QUOTE(Dozik @ 2.6.2013, 12:33)

100 рентген за 20 лет и за один год - "две большие разницы". Условно, можно сказать, что за пару месяцев организм переваривает 90% дозы от гамма излучения, т.е. восстанавливается. Поэтому, 100 за 20 - это фактически 10 рентген, за короткий период. А защита Куриосити была - кроме дозы от "галактических космических лучей" было еще несколько солнечных вспышек - а они могли бы сильно попортить здоровье без защиты.
Разница конечно есть, однако доза облучения именно в пределах выживаемости.
Основных компонент облучения три: Галактические лучи, солнечные вспышки и излучение реакторов.
В отличие от галактических протонов высокой энергии, создающих каскады, средняя энергия солнечных протонов меньше 100 Мэв, от них эффективнен относительно тонкий поглотитель. Для реакторов в космосе ~R**-2 и теневой поглотитель.
На первое время, когда корабли небольшие и радиационная защита гораздо тоньше земной атмосферы (1 kg/cm**2 азота и кислорода, по массе эквивалентный 10 метрам воды) наиболее эффективным средством может оказаться сокращение времени полёта. Если с минимальной достаточной скоростью 11.35 km/sec стартовать к Марсу, время в полёте 8.5 месяцев. При увеличении на пару км/сек стартовой скорости (увеличивающей и торможение около пункта назначения), время в полёте уменьшается в два раза. Время экспедиции от старта до возврата на Землю может быть уменьшено до 1 года.
При ядерных ракетных двигателях это реалистично. Есть интересное совпадение: кинетическая энергия космического корабля, массой на уровне МКС (450 тонн, объем герметичных отсеков 1100 куб.м) для полёта на Марс и обратно, порядка килограмма делящегося материала. В несколько раз больше энергии содержится в отбрасываемом водороде. Полагая выгорание реактора ЯРД на уровне 10% тяжёлых атомов, критмасса плутония и даже урана-235 не ограничивает полёты в космосе. Даже если реакторы не на промежуточном спектре нейтронов, а на быстрых (17 кг критмасса плутония в дельта-фазе кристаллической решётки и 52 кг для U235 при 90-процентном обогащении).
Марсианский корабль видимо потребует пять ЯРД: один на разгон с земной орбиты, второй на торможение у Марса, третий на разгон с марсианской орбиты, четвёртый на торможение у Земли, пятый в резерве. Итого несколько десятков кг плутония нужны, из них несколько кг делится в осколки деления, чтобы слетала туда-обратно станция на несколько пассажиров, масштабов действующей МКС.
Получается любопытная пропорция. Предположим, у нас в стране вся энергетика переведна на быстрые реакторы имеющие КВ=1,3. Энергообеспеченность 1600 Вт(эл) на жителя, при населении 130 миллионов имеем нынешние 200 ГВт(эл) при 500 ГВт(тепл). Соответствуют ежегодной наработке 200 тонн осколков деления и 60 тонн дополнительного плутония. Пусть половина его используется в корабельных реакторах, тогда на космические полёты 30 тонн в год, из них половина на Марс. В лучшем случае один-два ежедневных запуска лёгких аппаратов масштаба МКС на несколько пассажиров. При самых оптимистичных предположениях связанных с рециркуляцией ОЯТ ЯРД, после полёта имеющих 10-процентное выгорание, получается возможность работы на Марсе нескольких тысяч астронавтов, если они снабжаются с Земли.
Интересно отметить, что отбрасывать осколки деления ядерным ракетным двигателем (0.85 Mev на нуклон соответствует порядка 10 тысячам километров в секунду) при полётах внутри солнечной системы невыгодно: в этом случае, чтобы разогнать до 20 км/сек тысячу тонн, нужны 2 тонны делящегося материала (у нас их всего 30 в год). Оптимальным будет сделать ЯРД со скоростью истечения рабочего вещества порядка двух-трёх характеристических скоростей полёта, в случае Марса 40 - 60 км/сек. Нагревание водорода в реакторе, чтобы вольфрам не плавился, обеспечивает только 9. Если выбрасывается не молекулярный, а диссоциированный на атомы водород, появляется ещё корень из двойки засчёт меньшей атомарной массы.
Пока не ясно, позволят ли ЯРД взлетать с Марса без ракет на химических топливах, т.е. должен ли основной корабль совершать посадку на Марс или оставаться на его орбите.
Вероятно, первое время ЯРД не будут обеспечивать ускорение 0.38g необходимое для взлёта с Марса: наиболее реалистичен вариант ЯРД мощностью на уровне 1 ГВт с компактной активной зоной обеспечивающей ограниченный теплосъём, каждый разгон будет занимать порядка суток, расход водорода порядка 3 кг/сек, тяга двигателя порядка 6 тонн.
В отношении фантастических вариантов увеличения скорости отбрасывания массы, сразу хочется отметить (для электроракетных, фотонных и т.п. двигателей), время набора конечной скорости при полёте к Марсу (и при торможении около него) не должно превышать месяца, сразу отпадает любая экзотика кроме нагрева водорода в реакторе, дающем приемлемое ускорение порядка нескольких процентов земного тяготения.
Всё это реалистично на современном уровне знаний, однако стоимость приемлема только в рамках международного проекта.
Есть хороший пример аналогичного проекта, не только создать (он уже был создан), даже эксплуатировать который оказалось экономически неподъёмным для современной России:
http://www.buran.ru/htm/table48.htmСайт о проекте "Энергия-Буран", там выложены характеристики и чертежи системы.