Цитата(Old Nick @ Mar 17 2007, 12:01 AM)

Что касается правовых аспектов - означает ли это, что если Иран предоставит (если еще не предоставил) все информацию предусмотреную системой гарантий МАГАТЭ без прекращения обогащения урана, то к нему все равно применят санкции со стороны СБ ООН, т.к. он формально нарушит его решение?
Хорошо, давайте рассмотрим поподробнее.
У МАГАТЭ есть два основных документа, исполнять которые обязаны все страны, не обладающие ядерным оружием и участвующие в ДНЯО:
[1] соглашение о всеобъемлющих гарантиях;
[2] дополнительный протокол к этому соглашению.
Первый документ обязателен к подписанию, второй факультативен (но желателен). Второй документ более строгий, чем первый. Например, в первом документе под гарантии не попадают производства тяжелой воды и т.д.
Иран подписал первый документ еще при шахе. Второй документ он подписал только в 2003 году, но не ратифицировал, хотя некоторое время исполнял добровольно.
Это об обязательствах Ирана. Теперь о том, что делает с ними МАГАТЭ. Контролируя их исполнение, МАГАТЭ может дать следующие позитивные заключения:
[1] declared nuclear material has not been diverted;
[2] no undeclared nuclear material or activities exist.
Первое заключение означает, что все показанные в декларациях (и только они!) государства ядерные материалы не используются в военных целях. Второй тип заключения более сильный: в государстве вообще отсутствуют незаявленные ядерные материалы и виды деятельности. Иными словами, первый тип заключения эквивалентен "не пойман, не вор", и только второй тип снимает с государства любые обвинения.
Вернемся к Ирану. Он тщательно и корректно исполняет сейчас свои обязательства по соглашению о гарантиях (первый документ), а МАГАТЭ честно дает ему заключение первого типа (не пойман, не вор). Для того, чтобы МАГАТЭ смогло снять с Ирана все подозрения, нужно сделать три вещи:
[1] ратифицировать (или возобновить добровольное исполнение) дополнительный протокол, т.к. без него МАГАТЭ заключение второго типа не дает;
[2] ответить на все вопросы МАГАТЭ по прошлому иранской ядерной программы (неоднозначности с объяснением происхождения следов обогащенного урана, несоответствие данных по экспериментам с плутонием и т.п.);
[3] ответить на все вопросы МАГАТЭ, сформулированные на основе разведданных, переданных в МАГАТЭ третьими странами.
Первый пункт зависит только от Ирана. По второму пункту МАГАТЭ считает, что сотрудничество Ирана не достаточно активно и очень формально. Третий пункт потребует допуска инспекторов на военные объекты Ирана, что выходит за рамки даже доп.протокола. Но без выполнения этих трех пунктов МАГАТЭ не закроет ядерное досье и не даст Ирану заключения второго типа.
О таком положении дел секретариат МАГАТЭ информировал политический орган (совет управляющих МАГАТЭ). Совет управляющих призывал Иран выполнить три пункта, а также приостановить работы по обогащению урана и строительству реактора в Араке. Призывы совета управляющих носили характер рекомендательных и в части приостановки были спорными, но именно этот орган впервые сформулировал подобные требования.
Далее к делу подключился Совет Безопасности ООН. Он всего лишь повторил требования совета управляющих МАГАТЭ, но подкрепил их своей властью и сделал их обязательными для исполнения.
Теперь можно ответить на исходный вопрос. Ключевым моментом для иранского досье были, есть и будут три пункта МАГАТЭ. Если Иран выполнит их, то МАГАТЭ придется дать ему заключение второго типа, и формальные причины для требования о приостановке исчезнут. Совету Безопасности придется принять к сведению, что претензий к Ирану более нет, и пересмотреть свое решение.
Но остаются прошлые нарушения, пусть и полностью устраненные и до конца расследованные. Совет Безопасности может теоретически назначить Ирану наказание за прошлые грехи в виде лишения права на обогащение урана и химпереработку ОЯТ сроком на ... лет или на неограниченный срок. В этом случае все будет зависеть только от политиков, а не атомщиков или юристов.