Помощь · Поиск · Пользователи · Календарь
Полная версия этой страницы: MOX в легководниках
Форум AtomInfo.Ru > Атом > Разные стороны атома
Страницы: 1, 2, 3
AtomInfo.Ru
Интересные японские цифры по стоимости MOX-топлива.
http://atominfo.ru/newsk/r0328.htm

1 MOX-кассета стоит 7,8 млн долларов.
1 UO2-кассета стоит 0,865 млн долларов.

Разница в 9 раз.
Didro
QUOTE(AtomInfo.Ru @ 24.2.2015, 10:57) *
Интересные японские цифры по стоимости MOX-топлива.
http://atominfo.ru/newsk/r0328.htm

1 MOX-кассета стоит 7,8 млн долларов.
1 UO2-кассета стоит 0,865 млн долларов.

Разница в 9 раз.


Поэтому и надо убирать по максимуму переработку.
Тем не менее, мое предложение о жидкосолевом бланкете для "прорыва" у сирожиных деток вызвало шквал негатива и сплетен в мой адрес, хотя это снижение стоимости ТВС с вторичным топливом в 2-3 раза.
VBVB
QUOTE(AtomInfo.Ru @ 24.2.2015, 11:57) *
1 MOX-кассета стоит 7,8 млн долларов.
1 UO2-кассета стоит 0,865 млн долларов.

Разница в 9 раз.

Довольно уж большая разница в стоимости топлива выходит.
В статьях разных при обсуждении МОХ-топлива для легководников обычно оперировали стоимостью МОХа на уровне 280-350% от уранового.
А тут в девять раз разница в цене. С такой экономикой для легководников с МОХом вообще смысла нет возиться.
А японского происхождения регенерат урановый от переработки их ОЯТ куда девают?
VBVB
QUOTE(Didro @ 24.2.2015, 13:44) *
Поэтому и надо убирать по максимуму переработку.

Выделение отдельной плутониевой фракции для создания топлива подпитки легководников действительно не имеет смысла.
REMIX-вариант более предпочтителен получается, однако постоянное добавление урана-235 17%-го обогащения к переработанному ремиксу тоже экономически не сильно хорошо. Если этот уран-235 есть регерат от ОЯТ исследовательских или транспортных реакторов или с БН-600, то схема REMIX приемлемый вариант, но если этот уран-235 17%-го обогащения отдельно производить надо, то это бредовая схема получается.

По сути имеем, что смесь U+Pu, которая может быть выделена из ОЯТ ВВЭР-1000 или РБМК обладает недостатком делящегося материала. В REMIX варианте этот недостаток предлагают компенсировать добавление урана-235 17%-го обогащения.
Но ведь можно делать и проще, добавив к смеси оятэшного U+Pu необходимое количество плутония из ОЯТ БНов. Тогда можно это смесевое топливо успешно прогнать через ВВЭР в качестве топлива подпитки и отложить на переработку. В таком ОЯТ после двух топливных компаний уран-235 почти весь повыгорит и его содержание будет на уровне около 0,25-0,3%, т.е. как в хвостах центрифужного производства. Плутоний из этого ОЯТ будет иметь долю нечетных изотопов около 55-60% и ему одна дорога - в БРЕСТ в смеси с нептунием и америцием ранее наработанным. Далее выжигание по максимуму и в хранилище на 40-50 лет.
Не видется особого смысла в многократном прокручивании REMIXа в ВВЭРах с постоянной подпиткой ураном-235 17%-го обогащения.

В принципе, плутоний из ОЯТ высокого выгорания от ВВЭР-1000/1200 будет иметь только половинчатое содержание нечетных изотопов, а половину четных изотопов, которые скорее выгорающий поглотитель, чем топливо для легководного спектра нейтронов.
IMHO, такому высокофоновому и низкокачественному плутонию три дороги есть.

Первая - в БРЕСТе с минорами выгорать по максимуму, попутно в жидкосолевом бланкете из тория нарабатывая уран-233. Схема интересная, но завязывается на успехе создания устойчиво работающего свинцового быстровика большой мощности.

Вторая - вместе с торием в ЖСРе палиться.
Вариант утилизации высокофонового и низкокачественного плутония в ЖСР устраняет весь массив проблем и возни с производством самого МОХ/REMIX-топлива, заполнения им ТВС и последующей утилизации такого ОЯТ. Плюс на выходе пригодных для лгководников уран-233 наработанный с помощью некачественного плутония иметь будем. Для выжигания высокофонового плутония с наработкой урана-233 не нужен ЖСР сверхмегамощности. Пять-шесть аппаратов тепловой мощностью по 1000-1500 МВт с генерацией высокотемпературного тепла для снабжения цеха электропирорепроцессинга и энергомощностью по 250-450 МВт. По сути промышленный завод для глубокой переработки сильновыгоревшего ОЯТ с утилизацией плутония и миноров на месте выделения и наработкой урана-233 в качестве товарного продукта.
Smith
QUOTE(VBVB @ 25.2.2015, 13:42) *
А японского происхождения регенерат урановый от переработки их ОЯТ куда девают?

пока что никуда, но есть вот такие планы:
"Рассматриваются также возможности возобновления экспортных поставок для нужд французской компании Г‰lectricitГ© de France (EDF) и начало работы с регенерированным ураном японских компаний"
ссылка
Didro
QUOTE(VBVB @ 25.2.2015, 13:42) *
Довольно уж большая разница в стоимости топлива выходит.
В статьях разных при обсуждении МОХ-топлива для легководников обычно оперировали стоимостью МОХа на уровне 280-350% от уранового.
А тут в девять раз разница в цене. С такой экономикой для легководников с МОХом вообще смысла нет возиться.
А японского происхождения регенерат урановый от переработки их ОЯТ куда девают?


Переработанное топливо действительно примерно в 20 раз дороже.
3 кратное у японцев было в качестве прикидки переработки колдерхола, который они хотели использовать на природном уране с последующей добавкой рециклированного плутония.
Didro
QUOTE(VBVB @ 25.2.2015, 14:29) *
Первая - в БРЕСТе с минорами выгорать по максимуму, попутно в жидкосолевом бланкете из тория нарабатывая уран-233. Схема интересная, но завязывается на успехе создания устойчиво работающего свинцового быстровика большой мощности.

Вторая - вместе с торием в ЖСРе палиться.
Вариант утилизации высокофонового и низкокачественного плутония в ЖСР устраняет весь массив проблем и возни с производством самого МОХ/REMIX-топлива, заполнения им ТВС и последующей утилизации такого ОЯТ. Плюс на выходе пригодных для лгководников уран-233 наработанный с помощью некачественного плутония иметь будем. Для выжигания высокофонового плутония с наработкой урана-233 не нужен ЖСР сверхмегамощности. Пять-шесть аппаратов тепловой мощностью по 1000-1500 МВт с генерацией высокотемпературного тепла для снабжения цеха электропирорепроцессинга и энергомощностью по 250-450 МВт. По сути промышленный завод для глубокой переработки сильновыгоревшего ОЯТ с утилизацией плутония и миноров на месте выделения и наработкой урана-233 в качестве товарного продукта.


Тем не менее все движения все равно идут в плане свинцового быстровика большой мощности.
Поэтому вообще непонятно. когда за предложения по его существенному улучшению, людей стали принуждать к увольнению.
AtomInfo.Ru
QUOTE(VBVB @ 25.2.2015, 13:42) *
Довольно уж большая разница в стоимости топлива выходит.


Удивился сам. Есть предположение, что японцы погорели по цене из-за сверхдолгого теххранения. Они вывезли ОЯТ давно, но принимать топливо не спешили. Естественно, хранение они обязаны были оплатить.
VBVB
QUOTE(Smith @ 25.2.2015, 17:27) *
пока что никуда, но есть вот такие планы:
"Рассматриваются также возможности возобновления экспортных поставок для нужд французской компании EDF и начало работы с регенерированным ураном японских компаний"

Спасибо.
Интересно, почему регенерат урановый из японского ОЯТ столь долгое время лежит без дела?
Некий запас сырья на случай мутных времен?
Топливо с регенерата уранового из-за необходимости цикла смешения с НОУ и конверсии, что гораздо дороже обычного получается?

Кажется, что топливо урановое из регенерата явно дешевле МОХа будет. Однако японцы почему то охрененно дорогое МОХ пользовали в своих BWR, а топливо с регенерата видимо массово не использовали.
VBVB
QUOTE(Didro @ 25.2.2015, 20:43) *
Переработанное топливо действительно примерно в 20 раз дороже.
3 кратное у японцев было в качестве прикидки переработки колдерхола, который они хотели использовать на природном уране с последующей добавкой рециклированного плутония.

IMHO, МОХ из ОЯТ высокого выгорания легководниковов для питания легководников использовать это изощренный вариант саморазрушения атомной энергетики с экономической точки зрения.
МОХ-топливо для подпитки легководников или от безвыходности в условиях недопоставок уранового сырья или при затаривания складов энергетического плутония от переработки ОЯТ. Причем если первичный МОХ это дорогой и радиотоксичный продукт, но то при переработки такого ОЯТ появляется РЕМОХ еще более дорогой по стоимости, более низкокачественный и высокорадиотоксичный из-за большей доли Pu-240 и Pu-242.
В добавок сжигание МОХа и РЕМОХа в легководниках - генерация в еще больших количествах высокорадиотоксичного америция и кюрия. И рост проблемы из-за необходимости утилизации америция и кюрия (выжигание/хранение долговременное).

IMHO, высокофоновый плутоний из ОЯТ современных и строящихся легководников с высокоми характеристиками выгораниями должен использоваться лишь однократно без повторной переработки. Причем в наиболее простом и удешевленном варианте производства топлива из такого плутония.
Варианты использования высокофонового плутония.
1) в тяжеловодниках в виде REMIX смеси из ОЯТ в виде вибротоплива;
2) в БНах в виде вибротоплива на основе инертной матрицы типа ZrO2 в ТВС с увеличенной бланкетной зоной из обедненного урана или тория. Причем конструкция ТВС должна позволять легко извлекать бланкетные стержни для переработки;
3) в СВБР или БРЕСТе в виде смешанного топлива с минорами;
4) в ЖСР в качестве утилизируемого топливного компонента в смесях типа PuF3-ThF4-NaF-LiF и PuCl3-ThCl4-NaCl(LiCl)-KCl-MgCl2(AlCl3). Рециклинг фторидной топливной смеси газофторидный через летучие MeF6. Для хлоридных топливных смесей рециклинг пироэлектрохимический.
Pakman
Это вот сейчас про ядерные реакторы было, да? smile.gif
LAV48
Цитата(Pakman @ 25.2.2015, 23:04) *
Это вот сейчас про ядерные реакторы было, да? smile.gif

Яркий пример взаимосвязанности тем с примером перетекания из одной в другую smile.gif
VBVB
QUOTE(Pakman @ 26.2.2015, 0:04) *
Это вот сейчас про ядерные реакторы было, да? smile.gif

Речь о том, что на чужих ошибках имеет смысл учиться, а не пытаться повторять.

Те же ОКБ "ГИДРОПРЕСС", НПО "ЦНИИТМАШ" и НИЦ «Курчатовский институт» усиленно пропиаривают "сверхперспективный" вариант "легководника будущего" в виде ВВЭР-СКД.
http://www.gidropress.podolsk.ru/ru/projects/SCWR.php
http://www.atominfo.ru/newsd/k0230.htm
http://www.atominfo.ru/newse/l0411.htm
http://www.atominfo.ru/news9/i0464.htm
http://atomicexpert.com/content/%D1%81%D1%...%B4%D0%B0%D1%87
http://www.atomic-energy.ru/papers/29795

Дескать у этой сверхинновационной ЯРУ и кпд выше будет до 42-45%, и эффективность топливоиспользования больше на 10-20%, выгорание топлива увеличенное до 75 МВт*сут/кг U, прогнозируемый КВ почти в два раза увеличится до КВ=0,8 (даже КВ под 1 уже озвучивали) и топливо на треть активной зоны МОХ будет. Только вот доводить этот реактор до ума предполагается не менее 20-30 лет. Т.е.увидеть его в виде строящейся серии не ранее 2040 года предполагается. Однако очевидно, что к 2045-2050 году имеющиеся легководники уже столкнутся с дефицитом "дешевого и доступного" урана-235. Но типа для ВВЭР-СКД спасением частичное использование МОХа будет, что поможет продлить агонию легководного направления энергетических ЯРУ.

Вопрос имеется - зачем тратить огромные деньги, ресурсы и время на проектирование гипотетической энергетической установки, которая по всем перспективным параметрам не сильно превзойдет, а частично будет уступать уже имеющемуся БН-800?
Понятно, что легководное лобби очень сильно в отечественном атомпроме, и легководники пока кажутся более предпочтительными для экспорта. Однако, ключевые недостатки ВВЭРов, а именно невысокую эффективность топливопотребления и низкий коэффициент воспроизводства делящихся материалов очень трудно устранить, не ухудшая экономико-технические характеристики и не усложняя конструкцию использованием легководного теплоносителя сверхкритического давления .

IMHO, закладывать новые энергоблоки с ВВЭР на территории РФ нужно прекращать. Строить ВВЭРы только на экспорт по максимуму возможностей отечественной промышленности.
Все основные усилия и финансы бросить на:
1) завершение проекта БН-1200 с полностью МОХ зоной со строительством серии из не менее 4-6 единиц;
2) доведение до ума проекта БРЕСТ-1200 с отработкой на БРЕСТ-300ОД основных аспектов свинцовой технологии теплоносителя и пристанционного ЯТЦ, рассмотреть и опробовать варианты промышленной наработки урана-233 из тория в свинцовых реакторах;
3) разработать на основе имеющихся наработок Курчатника среднемощный жидкосолевой реактор для утилизации высокофонового энергетического плутония и наработки урана-233, построить прототип и отработать особенности ЯТЦ жидкосолевика;
4) на основе этого ЖСР создать подкритическую жидкосолевую ЯРУ для утилизации разной высокорадиотоксичной дряни типа америция, кюрия и рециклированного высокофонового энергетического плутония.
asv363
QUOTE(VBVB @ 26.2.2015, 1:59) *
Речь о том, что на чужих ошибках имеет смысл учиться, а не пытаться повторять.

Это, без всякого сомнения, верно. Чьи ошибки Вы имеете в виду?

QUOTE(VBVB @ 26.2.2015, 1:59) *
IMHO, закладывать новые энергоблоки с ВВЭР на территории РФ нужно прекращать. Строить ВВЭРы только на экспорт по максимуму возможностей отечественной промышленности.

Так уж сложилось, что уран в ТВС для экспортных контрактов поставляет Россия. Опять же, весьма желателен референтный опыт по проектам. Сугубо с моей точки зрения, как раз излишняя ориентация на строительство за границей не совсем верна. Стоит расширять внутрероссийский "парк" блоков, иначе, скоро, доля АЭС резко уменьшится (в генерации электроэнергии).

QUOTE(VBVB @ 26.2.2015, 1:59) *
Все основные усилия и финансы бросить на:
1) завершение проекта БН-1200 с полностью МОХ зоной со строительством серии из не менее 4-6 единиц;
2) доведение до ума проекта БРЕСТ-1200 с отработкой на БРЕСТ-300ОД основных аспектов свинцовой технологии теплоносителя и пристанционного ЯТЦ, рассмотреть и опробовать варианты промышленной наработки урана-233 из тория в свинцовых реакторах;
3) разработать на основе имеющихся наработок Курчатника среднемощный жидкосолевой реактор для утилизации высокофонового энергетического плутония и наработки урана-233, построить прототип и отработать особенности ЯТЦ жидкосолевика;
4) на основе этого ЖСР создать подкритическую жидкосолевую ЯРУ для утилизации разной высокорадиотоксичной дряни типа америция, кюрия и рециклированного высокофонового энергетического плутония.

Боюсь, банально не хватит плутония на всё. Останемся без вводов новых блоков в принципе.

P.S. Содержательную часть попробую прокомментировать позже.
Smith
QUOTE(asv363 @ 26.2.2015, 12:00) *
Боюсь, банально не хватит плутония на всё. Останемся без вводов новых блоков в принципе.

Учитывая, что речь идет о горизонте 30-го года (это при самом оптимистичном варианте развития событий), то вполне хватит. Ведь помимо Маяка (согласно открытой информации, уже сейчас более 50 т энергетического плутония накоплено), на полную мощность к 20-му году должен заработать ОДЦ, который будет перерабатывать 250 т ОЯТ ВВЭР-1000 в год. При содержании плутония в нем на уровне 1%, имеем на выходе 2,5 т/год.
Didro
QUOTE(VBVB @ 25.2.2015, 21:15) *
IMHO, МОХ из ОЯТ высокого выгорания легководниковов для питания легководников использовать это изощренный вариант саморазрушения атомной энергетики с экономической точки зрения.
МОХ-топливо для подпитки легководников или от безвыходности в условиях недопоставок уранового сырья или при затаривания складов энергетического плутония от переработки ОЯТ. Причем если первичный МОХ это дорогой и радиотоксичный продукт, но то при переработки такого ОЯТ появляется РЕМОХ еще более дорогой по стоимости, более низкокачественный и высокорадиотоксичный из-за большей доли Pu-240 и Pu-242.
В добавок сжигание МОХа и РЕМОХа в легководниках - генерация в еще больших количествах высокорадиотоксичного америция и кюрия. И рост проблемы из-за необходимости утилизации америция и кюрия (выжигание/хранение долговременное).

Вы сами помните на чем такие расчеты основывались - средина 70х, нефть под 40$/бар (по покупной стоимости как сейчас 200-250$), везде визг про истощение нефти-газа к концу 80х...
VBVB
QUOTE(asv363 @ 26.2.2015, 13:00) *
Чьи ошибки Вы имеете в виду?

Ошибки европейцев и японцев, предполагавших что МОХ альтернативная замена урановому топливу для легководников.
Так можно было предполагать сорок лет назад, когда те же зарубежные PWR имели выгорание топлива 22-26 ГВт·сут/т U и отечественные ВВЭР-440 выгорание 20-22 ГВт·сут/т U. В плутонии из ОЯТ с такими уровнями выгорания содержание изотопа Pu-239 около 67-69% и Pu-241 около 8-9%. Т.е. доля мусорных для легководного нейтронного спектра четных изотопов плутония около 22-25%.

В текущих условиях и в ближайшем будущем выгорание топлива в ВВЭРах составляет/составит около 50-60 ГВт·сут/т U. В плутонии из такого ОЯТ содержание изотопа Pu-239 около 53-46% и Pu-241 около 14-17%. Т.е. доля мусорных для четных изотопов плутония около 33-39%. И плутоний такой из ОЯТ выделять быстро надо, иначе при хранении сильновыгоревшего ОЯТ непрерывно теряется ценный Pu-241.
Ценность такого плутония для легководников, с учетом его высокофоновой радиотоксичности и более трети содержания четных изотопов сомнительна, а с экономической точки зрения очень низкая. Ежели предполагается еще из этого плутония МОХ делать для легководников, а потом еще МОХ-ОЯТ перерабатывать, то в один раз выгоревшем таком МОХе доля нечетных изотопов будет уже более 42-45%. Т.е. по сути куча балласта трансмутируемого.

Цена же МОХ топлива для легководников с производственной точки практически близка к цене МОХ-топлива для БНов. Но при этом, БНы по сравнению с ВВЭР не так сильно поганят состав плутония в МОХ-ОЯТ, имеют в два раза больший КВ и эффективно делят четные изотопы. Плюс переработка МОХ-ОЯТ БНов экономически более целесообразна, чем МОХ-ОЯТ от ВВЭРов.
Поганить среднефоновый плутоний из ОЯТ первых топливных кампаний ВВЭР-440 в ВВЭР-1000/1200 будет явной ошибкой.
QUOTE(asv363 @ 26.2.2015, 13:00) *
Опять же, весьма желателен референтный опыт по проектам. Сугубо с моей точки зрения, как раз излишняя ориентация на строительство за границей не совсем верна.

Ничто не мешает строить двухблочные АЭС в качестве референтных блоков. Например один блок ВВЭР-ТОИ, а второй какой нибудь ВВЭР-1300-СУПЕР.
QUOTE(asv363 @ 26.2.2015, 13:00) *
Стоит расширять внутрероссийский "парк" блоков, иначе, скоро, доля АЭС резко уменьшится (в генерации электроэнергии).
Боюсь, банально не хватит плутония на всё. Останемся без вводов новых блоков в принципе.

Понятно уже, что темпы строительства/ввода замешаюших энергоблоков низкие. И далее хуже только может быть.
Но к чему сейчас строить ВВЭР с ожидаемым сроком эксплуатации в 60 лет, если ожидаемо две трети срока эксплуатации эти реакторы будут иметь проблемы с постоянно дорожающим топливом и сложности с его поставками.

Оценим имеющееся в РФ количество наличное плутония в 50 тонн энергетического+34 тонны ненужного военного. Т.е. не менее 84 тонн.

БН-800 в пересчете на плутоний имеет начальную загрузку около 3 тонны плутония и 1,8 тонны для ежегодной подпитки.
Ориентиовочно шкалируя, БН-1200 будет иметь начальную загрузку около 4.5 тонны и ежегодно требовать 2.7 тонны топлива подпитки.
Допустим, что ОЯТ БН-1200 будет выдерживаться 4.5 лет и далее перерабатываться в течении полугода. Тогда на пять лет работы БН-1200 с учетом первоначальной загрузки потребное количество плутония 15,3 тонны.

Имея сейчас в наличии около 85 тонн плутония, можно сейчас смело планировать строительство в ближайшие 15-18 лет 4-5 единиц БН-1200 и одного БРЕСТ-1200.

Далее же запасы выделяемого плутония РФ будут постоянно увеличиваться из-за переработки ОЯТ ВВЭР-440, БН-600, БН-800 и ввода в строй линии переработки ОЯТ ВВЭР-1000.
arcanist
ну может быть идет рассчет запитать ВВЭРы ураном - 233 который предполагается генерировать в ториевых экранах быстрых реакторов?
VBVB
QUOTE(arcanist @ 28.2.2015, 1:04) *
ну может быть идет расчет запитать ВВЭРы ураном - 233 который предполагается генерировать в ториевых экранах быстрых реакторов?

Везде где идет речь о будущем ВВЭР-С всегда говорится, что этот реактор будет работать на смесях уранового и МОХ топлива, способен работать на чистом МОХ и будет в ближайшие 70-80 лет основной рабочей лошадкой российской атомной энергетики.

Складывается ощущение, что насчет перспектив использования в ВВЭРах тория согласованного мнения так и не выработано. Скорее выраженное отрицательное отношение.
Хотя может вариант подпитки ВВЭРов торий-содержащим топливом и рассматривается как некоторая возможная опция для перспективных иностранных заказчиков новых версий ВВЭР типа Индии, Турции или Аргентины.

Складывается ощущение, что промышленная наработка урана-233 для нужд российской АЭ пока всерьез не рассматривается. Логика проста - типа зачем заморачиваться с ториевым топливом и получением урана-233 если на складе делящихся материалов есть халявный (бесплатный для Росатома) плутоний, выделенный на заводе РТ-1.
VBVB
http://atominfo.ru/newsl/s0731.htm
QUOTE
Суммарные запасы ОЯТ, накопленные во всём мире, превышают 240 тысяч тонн.

Такие данные привёл на симпозиуме WNA, прошедшем в начале сентября в Лондоне, вице-президент "GE Hitachi Nuclear Energy" Дэвид Пауэлл.

Даже если грубо принять, что из этого количества только около 200 тысяч тонн составляет ОЯТ от легководников и среднее содержание плутония в таком ОЯТ около 7-9 кг на тонну, то общее количество плутония в этом ОЯТ около 14-18 тысяч тонн!!!

Если этот плутоний выделить, то из него можно наделать почти 200-250 тысяч тонн топлива для легководников.
Этого количества могло бы хватить, что бы в течении 60 лет подпитывать по трети а.з. в 460-570 легководных реакторов мощностью по 1000 МВт(эл.).

И после этих чисел как можно говорить о том, что ОЯТ не нужно перерабатывать.
Татарин
Цитата(VBVB @ 27.9.2015, 18:41) *
И после этих чисел как можно говорить о том, что ОЯТ не нужно перерабатывать.

Смешно не это. Ненужность переработки ОЯТ легко обосновать а) наличием дешёвого природного урана; б) грязностью процесса.

А вот тяга к сверхвысоким КВ у быстрых реакторов - да, таки становится анекдотичной.
Возникает совершенно естественный вопрос: нафига нарабатывать больше (больше, ещё больше!) "реакторного" плутония, если уже имеющийся сейчас уже рассматривается даже не как бесплатный материал, а как мусор с отрицательной стоимостью? biggrin.gif
AtomInfo.Ru
QUOTE(Татарин @ 27.9.2015, 18:52) *
А вот тяга к сверхвысоким КВ у быстрых реакторов - да, таки становится анекдотичной.


КВа БРЕСТа чуть-чуть более 1.

Так что о сверхвысоких КВ уже забывают.
Didro
QUOTE(VBVB @ 27.9.2015, 18:41) *
Даже если грубо принять, что из этого количества только около 200 тысяч тонн составляет ОЯТ от легководников и среднее содержание плутония в таком ОЯТ около 7-9 кг на тонну, то общее количество плутония в этом ОЯТ около 14-18 тысяч тонн!!!

Если этот плутоний выделить, то из него можно наделать почти 200-250 тысяч тонн топлива для легководников.
Этого количества могло бы хватить, что бы в течении 60 лет подпитывать по трети а.з. в 460-570 легководных реакторов мощностью по 1000 МВт(эл.).

И после этих чисел как можно говорить о том, что ОЯТ не нужно перерабатывать.


Чуток ошиблись, вроде как на порядок поменьше.
Didro
QUOTE(AtomInfo.Ru @ 27.9.2015, 18:57) *
КВа БРЕСТа чуть-чуть более 1.

Так что о сверхвысоких КВ уже забывают.


А разве это не в АЗ?
Вроде этим обосновывают этот "прорыв".
AtomInfo.Ru
QUOTE(Didro @ 27.9.2015, 20:37) *
А разве это не в АЗ?


КВа.

То есть, это именно в активной зоне.
Didro
QUOTE(AtomInfo.Ru @ 27.9.2015, 20:39) *
КВа.

То есть, это именно в активной зоне.


Да, недосмотрел, просто фраза что не гонятся за высокими КВ, несколько не то, ведь в БН сейчас КВа~0,7-0,8, и даже с МОХ ожидаемый не дотянет до 1.
pappadeux
QUOTE(VBVB @ 27.9.2015, 11:41) *
Даже если грубо принять, что из этого количества только около 200 тысяч тонн составляет ОЯТ от легководников и среднее содержание плутония в таком ОЯТ около 7-9 кг на тонну, то общее количество плутония в этом ОЯТ около 14-18 тысяч тонн!!!


9кг на тонну это ~1%

от 200тт один процент это 2тт
VBVB
QUOTE(pappadeux @ 28.9.2015, 3:43) *
9кг на тонну это ~1%

от 200тт один процент это 2тт

Вы правы, порядок потерялся. Кто не ошибается...

Ну допустим, будем иметь в ОЯТ имеющимся от легководников около 1800 тонн плутония.

Если принять, что МОХ концентрацию для новых проектов может иметь на уровне 7.5-8.0% по плутонию, то получается, что из плутония энергетического можно произвести 22500-24000 тонн МОХ топлива.
Если гигаватник в год потребляет 21 тонну топлива и МОХа в зоне толькот треть, то 22500-24000 тонн МОХ топлива способно обеспечить 3215-3430 ГВт*реакторо-лет. Или соответственно 60 лет работы 53-57 единиц гигаватных легководников.
Но при работе реактора ведь снова в а.з. плутоний будет нарабатываться, и если консервативно принять для будущих легководников КВ=0.5, то при гибридном МОХ-цикле имеем удвоение количества МОХ-топлива (1+0.5+0.25+...=2). Кроме того плутоний в МОХе выгорает неполностью и его остается в ОЯТ около трети от первоначального. Если МОХ рециклировать, то получаем возврат плутония в ЯТЦ на уровне 30%.

Тогда получается, что 1800 тонн плутония из имеющегося ОЯТ может обеспечить в течении 60 лет работу 123-131 единицы гигаватной мощности легководников.
Ну или такое количество плутония способно поддерживать парк из около 250 БНов мощностью по 900-1000 МВт.

Как не считай, а все равно получается, что игнорировать ресурсный плутоний в ОЯТ, относя ОЯТ к отходам , ошибочная позиция многих стран.
VBVB
QUOTE(Татарин @ 27.9.2015, 19:52) *
А вот тяга к сверхвысоким КВ у быстрых реакторов - да, таки становится анекдотичной.
Возникает совершенно естественный вопрос: нафига нарабатывать больше (больше, ещё больше!) "реакторного" плутония, если уже имеющийся сейчас уже рассматривается даже не как бесплатный материал, а как мусор с отрицательной стоимостью? biggrin.gif

Если пристально посмотреть на развитие быстрой программы во Франции, США, Великобритании и СССР, то складывается впечатление, что быстрые реакторы в первую очередь интересовали ЯОК этих стран как высокоэффективные наработчики высокочистого оружейного плутония в бланкетах из обедненного урана. Эксплуатация быстровиков тестовых почти совпала с принятием на вооружение этих стран крылатых ракет с ЯГЧ, хранимых в торпедном отсеке.
Такой плутоний высокочистый по уровню 239-изотопа - низкофоновый и позволяет заметно дозы снизить для экипажа лодок. Как только наработали достаточное количество такого плутония, так быстрые программы и прикрыли.

Один только СССР по инерции тянул БН-600 как реактор двойного назначения и РФ ввязалась в дальнейшее продолжение быстрой программы в виде БН-800.
Те же индусы БН свой строят в первую очередь как высокоэффективный наработчик высокочистого плутония для нужд ЯОК, а уж потом его рассматривают как экспериментальный энергетический реактор.

В принципе, для БНов на текущем этапе развития совсем не обязательно полностью работать на МОХ-топливе и иметь КВ более 1.
Вполне кажется приемлемым, если бы на современных БНах для энергетики 65-75% зоны было на МОХе и КВа был бы более 0.8. Гнаться за суперпараметрами бессмысленно, а умеренные проектные характеристики позволили бы проще такие БНы строить и эксплуатировать.

Всяко лучше бы было легководников и тяжеловодников ныне используемых в энергетике. Да и плутоний из ОЯТ бы без дела не валялся.
Didro
Все это понятно, но пока главная проблема в стоимости переработки, и в дополнение уже миноры.
Все же, как ни крути, а придется жидкосолевики рано или поздно начать делать.
LAV48
Цитата(VBVB @ 28.9.2015, 11:41) *
Если пристально посмотреть на развитие быстрой программы во Франции, США, Великобритании и СССР, то складывается впечатление, что быстрые реакторы в первую очередь интересовали ЯОК этих стран как высокоэффективные наработчики высокочистого оружейного плутония в бланкетах из обедненного урана. Эксплуатация быстровиков тестовых почти совпала с принятием на вооружение этих стран крылатых ракет с ЯГЧ...

Следуя этой логике можно обвинять, например, Японию?


Но собственно у меня несколько другой, может быть даже слегка странный вопрос.
Отличаются ли конструктивно, с точки зрения геометрии, MOX сборки?
Если нет, то возможно ли изменяя геометрию и воздействуя тем самым на спектр нейтронов повысить "расход" плутониев? В какую сторону это может изменить "минорную" составляющую в ОЯТ MOX?
VBVB
QUOTE(Didro @ 28.9.2015, 17:43) *
Все же, как ни крути, а придется жидкосолевики рано или поздно начать делать.

Совершенно согласен.

Уже вполне очевидно большинству специалистов, что БНы не смогут полноценно решить все сложные аспекты плутониевого ЯТЦ. Однако, в ближайщем будущем в некотором количестве БНы все таки придут на смену легководникам. И в основном по причине более эффективного сжигания накопленного плутония с более выгодными величинами воспроизводства. Но не верю, что БНы смогут массово заменить легководники.

Однако для быстровиков не решены ни вопросы массового промышленного изготовления МОХ-топлива из высокофонового плутония, ни вопросы эффективной и недорогой переработки МОХ ОЯТ, ни вопросы повышенной генерации трансплутонидов, ни вопросы их утилизации. И есть ощущение, что на решение этих проблем могут уйти десятилетия, а времени у человечества не так много по энергоресурсам.

Жидкосолевики - наиболее реальные аппараты для высокоэффективной и упрощенной утилизации высокофонового энергетического плутония с генерацией электроэнергии и высокотемпературного промышленного или хозяйственного тепла. Однако у них есть реальная проблема в генерировании высокочистых оружейных материалов, которые можно непрерывно выводить на стадии производства и скрытно уводить из ЯТЦ. Нераспространенческий фактор - основная проблема для масштабного внедрения жидкосолевых энергетических реаторов в мировую атомную энергетику. И от этого факта никуда не деться.

Хотя вон те же японцы додумались ведь на BWR в гомогенном режиме хитро уран-233 втихоря генерить. Так что очевидно уже, те же легководники в умелых руках могут успещно для скрытной наработки делящихся материалов применяться.
VBVB
QUOTE(LAV48 @ 29.9.2015, 1:11) *
Следуя этой логике можно обвинять, например, Японию?

Есть четкая увереность, что ни одна страна просто так не строила экспериментальный быстровик, не рассматривая его как участника оружейной программы. А та же Япония два быстровика эксплуатировала. Но типа не пойман - не вор. Хотя у большинства специалистов нет сомнений в наличии у Японии скрытого запаса делящихся материалов, устройств и носителей. Но японцы не уникальны в этом случае. Тот же Израиль более вызывающий пример, или Германия, или Бразилия.
VBVB
QUOTE(LAV48 @ 29.9.2015, 1:11) *
Если нет, то возможно ли изменяя геометрию и воздействуя тем самым на спектр нейтронов повысить "расход" плутониев? В какую сторону это может изменить "минорную" составляющую в ОЯТ MOX?

Так может оказаться, что для ответа на этот вопрос на форуме местном может просто не оказаться соответствующего специалиста. В РФ то опыта сжигания МОХа в легководниках нет.

Общая логика такая, более жесткий нейтронный спектр - большее деление хорошо делящихся изотопов 238Pu, 239Pu, 241Pu при меньшей доле захватов нейтрона без деления. Меньшая жесткость нейтронного спектра - больший захват нейтронов фертильными в легководном нейтронном спектре изотопов 240Pu и 242Pu и подъем вверх по трасплутонидной цепочке. Чем большее выгорание МОХ-топлива в легководнике, тем гораздо больше образуется миноров. Рост наработки миноров почти идет по экспоненте при превышении выгорания топлива больше 40 ГВт*сут/тонну.

Америций-241 происходит в основном из плутония-241 при хранении ОЯТ, но в меньших количествах генерится и в реакторах при работе с МОХом. Из америция-241 генерится америций-242m. А из короткоживущего плутония-243 получается америций-243.
В ОЯТ из миноров больше всего америция-241 и америция-243.

Кюрий-242 генерится из бета-распада америция-242, а кюрий-244 и кюрий-245 из ветки захватов нейтронов америцием-243 и превращением в короткоживущий америций-244 с последующим бета-распадом.
Из кюриев в свежем ОЯТ больше всего кюрия-244, кюрия-245 и кюрия-242.

В имеющихся легководниках из-за особенностей конструкции невозможно добиться эффективной утилизации МОХ-топлива без генерирования значительного количества миноров. Перспективный ВВЭР-СКД может улучшенно утилизировать МОХ, но все равно проблему накопления миноров не решает.

Только быстровики и жидкосолевики с быстрым/промежуточным спектром могут эффективно миноры утилизировать.
Pakman
QUOTE
MOX в легководниках

ВХР соблюдать надо.
VBVB
QUOTE(LAV48 @ 29.9.2015, 1:11) *
Если нет, то возможно ли изменяя геометрию и воздействуя тем самым на спектр нейтронов повысить "расход" плутониев? В какую сторону это может изменить "минорную" составляющую в ОЯТ MOX?

Интересно отметить, что при близких уровнях выгорания уранового и МОХ-топлива реактор типа BWR генерит в среднем в 1.5-2.5 раза больше разных изотопов америция и кюрия, чем реактор PWR-типа.

РБМК тоже оказываются хорошие наработчики миноров на высоких уровнях выгорания топлива по сравнению с ВВЭРами.

Это к вопросу о роли жесткости нейтронного спектра в выгорание разных изотопов плутония и генерацию миноров трансплутонидных в ОЯТ.
alex_bykov
QUOTE(LAV48 @ 29.9.2015, 0:11) *
Если нет, то возможно ли изменяя геометрию и воздействуя тем самым на спектр нейтронов повысить "расход" плутониев? В какую сторону это может изменить "минорную" составляющую в ОЯТ MOX?

Скажу, что я против, но мотивация у меня иная, чем, например, у VBVB. Геометрия топлива существующих легководников оптимизирована не только под нейтронку. Беда в том, что она - продукт компромисса нейтронки, гидравлики, термомеханики. Начнёте менять что-то одно, например, менять шаг твэлов, получите проблему в чём-то другом (теплосъёме или механической устойчивости). А проектировать новый легководный аппарат под МОХ - так это лучше вписаться в существующие программы (например ВВЭР-СКД), пока они не закостенели.
AtomInfo.Ru
QUOTE(LAV48 @ 29.9.2015, 0:11) *
Отличаются ли конструктивно, с точки зрения геометрии, MOX сборки?


Если про легководники, то размеры сборки такие же, как урановые, т.к. MOX-топливом загружают только часть активной зоны, т.е. и урановые, и MOX постоянно находятся в зоне одновременно.

Внутренности MOX-сборок оптимизируют давно.

P.S. Влиять на спектр лучше с помощью вытеснителей. Это давняя идея, реактор с изменяемым спектром по ходу кампании. У нас это проект ВВЭР-С.
В случае вытеснителей переделки геометрии кассеты практически не требуется.
VBVB
Smith в теме по германским АЭС спросил:
QUOTE(Smith @ 29.9.2015, 19:05) *
Владимир, а зачем нам это надо? со своим бы разобраться...
в том смысле, что ресурс-то это, безусловно, ценный, но освоить его масштабную переработку (ОЯТ ВВЭР-1000) нам еще только предстоит.

На волне отторжения АЭ у немцев можно за их же деньги выманить большую часть их запаса наработанного энергетического плутония в виде ОЯТ.
В сумме с нашим потенциальным запасом энергетического плутония и немецким могли бы выйти на третье место по запасам плутониевого ресурса после США и Франции, обогнав Великобританию и Японию.

Запас отечественного энергетического плутония на конец 2015 года около 151-153 тонн может составлять + еще 34 тонны списанного военного. Т.е. около 186 тонн. Вот если бы с немцев еще тонн 120-130 выманить, то вообще все хорошо было в плане топлива для АЭС в РФ.

Допустим тогда к 2025 году могли бы мы иметь отечественного плутония энергетического около 230-233 тонн, а с немецким в сумме уже 350-360 тонн. А это уже почти эквивалент 4670-4750 тонн МОХ топлива, которое можно по половине зоны в ВВЭР-СКД грузить и обеспечить работу 7-8 единиц гигаватной мощности ВВЭР-СКД в течении 60 лет без учета рецикла МОХа.

С учетом рецикла МОХа из ВВЭР-СКД и притока плутония из ОЯТ ВВЭР-1000, ВВЭР-1200, РБМК-1000 оперативный запас плутония позволил бы решить топливный вопрос для 18-22 единиц гигаватной мощности ВВЭР-СКД в течении 60 лет.

Включая урановый регенерат из ОЯТ в потребление, могли бы на запасе отечественного и немецкого плутония спокойно решить на ближайшие 60-70 лет вопросы топливообеспечения 20-25 ГВт(эл.) мощности от ВВЭР-СКД и еще иметь 4-6 ГВт(эл.) от БНов/БРЕСТОв.

Итого, при получении немецкого энергетического плутония вместе с отечественным запасом плутония, вопрос снабжения топливом 25-30 ГВт(эл) атомных мощностей в РФ на ближайшие 60-70 лет относительно просто решается.
Alx
Цитата(VBVB @ 29.9.2015, 23:17) *
... относительно просто решается.

Если освоена переработка ОЯТ от ВВЭР-1000 и РБМК, если освоено масштабное производство МОХ-топлива, если спроектированы, в достаточном количестве построены и работают АЭС с использующими МОХ-топливо реакторами и оборудованием для обращения с ним …
VBVB
QUOTE(Alx @ 30.9.2015, 2:01) *
Если освоена переработка ОЯТ от ВВЭР-1000 и РБМК, если освоено масштабное производство МОХ-топлива, если спроектированы, в достаточном количестве построены и работают АЭС с использующими МОХ-топливо реакторами и оборудованием для обращения с ним …

А есть другие более простые варианты, чем вами выше перечисленные?

В налаживании переработки ОЯТ ВВЭР-1000 и РБМК-1000 нет ничего сверхестественного. Все решаемо за разумные сроки.

Масштабное производство МОХ-топлива эта также решаемая проблема с привлечением разумного количества финансов и специалистов в относительно небольшие сроки.

Проектирование ВВЭР-СКД, ориентированного на работу с МОХ-топливом идет кое-как. Будут финансы и политическое решение, так относительно быстро смогут форсировать разработку проекта и строительство прототипа. Правда пока непонятно сколько времени его до ума доводить будут и сможет ли ВВЭР-СКД срок до 60 лет эксплуатации иметь.

В качестве альтернативы технически непростому ВВЭР-СКД для сжигания МОХ-топлива на первичном этапе программы утилизации энергетического плутония в РФ может выступать проектируемый ВВЭР-Супер, который более проработан в деталях и реален к постройке в разумные короткие сроки при свовременнном и полном финансировании.

Все эти вопросы вполне решаемы. И гораздо более простыми методами и технологиями, чем которые адамовцы в варианте смешанное нитридное топливо + БРЕСТ развивают.
Didro
QUOTE(VBVB @ 30.9.2015, 1:36) *
Все эти вопросы вполне решаемы. И гораздо более простыми методами и технологиями, чем которые адамовцы в варианте смешанное нитридное топливо + БРЕСТ развивают.


Они не ищут простых и недорогих путей, вспомните Александрова и историю РБМК.
Smith
QUOTE(VBVB @ 30.9.2015, 1:36) *
В качестве альтернативы технически непростому ВВЭР-СКД для сжигания МОХ-топлива на первичном этапе программы утилизации энергетического плутония в РФ может выступать проектируемый ВВЭР-Супер, который более проработан в деталях и реален к постройке в разумные короткие сроки при свовременнном и полном финансировании.

Все эти вопросы вполне решаемы. И гораздо более простыми методами и технологиями, чем которые адамовцы в варианте смешанное нитридное топливо + БРЕСТ развивают.

если стоит задача просто утилизировать плутоний, то тут, конечно, не надо огород из быстрых РУ городить, а если все же ставим цель именно освоения ЗЯТЦ, то ВВЭРами одними сыт не будешь. это я не к тому, что "свинец - всем делу венец", а лишь для прояснения позиции.
LAV48
И всё же надо начинать пробовать жечь плутоний в существующих ВВЭРах, - это даст и толчок к развитию производства MOX, и сократит "технологическое отставание" от тех же французов в области конкуренции на экспортных рынках (иметь апробированную возможность, пусть и не выгодную, всё равно плюс).
VBVB
QUOTE(LAV48 @ 30.9.2015, 13:26) *
И всё же надо начинать пробовать жечь плутоний в существующих ВВЭРах, - это даст и толчок к развитию производства MOX, и сократит "технологическое отставание" от тех же французов в области конкуренции на экспортных рынках (иметь апробированную возможность, пусть и не выгодную, всё равно плюс).

Абсолютно согласен.

По-любому МОХ-придется сжигать и ВВЭРах. Им через несколько десятилетий может просто не хватить доступного природного урана.

Поставка ВВЭР за рубеж должна сопровождаться официальной гарантией, что в течении срока службы реактора (50-60 лет) РФ обязуется при желании владельца полностью снабжать его топливом, в том числе и МОХ.
Тогда многие заказчики будут полностью уверены, что пока РФ будет существовать, то проблем у них с топливом для реактров российского ппроизводства не будет, поскольку запасы плутония в РФ физические и существенные, в отличии от гипотетических перспективных месторождений недобытого урана.
VBVB
QUOTE(Smith @ 30.9.2015, 10:36) *
если стоит задача просто утилизировать плутоний, то тут, конечно, не надо огород из быстрых РУ городить, а если все же ставим цель именно освоения ЗЯТЦ, то ВВЭРами одними сыт не будешь. это я не к тому, что "свинец - всем делу венец", а лишь для прояснения позиции.

Одним сжиганием плутония в ВВЭРах судьбу АЭ в РФ не решить, поскольку ВВЭРы банально больше расходуют и поганят плутония чем производят.

Поэтому быстрые реакторы, особенно те которые способны в варианте режима повышенной наработки производить плутония больше чем производят, явно нужны и эти проекты должны финансироваться и развиваться.

А вот какие это быстрые реакторы будут - БНы, БРЕСТы или какой-нибудь ВТГР время покажет.
AtomInfo.Ru
QUOTE(LAV48 @ 30.9.2015, 12:26) *
И всё же надо начинать пробовать жечь плутоний в существующих ВВЭРах,


Ну тогда правильно сначала вспомнить те трудности, о которых говорилось в середине нулевых, когда такой вариант был реален.
По порядку вспоминания, не по значению.

1) У MOX-сборок в LWR более высокая коррозия (разгерметизация!)
2) Кардинальное изменение системы СУЗ (так как бета плутония-239 много меньше беты урана-235) - возможно ли добавить новые стержни? возможно ли перейти на обогащённый бор в сузах?
3) Свежее MOX-топливо нельзя долго хранить на складе
4) Транспортировка MOX более дорогая
5) Обогащение по делящимся в MOX для LWR выше => меньше 238U, хуже температурный и проч. эффекты реактивности, важные для безопасности
6) Переработку ОЯТ MOX долго и с огромным трудом осваивают (и справляются) французы; у нас опыта такого нет, придётся либо тратить время и деньги (и того, и того помногу), либо обращаться к французам за помощью (дорого и Мистраль).

Это то, что вспомнил.
alex_bykov
VBVB, добавлю ещё одно замечание: контракты на поставку топлива для тех блоков, которые строят по нашим проектам в последние годы, ТВЭЛ и так предлагает на весь срок службы (те же Х-2, Р-4 тому примером, да и Пакш изначально был отнюдь не 10-летним). Причина проста - чем длиннее контракт, тем проще прогнозировать загрузку мощностей, больше можно выделять на НИОКР и т.д. (несмотря на более низкую стоимость топлива для потребителя в этом случае). Но ведь далеко не все идут на это...
LAV48
Цитата(AtomInfo.Ru @ 30.9.2015, 13:37) *
трудности

1, 2 - именно для преодоления этих трудностей нужно начинать, дорогу осилит идущий.
3 - пока (не) дойдёт до реального экспорта, это не трудность.
4 - экономические показатели вообще не в пользу MOX, пока...
5 - эту задачу надо решать и видимо в комплексе с 2.
6 - пожалуй самая большая проблема, она не решится сама по себе. Предложил бы ассоциацию: "Пить, курить - вредно, а здоровым помирать - жалко.", оно ж нас не останавливает smile.gif
Что же касается французов, то "тема мистралей" тут не показательна, придут другие политики, может всё развернётся (а может и нет).
P.S. Собственно и в расчёте на опытную эксплуатацию MOX, можно б было не медлить с вводом новых мощностей (время простоев при "опытах" явно выше).
AtomInfo.Ru
LAV48,

я не к тому, что MOX в легководнике - нечто нерешаемое. Французы же решили.

Но к тому, что перед тем, как подходить к снаряду, стоит вспомнить опыт предыдущего подхода.
А мысли про MOX в ВВЭР в России были, и проработки велись. Есть смысл их вспомнить, какие были найдены трудности.

Собственно, ту же плавучую АЭС в своё время ругмя ругали за то, что они делали вид, что самые первые, и что никакого Стёржиса не было. Не говоря уж о неатомных попытках сделать плавучие станции. Такой подход неправильный.

Поэтому и записал в ветке то, что помню с предыдущей попытки по MOX в ВВЭР.
Русская версия IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.