Цитата(Kapa6ac @ 10.6.2024, 14:16)

Вывод: кроме отрицательного советского опыта эксплуатации РУ с тяжелым металлом как замедлитель, нет!
Соответственно, все апелляции к к опыту эксплуатации, если таковые были, ничего не стоят.
Тут как сказать.
Проблемы при эксплуатации были на первых кораблях. Из них были сделаны выводы и последующие корабли эксплуатировались без серьезных проблем по части самой реакторной установки. Почему отказались - из-за слишком большой новизны и не изученности поведения свинцово-висмутового теплоносителя, особенно в многократном режиме заморозки/плавления. На сегодня этих проблем как таковых нет. Очень показателен случай, когда наша Лира висела на хвосте у АУГ которая шла из Англии через всю Атлантику в США. Так вот американцы гнали свой авианосец на пределе максимального хода, а лодка в подводном (!!!) состоянии шла не отставая от них. При этом второй реактор был заглушен из-за неисправностей. А переход через Атлантику - это не один день. И реактор справился!!!
А вот что думают по этому поводу специально обученные люди:
Цитата
Среди положительных качеств РУ с СВТ, выявленных в ходе эксплуатации, следует отметить простоту управления, высокую маневренность и короткое время ввода в энергетический режим из подкритического состояния реактора, возможность быстрого изменения режима циркуляции теплоносителя со значительным изменением его расхода. Была подтверждена возможность эксплуатации РУ при небольшой течи трубной системы ПГ, высокая ремонтопригодность ПГ, возможность устойчивой работы РУ на любых низких уровнях мощности. Была обеспечена практически полная выработка активными зонами проектного энергозапаса при нормальном и допустимом состояниях герметичности оболочек твэлов. При базировании, ремонтах и перегрузках топлива жидкие радиоактивные отходы (ЖРО) практически не образовывались. Второй этап освоения РУ с СВТ на АПЛ характеризовался их надёжной многолетней эксплуатацией на шести серийных атомных подводных лодках, в конструкцию РУ которых были внесены необходимые изменения, вытекающие из опыта эксплуатации и анализа причин имевших место аварий. За последние 10 лет эксплуатации РУ после внедрения средств и методов поддержания необходимого качества теплоносителя не встречалось никаких проблем ни с коррозией конструкционных материалов в первом контуре, ни с отступлениями от норм по чистоте первого контура.
Цитата
Поскольку опыт применения СВТ на АПЛ проектов 705 трактовался неоднозначно, по предложению Главкома ВМФ в 2008 г. «Росатомом» была создана межведомственная рабочая группа под руководством вице адмирала, академика А.А. Саркисова из представителей всех заинтересованных организаций, которая рассмотрела опыт эксплуатации. В Заключении рабочей группы записано, что «результаты эксплуатации реактор ных установок на АПЛ проектов 705 и 705К признаны положительными:
– общая наработка на всех режимах составила около 80 ти реакторо лет, подтвердила достоинства и основные характеристики, заложенные в проекте, и была достаточной для выявления конструктивных и технологических недостатков с целью определения основных направлений совершенствования установок;
– аварии и инциденты имели место в начальный период их эксплуатации, что было характерно и для установок других типов, в том числе с водо водяными реакторами».
Все аварии, которые потребовали досрочного прекращения эксплуатации двух АПЛ с СВТ, произошли на первых опытных АПЛ К 27 и К 64. На головной АПЛ К 123 проекта 705К через шесть лет эксплуатации потребовалась замена РУ БМ 40/А на новую заранее изготовленную в связи выработкой ресурса труб системы парового обогрева из обычной нержавеющей стали, которые были ошибочно смонтированы в РУ, вместо труб из специальной коррозионностойкой стали того же диаметра. Серийные лодки надежно эксплуатировались по прямому назначению.
Цитата
Опыт разработки и эксплуатации РУ с СВТ в составе АПЛ и наземных стендов прототипов позволяет сделать ряд важных выводов по компоновке и оборудованию первого контура. Наилучших показателей следует ожидать при интегральной (моноблочной) компоновке оборудования первого контура, позволяющей полностью исключить трубопроводы и арматуру СВТ. Наиболее удобной конструктивной схемой парогенератора является схема, в которой циркуляция жидкого металла осуществляется в межтрубном пространстве, а циркуляция воды или пара – в трубках. При такой конструкции обеспечивается возможность ремонта парогенератора путём глушения отдельных трубок, потерявших герметичность, без демонтажа ПГ или вскрытия первого контура. Стояночные режимы, режимы пуска и расхолаживания осуществляются наиболее просто при конструктивном разделении парогенератора на испарительную и пароперегревательную секции и работе испарительной секции в режиме многократной циркуляции пароводяной смеси через сепаратор. При этом в ПГ подается вода с температурой более высокой, чем температура плавления СВТ.
Для циркуляции СВТ вместо насосов с турбоприводом целесообразно использовать механические насосы с газогерметичными электродвигателями или магнитогидродинамические насосы при принятии мер по уменьшению гидравлического сопротивления
первого контура.
Взято тут