![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() ![]() |
![]() |
![]()
Сообщение
#12961
|
|
![]() Модератор ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Clubmen Сообщений: 25 440 Регистрация: 16.1.2007 Из: Обнинск Пользователь №: 4 ![]() |
Неправда ваша,вот к примеру А итог ? Третий, второй блоки - отдельная песня. Я их даже не беру в расчёт. С ними всё что угодно могло быть, вплоть до психологии. У них был взрыв, куча народу в больнице, сначала прошла инфа, что один скончался, на площадке фон, в Токио истерика, посольства эвакуируются (кроме российского, ибо россиянам не положено эвакуироваться даже если вся Япония начнёт тонуть). Там могли быть самые элементарные ошибки. Объяснимо. Первый блок - ключ ко всему. А на нём и случилась потеря первой категории, о чём сейчас дискутируем. |
|
|
![]()
Сообщение
#12962
|
|
Ликвидатор ![]() ![]() Группа: Haunters Сообщений: 164 Регистрация: 14.3.2011 Пользователь №: 32 152 ![]() |
Горе от ума или как на самом деле взорвалась злополучная ФукАЭС
Как выясняется, вышло это не просто, а очень просто. Для начала, надо было в 15:03 отключить оба конденсатора IC, чтобы затем последовательно включить обе петли системы CCS охлаждения воды в торе (как совпало со временем основания токийского «великого штаба»!). Цунами оставила после себя грустную картину: чудом уцелевшие лампы аварийного освещения 1-го блока тускло высветили полную потерю ДГ, распредщитов и батарейного питания; на 2-м блоке и освещать было нечему, но поутру выяснилось, что уцелели 2 распредщита из 4-х (Р/С-2С и Р/С-2D); на 3-м был, можно сказать, праздник жизни – уцелели 2 батарейных блока из 3-х. Длился он правда недолго – в 11:30 12-го система RCIC встала, автоматически (!) включились насосы системы HPCI, выжравшие батареи за 3 часа так, что вентиляцию затем пришлось проводить в полной темноте при помощи автомобильных аккумуляторов. На 1-м блоке пассивная система охлаждения IC так и не заработала, полное отсутствие охлаждения закономерно вылилось к 21:30 в появление радиационного фона, который к 23:00 достиг серьёзных значений (видимо, началось плавление АЗ), а в 2:30 ночи давление в КР сравнялось с давлением в драйвелле D/W (проплавился корпус?). При таком давлении (0,89 МПа) вода с подогнанных пожарных машин не могла дойти до КР, наступил черёд вентиляции (проще говоря стравливания избыточного давления из контайнмента), о котором все давно всё знают (особо отмечу только неудачную конструкцию АО-клапанов с их то и дело норовящими упасть соленоидными заслонками, и неожиданно прочные японские предохранительные мембраны). Фактически, нормальную вентиляцию 1-го D/W удалось провести начиная с 14:30 12 марта. Если вы полагаете, что японцы ничего не предпринимали для срочного восстановления электропитания, то вы плохо о них думаете – они сняли со всех попавших под руку машин аккумуляторы и даже осветили БШУ-2 маленьким бензогенератором. Утром 12-го к холму за 2-м блоком подогнали мощный мобильный ДГ, от него к уцелевшим щитам блока героически тянули 200 м 10см-го силового кабеля, подключили системы питания БЩУ и КИП, высоконапорные насосы системы управления СУЗ (способные подать воду в КР, находящийся под рабочим давлением), насосы системы борного регулирования SLC, а также не названные по понятным причинам системы 1-го блока. Питание на щиты было подано в 15:36, в это же время, по странному совпадению, взорвался 1-й блок, выводы, как говорится, каждый может сделать сам. Обломками взрыва повредило кабели, на местности вырос радиационный фон. Повторное включение ДГ произошло через сутки почти благополучно, только на щитах выбило защиту. Больше его вкючать не рискнули. Утром 14-го после вентиляции 3-й блок взорвался, похоже, сам. На фоне всего этого апокалипсиса удивительно стойко держался 2-й блок, на котором исправно, безо всякого электропитания, работала RCIC (это, к большой радости персонала, обнаружилось примерно в 2 часа ночи 12-го, в 5 того же утра её питание было переключено от бака с конденсатом на воду из тора). В 12:30, 14-го марта, например, уровень воды в КР был на 3 м выше АЗ, давление в КР чуть выше 6 МПа, давление в торе и D/W 200-300 кПа, температура воды в торе, по понятным причинам, 149 град С. Тем не менее, на случай отказа RCIC был разработан план, предусматривавший был разработан план, предусматривавший сброс давления из КР в тор вручную при помощи клапанов SRV, вентиляцию тора и D/W по отдельности и подачу морской воды в КР с помощью пожарных машин. Подготовились на этот раз основательней: заранее открыли МО- и главные АО-клапана вентлиний, продырявили крышу ЦЗ и вырезали «форточку» в обстройке. К реализации плана приступили в 16:00 14-го. В 16:36 при помощи аккумуляторов открыли клапана. Оставшись без пара, остановилась RCIC, уровень в 21:30 стал ниже верха АЗ на 3 метра со всеми вытекающими последствиями. Дальше всё пошло как-то наперекосяк – манометры в торе не шелохнулись, в драйвелле не разрывались мембраны, вдобавок у стоявших на заражённой местности пожарок неожиданно закончилось топливо. Когда их через час заправили, вода в КР не шла из-за высокого давления. Операторов вновь отправили открывать стоящие на байпасах к мембранам и большим АО-клапанам малые АО-клапана. Удалось это или нет, история умалчивает, поскольку на рассвете в торе раздался хлопок и в округе стал быстро расти радиационный фон. Дальше началось то, что злые языки назвали бегством, а в тепке – плановой эвакуацией персонала. Справедливости ради, нужно отметить, что в бункере остались 50 (или 70) «атомных самураев» во главе с Ёсидой. Причины взрыва 4-го блока пока неизвестны. P.S. Источником, вдохновившим автора, послужил его вольный перевод предварительного доклада комиссии по расследованию фукусимского инцидента под эгидой японского института ядерных технологий (JNTI), октябрь 2011 г. http://www.gengikyo.jp/english/shokai/Toho...shin/report.pdf Сообщение отредактировал vodos - 15.12.2011, 21:35 |
|
|
![]()
Сообщение
#12963
|
|
Постоянный участник ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Patrons Сообщений: 2 349 Регистрация: 17.4.2011 Из: Украина Пользователь №: 33 217 ![]() |
Третий, второй блоки - отдельная песня. Я их даже не беру в расчёт. С ними всё что угодно могло быть, вплоть до психологии. У них был взрыв, куча народу в больнице, сначала прошла инфа, что один скончался, на площадке фон, в Токио истерика, посольства эвакуируются (кроме российского, ибо россиянам не положено эвакуироваться даже если вся Япония начнёт тонуть). Там могли быть самые элементарные ошибки. Объяснимо. Ага,типа игра до первого гола Первый блок - ключ ко всему. А на нём и случилась потеря первой категории, о чём сейчас дискутируем. ![]() ![]() Цитата Там могли быть самые элементарные ошибки. Объяснимо. ![]() |
|
|
![]()
Сообщение
#12964
|
|
![]() Модератор ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Clubmen Сообщений: 25 440 Регистрация: 16.1.2007 Из: Обнинск Пользователь №: 4 ![]() |
Ага,типа игра до первого гола ![]() Ну да. Я такой вариант не исключаю. Странное стечение обстоятельств, 1 блок взорвался как раз когда подключали питание от ДГ.Может они его сами тогда и подорвали? Неспециально конечно,просто всё мокрое КЗ и "первый пошел" ![]() Совпадение меня тоже напрягает. Но будем дотошными. В 15:30 они дотянулись до второго блока. А взорвался в 15:36 первый. То есть, если у них была искра на втором, то надо найти путь, как подпалился водород на первом. ![]() А что поделать? Не все могут работать нормально после зрелища раненых и (возможно) трупов. Это к психологам вопрос, а у нас, простите, данных японской ЛПФО на руках нет. Про моральную устойчивость судить пока не можем вообще никак, ни в ту, ни в другую сторону. Только по аналогии типа "а наши бы в такой ситуации". |
|
|
![]()
Сообщение
#12965
|
|
Новичок ![]() Группа: Haunters Сообщений: 59 Регистрация: 14.3.2011 Пользователь №: 32 140 ![]() |
Первый блок - ключ ко всему. А на нём и случилась потеря первой категории, о чём сейчас дискутируем. Уважаемый модератор! Давно не заглядывал - и вот - на тебе! "потеря первой категории" - это типа табличка с ворот слетела... Категория надежности электроснабжения устанавливается изначально - по предназначению и параметрам ответственности объекта. По ПУЭ, которые действуют "для всех". _Отраслевыми_ нормами эти требования могут уточнятся и конкретизироваться - но "без фанатизма". Если при отключении электричества от объекта - он может пиз... взорваться, да ещё и погубить людей... - то ему ещё при проектировании _назначается_ "Особая группа Первой категории надежности энергоснабжения". По-нашему - если объекту кто-то назначил "особую группу" - то тут же должен прискакать Ростехнадзор - мол, что за нафиг, что за особо опасный обект и что тут у вас щас начнет взрываться?... Этот казус известен, например, в отрасли Связь, где по нынешним нормативным документам происходит необоснованное завышение "категории". По Фукусиме: Случилась не "потеря первой категории", а запроектная авария в части обеспечения энергоснабжения объекта. "Первая" и "особая" там были. Два фидера плюс автономный источник (АДЭС) с автоматическим запуском. И всё сработало! Но - по слухам, смыло "бензобак с соляркой", "размещенный на причале для водных велосипедов" (с) - сам любимый... Почему случилась запроектная и как там напроектировали - уже даже был отдельный разговор... 73! de Юрий ЗЫ. Это так, о терминологии ![]() Сообщение отредактировал ua3bz - 15.12.2011, 22:00 |
|
|
![]()
Сообщение
#12966
|
|
![]() Модератор ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Clubmen Сообщений: 25 440 Регистрация: 16.1.2007 Из: Обнинск Пользователь №: 4 ![]() |
Спасибо! Интересно будет потом с INPO-шной хронологией сравнить. |
|
|
![]()
Сообщение
#12967
|
|
![]() Модератор ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Clubmen Сообщений: 25 440 Регистрация: 16.1.2007 Из: Обнинск Пользователь №: 4 ![]() |
ЗЫ. Это так, о терминологии ![]() Ну наверное, они из общих правил и вытекают. Я ж не спорю. У нас к первой категории относится то, что не допускает перерыва в питании на доли секунды (100 мс, лучше 20 и т.д.). Со станций народ лучше скажет, но по памяти это аварийное освещение (чтобы в темноте не бегать), измерительная аппаратура (чтобы понимать, что происходит, ведь характерные времена нейтронно-физических процессов в реакторной установке могут быть небольшими), привода СУЗ (если их обесточить, не дай Бог, случится какой-нибудь самоход и здравствуй, реактивностная авария как на Чернобыле). Что я ещё забыл? Расхолаживание реактора - это вторая категория. Перебой имеет право длиться до минуты. Точные современные требования не знаю. Этого достаточно, чтобы пустить дизель. Для первой категории дизель не подходит, там обязательно требуются аккумуляторы. Есть ещё третья и четвёртая категории. Туда всё остальное спихивается вплоть до освещения столовой. К безопасности прямого отношения не имеет, и без них можно прожить какое-то время. На Фукусиме они потеряли на первом блоке всё. Кроме карманных фонариков. |
|
|
![]()
Сообщение
#12968
|
|
Новичок ![]() Группа: Haunters Сообщений: 59 Регистрация: 14.3.2011 Пользователь №: 32 140 ![]() |
Ну наверное, они из общих правил и вытекают. Я ж не спорю. У нас к первой категории относится то, что не допускает перерыва в питании на доли секунды (100 мс, лучше 20 и т.д.). Со станций народ лучше скажет, но по памяти это аварийное освещение (чтобы в темноте не бегать), измерительная аппаратура (чтобы понимать, что происходит, ведь характерные времена нейтронно-физических процессов в реакторной установке могут быть небольшими), привода СУЗ (если их обесточить, не дай Бог, случится какой-нибудь самоход и здравствуй, реактивностная авария как на Чернобыле). Что я ещё забыл? Расхолаживание реактора - это вторая категория. Перебой имеет право длиться до минуты. Точные современные требования не знаю. Этого достаточно, чтобы пустить дизель. Для первой категории дизель не подходит, там обязательно требуются аккумуляторы. Есть ещё третья и четвёртая группы. Туда всё остальное спихивается вплоть до освещения столовой. К безопасности прямого отношения не имеет, и без них можно прожить какое-то время. На Фукусиме они потеряли на первом блоке всё. Кроме карманных фонариков. Интересно бы посмотреть ведомственные нормативы ... Недопустимость перерыва в питании на "доли секунды" - это обеспечение бесперебойности, а не надежности. И не энергоснабжения объекта, а электропитания оборудования. Бывает и для третьей категории, т.е. с одним фидером. Типа свет моргнул и включился - а телевизор (или интернет) не показывает полчаса... Обеспечивается не внешним энергоснабжением, а - применением, где надо, источников бесперебойного электропитания (ИБП, UPS). Свет чихнет - и хрен бы с ним... Юрий |
|
|
![]()
Сообщение
#12969
|
|
![]() Модератор ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Clubmen Сообщений: 25 440 Регистрация: 16.1.2007 Из: Обнинск Пользователь №: 4 ![]() |
Интересно бы посмотреть ведомственные нормативы ... Нет у меня их под рукой, к сожалению. А то бы просто процитировал. Бывает и для третьей категории, т.е. с одним фидером. Типа свет моргнул и включился - а телевизор (или интернет) не показывает полчаса... Да можно и у нас так сделать. Но это денег стоит. Плюс есть ещё понятие компоновки. Есть определённые ограничения по площадям, слишком много аккумуляторов не воткнёшь. Американцы тоже не от хорошей жизни бассейны в BWR вынесли наверх, некуда было больше их вписать. Dozik писал свои впечатления от BWR - там в некоторые коридоры, если плотно поешь, элементарно не протиснешься ![]() |
|
|
![]()
Сообщение
#12970
|
|
Ветеран форума ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Patrons Сообщений: 1 722 Регистрация: 14.3.2011 Из: 34 Пользователь №: 32 154 ![]() |
Вообще-то временной интервал для первой категории - время срабатывания АПВ (автоматики повторного включения) обычно считают 0,4с, а для второй - включение резерва с пульта, оперативным персоналом (грубо - минута). Это если я не совсем забыл лекции электроснабжения.
Про Особую группу - это да, там и аккумуляторная, и вероятно другие нормы по бесперебойности, но не менее 0,02с - ибо это время одного периода для 50Гц. Сообщение отредактировал LAV48 - 15.12.2011, 22:41 |
|
|
![]()
Сообщение
#12971
|
|
Частый гость ![]() ![]() ![]() Группа: Haunters Сообщений: 321 Регистрация: 15.3.2011 Пользователь №: 32 261 ![]() |
... На Фукусиме они потеряли на первом блоке всё. Кроме карманных фонариков. Надо основную задачу электроснабжения решать фонариками ![]() Современные станции бесперебойного питания стандартно выпускаются мощностью около 200 КВА (160кВт), 3 фазы вход- 3 фазы выход, 100% нагрузку (три фазы 400А) выдержит 10 минут, размеры 1.5м в высоту, 0.8м в глубину, 1,6м в длинну. Мне кажется есть возможность встроить такой УПС (Uninterruptible Power Supply) в щиты КИП. Разумеется выше зоны возможного затопления. Или утеплённый дизель-генератор морской блок-контейнер 500 кВт, цена 360т.р. такой можно и на крышу запереть. Сообщение отредактировал dddv - 15.12.2011, 22:52 |
|
|
![]()
Сообщение
#12972
|
|
![]() Модератор ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Clubmen Сообщений: 25 440 Регистрация: 16.1.2007 Из: Обнинск Пользователь №: 4 ![]() |
Вообще-то временной интервал для первой категории - время срабатывания АПВ (автоматики повторного включения) обычно считают 0,4с, а для второй - включение резерва с пульта, оперативным персоналом По конкретным цифрам даже не буду ни спорить, ни соглашаться. На форуме в этом плане есть много народу поумнее меня. ![]() |
|
|
![]()
Сообщение
#12973
|
|
Эксперт ![]() ![]() ![]() Группа: Haunters Сообщений: 398 Регистрация: 12.3.2011 Из: РФ Пользователь №: 32 103 ![]() |
... привода СУЗ (если их обесточить, не дай Бог, случится какой-нибудь самоход и здравствуй, реактивностная авария как на Чернобыле). Что я ещё забыл? .... Управляющие систем безопасности, локализующая арматура (БЗОК), и, возможно, паросбросные. От батарей и запуск+нагружение штатных ДГ. Правда я не со станции, скорее с проекта ![]() |
|
|
![]()
Сообщение
#12974
|
|
![]() Модератор ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Clubmen Сообщений: 25 440 Регистрация: 16.1.2007 Из: Обнинск Пользователь №: 4 ![]() |
Cold shutdown condition официально объявлены достигнутыми.
http://atominfo.ru/news9/i0331.htm |
|
|
![]()
Сообщение
#12975
|
|
Частый гость ![]() ![]() ![]() Группа: Haunters Сообщений: 450 Регистрация: 13.4.2011 Из: Маськва Пользователь №: 33 182 ![]() |
Cold shutdown condition официально объявлены достигнутыми. Воду продолжают лить?http://atominfo.ru/news9/i0331.htm |
|
|
![]()
Сообщение
#12976
|
|
Постоянный участник ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Patrons Сообщений: 2 349 Регистрация: 17.4.2011 Из: Украина Пользователь №: 33 217 ![]() |
Осталось дождаться когда произойдёт Cold shutdown condition кориума в ГО(в подвалах?) и можно притупать к демонтажу
![]() |
|
|
![]()
Сообщение
#12977
|
|
Опытный ![]() ![]() Группа: Haunters Сообщений: 131 Регистрация: 25.4.2011 Пользователь №: 33 263 ![]() |
Надо основную задачу электроснабжения решать фонариками ![]() Современные станции бесперебойного питания стандартно выпускаются мощностью около 200 КВА (160кВт), 3 фазы вход- 3 фазы выход, 100% нагрузку (три фазы 400А) выдержит 10 минут, размеры 1.5м в высоту, 0.8м в глубину, 1,6м в длинну. Мне кажется есть возможность встроить такой УПС (Uninterruptible Power Supply) в щиты КИП. Разумеется выше зоны возможного затопления. Или утеплённый дизель-генератор морской блок-контейнер 500 кВт, цена 360т.р. такой можно и на крышу запереть. Добрый день. Прочитал "утопленный" дизель генератор и улыбнулся. У них три места установки бесперебойников было. Два мы осмотрели, по фото. У насосов и на БЩУ. А третье где то в зале с задвижками? Чтобы кабели далеко не тянуть. Или в цокольном этаже? |
|
|
![]()
Сообщение
#12978
|
|
Частый гость ![]() ![]() ![]() Группа: Haunters Сообщений: 321 Регистрация: 15.3.2011 Пользователь №: 32 261 ![]() |
Добрый день. Прочитал "утопленный" дизель генератор и улыбнулся. У них три места установки бесперебойников было. Два мы осмотрели, по фото. У насосов и на БЩУ. А третье где то в зале с задвижками? Чтобы кабели далеко не тянуть. Или в цокольном этаже? А зачем в любом современном автомобиле защитные балки встроены? Если нет места -> построй больше здание. И лучше без крайностей - 6КВ-фонарики. Мне кажется надо делать так: 1. основная линия - ЛЭП 2. резервный ДГ - большой и на всё, 3. локальный УПС (на случай "упс" ![]() А кто думает иначе тот - отредактировано модератором ![]() Сообщение отредактировал dddv - 16.12.2011, 14:50 |
|
|
![]()
Сообщение
#12979
|
|
Опытный ![]() ![]() Группа: Haunters Сообщений: 131 Регистрация: 25.4.2011 Пользователь №: 33 263 ![]() |
Вопрос и возникает где был этот третий упссс и мог ли произойти электролиз при его затоплении, с выделением гремучего газа? Если так, то велик ли объём был и куда эта смесь поднялась, учитывая что маш зал выше?
|
|
|
![]()
Сообщение
#12980
|
|
Частый гость ![]() ![]() ![]() Группа: Haunters Сообщений: 321 Регистрация: 15.3.2011 Пользователь №: 32 261 ![]() |
|
|
|
![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 19.8.2025, 1:29 |