Помощь · Поиск · Пользователи · Календарь
Полная версия этой страницы: Отечественный морской атом
Форум AtomInfo.Ru > Атом > Российский атом
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
AtomInfo.Ru
Переименовал тему. Было "Ледоколы". - Модератор. 30.10.2012

Переношу пост от MVS.

QUOTE(MVS @ 6.8.2012, 21:57) *
Так как специальную тему я не могу открыть, позвольте прокомментировать здесь последнюю новость про новый проект атомных ледоколов: http://atominfo.ru/newsb/k0744.htm

1. Проект двухосадочного ледокола разрабатывался еще в советские времена.
2. Ледоколы с балластными цистернами широко распространены - в том числе и нынешние типа Арктика и дизельные, но они используются для изменения продольного и поперечного дифферента - так легче выбираться из ледового плена. А универсальный двухосадочный - да, впервые в мировой практике.
Цистерны - за прочным корпусом, как сказал мой друг, работающий в подлодочном КБ - "подводная лодка наизнанку" smile.gif
3. Самое главное в новом проекте - не толщина ломаемого льда, а ширина корпуса. Шире трасса для всяких супертанкеров и вообще караванов судов.
MVS
подробнее об истории двухосадочных ледоколов здесь: http://www.proatom.ru/modules.php?name=New...le&sid=1419
pappadeux
QUOTE(MVS @ 11.8.2012, 11:19) *
подробнее об истории двухосадочных ледоколов здесь: http://www.proatom.ru/modules.php?name=New...le&sid=1419


"Моноблочность, естественная циркуляция, воздушное охлаждение"

О!

Воздушное охлаждение ?!
Didro
А чем тогда Сирожа будет лед топить?
(помните его опусы?)

biggrin.gif
MVS
QUOTE(pappadeux @ 12.8.2012, 6:44) *
"Моноблочность, естественная циркуляция, воздушное охлаждение"

О!

Воздушное охлаждение ?!


Автор - ледокольщик, так что не обращайте внимания.
VBVB
"...ЛК-60Я станет самым большим атомным ледоколом в мире, перехватив "пальму первенства" у атомохода "50 лет Победы", подчеркнул эксперт..."
Очередная отечественная гигантомания. Вместо того чтобы 3-4 улучшенных отечественных аналога "Таймыр"/"Вайгач" сделать построят очередного монстра, который будет переывозить туристов на Северный полюс любоваться.
Alexll
Россия обзаведется уникальным атомным ледоколом к 2017 году
тут:
http://news.mail.ru/politics/10008945/?frommail=1
VBVB
Почему новая перспективная ледокольная РУ называется РИТМ-200? Типа "Реактор Интегральный Тепловой Модернизированный"?
Число 200 что означает?
В состав РУ РИТМ-200 входят два реактора по 175 МВт(тепл) каждый, почему же индекс 200?
Странные у нас шифры по флотским реакторам...
Smith
ну это из той же серии, что и ВВЭР-1200 мощность 1150 МВт(эл) smile.gif
MVS
Атомный лошарик: http://lenta.ru/news/2012/10/29/losharik/

И вот: http://militaryrussia.ru/blog/topic-543.html

В самом деле есть такое?
VBVB
QUOTE(MVS @ 29.10.2012, 22:58) *
Атомный лошарик: http://lenta.ru/news/2012/10/29/losharik/

И вот: http://militaryrussia.ru/blog/topic-543.html

В самом деле есть такое?

А что удивляет? Глубоководная исследовательская станция с атомной силовой установкой (ну назовите спецлодкой или атомным батискафом).
Другой вопрос, что за реактор в ней стоит. Были мнения, что это или версия АВБ-6М или СВБР-10.
MVS
Может по мощности прикинуть?
1 атомный реактор с паропроизводящей установкой Э-17 и ТЗА мощностью не более 10000 л.с. разработки ОКБ машиностроения им. И.Африкантова (г.Нижний Новгород).
MVS
QUOTE(VBVB @ 29.10.2012, 22:16) *
А что удивляет?


Просто ранее не слышал про такое. А оказывается оно есть, достроено и работает...
VBVB
QUOTE(MVS @ 29.10.2012, 23:23) *
Может по мощности прикинуть?
1 атомный реактор с паропроизводящей установкой Э-17 и ТЗА мощностью не более 10000 л.с. разработки ОКБ машиностроения им. И.Африкантова (г.Нижний Новгород).

Подводит память, не "АВБ-6М", а водо-водяной реактор интегрального типа АБВ-6М тепловой мощностью около 38-40 МВт, или его улучшенная версия АБВ-6У тепловой мощностью 48 МВт. Скорее всего это именно АБВ-6М.
http://www.okbm.nnov.ru/images/pdf/abv.pdf
Или же это мог бы быть флотский интегральный предшественник "УНИТЕРМа", что менее вероятно.
Вряд ли флотские захотят лишнего гемора, характерного для ЖМТ-теплоносителя СВБР-10.
MVS
QUOTE(VBVB @ 29.10.2012, 22:16) *
(ну назовите спецлодкой или атомным батискафом).


Понимаете, глубоководных батискафов в мире вообще по пальцам одной руки сосчитать, а здесь такая вундервафля, да еще и с автономностью как у атомной подлодки. Зачем?
Zlobniy Shurik
Цитата(MVS @ 30.10.2012, 10:23) *
Понимаете, глубоководных батискафов в мире вообще по пальцам одной руки сосчитать, а здесь такая вундервафля, да еще и с автономностью как у атомной подлодки. Зачем?


Ни разу не спец в военном деле, но...

Как вариант, добраться туда, куда официально ни одна живая душа не доберется - к затонувшей на большой глубине ПЛ (достать из нее что-нибудь интересное), к глубоководной линии связи (прослушка или дистанционно управляемая мина на случай обострения отношений wink.gif ). В общем, возможных применений множество.

На вопрос - "зачем атомная?" - да для скрытности работ. Как работают обычные батискафы/глубоководные аппараты? Приплывает на место работ эдакая флотилия из пары-тройки судов... Все, дальше можно не писать - кому надо, те уже засекли подозрительные корабли со спутников и с проходящих мимо судов. smile.gif

В случае же Лошарика прошла на большой глубине подлодка (которую еще попробуй засеки), обронила нечто крупное и ушла себе дальше. Прошла через то же место неделю спустя, подобрала нечто крупное wink.gif и спокойно вернулась на базу.
Zlobniy Shurik
Добавлю еще, что согласно источникам из СМИ, вундервафля подчиняется напрямую министру обороны и относится к разведывательному ведомству, что как бы намекает на возможные области применения.
mikle20
Цитата
На вопрос - "зачем атомная?" - да для скрытности работ.
А как с тепловым следом бороться будут?
armadillo
для батискафа неактуально.
VBVB
QUOTE(MVS @ 30.10.2012, 7:23) *
Понимаете, глубоководных батискафов в мире вообще по пальцам одной руки сосчитать, а здесь такая вундервафля, да еще и с автономностью как у атомной подлодки. Зачем?

Лошарик не первый, и надеюсь не последний из отечественных атомных спецлодок.
Смотрите, например, Проект 1851 (две вроде еще на службе).
http://militaryrussia.ru/blog/topic-545.html
Более интересен Проект 1910 (одна-две на службе)
http://militaryrussia.ru/blog/topic-358.html
Оба проекта строились по одной головной лодке-прототипу и затем по два улучшенным серийных представителя.
Лошарик, повидимому, самый глубоководный и продвинутый из спецлодок с ЯРУ.
http://militaryrussia.ru/blog/topic-543.html
VBVB
QUOTE(MVS @ 29.10.2012, 23:23) *
Может по мощности прикинуть?
1 атомный реактор с паропроизводящей установкой Э-17 и ТЗА мощностью не более 10000 л.с. разработки ОКБ машиностроения им. И.Африкантова (г.Нижний Новгород).

Ну это получается выдача на вал около 7.4 МВт(эл), с учетом невысоких характеристик пара кпд преобразования в районе 25-28% будет и получается тогда, что реактор имеет тепловую мощность в районе 29-30 МВт в режиме ЕЦ.
На спецлодках проекта 18511 наверное стоит реактор АБВ-3 с электрической мощностью 2.5 МВт на вал, тепловой мощностью около 16 МВт и около 10 МВт в режиме ЕЦ. Поэтому они малоскоростные.
Скорее всего на серийных лодках пр.1910 стоит АБВ-6. Тогда как на Лошарике видимо стоит АБВ-6М.
Наскольку понимаю, цифра 6 после АБВ обозначает именно проектную электрическую мощность данной РУ.
ОКБМ им. Африкантова по АБВ-6М дает электрическую мощность РУ в режиме ЕЦ как раз 8.6 МВт.
Судя по всему, АБВ-6М действительно продвинутое техническое устройство.
http://www.nucon.us/archives/1731
QUOTE
"...С конструкцией АБВ-6М все просто и все сложно одновременно. Отсутствие данных позволяет сделать только несколько простых выводов:
в отличие от предыдущих вариантов конструкции, КОД вынесен из корпуса и размещен под биозащитой, в баке МВЗ. Это техническое решение оправдано, приходило в голову и раньше, поскольку используются незаполненные объемы бака МВЗ. Снижается ли при этом возможность интенсивной ЕЦ, требует анализа. Как и “упругость контура”. Но при прочих особенностях “Русского подхода” к конструированию, можно предположить, что незначительно.
Габариты блока ППУ ограничены в представленных размерах 5 х 3.6 х 4.5 (м), при массе 200 тонн. В отличие от предыдущих конструкций значительно большей мощности, это довольно компактный блок. В сравнении с установкой РИТМ-200, это пятикратное уменьшение по объему и массе..."
asv363
QUOTE(VBVB @ 30.10.2012, 18:45) *
...ЕЦ как раз 8.6 МВт. Весьма вероятно. Про 6 МВт забудем. blink.gif
Судя по всему, АБВ-6М действительно продвинутое техническое устройство.
http://www.nucon.us/archives/1731

VBVB
QUOTE(MVS @ 30.10.2012, 7:23) *
Понимаете, глубоководных батискафов в мире вообще по пальцам одной руки сосчитать, а здесь такая вундервафля, да еще и с автономностью как у атомной подлодки.

Есть ощущение, что второй (серийный) "Лошарик" или уже строится или заложен недавно был, как замена серийных "Кашалотов".
Первый "Лошарик", который АС-12, вроде как АС-13 проекта 1910 заменил. Подходит время замены АС-15.
У АС-12 матка-носитель БС-136 «Оренбург». Без лодок-носителей САПЛ особо никуда не ходят.

Недавно официально заявили, что недострой К-329 "Белгород" достроят как спецлодку, отсюда вывод про вероятно идушую постройку второго "Лошарика".
Про эти спецлодки немало разного написано...
http://paralay.iboards.ru/viewtopic.php?f=...64&start=60
Вообще ситуация с "Курском" показала, что реально на каждом из океанских флотов нужен спасательный мезоскаф с ЯЭУ. У "Призов" и "Бестеров" очень плохая энергоавтономность. Тогда как у АС-15 таких проблем не имела, однако к погибшей лодке пристыковаться она не смогла бы физически по размерам.
Для спасательного мезоскафа ВМФ в качестве ЯЭУ неплохо бы подошла бы уменьшенная в габаритах версия реактора АБВ-3.
Может дождемся когда нибудь...
VBVB
QUOTE(VBVB @ 30.10.2012, 18:45) *
На спецлодках проекта 18511 наверное стоит реактор АБВ-3 с электрической мощностью 2.5 МВт на вал, тепловой мощностью около 16 МВт и около 10 МВт в режиме ЕЦ.

Ошибся наверняка с типом реактора для этого типа спецлодок. blink.gif
На этих хитромудрых лодках для обеспечения спецсвязи, судя по всему, СВБР-10 стоит. Не зря же язвительные натовцы-приколисты им шифр присвоили X-Ray. Да и мощность ЯЭУ для этого проекта дана не в л.с., как для водо-водяных транспотрных реакторов принято, а в виде формулировки "атомная энергетическая установка мощностью 10 МВт".
Кроме того, недавно головная лодка АС-23 на разделку в цех пошла, что как раз дает длину топливной кампании РУ в районе 20 лет+5 лет отстоя, характерной для СВБР-10. Если так, то и вторая лодка АС-21 уже в отставку должна выходить/вышла. Ну а вскоре за ней и третья...
VBVB
Удивила в свое время такая интересная информация.
http://www.mayak.sbor.net/node/20416
QUOTE
В апреле 1971 года в НИТИ был смонтирован первый наземный стенд-прототип судовой ЯЭУ для проверки и отработки вспомогательной атомной установки (ВАУ-6с), предназначавшейся для применения ее в качестве дополнительной энергетической установки на дизельной подводной лодке проекта 651Э.
Опыт отработки и исследований был использован в дальнейшем при проведении испытаний корабельного образца установки ВАУ-6 на одной из дизельных подводных лодок Северного флота.

http://www.niti.ru/1_enterprise/1_1_about/...tion/stand.html
QUOTE
Первым в 1971 г. был введен стенд с установкой ВАУ-6с для проведения испытаний ЯЭУ с кипящим реактором и естественной циркуляцией теплоносителя. Установка предназначалась для дизельной подводной лодки (ПЛ) в качестве вспомогательной энергоустановки. Опыт отработки и исследований был использован при проведении испытаний корабельного образца ВАУ-6 на дизельной ПЛ проекта 651Э в 1985 г. с участием персонала НИТИ.


Оказывается была создана малогабаритная ядерная энергоустановка с реактором ТВП-4 тепловой мощностью 5 МВт и выдачей 600 кВт электричества на зарядку батарей и ГЭД, не требующая обслуживания при работе и размещаемая в отдельной капсуле вне основного корпуса дизель-электрической подводной лодки. Это обеспечивало радиационную безопасность экипажа, как при нормальной работе, так и в случае аварийного или боевого повреждения установки. Ресурс оборудования ВАУ-6 и компания активной зоны ТВП-4 должны были составлять не менее 12000 часов.
Только о дальнейшей судьбе разработки мало известно правдоподобного.
http://one-russian.livejournal.com/67899.html?thread=282427
P.S.
Есть мнения о связи ЯЭУ ВАУ-6 и спецлодки 18510. huh.gif
asv363
Дожили, однако. angry.gif

Приступили к утилизации головной атомной подлодки проекта 949А "Краснодар"
2012-11-23 11:46:23 Филиал ИТАР-ТАСС Кубань


QUOTE
АРХАНГЕЛЬСК, 23 ноября. (АРМС- ТАСС). Судоремонтный завод "Нерпа" - заполярный филиал "Центра судоремонта "Звёздочка" - приступил к утилизации головной атомной подводной лодки (АПЛ) проекта 949А "Краснодар" (шифр "Антей"). Об этом сообщили сегодня ИТАР-ТАСС в пресс-службе "Звездочки".
Атомоход К-148 "Краснодар" построен на оборонной судоверфи "Севмаш" (г.Северодвинск) и был передан Северному флоту в 1986 г. "Утилизацию подводного крейсера финансируют "Росатом" и итальянская компания "Соджин", - уточнили в пресс-службе. - Италия выделит на эти цели более 5 млн евро".
К-148 "Краснодар" - многоцелевая (не несущая межконтинентальных баллистических ракет) подлодка третьего поколения проекта 949А "Антей" ("Оскар-2", по классификации НАТО). Такие подлодки имеют длину 154 м, водоизмещение до 18 тыс. т, глубину погружения - до 500 м, скорость подводного хода - до 28 узлов (примерно 52 км/ч), экипаж - 130 человек. "Антеи" вооружены 24 крылатыми ракетами "Гранит".
Судоремонтный завод "Нерпа" расположен в городе Снежногорск Мурманской области. В рамках международных программ завод утилизировал более 30 АПЛ и свыше 10 неатомных подлодок, выведенных из состава российского ВМФ, в том числе по контрактам оплаченным Норвегией, Германией и Великобританией.

От ИТАР-ТАСС

Другая версия, от ГК Росатом и Nuclear.ru:

QUOTE
Россия, Италия и США подписали 20 ноября договор об утилизации АПЛ «Краснодар» проекта 949А «Антей» (по классификации НАТО - «Оскар-2»), сообщил представитель Италии, руководитель Группы управления проектами Максимиллиан Нобиле, выступая на международной конференции «Глобальное партнерство: оценка и перспективы дальнейшего сотрудничества», которая проходит 21-23 ноября в Подмосковье. В рамках контракта Италия обеспечит финансирование операций по выгрузке отработавшего ядерного топлива из реактора и по формированию одноотсечного реакторного блока в объеме ?5,25 млн.

США обязуются выделить средства на транспортировку выгруженного ОЯТ на ПО «Маяк». Россия финансирует все подготовительные и завершающие работы, относящиеся к утилизации АПЛ «Краснодар». Финансовый вклад США и России М. Нобиле не уточнил. Трехсторонняя договоренность об утилизации АПЛ «Краснодар» была достигнута еще в июле 2011 года. Подлодка будет утилизирована на судоремонтном заводе «Нерпа» в г. Снежногорске Мурманской области. АПЛ «Краснодар» была выведена из состава флота в 1996 году.

Росатом
Smith
QUOTE(asv363 @ 28.11.2012, 17:46) *
Дожили, однако. angry.gif

В рамках международных программ завод утилизировал более 30 АПЛ и свыше 10 неатомных подлодок, выведенных из состава российского ВМФ, в том числе по контрактам оплаченным Норвегией, Германией и Великобританией.

до финансирования утилизации АПЛ буржуинами мы уже давно дожили - http://www.atominfo.ru/newsc/l0771.htm
Nucon
Что плохого? Они платят за наш мусор. А пока можно все поменять и построить новое. Менеджмент правда...
KTN
QUOTE(Nucon)
Они платят за наш мусор.

За мусор не стали бы платить. Надо признать, США гениально поступили, когда оценили возможную цену противостояния и... выдали российской стороне 10% этой суммы наличными деньгами. На определённых условиях. И Россия пошла на сделку, снизила свою военную мощь в обмен на банковские счета для влиятельных людей. Мало какие страны на такое готовы пойти, резать титановые корпуса не прослуживших и половины ресурса АПЛ, чтобы продать металлолом в Германию.
Nucon
QUOTE(KTN @ 10.12.2012, 17:24) *
За мусор не стали бы платить. Надо признать, США гениально поступили, когда оценили возможную цену противостояния и... выдали российской стороне 10% этой суммы наличными деньгами. На определённых условиях. И Россия пошла на сделку, снизила свою военную мощь в обмен на банковские счета для влиятельных людей. Мало какие страны на такое готовы пойти, резать титановые корпуса не прослуживших и половины ресурса АПЛ, чтобы продать металлолом в Германию.


Ктому моменту у страны не было возможности содержать такой флот. Большинство пароходов было в непригодном для эксплуатации состоянии, часть не устарела морально и не могла уже быть нормально использована. Часть техники исчерпала русурс и ремонты были бы дороже постройки новых. Более того, войны не предвиделось. Ошибка была в другом, в разрушении научной, технической и инженерной базы. В развале прикладной науки. Чудом что-то спасли. А проблемы Судпрома еще долго будут аукаться.
KTN
QUOTE(VBVB @ 31.10.2012, 2:56) *
Есть ощущение, что второй (серийный) "Лошарик" или уже строится или заложен недавно был, как замена серийных "Кашалотов".
Первый "Лошарик", который АС-12, вроде как АС-13 проекта 1910 заменил. Подходит время замены АС-15.
У АС-12 матка-носитель БС-136 «Оренбург». Без лодок-носителей САПЛ особо никуда не ходят.

Недавно официально заявили, что недострой К-329 "Белгород" достроят как спецлодку, отсюда вывод про вероятно идушую постройку второго "Лошарика".


По сведениям российских экологов, систематизировавших сведения о ВМФ по заданию и на деньги некоммерческих организаций США, построены три лодки проекта 1851 "X-RAY".
№1: тактический номер АС-23, заложена 25.09.1981, принята в состав флота 30.12.1986 /в праздник!/
№2: тактический номер АС-21, заложена 26.12.1984, принята в состав флота 28.12.1991
№3: тактический номер АС-35, заложена 20.12.1989, принята в состав флота 12.10.1995
Указывается, что построены все они на ленинградском адмиралтейском объединении.

P.S.
Давно агитирую открыть на форуме отдельный каталог для быстрых реакторов и отдельный каталог для военно-морского атома, по аналогии с Фукусимой.
Наполняемость там, не сразу но будет и очень содержательная.

Nucon
А чего про пароходы-то разговаривать? Я хоть прямое касательство имел, но установками интересуюсь много больше, чем тактическими номерами. Какая разница какой там номер и для чего. А вот что и как работает, мне очень интересно. Ну и что там такого необычного? Реактор? Вполне обычный, ничего не указывает на супернепонятность.
Smith
Насколько я понял, KTN имел в виду что-то вроде этого - http://forum.atominfo.ru/index.php?showtopic=603 (библиотека ссылок).
Не все же такие продвинутые как вы и назубок знают, что и как работает на "пароходах" :-) а благодаря этим ссылкам, вы, к примеру, будете освобождены (хотя бы частично) от массы банальных вопросов.
VBVB
QUOTE(KTN @ 24.12.2012, 0:23) *
Давно агитирую открыть на форуме отдельный каталог для быстрых реакторов и отдельный каталог для военно-морского атома, по аналогии с Фукусимой.
Наполняемость там, не сразу но будет и очень содержательная.

Поддерживаю предложение.
Только каким образом осуществлять наполняемость каталога с соответствующей доступностью материалов?
Есть в наличии разные материалы типа статей и обзоров по этим темам, но ссылки на них в большинстве будут вести к платным ресурсам для большинства товарищей.
Поделиться не проблема. Какое то хранилище электронное тогда надо создавать.
Nucon
QUOTE(Smith @ 24.12.2012, 2:46) *
Насколько я понял, KTN имел в виду что-то вроде этого - http://forum.atominfo.ru/index.php?showtopic=603 (библиотека ссылок).
Не все же такие продвинутые как вы и назубок знают, что и как работает на "пароходах" :-) а благодаря этим ссылкам, вы, к примеру, будете освобождены (хотя бы частично) от массы банальных вопросов.



Тут есть одно но. Я не связан вопросами секретности, мне плевать. сроки кончились много лет назад, мне спокойно дали уехать. На мое единственное мнение будете опираться? Люди работающие и имеющие касательство к малому или морскому атому, много сказать не смогут. Смысла не вижу особо в новых ветках обсуждения. Но, я поддержу любое разумное решение.
AtomInfo.Ru
QUOTE(Nucon @ 24.12.2012, 19:24) *
Тут есть одно но.


Есть такая буква в этом слове. Мне в своё время пытались повесить вторую форму только на основании того, что должен был с неделю пробыть в командировке в здании, где сидят лодочники, и пользоваться с ними одной ЭВМ. Так что, это может быть подводный камень.

Причём забавно всё у секретчиков устроено. Хранилище с бомбами я считал, имея стандартную трёшку - ту самую, которую дают любому студенту. А вот зашёл в здание, где сидят такие-то и такие-то специалисты - будь добр, оформляй более жёсткий доступ. smile.gif

В принципе, у нас всё не доходят руки получить лицензию на РС-деятельность. Но это реально. В следующем году постараемся сделать обязательно. Тогда ситуация упрощается - спорные моменты мы сможем явочным порядком пропускать через экспертизу до публикования и выяснять, открыты они или нет.

На самом деле, мы и так сейчас неплохо разбираемся, что составляет закрытую информацию, а что - открытую. Но по кораблям всех видов я откровенно побаиваюсь брать сходу на себя ответственность по контролю за информацией.
Nucon
QUOTE(AtomInfo.Ru @ 24.12.2012, 10:55) *
Есть такая буква в этом слове. Мне в своё время пытались повесить вторую форму только на основании того, что должен был с неделю пробыть в командировке в здании, где сидят лодочники, и пользоваться с ними одной ЭВМ. Так что, это может быть подводный камень.

В принципе, у нас всё не доходят руки получить лицензию на РС-деятельность. Но это реально. В следующем году постараемся сделать обязательно. Тогда ситуация упрощается - спорные моменты мы сможем явочным порядком пропускать через экспертизу до публикования и выяснять, открыты они или нет.

На самом деле, мы и так сейчас неплохо разбираемся, что составляет закрытую информацию, а что - открытую. Но по кораблям всех видов я откровенно побаиваюсь брать сходу на себя ответственность по контролю за информацией.


Так получилось, что я довольно неплохо знаю все поколения установок, в деталях. 1-е и 2-е, учил в "школе", 3-е в учебном центре ВМФ, а работал уже с последующим. Ну а зная историю развития, довольно быстро по малым признакам "додумывать" не так сложно. Смех еще и в том, что я уже много лет в США. Правда не по специальности работаю.
Smith
QUOTE(Nucon @ 24.12.2012, 19:24) *
Тут есть одно но. Я не связан вопросами секретности, мне плевать. сроки кончились много лет назад, мне спокойно дали уехать. На мое единственное мнение будете опираться? Люди работающие и имеющие касательство к малому или морскому атому, много сказать не смогут. Смысла не вижу особо в новых ветках обсуждения. Но, я поддержу любое разумное решение.

для начала можно просто с полезных ссылок стартовать (таких, как вот эта - http://www.twirpx.com/file/805521/ , уже проскакивавшая на форуме).
Nucon
QUOTE(Smith @ 24.12.2012, 11:14) *
для начала можно просто с полезных ссылок стартовать (таких, как вот эта - http://www.twirpx.com/file/805521/ , уже проскакивавшая на форуме).


Ну да. Я у себя даже библиотеку файлов организовал (не ссылок). Ставлю туда попавшие на глаза статьи и книжки. Книжка эта вполне себе хорошая. Но она одна из... надо набирать библиотеку.
VBVB
QUOTE(AtomInfo.Ru @ 24.12.2012, 19:55) *
Но по кораблям всех видов я откровенно побаиваюсь брать сходу на себя ответственность по контролю за информацией.

В отношении отечественного подплава находящегося на вооружении действительно, что либо конкретное обсуждать относительно технических характеристик ЯЭУ видимо не стоит.
Даже по конкретно старым проектам может сохраняться секретность.
В конкретной теме "Отечественный морской атом" можно обсуждать заведомо открытую информацию, которой не так уж и мало в интернете.
Также ничего не мешает пользователям форума делится информацией и мыслями по истории и развитию зарубежных ЯЭУ (флотским, космическим и др.) и организацией топливного цикла для них.
Например, это можно было бы обсуждать в теме по следующему пути
Форум AtomInfo.Ru > Атом > Разные стороны атома > Транспортные Ядерные Энергоустановки
http://forum.atominfo.ru/index.php?showtop...amp;#entry44130
Nucon
Технические характеристики, по крайней мере основные параметры, не только не составляют тайны, но и легко вычисляются. Никакого секрета нет. Причем технические данные систем можно определить с точностью до 5-10%. Некоторые конструктивные решения, это верно, остаются закрытыми. Причем, не зная точное решение, упираешься в использование, в алгоритмирование и пр. Установка ледокольная на 85-90% соответствует ОК-650. Не вижу особых секретов. Но поймать эту грань следует.
www
Это вот эта лодка?
http://www.dailymail.co.uk/news/article-22...ding-began.html
Nucon
Это уже третий пароход в серии. Проект 955 вроде как. Но мне сам пароход не особо интересен, хотя... а установка, это всегда прикольненько.
VBVB
QUOTE(Nucon @ 3.1.2013, 8:20) *
Это уже третий пароход в серии. Проект 955 вроде как. Но мне сам пароход не особо интересен, хотя... а установка, это всегда прикольненько.

Гораздо поинтереснее проект 885М, который «Ясень-М» будет. Писалось, что там ЯЭУ конкретно новая должна стоять, отличная от бореевской. Как раз с режимом ЕЦ во всех диапазонах мощности. Т.е. шумность на режимах "подскока" должна неплохо снизится.
www
QUOTE(Nucon @ 3.1.2013, 7:20) *
Проект 955 вроде как.


Опа-на. В институте изучал 645 -й проект, считался секретным laugh.gif

А про "Золотую Рыбку", наш препод, кап 1 ранга тов ...нов, говорил вообще только шепотом sad.gif
Neptun
Доброго времени.
Цитата
В свое время мне на глаза попалась фотография - зима, ярославская Стрелка, а у другого берега «вмёрз» в лёд гигантский танкер. Не речной. Морской. Причем какой-то странной формы. И за этим танкером, на берегу, видны какие-то небольшие, явно временные домики-сараи…
Естественно, я тогда полюбопытствовал у старших, что это за чудо, зачем оно там было и куда потом исчезло. Но узнал очень немногое. Во-первых, что корабль оказался там в первой половине шестидесятых. И во-вторых, что был этот танкер каким-то «секретным», к нему запрещалось приближаться, судно охраняли люди с винтовками - и даже, якобы, один раз кого-то любопытного чуть не застрелили…
Все эти разговоры происходили в конце семидесятых. С тех пор и люди, которые мне рассказывали эту историю, умерли, и фотография потерялась, и сам я про таинственный «морской танкер» на Стрелке почти забыл.
Но на днях этот случай вдруг всплыл из глубин памяти. По своей надобности я листал электронную подшивку газеты «Корабельная сторона», издающейся в Северодвинске. По-сути, это - бывшая многотиражка судоремонтного завода «Звездочка», известного как место, где проходили ремонт и модернизацию практически все атомные подлодки советского Северного флота, а также легендарный атомный ледокол «Ленин».
В 2003 году один из цехов предприятия отмечал свой сорокалетний юбилей, чему посвящалась публикация в газета. Вот в этом материале я вдруг и прочел про тот самый «секретный танкер», что маячил на ярославской Стрелке.

Предлагаю выдержку из статьи.
----------------------------
Быковская И. Как Степаныч с КГБ бодался // Корабельная сторона: газета (Северодвинск). - 2003. - 15 апреля. Доступно (в эл. версии на 05.01.2013) по: http://old.vdvsn.ru/papers/ks/2003/04/15/13363/

КАК СТЕПАНЫЧ С КГБ БОДАЛСЯ
Юбилей цеха №22 всколыхнул историю сорокалетней давности
В конце марта на «Звездочке», в цехе №22 (сейчас его называют доко-водо-такелажным), отмечали юбилей - 40 лет со дня открытия. Собрались ветераны производства <...>
В разгар встречи подсчитали, что танкеру «Осетия», где хранят технологическую воду, в эти дни тоже сорок лет исполнилось. Танкер и сейчас в строю. А вот историю первых месяцев его жизни напомнил бывший докмейстер «Звездочки» Алексей Степанович Коротовский.
В 1963 году осенью он приехал на Ярославский судостроительный завод принимать новострой. Перегонять «Осетию» (тогда она имела прозаическое название - заказ №601) в Северодвинск можно было только водным путем. Планировали вести вместе с подводными лодками, которые строили на «Сормово». Однако через Волго-Балтийский канал «хода» не было. Сильным паводком нарушило нижние шлюзы, и они требовали солидного ремонта.
Оставалось одно: зимовать в Ярославле. Но завод решительно отказался ставить на хранение танкер на своей территории. Коротовскому, у которого на руках был подписанный акт приемки, сказали «до свидания» и указали на выход. В принципе, руководство право. Но что делать нашему северному мужику с «белым пароходом»?
Связался по телефону с директором «Звездочки» Просянкиным. Григорий Лазаревич наказал искать хозяина, который пристроил бы судно на зиму.
Легко сказать: ищи. Обошел Алексей Степанович все заводы, ДОСААФ, райкомы. Там в его положение входили, но помочь отказывались. Обратился к старожилам. Кто-то и подсказал: мол, иди в пожарную охрану. И действительно, удалось договориться. Люди там работали по сменам и в свободное время согласились охранять «чужака». Место ему отвели в черте города, где река Которосль впадает в Волгу, тут пляж, лед в устье не заходит. Буксиром притащили сюда танкер. На берегу поставили теплушки, соорудили для сторожей печку, завезли дрова. Пожарные несли свою вахту добросовестно. Да и то сказать, не бесплатно. По согласованию с руководством «Звездочки» их оформили рабочими завода (их паспорта переправляли в Северодвинск) на время стоянки заказа №601.
Казалось бы, проблема решена, можно вздохнуть и возвращаться домой. Не тут-то было. Вызывают Коротовского к секретарю Ярославского судостроительного завода, а та протягивает ему бумагу с адресом, дескать, явиться туда-то в такое-то время.
Куда? Зачем? Но пошел. Дом высокий, на двери табличка: «Комитет госбезопасности». Не захочешь, а задрожишь. В приемной сказали: вас ждут. Разделся. Вошел.
В кабинете, видно, начальство - сплошь с большими звездами. Взяли Степаныча в оборот. Мы наш завод, говорят, держим в таком же секрете, как и вы свой северодвинский. У нас, мол, тоже стратегический объект, ракетные катера строим. А вы... Хоть бы согласовали! Куда поставили свой танкер? Аккурат напротив ярославского Кремля, а туда туристы иностранные приезжают. Увидят судно, будут интересоваться, что и где... В общем, говорят, мы предлагаем вам его оттуда убрать.
Коротовский руками разводит: куда его убирать, целый месяц весь город прочесывал, нигде места нет.
Не знаем, говорят, ничего, ищите.
И зачем такая перестраховка, что уж секретного в новом танкере? Ну не будешь же выступать, время такое. Вон он, докмейстер, в цехе командует по «матюгальнику», и не дай бог подводную лодку лодкой назвать, только «заказом». Иначе выговор, и то в лучшем случае. Ладно, не про то сейчас рассказ.
Звонит на «Звездочку» Просянкину. Директор ему: поезжай в Москву. Вечерней электричкой заводчанин выехал в столицу. А утром отправился в свой главк, 4-е управление. Просянкин там уже ситуацию обрисовал. Вместе с товарищем из управления предстали перед комитетчиками. И снова выговор: почему-де москвичи не подсказали, что ярославский завод - режимное предприятие. Давайте искать варианты, как быстрее отправить судно по назначению, а прежде - куда его переставить.
А вариантов-то всего раз-два, да и ледостав на носу. Перегонять по Волго-Дону вокруг Европы - дело дорогостоящее. Может, найти место в Череповце, там акватория большая, кто-нибудь приютит. Может, перегонять через старую Мариинскую систему - через Сухону, Шексну, Малую Двинку в Двину? Но гнать одно судно - слишком дорогая затея. Тем более надо сплавляться на гребне паводка с большой водой, задействовав при этом авиацию. Словом, ломали головы, ломали...
Два дня в Москве прошли, вернулся Коротовский в Ярославль. Опять на связи с директором. Хорошо, на местном заводе ему разрешили звонить на «Звездочку» каждый день в любое время с 16 до 20 часов. Просянкин тоже с управлением созванивался, вопрос решал. В конце концов согласились все, что выход только один: оставить танкер до весны на виду, у Кремля. Авось не рассекретят. И чины из ярославского КГБ тоже с этим согласились.
Весной же восстановили нижние шлюзы на Волго-Балте. Танкер под руководством капитан-механика Валентина Дмитриевича Неманова (верой и правдой прослужившего на нем четверть века) подготовили к походу, и в летнюю навигацию, в июне 1964 года, №601 притащили в Северодвинск. <…>
Ирина Быковская
----------------

А теперь поясню, из-за чего стоял шум. Дело в том, что танкер «Осетия» - не простой. Он строился в Ярославле вне проекта (предполагающего сооружение ряда однотипных судов), по «индивидуальному» плану, так как предназначался для хранения жидких радиоактивных отходов.
Северодвинский завод «Звездочка» тогда вслед за соседом-«Севмашем» как раз приступил к подготовке базы для ремонта атомных подлодок. Перед этим, естественно, полагалось делать отбор проб воды реакторных контуров, проводить слив дезактивационных вод. А в море такое не спустишь…
Так на «Звездочке» и возникла идея использовать в качестве хранилища и транспортировки жидких радиоактивных отходов особый танкер, заказанный на Ярославском судостроительном заводе. Корабль имел 9 хорошо защищенных особыми стальными листами цистерн общим объемом 1033 кубических метра. Предполагалось, что сперва атомные подлодки будут осуществлять слив жидких радиоактивных веществ в особые буксируемые емкости, а уж их-то и станут доставлять к одиноко стоящему танкеру «Осетия», который перекачает ядерную дрянь к себе в нутро, а затем отвезет ее на переработку в губу Андрееву на секретное утилизационное предприятие.
Отсюда понятна активность КГБ в далеком 1963-м. Шпионы - не дураки: если танкер будет долго маячить в Ярославле, то его заметят, поймут предназначение, отследят дальше весь его путь от Ярославля до Северодвинска, и сделают выводы, где именно куется подводный ядерный щит Родины… Неудивительно, что бедного представителя «Звездочки» отовсюду шугали вместе с танкером.
А «Осетия», кстати, с тех пор сорок лет именно сбором жидких радиоактивных веществ в Северодвинске и занимается. Она по-прежнему приписана к заводу «Звездочка», хотя постепенно и готовится на утилизацию


Кто знающий - это реальная история и неужели как 40 лет "Осетия" до сих пор в строю unsure.gif ?
Nucon
QUOTE(www @ 3.1.2013, 16:36) *
Опа-на. В институте изучал 645 -й проект, считался секретным laugh.gif

А про "Золотую Рыбку", наш препод, кап 1 ранга тов ...нов, говорил вообще только шепотом sad.gif



Какой год?
Nucon
QUOTE(VBVB @ 2.1.2013, 23:35) *
Гораздо поинтереснее проект 885М, который «Ясень-М» будет. Писалось, что там ЯЭУ конкретно новая должна стоять, отличная от бореевской. Как раз с режимом ЕЦ во всех диапазонах мощности. Т.е. шумность на режимах "подскока" должна неплохо снизится.


Установку с ЕЦ будут ставить на оба парохода, пока заделы используют. Скорее всего так...
Nucon
Кстати, сегодня День Рождения мирового подводного атомного флота. В 1954 году был спущен на воду "Наутилус".
Smith
В учебном пособии рассмотрены назначение, классификация и характеристики корабельных главных и вспомогательных механизмов, устройств и систем ЯЭУ, их конструкция, принцип действия. Пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся в Учебных военных центрах и на военных кафедрах по программам подготовки офицеров ВМФ в области корабельной энергетики (с) http://www.biblio-globus.ru/description.as...duct_no=9798184
в свободном доступе в и-нете, к сожалению, не нашел.
Русская версия IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.