И на сайте МНТК есть доклад от 2002 года. Авторство они успешно потеряли. Лежит кусками по ссылкам.
Так всё-таки понятнее, откуда что появилось. А то спорить на уровне «Мне так кажется» непродуктивно.
Разработка руководства по управлению тяжелыми авариями на Балаковской АЭСhttp://www.reamntk.ru/dokladi.html?t_id=1034http://www.reamntk.ru/dokladi.html?t_id=1035http://www.reamntk.ru/dokladi.html?t_id=1036http://www.reamntk.ru/dokladi.html?t_id=1037http://www.reamntk.ru/dokladi.html?t_id=1038http://www.reamntk.ru/dokladi.html?t_id=1039http://www.reamntk.ru/dokladi.html?t_id=1040http://www.reamntk.ru/dokladi.html?t_id=1041http://www.reamntk.ru/dokladi.html?t_id=1042http://www.reamntk.ru/dokladi.html?t_id=1043Нарезки оттуда ниже.Действующие проекты по разработке РУТА для ВВЭР-1000 выполняются в МЦЯБ Минатома. Первый из них проводится с участием Аргоннской национальной лаборатории США. Этот проект был начат в 1997 г. Первый этап работ был посвящен вопросам отбора стратегий управления тяжелыми авариями, которые могут быть использованы на АЭС с ВВЭР-1000, а также вопросам аналитической поддержки выбора стратегий управления путем анализа тяжелых аварий с использованием кода MELCOR.
В августе 2001 г. начался следующий этап этого проекта. Планируется, что этот этап будет завершен в 2003 г. подготовкой Руководства по управлению тяжелыми авариями для действующих российских АЭС с реакторами ВВЭР-1000.
В качестве базового энергоблока при разработке типового РУТА выбран 4-ый блок Балаковской АЭС.
Второй проект был начат в МЦЯБ в 2000 г. при финансовой поддержке Минатома России.
Целью этого проекта являются анализ выполненных и проводимых в настоящее время в различных странах исследований по тяжелым авариям и анализ подходов к управлению тяжелыми авариями. В результате проекта будет подготовлен отчет, который может рассматриваться как аналог отчета EPRI [ 3 ], служащего техническим базисом Руководств по управлению тяжелыми авариями американских АЭС.
В рамках идущих в настоящее время проектов МЦЯБ выполняются следующие этапы работ:
– Разработка методического подхода к управлению тяжелыми авариями на АЭС с ВВЭР-1000,
– Подготовка отчета с описанием технических основ управления тяжелыми авариями,
– Пополнение базы данных по Балаковской АЭС для проведения расчетных анализов,
– Определение и оценка возможных модификаций АЭС в целях управления тяжелыми
авариями,
– Оценка работоспособности средств измерения АЭС в условиях тяжелой аварии,
– Расчетные анализы для проверки и подтверждения выбранных стратегий управления
тяжелыми авариями,
– Разработка РУТА.
Далее представлен ход и промежуточные результаты выполнения указанных этапов работ.
Для разработки РУТА для АЭС с ВВЭР-1000 было решено в максимальной мере использовать имеющийся международный опыт по созданию таких Руководств. Этот опыт базируется на большом объеме исследований по тяжелым авариям, включая исследование процессов при тяжелых авариях, создание технических основ управления тяжелыми авариями и непосредственную разработку инструкций по смягчению последствий тяжелых аварий.
Изучение различных подходов к управлению тяжелыми авариями привело к выводу о целесообразности использовать в качестве основы для разработки РУТА ВВЭР-1000 подход фирмы Вестингхауз. По мнению авторов, этот подход является наиболее комплексным и систематическим. Имеются и две дополнительные причины.
Одна из них состоит в том, что разработанные на Балаковской АЭС СОАИ имеют прототипом инструкции АЭС Beaver Valley, спроектированной фирмой Westinghouse. Поэтому вопросы сопряжения СОАИ Балаковской АЭС и РУТА в этом случае будут облегчены.
Второй причиной является то, что российской стороне в рамках проекта R2.06 программы TACIS-95 была передана технология управления тяжелыми авариями фирмы Westinghouse. Некоторые предварительные работы, такие, как выбор критериев входа в инструкции для диагностической блок-схемы и дерева состояний серьезных угроз РУТА и предварительный отбор средств измерения для РУТА, были выполнены.
Кроме того, обширная информация по РУТА фирмы Westinghouse была представлена на форумах по обмену информацией в Обнинске в 1997 и 1999 гг. Методический подход представлен в отчете [ 10 ]. Его разработка проводилась в двух направлениях:
– Разработка предварительного перечня тяжелых аварий для последующего анализа,
– Разработка предварительного состава РУТА ВВЭР-1000.
Следует отметить, что на данном этапе работ предполагается, что РУТА ВВЭР-1000 будет
охватывать аварии, происходящие при работе реакторной установки на мощности. В дальнейшем РУТА будет распространено на аварии, происходящие в условиях останова реактора аналогично тому, как это было сделано в РУТА фирмы Вестингхауз [ 11 ].