IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )



Нет регистрации на форуме? Вам сюда.
> ЯЭУ в качестве двигателей гусеничной техники, Вынос из Атом в США
AtomInfo.Ru
сообщение 4.1.2017, 20:53
Сообщение #1


Модератор
*********

Группа: Clubmen
Сообщений: 25 382
Регистрация: 16.1.2007
Из: Обнинск
Пользователь №: 4



Небольшая заметка про американский проект ядерного танка (танка с атомным двигателем).
http://nationalinterest.org/blog/the-buzz/...s-nuclear-18918
Проект был отвергнут военными в середине 50-ых.

Интересно, что спустя несколько лет повести и рассказы о ядерном супертанке-переростке ("Боло") начал писать американский фантаст Кит Лаумер.
Во второй своей прошлой жизни он был американским дипломатом (и его сериал о дипломате Ретифе у нас перевели).
А в первой прошлой жизни Лаумер был офицером, причём занятым в оружейных НИОКР.

Впрочем, секретность Лаумер в какой-то мере соблюл. smile.gif
Его ядерный танк "Боло" выглядел так:

А настоящий ядерный танк стал бы каким-то таким:
Go to the top of the page
 
+Quote Post
 
Start new topic
Ответов
Дед Мороз
сообщение 5.1.2017, 15:05
Сообщение #2


Ветеран форума
*****

Группа: Patrons
Сообщений: 1 369
Регистрация: 11.8.2010
Пользователь №: 23 809



Угу, а теперь давайте вспомним, что танки в современной войне - это расходный материал и их уничтожают десятками. И думаем, что случится, если в такую штуковину попадкт современный ПТУР.
Так что, биозащита экипажа - это вовсе не самое слабое место.


--------------------
Есть две бесконечные вещи — Вселенная и человеческая глупость. Впрочем, насчёт Вселенной я не уверен. (с) Эйнштейн
Go to the top of the page
 
+Quote Post
VBVB
сообщение 5.1.2017, 20:53
Сообщение #3


Постоянный участник
******

Группа: Patrons
Сообщений: 3 153
Регистрация: 16.3.2011
Из: Россия, Краснодар
Пользователь №: 32 291



QUOTE(Дед Мороз @ 5.1.2017, 16:05) *
Угу, а теперь давайте вспомним, что танки в современной войне - это расходный материал и их уничтожают десятками. И думаем, что случится, если в такую штуковину попадкт современный ПТУР.
Так что, биозащита экипажа - это вовсе не самое слабое место.

Гусеничное шасси с ЯЭУ совсем необязательно должно являться основой для танка. На таком высокоавтономном гусеничном шасси можно больших габаритов высокомощную РЛС метрового диапазона разместить типа "Небо-М" да еще в купе с 4-8 ракетами для ближней самообороны. И иметь возможность минимального время развертывания/свертывания комплекса в районе пары минут, а не 15 минут как сейчас.

По сути ЯЭУ в качестве двигателя на гусеничном шасси позволяет создавать двух- и трехзвенные вездеходы на гусеничном ходу, которые могут являться высокоавтономными передвижными комплексами ПВО/ПРО и подвижными пусковыми установками крылатых ракет дальнего действия. И ценность таких энергоавтономных высокомобильных комплексов будет максимальна для труднодоступных удаленных мест типа северов российских, Камчатки и Сахалина.

Если же рассматривать мирный аспект, то такой многозвенный гусеничный вездеход с ЯЭУ может быть основой для высокоавтономной передвижной буровой установки для северов.

Сообщение отредактировал VBVB - 5.1.2017, 20:58


--------------------
"чтобы задать правильный вопрос, надо знать большую часть ответа" - Роберт Шекли
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Superwad
сообщение 10.1.2017, 15:14
Сообщение #4


Ветеран форума
*****

Группа: Patrons
Сообщений: 1 239
Регистрация: 24.8.2016
Пользователь №: 34 367



Цитата(VBVB @ 5.1.2017, 20:53) *
Гусеничное шасси с ЯЭУ совсем необязательно должно являться основой для танка. На таком высокоавтономном гусеничном шасси можно больших габаритов высокомощную РЛС метрового диапазона разместить типа "Небо-М" да еще в купе с 4-8 ракетами для ближней самообороны. И иметь возможность минимального время развертывания/свертывания комплекса в районе пары минут, а не 15 минут как сейчас.

По сути ЯЭУ в качестве двигателя на гусеничном шасси позволяет создавать двух- и трехзвенные вездеходы на гусеничном ходу, которые могут являться высокоавтономными передвижными комплексами ПВО/ПРО и подвижными пусковыми установками крылатых ракет дальнего действия. И ценность таких энергоавтономных высокомобильных комплексов будет максимальна для труднодоступных удаленных мест типа северов российских, Камчатки и Сахалина.

Если же рассматривать мирный аспект, то такой многозвенный гусеничный вездеход с ЯЭУ может быть основой для высокоавтономной передвижной буровой установки для северов.

Только вместо ВВЭР использовать СВБР - они компактнее (хотя и не легче).
Go to the top of the page
 
+Quote Post
VBVB
сообщение 11.1.2017, 8:39
Сообщение #5


Постоянный участник
******

Группа: Patrons
Сообщений: 3 153
Регистрация: 16.3.2011
Из: Россия, Краснодар
Пользователь №: 32 291



QUOTE(Superwad @ 10.1.2017, 16:14) *
Только вместо ВВЭР использовать СВБР - они компактнее (хотя и не легче).

Александр (модератор), как то упоминал, что по словам Тошинского был построен успешно работавший прототип малого СВБРа (видимо лодочный). Проект СВБР-10 не просто откуда не возьмись взялся.

Типичные танковые двигатели для бронемашин весом 60-70 тонн имеют мощность около 1-1,1 МВт, но предполагается их повышения мощности до 1,3-1,5 МВт. Если мы рассматриваем двухзвенный гусеничный вездеход с ЯЭУ с теневой биозащитой во втором звене, то можно ориентироваться на максимальный массу в 120-140 тонн. Чтобы уверенно и быстро тягать такой вездеход по гразным грязям и снегу грубо говоря нужна электрическая мощность около 1.4-1.6 МВт. Плюс необходимо учесть, что энергопотребление радара (ФАР или АФАР) такого высокомобильного комплекса ПВО будет на уровне 20-50 кВт. Т.е. необходимо уверенно иметь энергомощность около 1.5-1.7 МВт.

Уложится ли в предельную массу самоходного комплекса в 140 тонн ЯЭУ типа СВБР мощностью около 6-7 МВт(тепл) и 1.5-1.7 МВт(эл)?
Попадались данные, что СВБР-10 в полном сборе весит около 300 тонн, а сравнимая по мощности установка АБВ-6М мощностью около 38 МВт(тепл) и 6.5 МВт(эл) по проекту имеет массу около 200 тонн. Как бы не получилось, что потребная малая ЯЭУ на свинце-висмуте будет весить тонн 200.



--------------------
"чтобы задать правильный вопрос, надо знать большую часть ответа" - Роберт Шекли
Go to the top of the page
 
+Quote Post
LAV48
сообщение 11.1.2017, 12:34
Сообщение #6


Ветеран форума
*****

Группа: Patrons
Сообщений: 1 722
Регистрация: 14.3.2011
Из: 34
Пользователь №: 32 154



Цитата(VBVB @ 11.1.2017, 8:39) *
Плюс необходимо учесть, что энергопотребление радара (ФАР или АФАР) такого высокомобильного комплекса ПВО будет на уровне 20-50 кВт. Т.е. необходимо уверенно иметь энергомощность около 1.5-1.7 МВт.

Комплекс хоть и самоходный, но не думаю что требуется работа РЛС во время движения, либо можно работать при пониженной скорости (проходимости) движения. Т.е. суммировать ходовые и рабочие мощности не надо.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
VBVB
сообщение 12.1.2017, 4:25
Сообщение #7


Постоянный участник
******

Группа: Patrons
Сообщений: 3 153
Регистрация: 16.3.2011
Из: Россия, Краснодар
Пользователь №: 32 291



QUOTE(LAV48 @ 11.1.2017, 13:34) *
Комплекс хоть и самоходный, но не думаю что требуется работа РЛС во время движения, либо можно работать при пониженной скорости (проходимости) движения. Т.е. суммировать ходовые и рабочие мощности не надо.

Согласен.
Вряд ли понадобится такой режим энергопотребления, чтобы удирать на полной скорости с работающей РЛС на полной мощности и с отстрелом лазером подлетающих ракет.

В принципе, получается по логике, что описанный комплекс ПВО/ПРО на основе двухзвеньевого гусеничного шасси будет иметь ядерный реактор с турбиной на втором звене, и передавать большую часть выработанной электроэнергии на основное первое звено с электротрансмиссией, где будет обитать экипаж, будет пункт управления, РЛС и ракеты основные. Второе звено тоже должно быть самоходным и иметь средство самообороны в виде 2-4 ракет ближнего радиуса и гатлинг-типа автопушки.
Тогда получается, что масса второго звена из-за требованийй достаточной проходимости не должна превышать 70 тонн, т.е. вся ЯЭУ должна уложиться в массу не более чем в 60 тонн, а желательнее быть менее 55 тонн, учитывая немылый вес электромоторов требуемых для трансмиссии.

По сути, требуется относительно малогабаритная ЯЭУ мощностью около 1-1.5 МВт(эл) с горизонтальной компоновкой, чтобы высота самой ЯЭУ не превышала 3.5 метров, иначе кувыркнется второе звено где-нибудь на поворотах.
Из-за ограничений по массе и вертикальному габариту не годятся водо-водяные реакторы с естественной циркуляцией и не годится водо-водяной реактор интегрального типа. Видимо, не годится и ЯЭУ кипящего типа.
Наиболее подходящи в качестве энергоустановки: высокотемпературная газовая ЯЭУ и реактор на промежуточном нейтронном спектре типа малого СВБР-1,5.

Американская газотурбинная ЯЭУ ML-1, модернизированая версия которой предполагалась для установки на танк, имела при электрической мощности 253 кВт массу около 15 тонн. Можно предполагать, что аналогичная высокотемпературная газотурбинная ЯЭУ мощностью около 1-1.5 МВт(эл) должна весить не менее 50 тонн.
Отечественная высокотемпературно-газовая ТЯЭ "Гном" с тепловой мощностью 2.6 МВт, электрической мощностью 1,0 МВт имеет массу немного менее 60 тонн и подходит как по горизонтальной компоновке, так и по габаритам. Разработчики говорят, что автономная работа ЯЭУ "Гном" без перегрузки топлива может достигать 25 лет.

Относительно применимости малого СВБР в качестве силовой установки, отвечающей вышеупомянутым требованиям есть сильные сомнения, поскольку нет уверенности, что такой малый СВБР уложится в необходимые 60 тонн.

Т.е. несмотря на всю фантастичность идеи самоходного высокоавтономного универсального ЗРК с ЯЭУ технически это можно осуществить, поскольку все основные технологии уже у нас в стране имеются.

Сообщение отредактировал VBVB - 12.1.2017, 4:30


--------------------
"чтобы задать правильный вопрос, надо знать большую часть ответа" - Роберт Шекли
Go to the top of the page
 
+Quote Post
LAV48
сообщение 12.1.2017, 12:36
Сообщение #8


Ветеран форума
*****

Группа: Patrons
Сообщений: 1 722
Регистрация: 14.3.2011
Из: 34
Пользователь №: 32 154



Цитата(VBVB @ 12.1.2017, 4:25) *
требуется относительно малогабаритная ЯЭУ мощностью около 1-1.5 МВт(эл) с горизонтальной компоновкой

Тут ещё одна мысль скользнула. При отталкивании от существующих запросов мощности танковых моторов, надо иметь ввиду их механическую связь потребителями этой мощности. А какой КПД у той же КПП? Если уж приравниваем мощность на валу к электрической мощности с клемм, то нужно иметь ввиду, что современная электроника экономичнее механики.
Go to the top of the page
 
+Quote Post

Сообщений в этой теме
AtomInfo.Ru   ЯЭУ в качестве двигателей гусеничной техники   4.1.2017, 20:53
VBVB   Небольшая заметка про американский проект ядерного...   4.1.2017, 21:18
AtomInfo.Ru   Вы же транспортабельную гусенично-самоходную АЭС в...   4.1.2017, 21:30
VBVB   Касательно вопроса, склонен считать, что самое сла...   4.1.2017, 21:36
AtomInfo.Ru   А там была теневая радиационная защита экипажа тра...   4.1.2017, 21:41
VBVB   Касательно вопроса, склонен считать, что самое сла...   4.1.2017, 23:17
Дед Мороз   Угу, а теперь давайте вспомним, что танки в соврем...   5.1.2017, 15:05
VBVB   Угу, а теперь давайте вспомним, что танки в соврем...   5.1.2017, 20:53
Superwad   Гусеничное шасси с ЯЭУ совсем необязательно должно...   10.1.2017, 15:14
VBVB   Только вместо ВВЭР использовать СВБР - они компакт...   11.1.2017, 8:39
LAV48   Плюс необходимо учесть, что энергопотребление рада...   11.1.2017, 12:34
VBVB   Комплекс хоть и самоходный, но не думаю что требуе...   12.1.2017, 4:25
LAV48   требуется относительно малогабаритная ЯЭУ мощность...   12.1.2017, 12:36
VBVB   Тут ещё одна мысль скользнула. При отталкивании от...   12.1.2017, 22:11
Superwad   Александр (модератор), как то упоминал, что по сло...   11.1.2017, 13:39
pappadeux   ЗЫ. Можно с определенной оговоркой сказать, что эт...   11.1.2017, 19:49
pappadeux   Плюс необходимо учесть, что энергопотребление рада...   11.1.2017, 19:50
Pakman   Зачем современный? Видели, что старый добрый фагго...   5.1.2017, 15:21
Татарин   Зачем современный? Видели, что старый добрый фагго...   5.1.2017, 17:03
Pakman   :rolleyes:   5.1.2017, 17:45
AtomInfo.Ru   Нет, я, конечно, под столом :lol: но разврат всё-т...   5.1.2017, 18:21
VBVB   ЗРК на сегоднящний день самые дорогие (за исключен...   11.1.2017, 9:43
VBVB   Посчитаем, скольку урана нужно для работы ЯЭУ мощн...   12.1.2017, 22:42
jk18   С ЯЭУ же гусеничное шасси весом около 70-75 тонн с...   13.1.2017, 19:11
anarxi   Стационарное питание только на дежурной позиции в ...   13.1.2017, 19:18
Alexll   кстати, а экипаж (люди) , чем питаться будут, в т...   13.1.2017, 19:43
jk18   кстати, а экипаж (люди) , чем питаться будут, в т...   13.1.2017, 21:07
anarxi   белыми медведями :Pон занесен в "красную книг...   13.1.2017, 23:16
aprudnev   белыми медведями :P Ну, вся эта затея уж скорее н...   21.1.2017, 11:32
VBVB   ПВО - это цель №1. Поэтому они должны быть максима...   14.1.2017, 7:38
Ultranauth   Есть же довольно продвинутый проект РУГК для косми...   13.1.2017, 12:17
Татарин   А мне вот кажется, что это просто прекрасная ниша ...   13.1.2017, 21:10
Syndroma   Керамика из дешёвых и бросовых стронция-цезия на п...   13.1.2017, 23:48
Татарин   Большой минус, что при разрушении такого источника...   14.1.2017, 1:33
Syndroma   Как показывает опыт эксплуатации тех же РИГ-90, ра...   14.1.2017, 10:57
VBVB   А мне вот кажется, что это просто прекрасная ниша ...   14.1.2017, 8:25
VBVB   Гусеничное шасси с ЯЭУ очень подходит для создания...   16.1.2017, 12:11
VBVB   Интересно, что разные северные страны плотно следя...   17.1.2017, 10:48


Reply to this topicStart new topic
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия Сейчас: 18.6.2025, 14:45