Помощь · Поиск · Пользователи · Календарь
Полная версия этой страницы: ВТГР
Форум AtomInfo.Ru > Атом > Разные стороны атома
Страницы: 1, 2
pappadeux
QUOTE(Syndroma @ 7.5.2018, 11:15) *
А чем китайцам так нравятся ВТГР?


всем (и не только китайцам) в ВТГР нравится ВТ
AtomInfo.Ru
Немцы беспокоятся за безопасность китайских HTR-PM.
Один из авторов статьи - экс-работник Юлиха.

Как обычно, полный текст по подписке.
https://www.cell.com/joule/fulltext/S2542-4351(18)30335-0
Dobryak
QUOTE(AtomInfo.Ru @ 24.8.2018, 15:22) *
Немцы беспокоятся за безопасность китайских HTR-PM.
Один из авторов статьи - экс-работник Юлиха.

Как обычно, полный текст по подписке.
https://www.cell.com/joule/fulltext/S2542-4351(18)30335-0

Я закинул удочку, может после выходных текстом и разживусь?
AtomInfo.Ru
QUOTE(Dobryak @ 24.8.2018, 19:14) *
Я закинул удочку, может после выходных текстом и разживусь?


Было бы интересно почитать.

Конечно, там может и обычный набор страшилок про ВТГРы, но, учитывая биографию одного из авторов, могут быть и полезные вещи.
Dobryak
QUOTE(AtomInfo.Ru @ 24.8.2018, 19:40) *
Было бы интересно почитать.

Конечно, там может и обычный набор страшилок про ВТГРы, но, учитывая биографию одного из авторов, могут быть и полезные вещи.


Хотя один из авторов работал в Юлихе, первая попытка получить текст именно через Юлих провалилась...
vkadomski
В Атомном эксперте пишут https://atomicexpert.com/fuel_nuances :

Цитата
На какой стадии находятся сейчас разработки ВТГР в России?
<...>
В России решили остановиться на первом варианте —реакторе канального типа.
<...>
Сейчас идут работы по экспериментальному обоснованию такого топлива, в ближайшие несколько лет планируется создать энергоблок на 200 МВт.

Это про какую ЯЭУ? ВГМ вроде на шаровых твэлах, у МГР-Т больше мощность.
Ну и вопрос насколько верно заявление о создании, особенно в части "ближайшие несколько лет".
AtomInfo.Ru
QUOTE(vkadomski @ 27.11.2021, 22:00) *
Это про какую ЯЭУ? ВГМ вроде на шаровых твэлах, у МГР-Т больше мощность.


Это идёт от "General Atomic" (Peach Bottom), откуда перешло в ГТ-МГР.
ГТ-МГР двигали как аппарат для сжигания оружейного плутония в рамках СОУП, когда он проиграл БН-800, про него забыли.
ВТГР - для ОКБМ это одно из традиционных направлений, и они в последние годы нахваливают ВТГРы для малой энергетики.
Видимо, в статье речь идёт о некоей модификации ГТ-МГР под малую энергетику.

QUOTE(vkadomski @ 27.11.2021, 22:00) *
Ну и вопрос насколько верно заявление о создании, особенно в части "ближайшие несколько лет".


ВТГР в Росатоме упоминают, в основном, вкупе с водородной тематикой. В этом году по водороду у Росатома серьёзных телодвижений не было (имею в виду, реальной деятельности, а не выступлений на широкую аудиторию).
Я ответил на ваш вопрос? wink.gif
nuc
QUOTE(AtomInfo.Ru @ 27.11.2021, 22:56) *
Это идёт от "General Atomic" (Peach Bottom), откуда перешло в ГТ-МГР.
ГТ-МГР двигали как аппарат для сжигания оружейного плутония в рамках СОУП, когда он проиграл БН-800, про него забыли.
ВТГР - для ОКБМ это одно из традиционных направлений, и они в последние годы нахваливают ВТГРы для малой энергетики.
Видимо, в статье речь идёт о некоей модификации ГТ-МГР под малую энергетику.
ВТГР в Росатоме упоминают, в основном, вкупе с водородной тематикой. В этом году по водороду у Росатома серьёзных телодвижений не было (имею в виду, реальной деятельности, а не выступлений на широкую аудиторию).
Я ответил на ваш вопрос? wink.gif


А надо?
Superwad
Цитата(nuc @ 28.11.2021, 2:50) *
А надо?

Если про водород, то для промышленности - однозначно НАДО! Для транспорта не очевидно, так как мирового рынка транспортного водорода пока не существует.
С другой стороны для того же транспорта лучше подойдёт на сегодня т.н. e-fuel синтетическое топливо с водородом и углекислым газом. Для него нужен как сам водород, так и высокая температура (свыше 800 градусов Цельсия).
Superwad
Цитата(Superwad @ 29.11.2021, 8:16) *
Если про водород, то для промышленности - однозначно НАДО! Для транспорта не очевидно, так как мирового рынка транспортного водорода пока не существует.
С другой стороны для того же транспорта лучше подойдёт на сегодня т.н. e-fuel синтетическое топливо с водородом и углекислым газом. Для него нужен как сам водород, так и высокая температура (свыше 800 градусов Цельсия).

Посмотрел информацию по e-fuel. Температура вполне демократичная - 230 градусов и давление до 25 атм. 1000 градусов нужно для высокотемпературного гидролиза воды с максимальным КПД 50 %.
Татарин
Цитата(nuc @ 28.11.2021, 2:50) *
А надо?

ВГТР должны быть хороши как малые, потому что с падением отношения объём/поверхность реактора растёт удельный теплоотвод с поверхности реактора и упрощается (аварийное) расхолаживание.
Откуда следует возможность поднять рабочую температуру и увеличить энерговыделение на объём.

Ну и возня с их поганым топливом проще, если топлива относительно мало.
Тогда можно - как и предлагалось в ГТ-МГР - закидывать в топку почти чистый плутоний и добиваться очень хороших выгораний. Получается нормальная экономика в своей особой нише - малый безопасный реактор с большим ресурсом по топливу. Этакий энергоцентр для полярной базы или месторождения, который даёт электроэнергию, тепло и водород для транспорта без какого-то внешнего обслуживания десятки лет.

...
Ессно, что как только реактор увеличивают, преимущества пропадают: приходится снижать удельное энерговыделение и температуру, стоимость топлива и переработки топлива становятся важнее, и всё немножко рушится.
armadillo
а для других типов реакторов это неверно?
Татарин
Цитата(armadillo @ 6.12.2021, 18:13) *
а для других типов реакторов это неверно?

Не в той степени. В других реакторах есть другие, более сильные ограничивающие и температуру, и удельное энерговыделение вещи.
Например, в ВВЭР - кризис кипения и давления воды при высоких температурах.
В БН - материалы. В свинце - материалы.

И расхолаживать тот же ВВЭР можно доливая воду, а из бассейнового свинцового теплоноситель и так уйти не должен.

А углерод в ВГТР может выносить высокие температуры не только аварийно... но этот потенциал не выжать, потому что нужен теплоотвод при потере гелия.

КМК, так.
nuc
QUOTE(Татарин @ 6.12.2021, 17:37) *
ВГТР должны быть хороши как малые, потому что с падением отношения объём/поверхность реактора растёт удельный теплоотвод с поверхности реактора и упрощается (аварийное) расхолаживание.
Откуда следует возможность поднять рабочую температуру и увеличить энерговыделение на объём.

Ну и возня с их поганым топливом проще, если топлива относительно мало.
Тогда можно - как и предлагалось в ГТ-МГР - закидывать в топку почти чистый плутоний и добиваться очень хороших выгораний. Получается нормальная экономика в своей особой нише - малый безопасный реактор с большим ресурсом по топливу. Этакий энергоцентр для полярной базы или месторождения, который даёт электроэнергию, тепло и водород для транспорта без какого-то внешнего обслуживания десятки лет.

...
Ессно, что как только реактор увеличивают, преимущества пропадают: приходится снижать удельное энерговыделение и температуру, стоимость топлива и переработки топлива становятся важнее, и всё немножко рушится.


То есть? Топливная стоставляющая не критична для малых? Да ладнааа... Да, перегружаемые зоны позволяют поднять использование топлива и использование реактора. Но много других проблем именно для малых, которые тянуть надо на себе... в перегрузочный цикл надо встроить квалификацию, да и неравномерности будут большие. Материалы, тоже... а аварийные ситуации?
vkadomski
Цитата
Сейчас ОКБМ завершает разработку эскизного проекта реакторной установки ВТГР (высокотемпературный газоохлаждаемый реактор). Согласно дорожной карте, в 2023 году должен быть завершен техпроект реакторной установки ВТГР атомной энерготехнологической станции (АЭТС). В начале 2025 года мы должны получить лицензию на размещение АЭТС, а к осени этого же года разработать проектную документацию. Физический пуск первого блока АЭТС намечен на конец 2032 года, а в декабре 2035 года ожидается введение головной АЭТС в промышленную эксплуатацию.


https://ria.ru/20211227/nikipelov-1765364046.html
nuc
QUOTE(vkadomski @ 27.12.2021, 17:51) *


+
Kapa6ac
Цитата(nuc @ 7.12.2021, 15:51) *
То есть? Топливная стоставляющая не критична для малых? Да ладнааа... Да, перегружаемые зоны позволяют поднять использование топлива и использование реактора. Но много других проблем именно для малых, которые тянуть надо на себе... в перегрузочный цикл надо встроить квалификацию, да и неравномерности будут большие. Материалы, тоже... а аварийные ситуации?


Совершенно верно говорите о цене топливного цикла для АЭС малой мощности. По оценкам, топливный цикл на порядок дороже при тепловой мощности активной зоны менее 100 МВт. Для Чукотки и на Луне сгодится. В других местах - для миллиардеров!
Kapa6ac
Есть где либо инфа по материалу корпуса реактора, способного работать под облучением, давлении и температурах ВТГР?
Dobryak
QUOTE(Kapa6ac @ 8.2.2022, 16:26) *
Есть где либо инфа по материалу корпуса реактора, способного работать под облучением, давлении и температурах ВТГР?

Есть немецкий опыт в Юлихе. Танцуйте хотя бы отсюда

https://inis.iaea.org/search/search.aspx?orig_q=RN:52073087

История реактора для пешеходов

https://en.wikipedia.org/wiki/AVR_reactor
Dobryak
QUOTE(AtomInfo.Ru @ 24.8.2018, 19:40) *
Было бы интересно почитать.

Конечно, там может и обычный набор страшилок про ВТГРы, но, учитывая биографию одного из авторов, могут быть и полезные вещи.


Александр, текст статьи ( pdf ) я таки достал, отправил только что по почте.

Она скорее научпоп, чем серьезная техническая статья.

Первый из троих авторов, Райнер Моорманн, проработал в Юлихе с 1976 по 2013. Вполне возможно, что не будучи знаком, я даже пробегал мимо него по коридорам, когда он работал над проектом Europran Spallation Source, который хотели строить в Юлихе, но денег они не получили и в конце концов в начале 2000-х проект ушел к шведам. После этого Моорманн переключился, похоже, на разоблачение проблем с безопасностью ВТГР, даже получил в 2011 German Whistleblower
Prize (Whistleblower правильнее всего перевести как "вывешивающий чужое грязное белье") и удостоился статьи в Педивикии
https://en.wikipedia.org/wiki/Rainer_Moormann (фото там выглядит узнаваемым...)

У него есть целый талмуд в 51 страницу "A safety re-evaluation of the AVR pebble bed reactor operation and its consequences for future HTR concepts", но он 15-летней давности и мог (?) устареть. Могу им поделиться.

AtomInfo.Ru
QUOTE(Dobryak @ 8.2.2022, 23:43) *
Александр, текст статьи ( pdf ) я таки достал, отправил только что по почте.


Большое спасибо! Получил. И выложил на форуме: ссылка
AtomInfo.Ru
QUOTE(Dobryak @ 8.2.2022, 23:43) *
У него есть целый талмуд в 51 страницу "A safety re-evaluation of the AVR pebble bed reactor operation and its consequences for future HTR concepts", но он 15-летней давности и мог (?) устареть.


И за талмуд спасибо!
ссылка
Русская версия IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.