QUOTE(MVS @ 15.3.2015, 12:03)
Опять-таки не понимаю. Ведь кроме Украины еще куча государств-потребителей топлива из РФ (и сама РФ). Почему на Украине, сорри, скачут с одного топлива на другое, и ни одно не подходит? Проклятое место?
MVS, это неверное утверждение. У нас тоже топливо постепенно меняется. И буржуи делают новые версии не потому, что им больше нечем заняться. В 90-ые у них вообще лёгкая паника была по поводу топлива.
Конкретно по нашим сборкам тяжело дался переход на цирконий.
Та же самая УТВС, от которой отказались (но которую можно было попытаться спасти) - первая циркониевая кассета...
Её делали на базе серийной кассеты (с нержавейкой) и сохранили геометрию. Механика циркония хуже механики стали. Провели всякие ухищрения, на стендах выполнили обоснования, поставили в реакторы первые партии - всё хорошо.
Внедрили в эксплуатацию, собрали из них полные зоны - японский городовой! "совокупность факторов", которую не смогли предугадать на ранних этапах. Сборки гнутся.
Чтобы они не гнулись, нужно их паковать как можно плотнее друг к другу. Что тогда получает эксплуатация при перегрузках? Задиры.
Ошибка в УТВС была и с дистанционирующими решётками. Это не тайна совершенно, разобрано в литературе. Взяли опыт пятого Нововоронежского и решили их не крепить. По факту получили массу случаев смещения ДР - недоучли радиационную ползучесть решётки и усадку диаметра твэла.
Кассету УТВС дорабатывали, но проявлялись другие нюансы. Эксплуатация не сознаётся, но она вносила свой вклад - из-за воздействий при ТТО стали при работе повреждаться периферийные твэлы. Можно спорить, кто виноват, но правильнее сделать так, чтобы никто не смог бы стать виноватым. Пошли другие доработки. В итоге появилась ТВС-2М. По ней предварительные отзывы хорошие, но свою статистику она тоже только начала набирать.
В других странах, в отличие от Украины, замена топлива проходит рабочим порядком, незаметно для всех, кто не вовлечён в процесс. Поэтому может складываться впечатление об особой кривизне рук украинской эксплуатации. Оно неверное. Говорю сейчас именно об эксплуатации, их начальства не касаюсь.