5% для мирных реакторов поднять не...   4.11.2012, 20:06
nakos   какие??   27.11.2011, 21:53
ДяДя ФеДоР   Обогащение выше 5% для мирных реакторов поднять не...   28.11.2011, 10:05
armadillo   а что там с кремнием? (карбидом или чем)   28.11.2011, 10:08
nakos   а что за причины? флюэнс штоли?   28.11.2011, 10:46
VBVB   а что за причины? флюэнс штоли? Видимо имеется вви...   29.11.2011, 10:48
VBVB   Кто нибудь сможет пояснить ситуацию с ростом цен н...   6.12.2011, 17:47
alex_bykov   Кто нибудь сможет пояснить ситуацию с ростом цен н...   10.1.2012, 16:33
alex_bykov   Собственно тема в теме... Какие альтернативы оболо...   5.11.2012, 0:16
pappadeux   Что-то просмотрел исходный вопрос, придётся отвеча...   6.11.2012, 0:09
Dozik   Что-то просмотрел исходный вопрос, придётся отвеча...   9.11.2012, 22:02
AtomInfo.Ru   Тут, кстати, на БН-600, "нержавейку" зав...   9.11.2012, 22:58
pappadeux   The Advanced LWR Nuclear Fuel Pathway is intended ...   6.11.2012, 0:11
VBVB   Довольно познавательный и интересный маитериал отн...   26.12.2012, 19:28
asv363   Довольно познавательный и интересный материал отно...   27.12.2012, 2:16
VBVB   Про стальную оболочку твэл (для ВВЭР), как я понял...   28.12.2012, 16:17
asv363   ... Смысл использовать нержавейку вместо циркония ...   28.12.2012, 19:12
Kapa6ac   Собственно тема в теме... Какие альтернативы оболо...   10.1.2013, 21:57
alex_bykov   Можно пойти и "в обход". Паро-цирконий у...   11.1.2013, 1:26
armadillo   а теплопроводность сама по себе разве не является ...   11.1.2013, 8:32
asv363   а теплопроводность сама по себе разве не является ...   12.1.2013, 1:46
VBVB   Погоня за безопасной атомной электрогенерацией, на...   12.1.2013, 2:59
Smith   Складывается ощущение, что есть определенные силы,...   13.1.2013, 15:44
VBVB   Попалась на глаза такая интересная информация А к...   21.1.2015, 17:34
AtomInfo.Ru   Подробнее здесь, хоть и более давние данные. Про ...   21.1.2015, 17:46
VBVB   Подробнее [url=http://www.mineral.ru/Facts/russia/...   21.1.2015, 18:21
asv363   Подробнее здесь, хоть и более давние данные. Про ...   23.1.2015, 8:05
Татарин   Про текущее состояние украинских поставок информац...   28.1.2015, 19:06
VBVB   А вот ещё вопрос: цирконий же не расходный, а конс...   28.1.2015, 20:23
alex_bykov   Однако думается, что если со временем придумают по...   28.1.2015, 22:13


Reply to this topicStart new topic
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия Сейчас: 3.8.2025, 21:31