
http://strana-rosatom.ru/uploads/33.pdf
Поделились опытом
Основой мирового парка атомных станций сегодня являются водо-водяные реакторы, или реакторы с водой под давлением. Энергоблоки с ними эксплуатируются как в России, так и в Европе, а также, например, в США. В Канаде же технология совершенно другая. Местная компания AECL эксплуатирует установки CANDU (работают на тяжёлой воде, в качестве топлива используется природный уран). Всего здесь действует 18 блоков, атомная генерация занимает 15 % в энергобалансе страны.
Канадский опыт
О том, как подбирается оперативный персонал для канадских атомных станций и какими противоаварийными инструкциями руководствуются специалисты, нам рассказал Влад Смирнов. Он работает на одной из местных АЭС, когда-то переехал сюда с Украины:
– Думаю, не будет преувеличением, если я скажу, что в операторы на БЩУ тут набирают практически кого попало. И без профильного, и вообще без высшего образования. Всему, что нужно, учат с нуля. Поэтому у руководства АЭС периодически возникают трудности с тем, как загнать персонал учиться управлению реактором, поскольку у операторов нет стимула продвигаться на такие «сложные» должности.
Главная инструкция, в которой классифицированы все возможные проектные аварии, – это PRAG (Power
Reduction Action Guide), или дословно «руководство по действиям при разгрузке реактора». В ней, в зависимости от того, чем сопровождалась разгрузка блока (например, запуском систем безопасности), описаны симптомы
основных аварийных ситуаций и определены дальнейшие направления действий.
Есть также инструкции по преодолению нестандартных ситуаций (Abnormal Incident Manual). Все разделы в этой инструкции построены по принципу осуществления только ряда основных функций безопасности. Например, отвод остаточного энерговыделения, локализация гермообъёма и так далее. В таких инструкциях, для того чтобы оператор постоянно помнил о самом главном, на развороте каждой страницы слева – перечень функций (причём текущая функция обведена квадратом), а справа – что конкретно нужно делать, чтобы осуществить ту или иную функцию: что-то открыть-закрыть, включить-выключить…
Конечно, при запроектных авариях типа «Фукусимы» оператор может растеряться и перестать вообще что-либо делать, потому что любая импровизация здесь сурово наказуема. И даже при нормальной эксплуатации станции периодически возникают ситуации, не предусмотренные в инструкциях, например, ошибка оператора при испытании системы безопасности. Тогда люди теряются и прямо среди ночи вызывают на БЩУ ответственных
инженеров, которые помогают повернуть ситуацию в управляемое русло (то есть туда, где оператор опять может действовать по инструкции).
А как в Германии?
Германия пока в значительной степени зависит от атомной генерации, на долю которой приходится примерно четверть от общей выработки электроэнергии в стране. Правда, после аварии на АЭС «Фукусима» местные власти под давлением общественного мнения приняли политическое решение постепенно отказаться от АЭС. Однако эксперты сходятся во мнении: быстро Германии остановить все свои атомные станции не удастся. Как минимум потому, что их нечем пока заменить.
Одна из компаний, эксплуатирующих АЭС в Германии, – концерн E.ON. О системе подготовкиперсонала для работы на станциях концерна нашей газете рассказал представитель E.ON.
– По нашим правилам специалисту нужно около трёх-четырёх лет, чтобы получить лицензию оператора реактора или сменного научного руководителя. Около 10 недель из этого периода отводится на теорию и около 10 – 12 недель – на тренажёр. Первоначальное обучение заканчивается экзаменом в присутствии представителя регулятора. Чтобы стать научным руководителем, нужно иметь высшее техническое образование (степень бакалавра или магистра), заместитель сменного научного руководителя имеет среднее техническое
образование (мастер или техник).
Операторы реактора – это в основном мастера. Чтобы поддержать лицензию, необходимо время от времени вновь проходить обучение: около 120 часов плюс две недели тренировок. Что касается инструкций, то тут мы большей частью ориентируемся на событийный подход. То есть наши регламенты и руководства для персонала по действиям в случае аварий базируются на событиях и логике.
Но есть и несколько симптомо-ориентированных инструкций. Персонал знаком с обоими методами, и курс
тренировок обычно содержит смешанные упражнения.
Наши учебные программы разработаны в соответствии с моделью SAT (Systematic Approach to Trainig),
подготовленной МАГАТЭ. Эти программы – смесь обучения в классе, за компьютером и на тренажёрах.
В этой работе мы тесно сотрудничаем с германским обучающим центром Kraftwerksschule Essen.Инструкторов
для персонала нанимаем из числа собственных опытных сотрудников или привлекаем извне.
В тренировках мы используем все проектные сценарии возможных инцидентов, и в дополнение к этому вводим
события, которые описаны в регламенте SAMG (руководство по управлению при тяжёлой аварии) и которые
можно отразить на тренажёре.