QUOTE(AtomInfo.Ru @ 8.6.2013, 11:07)

американский подход к сохранению знаний (проект закончился, и материалы выкидываются на помойку; вон, по горе Юкка чуть всё не выкинули, хорошо, что поднялся шум на уровне конгресса; а представляете, сколько там было накоплено уникальной информации по могильникам!).
Повидимому их подход базируется на иных морально-нравственных основаниях, лежащих в основе устройства западных обществ. Глубоко укоренён в них и отражает главенство гражданского общества, а не бюрократии.
Принцип у них в том, что архивирование знаний у них производят коллекционеры.
Частные лица, пусть и не очень богатые, у кого есть свободные средства - скупают редкие вещицы и спекулируют ими.
Именно они производят оценку ценности и наделены правом на итоговое решение: если вещь им не нужна, тогда на свалку.
Впервые я это понял, когда увидел фотографии с распродажи запчастей (не только б/у, в заводских упаковках тоже) оставшихся после закрытия программы сверхзвуковых самолётов "Конкорд". Их распродавали частным лицам - несмотря что детали, в том числе и двигатели, могли пригодиться при создании стратегических бомбардировщиков. После закрытия программы распорядиться ими было передоверено простым частникам. Тогда и мелькнула мысль: на Западе государство не хранит в архивах ценные материалы именно для того, чтобы по завершении проектов полученные результаты, полностью и безоговорочно, становились достоянием общества.
Полномочным представителем общества - что удивительно - выступает сообщество заинтересованных частных лиц. Тот самый класс, которого у нас в России госчиновники всячески стараются принизить и поразить в правах. А в США наоборот, приоритет частникам - руководящий принцип, которого они придерживаются считая его дальновидным и правильным.
Пример российского подхода к научно-техническим результатам старых проектов.
Инжекторный поршневой двигатель впервые создан отечественной промышленностью в 1942 году. Двигатель М-105ПФ мощностью 1210 лшс (890 кВт) использовался на истребителях "Як-3" и "ЯК-9". С 1950-х военная авиация перешла на турбореактивные двигатели. Поршневые за ненадобностью были сняты с производства, но секретность с них не была снята: лишнюю технологическую оснастку в условиях секретности утилизировали, а чертежи и другую документацию с заводов и КБ переместили в архивы с ограниченным доступом со стороны не только частных лиц, а даже и профессионального сообщества. В отношении этих документов продолжал действовать принцип: "строго-настрого, никому никуда ничего не давать".
Так инжекторные моторы не перешли в гражданскую автоиндустрию. Впервые на отечественных автомобилях они появились в районе 2000 года, когда АвтоВАЗ то ли создал с нуля, то ли скопировал с иностранного аналога. Задержка в переходе от карбюраторных к инжекторным превысила 50 лет.
Для иностранных читателей стоит уточнить, что "архив" - это не библиотека. Прохожий с улицы, благонадёжный гражданин государства, туда зайти ознакомиться с материалами не имеет права. Материалы старых проектов сдаются в архив, хранятся там установленное число лет, а затем подлежат утилизации: распродавать их архивы не имеют права.
В случае каждого из подходов, и в этом и в американском случаях, есть свои достоинства. Интересно отметить, характер подхода похоже предопределяется идеологией, ценностями общества. Аналогично тому как в Советском Союзе по идеологическим причинам любой ценой делали дешёвым хлеб, в США любой ценой делают дешёвым бензин по тем же причинам.
Так что в деле сохранения знаний системы разные, обе неидеальны.
Сущность же технологического спада ядерной энергетики не в них, а как правильно отмечено, в слишком большой паузе в строительстве новых энергоблоков. По быстрым реакторам в США пауза ещё больше, и это их ошибка: Америка всегда выигрывала делая ставку на технический прогресс, а не на консервацию и тем более не на сдерживание прогресса.