Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() ![]()  | 
	
			
			  8.10.2018, 15:45
			
				 Сообщение
					#1
					
				
			 
		 | 
	|
| 
        	
				
					 Модератор ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Clubmen Сообщений: 25 496 Регистрация: 16.1.2007 Из: Обнинск Пользователь №: 4  | 
       
			
			 
				Если хотите историю про настоящее устойчивое топливо  
			
			
					
		Активная зона стенда собиралась не из кассет, а напрямую из твэлов. Наподобие карандашей в пенале. Как ни старались изготовить твэлы максимально точно, всё равно получились некоторые отклонения от заданных размеров с допусками. Первый стенд-то. Собрать зону полностью не удавалось, последние твэлы никак не лезли. Присутствовавший при сём процессе подполковник милиции ...н выразил вербальным способом озабоченность невыполнением плана проведения работ и взял всю ответственность на себя. Конструктора, среди которых был и Малых, к своему ужасу не смогли остановить процесс взятия ответственности. И подполковник лично загнал твэлы в активную зону. Молотком. Как показала эксплуатация стенда, ни один из твэлов герметичности в результате подобного способа загрузки не потерял. Вот такие раньше делали твэлы. И безо всякой толерантности  | 
	
| 
			
			 | 
	|
			
			  10.10.2018, 11:51
			
				 Сообщение
					#2
					
				
			 
		 | 
	|
| 
        	
				
        			 Ветеран форума ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Patrons Сообщений: 1 722 Регистрация: 14.3.2011 Из: 34 Пользователь №: 32 154  | 
       
			
			 
				Очень не толерантный подполковник оказался  
			
			
					
		 | 
	
| 
			
			 | 
	|
			
			  11.10.2018, 10:20
			
				 Сообщение
					#3
					
				
			 
		 | 
	|
| 
        	
				
					 Модератор ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Clubmen Сообщений: 25 496 Регистрация: 16.1.2007 Из: Обнинск Пользователь №: 4  | 
       
			
			 Очень не толерантный подполковник оказался  Подобных историй времён первых лет очень много. Кончались они по-разному, сильно зависело от людей. Например, Завенягин, оказавшись в схожей ситувции, крепко проорался и вышел за дверь. Рассудил, что если работа провалится, то и его, и конструктора П. и токаря А. расстреляют (два других участника события, и да, там не стенда касалось дело). Но если он будет дальше орать, то работа точно провалится. А вот если не станет мешать, то есть надежда на успех. Как показал результат, рассудил верно.  | 
	
| 
			
			 | 
	|
			
			  12.10.2018, 6:51
			
				 Сообщение
					#4
					
				
			 
		 | 
	|
| 
        	
				
        			 Ветеран форума ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Patrons Сообщений: 1 896 Регистрация: 8.5.2013 Из: Подмосковье Пользователь №: 33 796  | 
       
			
			 Если хотите историю про настоящее устойчивое топливо  Активная зона стенда собиралась не из кассет, а напрямую из твэлов. Наподобие карандашей в пенале. Как ни старались изготовить твэлы максимально точно, всё равно получились некоторые отклонения от заданных размеров с допусками. Первый стенд-то. Собрать зону полностью не удавалось, последние твэлы никак не лезли. Присутствовавший при сём процессе подполковник милиции ...н выразил вербальным способом озабоченность невыполнением плана проведения работ и взял всю ответственность на себя. Конструктора, среди которых был и Малых, к своему ужасу не смогли остановить процесс взятия ответственности. И подполковник лично загнал твэлы в активную зону. Молотком. Как показала эксплуатация стенда, ни один из твэлов герметичности в результате подобного способа загрузки не потерял. Вот такие раньше делали твэлы. И безо всякой толерантности А выколачивал взад постовой? Вопрос совершенно не праздный.  | 
	
| 
			
			 | 
	|
			
			  12.10.2018, 8:11
			
				 Сообщение
					#5
					
				
			 
		 | 
	|
| 
        	
				
					 Модератор ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Clubmen Сообщений: 25 496 Регистрация: 16.1.2007 Из: Обнинск Пользователь №: 4  | 
       |
| 
			
			 | 
	|
			
			  14.10.2018, 20:08
			
				 Сообщение
					#6
					
				
			 
		 | 
	|
| 
        	
				
					 Модератор ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Clubmen Сообщений: 25 496 Регистрация: 16.1.2007 Из: Обнинск Пользователь №: 4  | 
       
			
			 
				Так и не опознал никто подполковника  
			
			
					
		А ведь я упоминал его в исторических заметках. Именно ему Пинхасик докладывал о "получении практического опыта тушения горящего сплава натрий-калий". Собирал зону стенда 27/ВТ Демьян Михайлович Овечкин, донецкий шахтёр, позднее - энкаведешник, с 1946 года работавший у Завенягина (подсказка была дана более чем откровенная). С 1952 года он был главным инженером ФЭИ. Очень необычный человек. И сильный организатор. https://www.ippe.ru/founders/ovechkin  | 
	
| 
			
			 | 
	|
			
			  14.10.2018, 20:25
			
				 Сообщение
					#7
					
				
			 
		 | 
	|
| 
        	
				
					 Модератор ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Clubmen Сообщений: 25 496 Регистрация: 16.1.2007 Из: Обнинск Пользователь №: 4  | 
       
			
			 
				Отклонились от темы ветки, поэтому вынесу потом отдельно последние посты. 
			
			
					
		А пока продолжу. Dobryak, если бы проблема была только в том, как разобрать зону... Вопрос стоял по-другому. После сборки зоны стенд не смогли с первой попытки залить свинцом-висмутом. Сплав где-то замёрз и сформировал пробку. И надо было быстро догадаться, в чём дело. Без всяких современных методов контроля, расчётных кодов, не разбирая установку и т.д. В общем, проявить инженерный подход. Иногда спрашивают - за что дают Ленинские (теперь - Государственные) премии по закрытым спискам? Главный инженер стенда 27/ВТ Константин Иванович Карих получил её за сам стенд. А я бы дал ему за одну только заливку стенда свинцом-висмутом. Он нашёл ошибку проектантов в системе парового разогрева, из-за которой в установке образовалась холодная зона, в которой и замёрзла первая партия теплоносителя. И сходу придумал, как её исправить, не переделывая проект. И всё окончилось хорошо. P.S. А это Карих - http://elib.biblioatom.ru/text/fiziko-ener...is_2006/go,134/  | 
	
| 
			
			 | 
	|
			
			  15.10.2018, 15:36
			
				 Сообщение
					#8
					
				
			 
		 | 
	|
| 
        	
				
        			 Ветеран форума ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Patrons Сообщений: 1 896 Регистрация: 8.5.2013 Из: Подмосковье Пользователь №: 33 796  | 
       
			
			 Отклонились от темы ветки, поэтому вынесу потом отдельно последние посты. А пока продолжу. Dobryak, если бы проблема была только в том, как разобрать зону... Вопрос стоял по-другому. После сборки зоны стенд не смогли с первой попытки залить свинцом-висмутом. Сплав где-то замёрз и сформировал пробку. И надо было быстро догадаться, в чём дело. Без всяких современных методов контроля, расчётных кодов, не разбирая установку и т.д. В общем, проявить инженерный подход. Иногда спрашивают - за что дают Ленинские (теперь - Государственные) премии по закрытым спискам? Главный инженер стенда 27/ВТ Константин Иванович Карих получил её за сам стенд. А я бы дал ему за одну только заливку стенда свинцом-висмутом. Он нашёл ошибку проектантов в системе парового разогрева, из-за которой в установке образовалась холодная зона, в которой и замёрзла первая партия теплоносителя. И сходу придумал, как её исправить, не переделывая проект. И всё окончилось хорошо. P.S. А это Карих - http://elib.biblioatom.ru/text/fiziko-ener...is_2006/go,134/ В этих биографиях потрясает то, как участники тех событий схватывали то. чему обучены не были. Классический пример, наверное, Савелий Моисеевич --- я от других реакторщиков-теоретиков слышал дружное, что в Союзе он был № 1.  | 
	
| 
			
			 | 
	|
			
			  15.10.2018, 23:54
			
				 Сообщение
					#9
					
				
			 
		 | 
	|
| 
        	
				
					 Модератор ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Clubmen Сообщений: 25 496 Регистрация: 16.1.2007 Из: Обнинск Пользователь №: 4  | 
       
			
			 В этих биографиях потрясает то, как участники тех событий схватывали то. чему обучены не были. Так интернетов не было, а политоту модераторы жёстко пресекали в зародыше. Что ещё делать, как не хорошо работать? На самом деле, с одной стороны система выталкивала наверх таких людей. А с другой, ситуация, когда едва ли не каждый чих оборачивался новой нестандартной задачей, поощряла думать и самообучаться на ходу. Практически у всех первых аппаратов есть истории о возникавших серьёзных проблемах при пуске/начале эксплуатации и т.п., решавшихся за одну ночь (иногда - в буквальном смысле слова).  | 
	
| 
			
			 | 
	|
			
			  16.10.2018, 10:27
			
				 Сообщение
					#10
					
				
			 
		 | 
	|
| 
        	
				
        			 Частый гость ![]() ![]() ![]() Группа: Haunters Сообщений: 250 Регистрация: 12.10.2010 Пользователь №: 32 047  | 
       
			
			 
				Про аварию на 645 проекте на ТЖМТ не говорили?
				
				
				
			 
			
			
					
		 | 
	
| 
			
			 | 
	|
			
			  16.10.2018, 10:51
			
				 Сообщение
					#11
					
				
			 
		 | 
	|
| 
        	
				
					 Модератор ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Clubmen Сообщений: 25 496 Регистрация: 16.1.2007 Из: Обнинск Пользователь №: 4  | 
       
			
			 Про аварию на 645 проекте на ТЖМТ не говорили? Специально - нет. Были иностранцы, негоже при них о лодках в подробностях. Юрий Иванович в одной из реплик с места, если её причесать, высказался так: 1) коррозии не было; 2) была неудачная технология перегрузки, из-за которой примеси взбаламутились и всплыли, перекрыв часть сечения; 3) заметили, что что-то неладно с реактором левого борта, ещё на заводе и поставили ограничение на разрешённую мощность 80%; 4) к сожалению, на лодке мощность поднимали, из-за чего была повреждена зона. О последующих событиях, когда погибли люди, не говорилось. P.S. Воспоминания лейтенанта, который управлял реактором левого борта в момент аварии, есть в сети. Можете найти сами. Там есть важные моменты - например, что более опытный управленец правого реактора отказался поднимать мощность свыше 50%, сославшись на насосы.  | 
	
| 
			
			 | 
	|
			
			  16.10.2018, 12:52
			
				 Сообщение
					#12
					
				
			 
		 | 
	|
| 
        	
				
        			 Частый гость ![]() ![]() ![]() Группа: Haunters Сообщений: 250 Регистрация: 12.10.2010 Пользователь №: 32 047  | 
       
			
			 P.S. Воспоминания лейтенанта, который управлял реактором левого борта в момент аварии, есть в сети. Можете найти сами. Там есть важные моменты - например, что более опытный управленец правого реактора отказался поднимать мощность свыше 50%, сославшись на насосы. Я читал, что написал Офман. Думал, что на конференции что-нибудь новое скажут.  | 
	
| 
			
			 | 
	|
			
			  16.10.2018, 13:13
			
				 Сообщение
					#13
					
				
			 
		 | 
	|
| 
        	
				
					 Модератор ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Clubmen Сообщений: 25 496 Регистрация: 16.1.2007 Из: Обнинск Пользователь №: 4  | 
       |
| 
			
			 | 
	|
			
			  21.9.2019, 20:38
			
				 Сообщение
					#14
					
				
			 
		 | 
	|
| 
        	
				
					 Модератор ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Clubmen Сообщений: 25 496 Регистрация: 16.1.2007 Из: Обнинск Пользователь №: 4  | 
       
			
			 Если хотите историю про настоящее устойчивое топливо  А это его статья на основе доклада на ТЖМТ-2018. https://vant.ippe.ru/images/pdf/2019/2-14.pdf  | 
	
| 
			
			 | 
	|
			
			  20.7.2020, 9:51
			
				 Сообщение
					#15
					
				
			 
		 | 
	|
| 
        	
				
					 Модератор ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Clubmen Сообщений: 25 496 Регистрация: 16.1.2007 Из: Обнинск Пользователь №: 4  | 
       
			
			 
				Это схема стенда-предшественника 27/ВТ. 
			
			
					
		Стенд «Л-1», позднее известный как стенд 150. Он был построен в Подольске и пущен в 1952 году. На нём отрабатывалось обращение с металлическими теплоносителями, в частности, со свинцом-висмутом. Для обнинского 27/ВТ на стенде 150 испытывались КИП, арматура и иное оборудование. кликабельно ![]()  | 
	
| 
			
			 | 
	|
![]() ![]()  | 
	
| Текстовая версия | Сейчас: 4.11.2025, 15:55 |