Помощь · Поиск · Пользователи · Календарь
Полная версия этой страницы: Толерантное топливо
Форум AtomInfo.Ru > Атом > Разные стороны атома
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
Superwad
Топливо пофигестическое, дуракоустойчивое или просто ПД топливо laugh.gif
pappadeux
QUOTE(Superwad @ 2.10.2018, 4:11) *
Топливо пофигестическое, дуракоустойчивое или просто ПД топливо laugh.gif


нет такого топлива, которое могло бы устоять против дурака
Superwad
Цитата(pappadeux @ 4.10.2018, 19:28) *
нет такого топлива, которое могло бы устоять против дурака

[Пожимая плечами] В калькуляторах система защиты от множественного нажатия есть, в авто разнополюсовые разъемы есть, хотя есть люди которые умудряются и защиту от дураков сломать (помним датчик в ракете, установленные неправильно,при помощи молотка?). Таких только народный способ избавления от горба поможет dry.gif
Естественно, абсолютной защиты еще не придумали, но приемлемый уровень защиты от дурака - вполне.
AtomInfo.Ru
Как и обещал, перенёс посты про 27/ВТ. - Модератор
http://forum.atominfo.ru/index.php?showtopic=1323
Татарин
В трудах МНТК-2018 есть очень интересная работа - предложение использовать сборки с микроТВЭЛами (с оболочкой из карбида кремния) в ВВЭР.

На глаз дилетанта выглядит дико заманчиво, позволяя решить не только проблему устойчивости к тяжёлым авариям, но и сразу кучу других проблем (включая, например, существенное поднятие мощности в том же объёме, причём невысокой ценой).

Вопрос: есть ли у такого предложения какие-то шансы пройти в жизнь или оно умрёт уже потому, что слишком экзотично?
Syndroma
Как перерабатывать такие микротвэлы?
Татарин
Цитата(Syndroma @ 17.12.2018, 12:50) *
Как перерабатывать такие микротвэлы?

Как и другие микроТВЭЛы: давать вылёживаться, крошить-молоть, растворять, фильтровать крошку, ну и дальше - по техпроцессу.

Но если вопрос "с намёком", мол, никак, то да, сейчас никак. Но сейчас и прочего ОЯТ в отстойниках стоИТ до чёрта. Ну, будет не такое ОЯТ стоять, а этакое - кому какое дело. МикроТВЭЛы и на отстое безопаснее, тоже хорошо.
Syndroma
Кажется мне, что все достоинства микротвэлов с карбидной оболочкой обернутся кошмаром при переработке. Вполне может оказаться, что жизненный цикл такого топлива будет дороже и грязнее.
Татарин
Цитата(Syndroma @ 17.12.2018, 13:16) *
Кажется мне, что все достоинства микротвэлов с карбидной оболочкой обернутся кошмаром при переработке. Вполне может оказаться, что жизненный цикл такого топлива будет дороже и грязнее.

Тут есть очень интересный момент: предельное выгорание в пористом топливе, как было показано немцами (или русскими при обосновании ГТ-МГР) может достигать 600(!) МВт*суток/кг т.а. (если позволяет нейтроника АЗ). Что, собссно, практически равно содержимому всего тяжёлого металла в керне.

А если представить себе, что такие же микроТВЭЛы работают в быстром реакторе, и без переработки проходят цикл "быстрый реактор(наработка) - медленный - быстрый(дожигание МА)", и остаётся лишь одна переработка из 3-х? А если ещё и два таких цикла до переработки?
Syndroma
Уже хочу.
AtomInfo.Ru
Оболочки из карбида кремния вызывают большой интерес во всех странах, где есть работы по новым топливам.

Проблема этих оболочек - хрупкость.

Поэтому предлагается выполнять их волокон из SiC, на которые потом наносить покрытие из того же материала.

Минусы:
- дорого,
- технологически сложно.

Для понимания сложности - такие волокна не так давно делались только в Японии и США. Китайцы осваивают технологию. Мы... скажем так, тоже стараемся.

В общем, этот материал перспективный, но не завтрашнего дня. На их освоение отводят лет 20.
Ultranauth
QUOTE(AtomInfo.Ru @ 17.12.2018, 22:07) *
Оболочки из карбида кремния вызывают большой интерес во всех странах, где есть работы по новым топливам.

Проблема этих оболочек - хрупкость.

Поэтому предлагается выполнять их волокон из SiC, на которые потом наносить покрытие из того же материала.

Минусы:
- дорого,
- технологически сложно.

Для понимания сложности - такие волокна не так давно делались только в Японии и США. Китайцы осваивают технологию. Мы... скажем так, тоже стараемся.

В общем, этот материал перспективный, но не завтрашнего дня. На их освоение отводят лет 20.


К SiC реальных химсоставов еще можно добавить очень быстрый спад активности после облучения (за три месяца до миллизивертов в час), т.е. оболочки затем не пойдут на захоронение, что таки значительный плюс.
Татарин
Цитата(Ultranauth @ 18.12.2018, 23:35) *
оболочки затем не пойдут на захоронение, что таки значительный плюс.

Они будут запачканы осколками, причём, после полного выгорания и извлечения ОЯТ - хорошо запачканы.
Если их не хоронить, то что с ними делать?
Superwad
blink.gif
Цитата(Татарин @ 19.12.2018, 15:31) *
Они будут запачканы осколками, причём, после полного выгорания и извлечения ОЯТ - хорошо запачканы.
Если их не хоронить, то что с ними делать?

Если я правильно понимаю, то это внешняя оболочка на металлической трубке, а топливо внутри, где находятся осколки.
Т.е. внешний слой можно спокойно удалить и переработать для дальнейшего использования.
MVS
Мне кажется, вся эта тема либо для маркетинга, либо прикрытие для каких-то космических или военных применений.

Ибо во всей истории АЭС, взрыв водорода был только на Фукусиме, да и то после расплава топлива. И какого-то сверх ущерба не принес. Тогда ради чего вся эта деятельность?
AtomInfo.Ru
QUOTE(MVS @ 12.1.2019, 22:29) *
Мне кажется, вся эта тема либо для маркетинга, либо прикрытие для каких-то космических или военных применений.


Вопрос о том, нужны ли мы нам... то есть, каков смысл работ по ATF, нетривиальный.

В прошлом году на "Атомэкспо" твэловскому вице, отвечающую в т.ч. за эту программу, мы задали вопрос и получили ответ:
http://atominfo.ru/newss/z0841.htm
QUOTE
Александр Валерьевич, есть ли смысл сегодня заниматься разработкой толерантного топлива? При переходе к ВВЭР с более жёстким спектром можно будет отказаться от циркония и перейти на стали.

Смысл есть, потому что для ВВЭР с более жёстким спектром - особенно для ВВЭР-СКД - потребуется выполнить большой объём работ по выбору конструкционных материалов, способных работать в таких условиях.

Пока такая задача не решена, сроки реализации таких проектов в железе велики, поэтому работа над толерантным топливом имеет смысл. Это наиболее быстрое решение, которое мы можем предложить заказчикам.


Мы бы нажали дальше, но увы, момент был совершенно неподходящий. Мало того, что это был т.н. пресс-подход, то есть рядом стояла куча журналистов из неотраслевых СМИ, алчущая сплошного позитива - так эта пресса ещё и долго выносила мозг твэловцу на предмет величия компании.
В общем, два последующих наших вопроса остались незаданными, а именно (1) что конкретно получат операторы при переходе на ATF, хотя бы в часах до расплавления, (2) какой смысл заказчикам приобретать ATF, если их регулятор не разрешит им никаких изменений по системам безопасности в сторону удешевления?

Попытка задать ему же эти два вопроса на одной из следующих конференций не удалась.

С людьми со станций-инозаказчиков мы на эту тему немного общались - но с технарями, а не менеджерами. Технари честно отвечали, что не понимают смысла в ATF для их станций, "но если оно окажется дешевле обычного топлива, то почему бы и нет?".

Свой ответ на "Атомэкспо-2018" на брифинге дала Никипелова:
http://atominfo.ru/newss/z0352.htm
QUOTE
Тематика толерантного (ATF) топлива для легководных реакторов в последние годы приобрела особую актуальность. Не осталась от неё в стороне и Топливная компания "Росатома" - тем более, что о своём интересе к толерантному топливу говорят зарубежные партнёры и заказчики россиян.

"Мы думаем, что года через четыре, через пять требование толерантности будет обычным контрактным требованием", - считает Наталья Никипелова.


То есть, она фактически говорит о маркетинговой причине.
Если перевести сказанное ею на русский язык, то имеется в виду, что инозаказчики будут требовать опцию толерантности, а при её отсутствии намекать на то, что на обычное топливо неплохо было бы скинуть цену, т.к. оно "устаревшее".

Но это всё для действующих блоков.
А вот для новых проектов возможность исходно заложиться на ATF даёт конструктору/проектанту некоторую свободу рук. Можно пересмотреть системы безопасности и какие-то из них упростить или вовсе исключить. Можно - не означает, что обязательно так получится, но всё-таки можно попробовать.
По нашей новой стратегии толерантное топливо рассматривается как один из элементов инновационного ВВЭР (ВВЭР-С). Сталь, кстати - это один из видов толерантного топлива.
AtomInfo.Ru
А вот по поводу "прикрытия" не буду спешить соглашаться.

Хромирование оболочек - как раз вариант маркетинговый, быстрореализуемый и не имеющий какого-либо двойного дна.
Разве что освоив нанесение внешнего слоя на ВВЭРовские оболочки, можно взяться за нечто аналогичное для ТЖМТ-реакторов. Идеи такие для ТЖМТ есть, и там они могут реально помочь в плане коррозии.

Сталь 42ХНМ, которую называют в качестве второго кандидата для оболочек ATF, на самом деле вполне обыденная сталь для ледокольного направления. Её сейчас предлагают для РИТМа, это вполне открытая информация.

Смена топлива с оксида на нитрид - ну простите, это вообще в рамках идеологии "Прорыва". Если для быстрых реакторов удастся освоить нитрид, то почему бы и для ВВЭРов так не сделать?

Упоминавшиеся в ветке оболочки из SiC - это да, это некий хайтек, который вполне может быть пригоден и для других целей. Но его же дольше всего осваивать.
MVS
Это всё техника. Я так понимаю, что запроса на это топливо со стороны кастомеров нет. А предложение не показывает им выгод.
AtomInfo.Ru
QUOTE(MVS @ 12.1.2019, 23:32) *
Я так понимаю, что запроса на это топливо со стороны кастомеров нет.

Строго говоря, Никипелова утверждает обратное - что такой запрос есть.
Мы-то общались с технарями, но заказывают не они, а их манагеры.
alex_bykov
Саша, анодирование внешней оболочки твэла у ТВЭЛа попросту было в техпроцессе (и ради его удешевления было из него исключено), грех таким не воспользоваться.

По "толерантному" топливу - это не только "маркетинг", хотя им реально заразились большинство заказчиков. Если бы дело было только в маркетинге, не стали бы все крупные поставщики топлива вкладывать в эту тематику деньги. Думаю, дело в том, что внедрение такого топлива реально позволяет поднять топливоиспользование даже на существующих реакторах, просто поднимая его мощность. Это, блин, окупается. И эта перспектива меня, если честно, уже пугает.

И, да, в блоге Валентина Гибалова (tnenergy) появился весьма неплохой обзор по этой теме.
MVS
QUOTE(alex_bykov @ 13.1.2019, 16:16) *
Думаю, дело в том, что внедрение такого топлива реально позволяет поднять топливоиспользование даже на существующих реакторах, просто поднимая его мощность.


Каким образом? И вообще, если на этом топливе можно сэкономить на системах безопасности, то вопрос - на каких? И сколько в деньгах выйдет эта экономия? Иначе - непонятно, общие слова.
pappadeux
QUOTE(Ultranauth @ 18.12.2018, 16:35) *
К SiC реальных химсоставов еще можно добавить очень быстрый спад активности после облучения (за три месяца до миллизивертов в час)


и какие именно изотопы там распадаются?

у кремния-31 период 2.6 часа, потом фосфор-31, стабилен, не надо ждать 3 месяца

у кремния-32 период 153 года, там три месяца ничего не решат

у углерода-14 там вообще 5тыщщ лет, какие три месяца?
pappadeux
QUOTE(AtomInfo.Ru @ 12.1.2019, 16:55) *
Строго говоря, Никипелова утверждает обратное - что такой запрос есть.
Мы-то общались с технарями, но заказывают не они, а их манагеры.


как я понимаю, запрос есть но за те же деньги, что и нетолерантное - сделайте мне красиво и бесплатно

я не уверен, что коммерсам понравится идея платить (хотя бы и косвенно) за многолетнее R&D - тут они и так себя нехорошо чувствуют...
AtomInfo.Ru
QUOTE(pappadeux @ 14.1.2019, 6:53) *
как я понимаю, запрос есть но за те же деньги, что и нетолерантное - сделайте мне красиво и бесплатно

я не уверен, что коммерсам понравится идея платить (хотя бы и косвенно) за многолетнее R&D - тут они и так себя нехорошо чувствуют...


Сложно сказать. Коммерсы - люди очень странные, их наука почище нейтроники будет по сложности. На некоторые их ходы мы, например, смотрим с открытым ртом, из серии "А что, так можно было?". Но финтайна крепче даже гостайны, так что без примеров.

По штатовским коммерсам понятно, что в какой-то момент они всё-таки подключатся к разработкам.
Наши заказчики менее предсказуемы. Но у нас есть самый главный наш заказчик топлива - концерн. А он пока готов допустить ATF на опытную эксплуатацию небольшими партиями.
alex_bykov
QUOTE(MVS @ 14.1.2019, 0:00) *
Каким образом? И вообще, если на этом топливе можно сэкономить на системах безопасности, то вопрос - на каких? И сколько в деньгах выйдет эта экономия? Иначе - непонятно, общие слова.

На существующих блоках останутся существующие же системы безопасности (для новых, м.б. и сэкономят), но, как минимум, для аварий с ухудшением теплосъёма (а они в большинстве случаев являются определяющими для мощности/удельного энерговыделения) вполне можно без изменений в оборудовании поднимать мощность, поскольку запасы до критических температур с использованием ATF вырастут. blink.gif

"Логика" не моя, я лишь ретранслирую сюда рассуждения, которые я встречал у коммерсантов от топлива.
Syndroma
В пресс-релизе ТВЭЛа говорится, что уран-молибденовое топливо было загружено как в хромированной, так и в стальной оболочке. То есть, варианты ещё и комбинируются.
AtomInfo.Ru
QUOTE(Syndroma @ 29.1.2019, 17:04) *
В пресс-релизе ТВЭЛа говорится, что уран-молибденовое топливо было загружено как в хромированной, так и в стальной оболочке. То есть, варианты ещё и комбинируются.


Да, именно так.
И также и все остальные поступают (комбинируют свои варианты).
asv363
QUOTE(Syndroma @ 29.1.2019, 17:04) *
В пресс-релизе ТВЭЛа говорится, что уран-молибденовое топливо было загружено как в хромированной, так и в стальной оболочке. То есть, варианты ещё и комбинируются.

Где Вы в пресс-релизе АО "ТВЭЛ" увидели слова про стальную оболочку?

http://www.atominfo.ru/newsy/z0039.htm

QUOTE
В качестве материалов оболочек твэлов использованы либо циркониевый сплав с хромовым покрытием, либо хром-никелевый сплав.
Syndroma
Это не я, это уважаемый редактор первый начал!
Цитата(AtomInfo.Ru @ 13.1.2019, 1:15) *
Сталь 42ХНМ

AtomInfo.Ru
QUOTE(Syndroma @ 30.1.2019, 17:54) *
Это не я, это уважаемый редактор первый начал!


Отнюдь не я.
А в пресс-релизах они почему-то стесняются признаться, что 42ХНМ проходит по варианту "Стальные оболочки".
AtomInfo.Ru
QUOTE(AtomInfo.Ru @ 30.1.2019, 18:55) *
Отнюдь не я.
А в пресс-релизах они почему-то стесняются признаться, что 42ХНМ проходит по варианту "Стальные оболочки".


А вообще, он среди стальных оболочек, естественно, кукушонок. Так что сталью его можно дразнить, а по паспорту он сплав.

За сталь, он же сплав 42ХНМ схватились, потому что он уже есть.
Он неплохо освоен и исследован, и по идее должно хватить небольшой адаптации оболочек из него к условиям ВВЭР.

Но его большая проблема - в его кукушонкости. Очень сильно увеличивается паразитный захват на оболочках.
Предварительные оценки Девятка называла - обогащение придётся поднять на 2%. Твэл прилично удорожается, а расход урана резко возрастает.
Поэтому для него придётся переделать твэл - утонить (сильно!) оболочку и увеличить диаметр таблетки.
Утонение оболочки - сразу возникают вопросы по коррозии и т.п.

Поэтому, если ТВЭЛ пойдёт в итоге по стальному пути, то 42ХНМ впоследствии заменят уже настоящие стали.
Но и у них есть закавыка - выигрыш по температуре у них ниже, чем у 42ХНМ.

За одним исключением - фехрали. Те самые фехрали, которые в Союзе нам не дали доделать, когда срочно требовалась лодка на свинце-висмуте.
Фехраль, по тем же предварительным оценкам, даёт при прочих равных такой же выигрыш по температурам, как и 42ХНМ, а повышение обогащения на нём (без модификации твэла) всего 1%.

Всё это, естественно, предварительные оценки и открытые данные. На чём остановятся и что получится, будет видно только после реакторных экспериментов.
barvi7
. . . .разгон . . . ВНИИНМ
http://proatom.ru/modules.php?name=News&am...le&sid=8459
AtomInfo.Ru
QUOTE(barvi7 @ 28.2.2019, 16:26) *
. . . .разгон . . . ВНИИНМ
http://proatom.ru/modules.php?name=News&am...le&sid=8459


По поводу потери реактивности.

Примерно год назад в NRC один старый кадр, посмотрев на французские слайды по хромовому покрытию, на которых была показана потеря реактивности из-за слоя хрома на 10 мкм, кое-что пробормотал нетолерантное, а потом спросил: "А вы не пробовали хром censored?".

Угадаете, что конкретно предложил старый кадр? smile.gif
barvi7
QUOTE(AtomInfo.Ru @ 28.2.2019, 16:52) *
По поводу потери реактивности. sad.gif

" . . . В нашем институте разрабатываются оболочки твэлов из карбида кремния. Этот материал устойчив при температуре до двух с половиной тысяч градусов, вдобавок не реагирует с паром при температурах до 1300 градусов. При этом он захватывает нейтроны в еще меньшей степени, чем цирконий."

Решил проверить . . . wink.gif
усреднение по всем доступным библиотекам дало
тепловой нейтрон сечение поглощения
28Si - 0,17 б
91Zr - 0,077 б
со стандартными плотностями (для SiC и Zr) получаем
Макросечения поглощения тепловых нейтронов (углерод не учитаваем . . . из за малости . . .)
SiC - 0,0082 cm-1
Zr - 0,0033 cm-1

Вопрос: о каких нейтронах говорит автор из ВНИИНМ ? unsure.gif (или у меня не те библиотеки, что еще "ХУЖЕ" ) laugh.gif cool.gif
есть и другие вопросы к статье . . . blink.gif
Lerm
Цитата(AtomInfo.Ru @ 28.2.2019, 16:52) *
По поводу потери реактивности.

Примерно год назад в NRC один старый кадр, посмотрев на французские слайды по хромовому покрытию, на которых была показана потеря реактивности из-за слоя хрома на 10 мкм, кое-что пробормотал нетолерантное, а потом спросил: "А вы не пробовали хром censored?".

Угадаете, что конкретно предложил старый кадр? smile.gif


"обогатить по хрому-52." rolleyes.gif
AtomInfo.Ru
QUOTE(Lerm @ 28.2.2019, 18:26) *
"обогатить по хрому-52." rolleyes.gif


Да smile.gif
AtomInfo.Ru
QUOTE(barvi7 @ 28.2.2019, 17:27) *
Вопрос: о каких нейтронах говорит автор из ВНИИНМ ? unsure.gif (или у меня не те библиотеки, что еще "ХУЖЕ" ) laugh.gif cool.gif


Barvi7,

я посмотрел по тому файлу, который у меня остался (БНАБ-78).
Тепловые точки:
Zr - 0,183 барн
Si - 0,139 барн
AtomInfo.Ru
Сечения поглощения групповые из стандартной библиотеки WIMS-D4.
AtomInfo.Ru
От границы имени Вестингауза более чётко видно:
AtomInfo.Ru
Поточечный файл из одной старой советской/российской программы:
AtomInfo.Ru
Так что с сечениями нет вопросов. У кремния меньше.
У меня, конечно, старые библиотеки, давно не коммерческие. Но всё-таки я взял данные из трёх независимых друг от друга библиотек.
AtomInfo.Ru
По поводу сроков ("Росатом опаздывает").

Здесь как раз нет проблем. Несмотря на то, что формальный старт работ по ATF в Штатах был в 2012 году.

На наше счастье, американцы - мировые чемпионы по проеданию бюджетных денег.
С 2012 по 2016 годы они успешно занимались ассесментом физибилитей и селектированием вниз.
Реальная работа пошла с 2017 года.
То есть, Росатом отстаёт (потому что у буржуев начинается уже стадия испытаний на энергоблоках), но не критично.
AtomInfo.Ru
А вот с объяснением мотивации работ по ATF Росатом по-прежнему выглядит блекло.
По-прежнему звучит мантра о безопасности, исключительно безопасности.

Я писал уже на эту тему http://forum.atominfo.ru/index.php?s=&...st&p=104253

Западники, в отличие от Росатома, уже дошли до стадии обсуждений в NRC, там часть технической информации закрывается, но общие рассуждения и т.п. ведутся в открытом режиме.
И там рассказывать тёпловые ламповые истории про безопасность не получается, потому как там люди таки знают за безопасность biggrin.gif
Достаточно близко к тому, что там говорится, написал Саша Быков http://forum.atominfo.ru/index.php?s=&...st&p=104265
Я могу поправить его только в том плане, что на штатовских блоках есть, что сократить при внедрении ATF - например, запасы по стратегии FLEX, и отрасль не скрывает, что будет пытаться добиться чего-то подобного.
У нас сокращение чего-либо вряд ли пройдёт через надзор.
AtomInfo.Ru
Про маркетинг есть один тонкий момент.
Конгресс США в 2012 году на фоне постфукусимских переживаний потребовал, чтобы топливо стало толерантным, и даже установил конкретный срок внедрения (2022).
И выделяет на это деньги.

Штатовская сотня блоков просто обязана быть заинтересованной в ATF. Остальные западные блоки по миру, естественно, тоже сразу заинтересовались. За ними побежали китайцы. ТВЭЛу, собственно, некуда деваться - если он не сделает ATF, то уже через несколько лет попадёт в плохую ситуацию, когда заказчики будут морщить нос и говорить, что у него старьё.

Вот когда у нас будет сотня блоков дома и пара-тройка сотен блоков по миру, тогда мы будем задавать тренды на рынке.
А пока - увы.
AtomInfo.Ru
QUOTE(Lerm @ 28.2.2019, 18:26) *
"обогатить по хрому-52." rolleyes.gif


Точнее, старый кадр, помимо комментариев, что он бы в Окридже в 1960 году сделал бы твэл с хромовым покрытием за пару месяцев и с привлечением всего лишь одного парня по имени Джо из мастерских, предложил вспомнить, что у хрома можно выкинуть один из изотопов, и поглощение на хроме в тепловой области сразу резко просядет.
Он грешил на 50-ый.
На самом деле, 53-ий тоже не фонтан.
И реально он далее интересовался, сколько всего потребуется хрома для хромирования (а толщина слоя у французов была не более 10 мкм, то есть, реально хрома на одну загрузку нужно не так уж и много), и сколько будет стоить хром, обогащённый по 52-ому.

У меня поизотопных данных по хрому нет, поэтому взял иллюстрацию из интернета.
https://inis.iaea.org/collection/NCLCollect...60/28060364.pdf
AtomInfo.Ru
И чтобы не было всё так грустно и печально...
Пусть даже программа по ATF чего-то особенного не даст, это возможность раскачать реакторное материаловедение, чтобы получить лет через 10-15-20 совсем новые оболочки и таблетки. А вот это уже может быть очень интересно.
barvi7
QUOTE(AtomInfo.Ru @ 28.2.2019, 19:19) *
я посмотрел по тому файлу, который у меня остался (БНАБ-78).
Тепловые точки:
Zr - 0,183 барн
Si - 0,139 барн

Да ВЕРНО - это я посмотрел только на один изтоп 90Zr, а их там как оказалось больше ! sad.gif
Из следующих библиотек в тепловой точке:
JEFF-3.1 JENDL-3.3 ENDF/B-VII Мухабхаб2 и др.
28Si - 0,17 (+-0,01) барн
90Zr - 0,077 (51,4%)
91Zr - 1,20 (11,2%)
92Zr - 0,22 (17,2%)
94Zr - 0,05 (17,4%)
96Zr - 0,02 (2,8%)
с такими данными получаем
Zr - 0,22 барн
Si - 0,17 барн

Сравнивать необходимо все-таки макросечения
Zr - 0,0095 см-1
Si - 0,0073 см-1

Если еще "точнее", то для оценки интегрального поглощения, необходимо знать еще и объемы материалов,
если SiC обеспечит при одинаковых размерах оболочки такую же "прочность" как и (Zr+Nb),
то тогда он в выигрыше (по поглощению) . . . rolleyes.gif , а если нет, то wink.gif
barvi7
QUOTE(AtomInfo.Ru @ 28.2.2019, 20:21) *
Точнее, старый кадр, помимо комментариев, что он бы в Окридже в 1960 году сделал бы твэл с хромовым покрытием за пару месяцев и с привлечением всего лишь одного парня по имени Джо из мастерских, предложил вспомнить, что у хрома можно выкинуть один из изотопов, и поглощение на хроме в тепловой области сразу резко просядет.
Он грешил на 50-ый.
На самом деле, 53-ий тоже не фонтан.
И реально он далее интересовался, сколько всего потребуется хрома для хромирования (а толщина слоя у французов была не более 10 мкм, то есть, реально хрома на одну загрузку нужно не так уж и много), и сколько будет стоить хром, обогащённый по 52-ому.

Из тех же библиотек, что и для Zr и Si для Cr следующие данные
50Cr - 4.345 %, - - 16,0 барн - - 0,6952 - - 0,230
52Cr - 83.789 %, - - 0,76 барн - - 0,6367 - - 0,211
53Cr - 9.501 %, - - 17,7 барн - - 1,6816 - - 0,556
54Cr - 2.365 % - - 0,35 барн - - 0,0082 - - 0,003
Последняя колонка доля в поглощении . . ., так, что "удалять" лучше 53-й. blink.gif

LAV48
Мне эти рассуждения по цирконий vs кремний вот что подкинули: а каковы они в быстром спектре? Ведь нейтроны прежде чем замедлиться должны преодолеть оболочку, а следовательно, если на быстром спектре поглощение будет заметно отличаться, то и количество нейтронов в медленном спектре будет просто ниже. Или в быстрых спектрах разница на столько не велика, что их не учитывают?
AtomInfo.Ru
QUOTE(MVS @ 14.1.2019, 0:00) *
Каким образом? И вообще, если на этом топливе можно сэкономить на системах безопасности, то вопрос - на каких? И сколько в деньгах выйдет эта экономия? Иначе - непонятно, общие слова.


Раз я в эту ветку залез, то отвечу ещё и на этот вопрос.

В Штатах со стороны отрасли (в частности, от NEI) говорится более чем откровенно, что с помощью ATF они собираются сделать "margin exchange".
В NEI вообще говорят так: "А мы не считаем, что действующие блоки небезопасны и что ATF произведёт какие-то фундаментальные изменения".
То есть, за счёт ATF они предлагают повысить запасы безопасности на блоках и тут же конвертировать их в экономику.
А вот на вопрос "Как именно это сделать?" следует ответ: "Это коммерческая информация".

Из того, что сказано на эту тему, я бы выделил мнение одного из американских регуляторов. Он считает, что отрасль в США сейчас заинтересована в увеличении глубины выгорания. Чтобы эффективнее использовать топливо и улучшить экономику станций.
И он считает, что даже простое хромовое покрытие даст отрасли для этого больше возможностей.
То есть, он полагает, что упор будет делаться не на ослабление требований к системам безопасности (будет сопротивление этому со стороны регуляторов), а на топливные циклы.
Русская версия IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.