Кстати, а вот рассказал бы кто, как соотносится Jules Horowitz, который такой прям шикарный исследовательский комбайн, МБИР, ИБР-2 и, например - ESS. Не устарела ли концепция "тупо" поточного быстрого реактора? Или наоборот?
Не совсем по вопросу. Но есть рассуждения о нужности/ненужности потока 10^16.
С таким потоком не всё просто. Оказалось, что заказчики на него не рвутся по разным причинам.
http://atominfo.ru/newsl/s0399.htmСпоры те, конечно, помню. Как вам объяснить? Дело не только в том, чтобы у реактора был большой поток нейтронов. Если у него будет поток 1016, но он будет нестабильно работать, то он никому не будет нужен, несмотря на все его красивые заявленные характеристики.
Есть пример - реактор FFTF. Он обладал фантастическими по тем временам (да и по нашим тоже) возможностями. Я видел их петли - это уникальные научно-инженерные конструкции! А потом я спросил: "Какие эксперименты вы на них провели?". Ответ: "Никакие. Мы не нашли заказчиков".
Действительно, ФЭИ предлагал добиться в МБИР потока 1016. Мы опросили заинтересованные организации, кто мог бы стать заказчиком экспериментов - ни у кого из них потребностей в столь большом потоке не возникло.
Создавать реактор, который будет быстро всё пережигать, у которого будут короткие кампании... А что на это скажут материаловеды? Мы интересовались их мнением, оно оказалось неоднозначным.
К быстрому набору флюенса материаловеды относятся настороженно. Вы на солнце можете загореть за 10 минут, а можете за день, и результаты будут отличаться.
В первую очередь, думать надо не о потоке нейтронов, а о флюенсе и повреждающей дозе. На высокопоточном реакторе работать вы будете так - короткая кампания, останов, снова кампания, снова останов. Какая будет в этом случае годовая доза - определённо сказать нельзя. И добавьте сюда, что высокопоточный реактор будет чаще "ломаться" - то есть, будет больше вынужденных остановов и ремонтов.
Почему БОР-60 работает до сих пор? А потому что главный конструктор (Гидропресс) и научный руководитель (ФЭИ) не пытались достичь фантастических параметров. Они не такие высокие, какими их можно было бы сделать. Но в результате БОР-60 работает и пользуется спросом, а другие реакторы на быстрых нейтронах выведены из эксплуатации или превратились в музей.