Отечественный морской атом, Ледоколы, надводные корабли, подлодки и др. |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Отечественный морской атом, Ледоколы, надводные корабли, подлодки и др. |
Nucon |
11.5.2014, 9:45
Сообщение
#201
|
Guests |
Ок. Я за, просвещайте. Лодочный/судовой реактор маленький, так что там все ксеноновые процессы мажорируются утечкой и влияния не оказывают, тут согласен. А вот по топливу... Обогащение выше, керамика UO2, вероятно, в стальной оболочке, удельная мощность ниже в разы, но не на порядки. С точки зрения большей устойчивости оболочки к PCI согласен, хотя этому есть предел, по при 5%/с вы из керамики получите гранулят - слишком в ней велики градиенты температуры для сохранения геометрической стабильности. В чём я не прав? Топливо интерметалид в стальной оболочке. Перепад температур от "условного центра" до поверхности/потока, без зазора, ну скажем 50/100 градусов всего (ну к примеру 450 в "условном" центре ТВЭЛа) соответственно. Про геометрию расписывать не буду, но условный диаметр оболочки ок 7 мм. Обратите внимание на слово "условный". То есть? Никакой керамики. Да, есть хорошие перспективы для кермета, но не для морских, а скорее для маленьких реакторов плавучек. То, что тут выше раписал порезано про топливо и реакторы, полная порезано. Еще раз скажу, "маленький" реактор, установка, сильно отличается по составу (важно), по динамике, по процессам. Конечно, если разговаривать на уровне и там и там т/д цикл одинаковый, то конечно можно даже провести параллели. Но лишь на таком уровне. Все маленькие современные легководники с подкипанием, 6-8% пара на выходе, близкие к давлению насыщения. Самая близкая схема, это КАРЕМ. Но и у него параметры не совсем те. Даже КЛТ-40 уже прошлый век. Надежная и рабочая машина, но увы, уже старая. Все управление мощностью только питательным клапаном. Открыл, закрыл. Да есть перерегулирования. Кстати как раз доклад должен делать через месяц на эту темку. Сообщение отредактировал AtomInfo.Ru - 11.5.2014, 11:11
Причина редактирования: Личный выпад удалён. Мат тоже - в России материться в СМИ теперь нельзя, а форум есть часть СМИ. - Модератор.
|
|
|
11.5.2014, 18:05
Сообщение
#202
|
|
Участник-писатель Группа: Patrons Сообщений: 5 578 Регистрация: 20.8.2012 Из: Россия, Москва Пользователь №: 33 670 |
И что навозражали? НИЧЕГО... переучит человека с маленькго аппарата на большой можно, с большого на маленький, никогда. Это как летчика транспортника пересадить на истребитель... Не пиши сюда больше. Твои резкие высказывания дискредитируют адекватных участников форума, в силу разных обстоятельств проживающих сейчас в США или Канаде. |
|
|
11.5.2014, 19:13
Сообщение
#203
|
|
Эксперт Группа: Уровень доступа - 2 Сообщений: 3 885 Регистрация: 9.6.2007 Из: Обнинск-Москва Пользователь №: 89 |
Топливо интерметалид в стальной оболочке. Перепад температур от "условного центра" до поверхности/потока, без зазора, ну скажем 50/100 градусов всего (ну к примеру 450 в "условном" центре ТВЭЛа) соответственно. Про геометрию расписывать не буду, но условный диаметр оболочки ок 7 мм. Обратите внимание на слово "условный". То есть? Никакой керамики. Да, есть хорошие перспективы для кермета, но не для морских, а скорее для маленьких реакторов плавучек. То, что тут выше раписал порезано про топливо и реакторы, полная порезано. Еще раз скажу, "маленький" реактор, установка, сильно отличается по составу (важно), по динамике, по процессам. Конечно, если разговаривать на уровне и там и там т/д цикл одинаковый, то конечно можно даже провести параллели. Но лишь на таком уровне. Все маленькие современные легководники с подкипанием, 6-8% пара на выходе, близкие к давлению насыщения. Самая близкая схема, это КАРЕМ. Но и у него параметры не совсем те. Даже КЛТ-40 уже прошлый век. Надежная и рабочая машина, но увы, уже старая. Все управление мощностью только питательным клапаном. Открыл, закрыл. Да есть перерегулирования. Кстати как раз доклад должен делать через месяц на эту темку. Ключевое слово выделил. Это меняет всё (появляются иные проблемы, но тех, о которых шла речь, быть не может. Nucon, спасибо! Про интерметаллид не знал, думал, у нас его нет. -------------------- С уважением
Александр Быков |
|
|
11.5.2014, 22:39
Сообщение
#204
|
|
Эксперт Группа: Clubmen Сообщений: 621 Регистрация: 17.9.2007 Пользователь №: 802 |
Надо сказать, что любой проект это своеобразный перечень положительных и отрицательных качеств. И дело не в том, какие гениальные люди в АЭПе, ОКБМ, Вестингаузе, или АЕСЛ. Любой проект есть баланс определенный качеств, и многие из которых вытекают как последствия определенных выбранных options - размеры, физика, etc.
Реакторы CANDU тоже имеют кипение ~ 4%, и требуют практически очень быстрых скоростей расхолаживания/разогрева (дабы минимизировать "выпадание" легирующих элементов по граням кристаллов циркониевых топливных каналов (Pressure Tubes). Потому, скорости в них тоже лимитируются тепловыми возможностями турбины, а не реактора или корпуса реактора как на LWRs. Это кстати было одной из основных advantages во время blackout in North America. Многие реакторы CANDU остались работающими (Islanding mode of operation) и были способны быстро раскрутить турбогенераторы и помогли поднять электрические сети. Следующее можно отнести к приколам... но это правдивая история. Когда во время лицензирования ACR-700 в NRC, один из нанятых независимых консультантов узнал, что реакторы CANDU имеют отсечную задвижку между 1м контуром и Компенсатором Давления - консультат аж побледнел в лице. Когда команда AECL ему обьяснила, что их там аж две последовательно (single failure) - консультант натурально схватился за сердце Просто надо понимать, что проекты они разные - маленькие/большие..., скорее много других параметров определяют plant response. |
|
|
11.5.2014, 23:12
Сообщение
#205
|
|
Модератор Группа: Clubmen Сообщений: 24 892 Регистрация: 16.1.2007 Из: Обнинск Пользователь №: 4 |
От модератора.
Уважаемые участники, будем сдержаннее друг к другу. |
|
|
Nucon |
12.5.2014, 1:44
Сообщение
#206
|
Guests |
Ключевое слово выделил. Это меняет всё (появляются иные проблемы, но тех, о которых шла речь, быть не может. Nucon, спасибо! Про интерметаллид не знал, думал, у нас его нет. Ну что вы. Он был более 30 лет назад. Более того, по моему мнению частичное "раскрытие" установок "Таймыра" и "Вайгача" сыграло на руку прогрессу в гражданской отрасли, ну пускай в части "малышей". Мне кажется, что количество/число разновидностей зон испытанных/отработавших на ледоколах едва ли не больше чем на стендах и в составе горячих сборок. |
|
|
12.5.2014, 3:05
Сообщение
#207
|
|
Ветеран форума Группа: Patrons Сообщений: 1 167 Регистрация: 3.1.2012 Из: Нижний Новгород Пользователь №: 33 533 |
|
|
|
Nucon |
12.5.2014, 3:52
Сообщение
#208
|
Guests |
|
|
|
Nucon |
12.5.2014, 3:52
Сообщение
#209
|
Guests |
|
|
|
12.5.2014, 4:01
Сообщение
#210
|
|
Завсегдатай Группа: Haunters Сообщений: 759 Регистрация: 28.9.2012 Из: Russia, Moscow Пользователь №: 33 685 |
Да бросьте. Я в США живу и в Американском Курчатнике работаю. В настоящее время они и от США, и от России отстают по качественному уровню лет на сорок. Похоже, на их лодках ВВЭРы самого первого поколения: шумные, с топливом UO2 малого обогащения, требующие частых перегрузок. Не в наших интересах менять эту ситуацию. Вспомните японскую империю: они технологиями (особенно военными) принципиально с заграницей не делились. КНР так же к нам относится. После нелегального копирования С-300, Су-27, бронетехники, у многих в России отношение к ним поменялось. Сообщение отредактировал KTN - 12.5.2014, 4:06 |
|
|
12.5.2014, 4:30
Сообщение
#211
|
|
Эксперт Группа: Clubmen Сообщений: 621 Регистрация: 17.9.2007 Пользователь №: 802 |
Эх..., раз пошла такая пьянка - режь последний огурец
"In 2004, credible Russian sources warned the EMP Commission that design information and "brain drain" from Russia had transferred to North Korea the capability to build a Super-EMP nuclear weapon "within a few years." In 2006 and again in 2008, North Korea tested a nuclear device of very low yield, 1-3 kilotons, and declared these tests successful". Читается взахлеб, датирована 8 Мая Какие тут Китайские коммунисты, "доверенный источник из России сообщает в Homeland Security USA", no comment |
|
|
Nucon |
12.5.2014, 4:34
Сообщение
#212
|
Guests |
В настоящее время они и от США, и от России отстают по качественному уровню лет на сорок. Похоже, на их лодках ВВЭРы самого первого поколения: шумные, с топливом UO2 малого обогащения, требующие частых перегрузок. Не в наших интересах менять эту ситуацию. Вспомните японскую империю: они технологиями (особенно военными) принципиально с заграницей не делились. КНР так же к нам относится. После нелегального копирования С-300, Су-27, бронетехники, у многих в России отношение к ним поменялось. Читал очень хвалебную статью про них. Кто знает. Я не думаю, что они сегодня рядом с США и Россией. Но в первой 5-ке наверное, хотя... не знаю. Индия опять же, Франция конечно. ВБ в расчет не берем. Сообщение отредактировал Nucon - 12.5.2014, 4:49 |
|
|
18.11.2014, 20:23
Сообщение
#213
|
|
Ветеран форума Группа: Patrons Сообщений: 1 167 Регистрация: 3.1.2012 Из: Нижний Новгород Пользователь №: 33 533 |
По этой новости: http://atominfo.ru/newsj/q0560.htm
Я отслеживал: http://dmitry-v-ch-l.livejournal.com http://www.sailwx.info/shiptrack/shipposit...phtml?call=UGYU Ледокол два с половиной месяца ошивался около Северной Земли, и только в последние две недели в районе Новосибирских островов. Что-то непохоже на проводку, по крайней мере большую часть времени. |
|
|
18.11.2014, 20:41
Сообщение
#214
|
|
Ветеран форума Группа: Patrons Сообщений: 1 167 Регистрация: 3.1.2012 Из: Нижний Новгород Пользователь №: 33 533 |
Да, и в тв-сюжетах пару-тройку недель назад по поводу исследований на заявку, он мелькал.
|
|
|
15.2.2015, 19:01
Сообщение
#215
|
|
Постоянный участник Группа: Patrons Сообщений: 3 147 Регистрация: 16.3.2011 Из: Россия, Краснодар Пользователь №: 32 291 |
О том как коррозия корпуса снижает характеристики отечественных атомных ледоколов. Познавательно.
http://www.proatom.ru/modules.php?name=New...le&sid=5536 QUOTE Cравнительные натурные испытания показали, что ледопроходимость ледокола «Арктика» через 8 лет эксплуатации снизилась почти на 27%, что соответствует потере около 50% мощности ЯЭУ. Иными словами, по сравнению с новым (гладким) корпусом расход ядерного топлива у ледокола с шероховатым корпусом увеличился в 2 раза. Через 8-10 лет после начала эксплуатации в Арктике частота пребывания таких ледоколов в условиях облипания достигает 25% от общего ходового времени во льдах за зимнюю навигацию. Потери средних скоростей при этом составляют около 50%. Ухудшающаяся ледовая ходкость вызывает необходимость работы на повышенных мощностях даже в относительно легких ледовых условиях, что влечет к хроническому перерасходу топлива. В результате быстрого истирания лакокрасочных покрытий наружная обшивка находится в постоянном контакте с коррозионно активной средой и подвергается интенсивной коррозии, приводя к значительному снижению эффективности работы во льдах. Так ледопроходимость ледокола «Арктика» за 8 лет эксплуатации снизилась на 27%. Это соответствует потере около 50 % мощности ЯЭУ и по сравнению с гладким корпусом увеличивает расход топлива более чем в 2 раза. Десятки килограмм дорогущего высокообогащенного ледокольного ядерного топлива раходуются впутую из-за пренебрежения относительно небольшими вложениями (всего около 0,3% от полной стоимости атомного ледокола) в нержавеющий пояс и хорошую электрохимическую защиту корпуса. Охренеть просто, через 8 лет эксплуатации из-за язвенной коррозии корпуса ледокола требуется двойной расход ядерного топлива на выполнение обычных операций ледовой проводки... Сообщение отредактировал VBVB - 15.2.2015, 19:08 -------------------- "чтобы задать правильный вопрос, надо знать большую часть ответа" - Роберт Шекли
|
|
|
15.2.2015, 20:49
Сообщение
#216
|
|
Ветеран форума Группа: Patrons Сообщений: 1 343 Регистрация: 11.8.2010 Пользователь №: 23 809 |
Ну, 0,3% от полной стоимости атомного ледокола - это тоже не кот наплакал, а несколько миллионов долларов.
Сообщение отредактировал Дед Мороз - 15.2.2015, 20:50 -------------------- Есть две бесконечные вещи — Вселенная и человеческая глупость. Впрочем, насчёт Вселенной я не уверен. (с) Эйнштейн
|
|
|
15.2.2015, 21:02
Сообщение
#217
|
|
Постоянный участник Группа: Patrons Сообщений: 3 147 Регистрация: 16.3.2011 Из: Россия, Краснодар Пользователь №: 32 291 |
Ну, 0,3% от полной стоимости атомного ледокола - это тоже не кот наплакал, а несколько миллионов долларов. Там в статье есть оценки удорожания стоимости постройки нового атомного ледокола типа ЛК-60Я с ЯЭУ мощностью 60 МВт на валах с плакированной сталью для корпуса и системой ЭХЗ. QUOTE Удорожание поставки 800 т плакированной стали составит ориентировочно 50 млн. руб. Примерно столько же составит стоимость поставки оборудования системы катодной защиты (ледостойкие аноды и электроды сравнения, источники питания). В итоге, при уже выделенном финансировании на строительство ледокола в объеме 37 млрд. рублей реализация предлагаемых мероприятий составит всего около 0,3% от его стоимости. Т.е. удорожание проекта за счет применения нижнего пояса корпуса ледокола из нержавеющей стали и платино-ниобиевых анодных электродов с источниками питания - около 100 млн. руб. Так что не сильно много по нынешним ценам. А вот какие затраты на избыточное ядерное топливо из-за коррозионных ухудшения ходовых характеристик атомного ледокола на протяжении его срока службы до очередных ремонтных работ не написано. Но в принципе посчитать ориентировочно стоимость избытка ядерного топлива наверно можно попытаться. Сообщение отредактировал VBVB - 15.2.2015, 21:38 -------------------- "чтобы задать правильный вопрос, надо знать большую часть ответа" - Роберт Шекли
|
|
|
15.2.2015, 21:37
Сообщение
#218
|
|
Постоянный участник Группа: Patrons Сообщений: 3 147 Регистрация: 16.3.2011 Из: Россия, Краснодар Пользователь №: 32 291 |
Точных данных по характеристикам ЯППУ РИТМ-200 нигде в открытом доступе нет, однако перерасход топлива оценить можно если на имеющуюся информацию о предыдущих проектов ледокольных ЯППУ опираться.
Если взять из статьи данные о влияние срока службы л/к типа «Капитан Сорокин» на характеристики ледопроходимости и применить их к большому атомному ледоколу, то тогда получается интересная картина. За 10 лет эксплуатации атомного ледокола типа типа ЛК-60Я с корпусом из корродирующей высокопрочной стали ухудшение характеристик корпуса приведет к избыточным затратам ядерного топлива по урану-235 в эквиваленте 2,62 млн долларов. И срок эксплуатации до перезарядки а.з. на 2 года сократится. Т.е. авторы статьи разумные вещи пишут, что глупо экономить на нержавейке для корпуса и на платине для анодов защитных при строительстве нового ледокола. Даже до первой перезарядки реакторов избыточные затраты на топливо из-за ухудшения ходовых характеристик и ледопроходимости выйдут почти в два раза дороже экономии на материалы для защиты от коррозии корпусов новых атомных ледоколов типа типа ЛК-60Я. Сообщение отредактировал VBVB - 15.2.2015, 22:05 -------------------- "чтобы задать правильный вопрос, надо знать большую часть ответа" - Роберт Шекли
|
|
|
16.2.2015, 4:05
Сообщение
#219
|
|
Участник-писатель Группа: Patrons Сообщений: 5 578 Регистрация: 20.8.2012 Из: Россия, Москва Пользователь №: 33 670 |
Если взять из статьи данные о влияние срока службы л/к типа «Капитан Сорокин» на характеристики ледопроходимости и применить их к большому атомному ледоколу, то тогда получается интересная картина. За 10 лет эксплуатации атомного ледокола типа типа ЛК-60Я с корпусом из корродирующей высокопрочной стали ухудшение характеристик корпуса приведет к избыточным затратам ядерного топлива по урану-235 в эквиваленте 2,62 млн долларов. И срок эксплуатации до перезарядки а.з. на 2 года сократится. Т.е. авторы статьи разумные вещи пишут, что глупо экономить на нержавейке для корпуса и на платине для анодов защитных при строительстве нового ледокола. Даже до первой перезарядки реакторов избыточные затраты на топливо из-за ухудшения ходовых характеристик и ледопроходимости выйдут почти в два раза дороже экономии на материалы для защиты от коррозии корпусов новых атомных ледоколов типа типа ЛК-60Я. К указанным Вами доводам, можно добавить строго экономические, а именно недополученную выручку, связанную с сокращением срока эксплуатации. Для примера, на сайте ФГУП "Атомфлот" есть тарифы и правила их применения к судам разных классов при проводке, утвержденные ФСТ. В каком из документов определяется валовая вместимость судна не подскажу, (в интернернетиках везде реклама), грубо это сумма объёма под верхней палубой и объёмов надстроек, предназначенных для перевозки грузов и пассажиров, за вычетом объёма балластных цистерн. Плюс добавить умножене на длительность (в сутках) проводки. В жизни, конечно, всё определяется контрактом. Как это происходило в 90-х на Владике-2 (ДВ), лучше я промолчу. В итоге, небольшие суммы в рублях умножаются на ВВС и длительность (и сложность) проводки. Это был предел по сумме. Простой АЛ на 2 года - гораздо больший убыток, нежели 0,3%. Думаю, Вам про стратегический характер нашего АЛФ напомнать не надо. Нужно просто работать, в срок и за деньги, которые были согласованы. Может кого тема и заинтересует. P.S. Пара полезных ссылок: http://www.nsra.ru/ru/tarrifs_for_icebreak...scort_atomflot/ (не уверен, что вся информация доступна) и Министерсво транспорта РФ. |
|
|
17.2.2015, 0:30
Сообщение
#220
|
|
Ветеран форума Группа: Patrons Сообщений: 1 343 Регистрация: 11.8.2010 Пользователь №: 23 809 |
Хм, получается, что суммы затрат и экономии - вполне сравнимые. Так как приведенный пример со стоимостью нового ледокола - это цены 2013 года (а, по-моему, там стоимость озвучивалась 44 млрд., а не 37), предлагаю доллар считать по-старому 30 р/доллар).
Тогда 100 млн руб - это 3,3 млн долларов, причем их нужно выложить сразу. Экономия - 2,5 млн долларов, причем в течение 10 лет, причем с уклоном "вправо" (чем старше ледокол - тем больше потери, которые планируется устранить). В общем, с первого взгляда мероприятие сомнительное. Возможно, имеются дополнительные статьи экономии. А, возможно, имеются менее дорогостоящие варианты, как защитить корпус от износа. -------------------- Есть две бесконечные вещи — Вселенная и человеческая глупость. Впрочем, насчёт Вселенной я не уверен. (с) Эйнштейн
|
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 27.4.2024, 10:08 |