QUOTE(Dobryak @ 14.4.2022, 6:43)

В теории ядра классификация простая: нуклон (А=1), дейтрон (А=2), тритий и гелий-3 (А=3), альфа-частица (А=4), и далее сразу А=бесконечности.
С Темелином любой названный срок тянет на бесконечность, т.к. неизменно заканчивается вердиктом "никогда". Так стоит ли ТВЭЛ-у ради мифического Темелина рисковать своими позициями на рынке других своих зарубежных проектов, предоставляя Фраматому возможность вторгаться в него лицензионно-чистым образом?
Не так уж много "свободных" ВВЭР-1000 за рубежом, чтобы за них сейчас держаться. Поясню:
1) 13 энергоблоков на бывшей Украине. Это много, но эта ниша и так занята Вестингаузом, причём, безальтернативно. Нам их оттуда можно потеснить только включив украинские АЭС в свою зону влияния (тогда и никакой Фраматом не нужен).
2) 2 блока на Козлодуе (Белене - это уже фантастика). Формально там наши, но вскоре там будут проводить аналогичный Темелину тендер. Документация на ТВС-WR болгарам уже передана, нашим там уже "не светит" выиграть тендер при любых условиях, разве что Штаты развалятся. Почему бы не пустить на этот рынок французов?
3) Тяньвань - приход туда французов или американцев с учётом изготовления лицензионного топлива Китаем своими силами считаю нереальным.
4) Кундалкулам - Индия, скорее, вотчина американцев, чем французов, и вероятность того, что мы схлестнёмся с американцами в качестве альтернативного поставщика значительно выше. Как по мне, появление в этой нише ещё и французов сделает нашу жизнь проще.
5) Бушер - переход на американское топливо маловероятен, появление французов в качестве альтернативы - тоже так себе шанс.
6) Темелин - оба блока достаточно специфичны, т.к. эксплуатируют ТВСА-Альфа, да ещё и с повышенной длиной топливного столба. Американцам тут пришлось делать новую (по сравнению с ТВС-WR) конструкцию. Если передавать документацию именно на это топливо (которое, подчеркну, больше нигде не эксплуатируется), то речь идёт о нишевом продукте и американцы бодаются с французами только на этой площадке. Кстати, вся необходимая информация о российском топливе 100% передана чехами американцам в рамках подготовки к опытной эксплуатации LTA на Темелине-1 и уже имеет сравнительно невысокую коммерческую ценность.