QUOTE(VBVB @ 10.2.2014, 21:33)

можем с малым "флотом образцов" имеющихся головных прототипов разных проектов АПЛ остаться.
Тоже неплохое достижение в существующих реалиях, если эти образцы современные, работоспособные, если промышленность в состоянии их серийно выпускать.
Флот в истории России имел вспомогательную роль по многим причинам. Четыре разрозненных театра военных действий (Балтийское и Чёрное моря, Северный ледовитый и Тихий океаны) означали невозможность создания единой эскадры. Сейчас актуальны последние два, причём Северный флот как тыловой для усиления Тихоокеанского.
Флоту у нас 317 лет. От 200-го до 300-го (1996-го) года историю отлично описал
адмирал Буров.
Говорит, в основу кораблестроительной программы должна быть положена простая и ясная концепция. Перед WW1 учитывая отставание от развитых стран, делали ставку на 2 класса кораблей. Первый - линкоры (по 4 на Балтийское и Чёрное море) для усиления береговой артиллерии с целью обороны базы флота. Второй класс - эсминцы, задача которых выпустить торпеды и убежать.
Что "убежать" означало на практике: ставились на серийный эсминец длиной 100 метров, водоизмещением 1300 тонн, 4 орудия калибра 102 мм, скорость при этом 35 узлов. Промышленность для лёгких крейсеров производила более тяжёлые 130-мм орудия, однако их установка снижала скорость до 30 узлов. На параде такие эсминцы смотрятся внушительнее. Однако скоростью 30 узлов способны были идти лёгкие крейсера противника массой 7000 тонн, имеющие 15 орудий калибра 130-мм, эсминцу от них можно убежать только со 102-мм лёгкими орудиями. Их и ставили.
Если не заглядывать далеко в историю, закладка кораблей с их последующей недостройкой и списанием (никогда не плававших) в металлолом как устаревших, повторялась у нас в истории многократно.
Когда после 1905 года страна осталась без флота, была принята кораблестроительная программа 1907 года. Намечался мировой передел сфер влияния, планировали построить 107 боевых кораблей:
1) Линейные крейсеры по 32500 тонн - 4 штуки.;
2) Линкоры по 23000 тонн - 8 штук;
3) Лёгкие крейсера по 6800 тонн - 10 штук;
4) Эсминцы по 1300 тонн - 54 штуки;
5) Подводные лодки - 31 единица, итого 107 кораблей.
К началу Первой Мировой войны в 1914 году, за 7 лет, из всего этого сдали флоту один эсминец.
К выходу России из Первой Мировой войны в 1917 году флот получил:
Линкоры - 7 штук, 1 недостроен;
Эсминцы - 31 штука, 23 недостроены;
Подводные лодки были несовершенны и не имели значения;
Лёгкие крейсера - заложены в постройку 8, ни один не достроен;
Из 4 заложенных линейных крейсеров по 32000 тонн, которые должны были стать гордостью флота, ни один никогда не плавал.
Уже в советское время, через 30 лет после начала постройки, их разобрали в металлолом. Состояние готовности в процентах (первый, второй, третий, четвёртый):
по корпусу, системам и устройствам 65%, 57%, 52%, 50%;
по бронированию 36%, 13%, 5%, 2%;
по механизмам 66%, 40%, 22%, 26%, 5%;
по котлам 66%, 38%, 7%, 12%.
В 1930-е их достраивать не имело смысла из-за накопившегося тотального качественного отставания от иностранных аналогов. Средств и труда, на них бессмысленно растраченных, хватило бы на 2 линкора по 23000 тонн.
Из 8 заложенных лёгких крейсеров до конца WW1 ни один не плавал. Позднее два достроены в СССР как нефтетанкеры, три отправлены со стапелей в металлолом, три достроены в 1930-е для демонстрации флага, когда они уже безнадёжно устарели и н представляли боевой ценности.
Для полноты картины остаётся отметить: базировалось всё это на усилиях страны составлявшей 10% тогдашнего мирового населения (165 миллионов), сумевшей наряду с созданием армии, выделить 90.000 рабочих на 20 крупных кораблестроительных заводов. К поставкам для них привлекались ещё более 100 предприятий. Эксплуатацией техники в ВМФ занимались около 150 тысяч человек.
Важно в новейшей истории не повторять ту же ошибку с закладкой немыслимого количества кораблей, устаревающих на этапе длительной постройки и затем без спуска на воду списываемых на металл.