В чешском Форбсе большая статья про чешский завод. Всё не буду, много журнализма, некоторые моменты только.
QUOTE
Когда Отакар Барта вызовет к себе коллег, средний возраст за столом постепенно растёт. «Если мы не добьёмся успеха, то хотя бы проведём пенсию, занимаясь чем-то осмысленным», - говорит Барта о своём многолетнем замысле построить в Чехии завод, какого нигде в округе нет. В этом году ему исполнится 64 года, то есть до пенсии ему остаётся ещё год. Его коллегам примерно столько же.
Но никакая пенсия у этого энергичного кандидата наук даже не рассматривается. У него другие планы. Он бы хотел производить в Чехии ядерное топливо – на заводе, который бы, согласно нынешним расчётам (которые обсуждаются и министрами) мог стоит шесть-семь миллиардов крон и который бы повлиял на всю отрасль в регионе.
Ядерное топливо – это тема, которой Барта посвятил всю жизнь. Он был здесь, когда АЭС строили в ЧССР, и он продолжает оставаться в отрасли. Теперь он бизнесмен, то есть ни академик или мечтатель, который о заводе говорит лишь в теории и выжидает со сложенными руками, когда у него кто-нибудь попросит совета.
Барта является одним из восьми чешских совладельцев компании UJP, который был образован из социалистического Института ядерного топлива в Праге, работающий сегодня как частная компания, и которая в разговорах о топливе называется одним из претендентов на строительство наряду с русскими или пророссийскими компаниями Alvel и Skoda JS.
И он дошёл уже довольно далеко. У него есть архитектурные рисунки, технологическое исследование и две попытки разместить завод в регионе Высочина. В Быстршице-над-Пернштейном его остановил местный референдум, в Светле-над-Сазавой – выборы (и победа противников), но поиск продолжается. «Если бы мы добились успеха, то для сотни людей проект обеспечит долгосрочную работу, а также значительно повысит то, что мы называем энергетической безопасностью», - говорит Барта.
Завод бы он воспринял как «достойное завершение профессиональной жизни ряда представителей компании». Деньги или технологий для стройки у него нет, но оба эти предмета пока преждевременны. В первой фазе у него другая цель – найти и подготовить место. Эту «девелоперскую» стадию он воспринимает как деятельность, в которую стоит инвестировать собственные деньги, энергию и время. Он не хочет сглазить, поэтому конкретные места не называет, но якобы существуют и другие места, где уже в этом году можно было бы подать заявление на осуществление EIA, необходимая предварительная стадия для получения земли и разрешения на строительство.
Бумажная работа может занять и пять лет, но тактика Барты такова, что проект сначала будет тщательно подготовлен, и лишь затем начнётся серьёзная дискуссия с инвесторами, которые бы могли оплатить строительство завода. Например, с потребителями топлива или кем-то другим. «Мы пытаемся подготовить место, мы это финансируем самостоятельно. Остальное будет решаться позже. Пока нельзя говорить об этом, как о реальной вещи – пока проект не готов – и нельзя пока кого-то убеждать», - подводит итог своей стратегии Барта. Завод бы проще говоря работал так, что на него будет завезено несколько сот тонн обогащённого урана в порошке, из которого спрессуются так называемые таблетки, которые будут загружены в трубки из специальных материалов и из них будет собрана так называемая кассета, которая бы была загружена сразу в реактор. Речь не идёт об обогащении урана или производстве сырья, а лишь о последней фазе обработки, после которого топливо поступит на электростанцию.