Помощь · Поиск · Пользователи · Календарь
Полная версия этой страницы: Общий разговор об атомной энергетике
Форум AtomInfo.Ru > Атом > Разные стороны атома
Страницы: 1, 2, 3, 4
ole
Раньше работал в компании по производству трубопроводной арматуры АЭС. Отказались от 08Х18Н10Т в пользу шведского Сандвика. С чего начинить не знаю, но всезавязано на "Прометей" как головную материаловедческую контору
AtomInfo.Ru
QUOTE(savrasoff @ 16.5.2012, 14:16) *
Просим подсказать и дать нам координаты организации, которая поможет нам в решении нашего вопроса - сделает такое заключение.


Прометей или ЦНИИТМАШ. Тут могут подсказать точно.

Координаты этих учреждений легко гуглятся.

Как модератор, вижу Ваш IP и считаю, что Вы сами себе злобный Буратино smile.gif В одном из перечисленных учреждений не далее как в среду была вполне открытая конференция, на которой присутствовала уйма народу, занимающегося металлами для АЭС. Могли бы вполне туда сходить для общения и консультаций. Для кого ж мы анонсы публикуем-то на сайте? smile.gif

Могу порекомендовать в начале июня сходить на "Атомэкспо" и поискать там людей из двух указанных организаций. Послушать, что скажут. В принципе, не помешает пообщаться также с людьми из "Атомэнергомаша".
armadillo
торможу в какую ветку кинуть.
http://lenta.ru/news/2012/06/25/car/
Боевики попытались захватить французскую урановую шахту в Африке
Elk
QUOTE(armadillo @ 25.6.2012, 19:18) *
торможу в какую ветку кинуть.
http://lenta.ru/news/2012/06/25/car/
Боевики попытались захватить французскую урановую шахту в Африке



А шо бы оно им дало... Сто тонн руды?
я к тому, что компьютеры, вероятно, с едой были главной целью. Первые продать, второе - съесть.
armadillo
да нет, думаю на компы и был заказ. причем возможно с целью скрыть утерю.
AtomInfo.Ru
QUOTE(Elk @ 25.6.2012, 17:25) *
А шо бы оно им дало... Сто тонн руды?
я к тому, что компьютеры, вероятно, с едой были главной целью. Первые продать, второе - съесть.


Не всё так просто. Поиск по нашему сайту сделайте по словам "туареги AREVA". Местные периодически покушаются на рудники. Естественно, 100 тонн руды им не нужны, это чисто политические игры.

AtomInfo.Ru
Компы - это, скорее, вот так:

http://atominfo.ru/news/air2619.htm
http://atominfo.ru/news/air5584.htm

И то там вопросы оставались.
nixite
Доброго времени суток!

Извините, что немного не в тему, но у меня накопилось много вопросов. Решил поступать на факультет атомных электростанций еще давно, но не представлял, что значит работать на АЭС. Доверился тогда отцу- энергетику, он посоветовал мне в атомщики идти, сказал что работа не пыльная и в принципе денежная. Ну я долго думать не стал и твердо решил, что именно туда работать и пойду. И вот сейчас я уже практически зачислен на специальность "Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг", но до сих пор ничего об отрасли не знаю. Как я буду работать, кем работать, где смогу вообще работать, на какую зарплату могу рассчитывать? Обыскал весь рунет, но никакой информации по этому поводу не нашел. Засекречено все, что ли?smile.gif
Smith
вот это ваш отец рубанул сплеча! biggrin.gif

Как я буду работать, кем работать, где смогу вообще работать, на какую зарплату могу рассчитывать? (с)
ответы на первые три вопроса напрямую зависят от того как вы будете учиться :-) ответ на четвертый, в принципе, тоже от этого зависит, но вот вам информация для ориентира (версия руководства Концерна Росэнергоатом :-)) - http://imglink.ru/show-image.php?id=1a62c1...c05665d5d366ecc
nixite
Цитата(Smith @ 1.8.2012, 19:23) *
вот это ваш отец рубанул сплеча! biggrin.gif

Как я буду работать, кем работать, где смогу вообще работать, на какую зарплату могу рассчитывать? (с)
ответы на первые три вопроса напрямую зависят от того как вы будете учиться :-) ответ на четвертый, в принципе, тоже от этого зависит, но вот вам информация для ориентира (версия руководства Концерна Росэнергоатом :-)) - http://imglink.ru/show-image.php?id=1a62c1...c05665d5d366ecc


Спасибо! Именно такой "ориентир" и искал. Но вот что-то не верится. 90 деревянных в месяц за 5 лет? ohmy.gif Что-то за гранью фантастики для меня. А учусь я отлично, кстати говоря, иначе не поступил бы, сейчас неплохой конкурс на такие специальности.
AtomInfo.Ru
Nixite,

с зарплатой всё обстоит по-разному.

Скажем, у нас в городе Обнинске (Калужская область) средняя з/п на исследовательском реакторе - порядка 30-32 тыс.рублей. В другом нашем институте на теплофизическом стенде молодой может получать до 50 тыс.р со всеми доплатами (при условии, что работает хорошо). Это то, что знаю лично.
На действующих АЭС в целом ситуация лучше.
Smith
вот еще кое-что по теме (опять же, это данные от руководства Концерна):

Теперь что касается Ростовской станции. РоАЭС по размеру среднемесячной зарплаты по результатам 2011 года (51,7 тыс. руб.) находится в числе лидеров как среди АЭС концерна, так и среди предприятий Ростовской области...
...
Насколько мне известно, в 2011 году средняя зарплата рабочего на Ростовской АЭС составила более 35 тыс. руб (с)

http://blogi.rosenergoatom.ru/romanov/o-dn...nformirovaniya/
nixite
Спасибо за информацию, свою примерную участь в этом плане осознал smile.gif

Еще пара вопросов. Реально устроиться где-нибудь за границей? И реально ли неплохую дозу схватить на производстве? Понимаю, что вопросы глупые конечно, но...любопытство берет верх smile.gif
AtomInfo.Ru
QUOTE(nixite @ 1.8.2012, 21:46) *
Реально устроиться где-нибудь за границей?


В Бушер силком затаскивать будут. Сами будете упираться. laugh.gif

QUOTE(nixite @ 1.8.2012, 21:46) *
И реально ли неплохую дозу схватить на производстве?


Что значит "неплохую"? Так, чтобы потенция повысилась, можно и в радоновом источнике поплескаться. smile.gif

Времена, когда люди набирали на работе суммарно по 400-500 рентген, давно прошли. За это не беспокойтесь.
nixite
С этим тоже ясно. Спасибо.

Ну и последний вопрос для всех, скорее не по делу: а почему Вы выбрали именно эту отрасль?
AtomInfo.Ru
QUOTE(nixite @ 1.8.2012, 22:25) *
Ну и последний вопрос для всех, скорее не по делу: а почему Вы выбрали именно эту отрасль?


От многих из тех, кто пришёл во времена СССР. чудесных откровений не ждите.

Я, как и многие однокурсники, поступал в МИФИ и не прошёл по конкурсу как иногородний (к ним, в отличие от москвичей, были очень жёсткие требования). Нам сразу предложили подать документы в Обнинск. Отрасль расширялась, люди были нужны, а пиара тогда не существовало. Поэтому сманивали непоступивших в технические вузы.

Рассуждения у многих были схожими - институт хороший (это был филиал МИФИ), технический, есть возможности распределиться близко к дому (АЭС обещали построить едва ли не в каждой области). В армию не берут, при распределении на станцию женатым обещают быстро дать квартиры. Стипендия даже у троечника выше, чем у какого-нибудь отличника-ботаника-гуманитария. Что ещё надо?
Плюс, нас сразу обрадовали, что Обнинск станет центром обучения кадров, то есть, к нам навезут всяких поляков с гэдээровцами. smile.gif Немаловажный фактор, если учесть, что иностранцев большинство из нас в глаза не видели.

Как-то так. А курсу к третьему начали втягиваться, возник реальный интерес к профессии. Остались, правда, в отрасли немногие, но это последствия 90-ых. Зато те, кто остались, сейчас не жалуются.
alex_bykov
QUOTE(nixite @ 1.8.2012, 22:25) *
Ну и последний вопрос для всех, скорее не по делу: а почему Вы выбрали именно эту отрасль?

Случайно. В 1988 не поступил в ФизТех, был "за ухо" приведён отцом в Обнинск blink.gif
Собирался переводиться в ФизТех после первого курса, но, поскольку в ИАтЭ не взяли в спецгруппу, взыграло ретивое, в спецгруппу я всё же попал, но в результате остался в Обнинске. Подготовка физика-теоретика в 1993 году оказалась не востребованной, в результате связал свою жизнь со второй специальностью (АЭС)... Вот такой вот пинг-понг laugh.gif

Не жалею, хотя иногда рассматриваю предыдущие моменты с позиций "бы".
VBVB
http://atominfo.ru/newsb/k0590.htm
"Мне говорили, что японские инженеры могут получать в этих странах по 50-60 миллионов иен (630-760 тысяч долларов) в год", - сказал источник."
"Газета приводит свидетельство консультанта одной из рекрутинговых фирм - годовая зарплата в 50 миллионов иен считается неким "глобальным стандартом" для инженеров-атомщиков."

Это у инженеров-разработчиков атомных технологий такие зарплаты или и у эксплутационщиков тоже??
Dozik
QUOTE(VBVB @ 13.8.2012, 17:55) *
http://atominfo.ru/newsb/k0590.htm
"Мне говорили, что японские инженеры могут получать в этих странах по 50-60 миллионов иен (630-760 тысяч долларов) в год", - сказал источник."

Эмм... Не знаю. Мы у шведов тоже как-то спросили: сколько у вас получают молодые специалисты (инженеры), которые пришли на станцию. Долго не понимали перевода. Оказалось, что у них почти нет инженеров. 1-2 на блок. В основном - мэнегеры и техники. Так что сравнивайте с главным инженером по зарплате... rolleyes.gif
А специалист среднего звена получает порядка 25-30 тыс. крон. Треть отдает родному государству в виде налогов. Свыше 30 тыс. - налоги еще больше. В общем, не жируют...
alex_bykov
QUOTE(asv363 @ 21.2.2017, 15:15) *
"Быстро, дёшево, качественно" - не бывает.

Бывает. Наши это практически доказали в ВОВ. Вопрос надо ставить по-другому, поскольку это капитализм, за счёт какой из составляющих будет дёшево?..
Дед Мороз
Цитата(alex_bykov @ 21.2.2017, 18:12) *
Бывает. Наши это практически доказали в ВОВ. Вопрос надо ставить по-другому, поскольку это капитализм, за счёт какой из составляющих будет дёшево?..

Социализм в этом плане ничем не отличается. Во время Великой Отечественной было быстро, дёшево и [качественно] за счёт того, что стоимость труда была помножена на ноль.
alex_bykov
QUOTE(Дед Мороз @ 21.2.2017, 19:46) *
Социализм в этом плане ничем не отличается. Во время Великой Отечественной было быстро, дёшево и [качественно] за счёт того, что стоимость труда была помножена на ноль.

Опять-таки, это не вся правда. Только ценой труда не решается массовый прирост (а он был кратным) производства. А вот за счёт внедрения изобретений и рацпредложений, отработки операций и исключения лишних такой прирост был.
AtomInfo.Ru
Не уходим в политоту, не уходим. Тем более, с полемическим задором. Дед Мороз, ну не помножалась же стоимость труда в войну на ноль. Даже немецким военнопленным в СССР с первых дней войны платили зарплату (п.22). Экономика была другой, но всё равно была.
Superwad
Цитата(asv363 @ 21.2.2017, 15:15) *
Сугубо с моей личной точки зрения, над стандартизацией и унификацией АР-1000 работали с самого начала проекта, то есть года с 1999-го или 2000-го. Я честно видел документы (открытую переписку с NRC) 2002 года. Уйти в занимательное чтение более ранних документов попросту не было возможности. Изначально, энергоблок АР-1000 проектировался под модульность. Доводить до ума то, что пытались довести до ума 17 лет - не имеет смысла. К тому же договорится о снижении цен не выйдет - даже если компромисс будет достигнут, доверять нельзя. В принципе идея унификации порочна. Сокращение сроков приведёт к ухудшению качества. "Быстро, дёшево, качественно" - не бывает.
Более целесобразно для США будет определится в отношении обращения с собствеными ОТВС.
Каким образом Вы предлагаете унифицировать морской атом? Или я Вас неправильно понял?

P.S. Вы объединили "некоторые статьи". Получили какой-то ответ. Зачем продолжать?

Если я правильно чего нибудь понимаю в проектировании, то можно сократить за счет:
1) Проектных решений. Сам корпус реакторной установки и машзал сделать типовым, отличаться будут только входы выходы коммуникаций в зависимости от привязки к местности. Так как внутри все типовое, то нет необходимости каждый раз выдавать новые проектные решения. Исключения - это внесение улучшений и оптимизация.
2) Так как грунты везде разные и сейсмика. то разложить проектные решения для разных геозон (но опять же - это уже будут типовые решения с учетом специфики).
Вот проектирование фундаментной плиты будет индивидуально - от этого не уйти никак.
3) Ну и самое главное, это дополнительная вспомогательная часть - тут 50/50 только получиться оптимизировать.
Самое главное в себестоимости на сегодня - это огромная цена простоев. Так как это сильно тянет увеличение накладных (непроизводственных) расходов, да и производственных тоже.
Поэтому самое главное в деле сильного уменьшения расходов без потери качества это переход на армейскую систему логистики. Это означает, что нужно абсолютно всю цепочку критического строительства вести исключительно по армейскому принципу - центральный штаб - производители строители, служа снабжения. Все под тотальный контроль, организация работы, составление постоянных запасных планов работ на случай задержки - выполнение альтернативных работ с задействованием простаивающих ресурсов.
Это значит, что нужно создать довольно жесткую вертикально - горизонтально интегрированную структуру с четким очерчиванием каждому своего куска работы, а самое главное, нужна структура, которая будет собирать, анализировать и выдавать необходимую информацию для всей вертикали.
Но как раз на такой информационной структуре и будут больше всего экономить, считая её вторичной, хотя она - это хребет всей конструкции.
"Кто владеет информацией - тот владеет миром!" (с). Не помню кто сказал, но это аксиома на сегодня.
Вся проблема у Тошибы на сегодня - это то что вся цепочка от производителя до строителя работают каждый сам по себе. А информации достоверной не было. Я так это дело понимаю.
Из-за это и произошло увеличение сроков.
Superwad
Цитата(asv363 @ 21.2.2017, 15:15) *
Каким образом Вы предлагаете унифицировать морской атом? Или я Вас неправильно понял?

При желании - без проблем.
Под эгидой международной организации, например МАГАТЭ, вырабатываются некоторый свод правил и требований к морским энергетическим установкам с последующим рассмотрением заинтересованных стран - производителей реакторных установок - сертифицирует типовые готовые проекты. Может это будет готовая модульная архитектура заводской готовности. Привозится реакторная установка на корабли прямо с контейнером устанавливается на корабль в штатное место - через готовые присоединительные разъемы второго контура подключаются потребители пара и подсоединяется управляюще-контрольная аппаратура.
Описываются вопросы охраны, перегрузки топлива (если предусмотрено).
И все кто имеет порты дают согласие на заход в порты таких кораблей, как безопасных.
Как то так.
pappadeux
QUOTE(Superwad @ 22.2.2017, 4:48) *
При желании - без проблем.
...
И все кто имеет порты дают согласие на заход в порты таких кораблей, как безопасных.
Как то так.


вы проблемы совсем не там ищете

например, аварийные службы - сейчас порты держат пожарников и сборщиков топлива.
Что понадобиться для случая ядерной аварии?

Страховка? Хо-хо-хо - этот вопрос в одиночку способен утопить все планы

...
Superwad
Цитата(pappadeux @ 22.2.2017, 18:58) *
вы проблемы совсем не там ищете

например, аварийные службы - сейчас порты держат пожарников и сборщиков топлива.
Что понадобиться для случая ядерной аварии?

Страховка? Хо-хо-хо - этот вопрос в одиночку способен утопить все планы

...

Консерваторы, СЭР. laugh.gif
а если серьезно, сколько уже реакторов с лодками лежит под водой?
Конструкция должна быть такой, что позволяла консервировать реактор без аварии типа - вытекания топлива или термовзрыва как Чернобыль. Остальное, более/менее можно локализовать. Тем более, что в самом порту реактор будет заглушен, так как все равно будут тянуть буксиры. Вот потому и нужны на транспорт ЖМТ реакторы со средним и быстрым спектром, ну еще и ЖСР подойдут. Как раз у реактора и у корабля будет одинаковы срок службы - 30 лет.
Время еще есть, но работы надо начинать уже сегодня. Надо строить опытные образцы и тестировать всевозможные случаи и защиты.
Без государственного финансирования - тут никак. возможно, под это дело нужен международный консорциум заинтересованных производителей реакторов. Правда, эта штука двойного назначения ...
asv363
QUOTE(Superwad @ 23.2.2017, 12:34) *
Правда, эта штука двойного назначения ...

Вы понимаете, что предложили? Или стоит понимать: "Правда, это шутка двойного назначения."?
Татарин
Не там проблемы видите.
Решение для "атомных" судов давно есть: лихтеровозы. Атомоход возит баржи. Останавливается в международных водах и отдаёт-принимает лихтеры на нефтегазовом, или, чем черт не шутит, электрическом ходу. Или даже вообще несамоходные - буксирами таскать.
Всё, что нужно от лихтера - это дотащиться с рейда в порт или наоборот.

Заодно решается вопрос высокой эффективности использования времени дорогой ядерной установки. Баржи скинул, баржи загрузил, принял служебный борт со сменой команды/запасом еды - поплыл далее. И естественно решается проблема загрузки сверхбольшого сухогруза (а судно с ЯЭУ обязано быть огромным).

И это не сиюминутное гениальное изобретение, это всё было придумано давно. И единственное ядерное грузовое судно на ходу - "Севморпуть" - таки лихтеровоз (там, правда, по иным причинам - чтоб в в мелкие заливы и реки не заползать на необустроенных Северах, но решение то же).

...
Дело за малым.
Сделать гражданский морской атом выгодным в принципе. smile.gif Не там, где без него никак - типа ледоколов для северов, а вообще, в жёсткой конкуренции с нефтегазом.
AtomInfo.Ru
QUOTE(Татарин @ 24.2.2017, 3:19) *
Баржи скинул, баржи загрузил


И самое главное - не заходил в порт.
Потому что не все порты разрешают заход атомоходов.
И даже не все государства разрешают заход атомоходов в свои территориальные воды.
Superwad
Предлагаю эту очень интересную тему перенести сюда
Общий разговор об атомной энергетике
Superwad
Подкину информацию для размышления
Евросоюз сократил потребление энергии на 2.5% за четверть века
Цитата
При этом сокращение потребления сопровождается стабильно падающим спросом на ископаемые энергоносители - нефть, газ, уголь. И хотя они, безусловно, по-прежнему остаются основой европейской энергетики, их доля уменьшилась до 73% в 2015 году с 83% в 1990 году.

Однако этот процесс идет неравномерно. Наиболее существенно - до 69% с 91% - эту долю за 25 лет сократила Дания, один из первопроходцев в деле использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ), в основном ветра. В результате Дания меньше всех стран ЕС зависит сегодня от импорта углеводородов.

В то же время энергетика Кипра, Нидерландов, Ирландии и Польши более чем на 90% использует ископаемые энергоносители.

В регионе всего три страны, в которых на основе нефти, газа и угля вырабатывается менее половины энергии - это Швеция (30%), Финляндия (46%) и Франция (49%). Во всех случаях это обусловлено главным образом развитием атомной энергетики.

Евростат указывает на то, что зависимость входящих в ЕС государств от импорта энергоносителей неуклонно растет. Если в 1990 году они ввозили из третьих стран лишь чуть более половины необходимых им ископаемых энергоносителей (53%), то к 2015 году этот показатель вырос почти до трех четвертей (73%).

Самый резкий рост зависимости от импорта ископаемого топлива наблюдается в Великобритании. В 1990 году, когда добыча нефти и газа в Северном море была на подъеме и в стране еще велась добыча угля, доля привозных энергоносителей составляла всего 2%. В 2015 году, когда многие нефтегазовые месторождения истощились, а все шахты окончательно закрылись, степень зависимости от импорта выросла до 43%.

Похожая ситуация складывается в Нидерландах, которые одно время тоже в значительной мере сами обеспечивали себя нефтью и газом из Северного моря. В 1990 году стране приходилось импортировать всего 22%, а в 2015 году - уже 56% ископаемых энергоносителей.

В Польше, где четверть века назад основу энергетики составлял отечественный уголь, зависимость от импорта была минимальной - всего 1%. Сокращение использования угля по экономическим и экологическим причинам увеличило этот показатель до 32%.

Впрочем, эти государства энергетически еще достаточно автономны по сравнению с Германией. Страна является крупнейшим потребителем энергии - на ее долю приходится 19% всего условного топлива в ЕС. Зависимость ФРГ от импорта ископаемых энергоносителей возросла за четверть века до 79% с 53%.

Евросоюз являются важнейшим рынком сбыта нефти и газа и крупным покупателем угля у России.

Статданные означают, что государства ЕС, несмотря на очевидный тренд к сокращению доли ископаемого топлива, еще долго будут использовать углеводороды, прежде всего - газ и нефть. При этом европейцам ввиду истощения собственных запасов придется все активнее их импортировать, резюмирует DW.
AtomInfo.Ru
QUOTE(Superwad @ 24.2.2017, 11:57) *
Предлагаю эту очень интересную тему перенести сюда
Общий разговор об атомной энергетике


Да, пора вынести. Сделаю чуть позже. - Модератор
Superwad
Из выше приведенного, получается, что Европе очень нужны энергоресурсы, несмотря на падение спроса, из-за развития технологий энергосбережения в быту.
Но на горизонте вырисовываются электромобили, поэтому по прикидкам экспертов надо бы генерацию увеличить % эдак на 40 в ближайшее время. Тем более садится на сырьевую иглу от России как то не сильно горят, но приходится, так как альтернативы сделать не смогли, т.н. "зеленая" привнесла в общую энергосистему очень много "своей" бяки. а собственные энергоресурсы Европы начали подходить к опустошению.
Так что вопрос с развитием атомных технологий - это необходимость завтрашнего дня.
я предполагаю, потому и начали шевелиться насчет свинца во всем мире, уж больно большие перспективны в области как стационарного, так и мобильного атома вырисовываются.
По поводу морского атома. Кроме лихтеровозов, можно сделать как баржи. Прицепной атомный блок тянет большую часть маршрута. В определенных местах стоянки перецепливать на традиционные тепловые буксиры и тянуть в порт - те же контейнеровозы, танкеры, сухогрузы.
При этом можно предусмотреть прицепливание атомной энергоустановки спереди (на водометных движателях), с подачей электричества на электровалы основного корабля. При этом придется переходить уже на сверхпроводящие электродвигатели на жидком азоте. Т.е. применение передовых разработок уже сегодняшнего уровня вполне реально и наукоемко. Да еще и подтолкнет немного мировую промышленность.
Но опять же. Вопросы унификации и стандартизации на международном уровне никто не отменял.
Кстати, атомные буксиры могут быть сертифицированы и монополизированы определенным кругом стран с целью обеспечения нераспространения ядерных материалов и технологий и установки фиксированной диапазона цен для всех клиентов в мире.
Вполне осуществимая в ближайшем будущем идея.
Superwad
Хочу сказать, еще такие мысли вслух по Европе. Некоторые страны довольно серьезно подходят к вопросам будущего своих энергосетей, на чем будут работать да и экология тоже играет не последнюю роль.
Поэтому финны решили обеспечить за счет атома, венгры этот вопрос решают то же за счет атома. Болгары, видимо, хотя нехотя будут достраивать свои реакторы для обеспечения своих сетей. Англичане будут по любому строить - ориентировочно до 20 шт (из-за электромобилей - они приняли решение электромобили поддержать) + замена ТЭС.
Ну и чехи будут свой достраивать реактор. Еще, предположительно, румыны не отказались бы еще добавить мощностей АЭС.
Все это делает довольно актуальными вопросы:
1) Технологии поколения 3+ (безопасность в первую очередь)
2) Себестоимость строительства
3) Топливная независимость (опять же стоит вопрос в ЗЯТЦ)
4) Работа в маневровом режиме.
5) Аккумулирующие емкости в больших количествах, так как придется работать в связке "зеленые" + АЭС.
Ну как то так
VBVB
QUOTE(Superwad @ 24.2.2017, 13:17) *
По поводу морского атома. Кроме лихтеровозов, можно сделать как баржи. Прицепной атомный блок тянет большую часть маршрута. В определенных местах стоянки перецепливать на традиционные тепловые буксиры и тянуть в порт - те же контейнеровозы, танкеры, сухогрузы.
При этом можно предусмотреть прицепливание атомной энергоустановки спереди (на водометных движателях), с подачей электричества на электровалы основного корабля. При этом придется переходить уже на сверхпроводящие электродвигатели на жидком азоте.

Вполне логично.
Комбинация водометов с азиподами может позволить кораблю с ЯЭУ быть эффективным тягачом различых транпортных судов.
По сути это аналогия с автотягачом и автопоездом на его основе.

Вопрос как создать корабельную ЯЭУ, которая бы имела в активной зоне НОУ с длиной топливной кампании хотя бы на уровне половинчатого срока эксплуатации судна-тягача (т.е. около 12-14 лет непрерывной эксплуатации). Поскольку для атомного буксира средний восстановительный ремонт на половине срока эксплуатации нужно привязывать к перегрузке активной зоны. Или же использовать замене первичного ядерного тепловыделяющего блока в модульной ЯЭУ или же полностью менять интегральную ЯППУ.
Татарин
Цитата(AtomInfo.Ru @ 24.2.2017, 10:56) *
И самое главное - не заходил в порт.
Потому что не все порты разрешают заход атомоходов.
И даже не все государства разрешают заход атомоходов в свои территориальные воды.

Ну так и я именно о том: заход в порт и даже заход в территориальные аоды - не нужен. В международных водах ограничения на атом нет.

Можно, конечно, упереться и запретить принимать лихтеры с атомных судов, вот в принципе... вполне в тренде зеленых методов. Но это уже сложнее даже своим гражданам продать.
Superwad
Цитата(Татарин @ 24.2.2017, 17:14) *
Ну так и я именно о том: заход в порт и даже заход в территориальные аоды - не нужен. В международных водах ограничения на атом нет.

Можно, конечно, упереться и запретить принимать лихтеры с атомных судов, вот в принципе... вполне в тренде зеленых методов. Но это уже сложнее даже своим гражданам продать.

И да и нет. Атом некоторые страны уже причислили в возобновляемым источникам - так что в "зеленом" русле wink.gif
Ту как раз, скорее всего, идея идет от "зеленых", как уменьшить потребление органического топлива.
Polit
Стыдный вопрос по торию и быстрым нейтронам. Как мне объяснили, торий 232 можно загружать с источником нейтронов в качестве сырья в любой реактор - хоть тепловой на легкой и на тяжелой, хоть быстрый. Правильно ли я понимаю, что с быстрыми нейтронами реакции по трансмутации тория в уран-233 проходят гораздо эффективнее, чем с тепловыми, и именно поэтому индийцы так вожделенно хотят запустить собственный РБН? Чем он лучше в этом плане урана-238 как сырья для получения плутония-239? Спасибо!
AtomInfo.Ru
QUOTE(Polit @ 3.3.2017, 1:23) *
и именно поэтому индийцы так вожделенно хотят запустить собственный РБН?


Нет, основная причина у Индии спешить с быстрыми реакторами другая.

У них элементарно не хватает собственного природного урана.

Или шутка природы такая, или геологи не дорабатывают, но урана в Индии крайне мало. Имеется в виду, таких месторождений, которые есть смысл разрабатывать с точки зрения экономики. Так-то пожалуйста, морская вода у них рядом smile.gif

Новых оценок они в последнее время не делали. Но ещё несколько лет назад они говорили так - у Индии собственного природного урана хватит для обеспечения топливом 10 ГВт АЭС. Всего. То есть, в переводе на наши деньги, всего лишь 10 тысячников.

Можно сказать - да пусть покупают за рубежом. Япония же покупает. Но есть разница между Индией и Японией. Индия - страна с ядерным оружием, не участвующая в ДНЯО. Против таких стран действуют ограничения группы ядерных поставщиков (ГЯП), в которую входят все основные поставщики гражданских ядерных технологий и материалов. Правила ГЯП фактически запрещают продажу любых ядерных материалов в страны, не участвующие в ДНЯО.

С помощью Штатов Индия сумела добиться для себя определённых исключений из этих правил и может сейчас закупать уран за границей. Но она висит на крючке. Допустим, всего ещё одно ядерное испытание - и исключения с большой вероятностью отменят.

Поэтому у Индии нет другого выхода, кроме как замыкания топливного цикла с быстрыми реакторами с КВ>1. Цель такого шага - перевести как можно больше 238U в 239Pu и обеспечить (своим! а не импортным) топливом уже не 10 ГВт АЭС, а намного больше.

Что касается тория, то это следующий, третий этап индийской атомной программы (РБН - второй этап). У Индии мало урана, но очень много тория. Естественно, индийцам интересно вовлечь торий в свою атомную энергетику.
Проблема в том, что торий - это исключительно сырьё, в отличие от урана, у него нет топливного изотопа.

Таким образом, торий нужно загрузить в реактор, в котором есть некое топливо (неважно, уран или плутоний), и облучать торий нейтронами, чтобы получить из него 233U.
Далее есть два пути - или тут же потреблять этот 233U, в этом же реакторе, или выгружать облучённый торий, выделять из него накопленный 233U и делать из него топливо для других реакторов.
Собственно, для облучения тория не так уж и принципиально использовать именно быстрые реакторы. Напротив, индийский проект, который они никак не могут построить, реактор AHWR - это реактор тепловой.
Superwad
Очень интересная справочная информация по себестоимости электроэнергии из разных источников
Информация на 2010 год
VBVB
QUOTE(AtomInfo.Ru @ 3.3.2017, 9:59) *
Таким образом, торий нужно загрузить в реактор, в котором есть некое топливо (неважно, уран или плутоний), и облучать торий нейтронами, чтобы получить из него 233U.
Далее есть два пути - или тут же потреблять этот 233U, в этом же реакторе, или выгружать облучённый торий, выделять из него накопленный 233U и делать из него топливо для других реакторов.

В PHWR индусы облучают торий и выжигают наработанный уран-233.
В BWR индусы пробовали и подход с выжиганием наработанного урана-233 и подход с выделением урана-233 из облученного тория. Вышло что по геморности выделения урана-233 и экономике затрат в BWR наработанный уран-233 проще выжигать.
В тестах на FBTR вышло, что при использовании карбидного топлива на основе топливного плутония-тория наработанный уран-233 можно экономически оправданно выделять.

QUOTE(AtomInfo.Ru @ 3.3.2017, 9:59) *
Собственно, для облучения тория не так уж и принципиально использовать именно быстрые реакторы. Напротив, индийский проект, который они никак не могут построить, реактор AHWR - это реактор тепловой.

Совершенно верно. Согласно расчетам индусов именно тяжеловодный AHWR на плутония-ториевом МОХе позволяет вести наиболее эффективную и экономически оправданную наработку урана-233.
Обнинский
Цитата(VBVB @ 3.3.2017, 14:15) *
В тестах на FBTR вышло, что при использовании карбидного топлива на основе топливного плутония-тория наработанный уран-233 можно экономически оправданно выделять.

Карбидное топливо на БР-10 показало себя хуже всего. Про переработку не скажу, а в эксплуатации оно самое неприятное.
VBVB
QUOTE(Обнинский @ 3.3.2017, 15:21) *
Карбидное топливо на БР-10 показало себя хуже всего. Про переработку не скажу, а в эксплуатации оно самое неприятное.

Но почему-то индусы с ним немало работали и возились по его переработке.
Didro
QUOTE(Polit @ 3.3.2017, 1:23) *
Стыдный вопрос по торию и быстрым нейтронам. Как мне объяснили, торий 232 можно загружать с источником нейтронов в качестве сырья в любой реактор - хоть тепловой на легкой и на тяжелой, хоть быстрый. Правильно ли я понимаю, что с быстрыми нейтронами реакции по трансмутации тория в уран-233 проходят гораздо эффективнее, чем с тепловыми, и именно поэтому индийцы так вожделенно хотят запустить собственный РБН? Чем он лучше в этом плане урана-238 как сырья для получения плутония-239? Спасибо!


Торий в БН эффективен только в экранах-наработчиках.
В активной зоне число нейтронов от плутония и вероятность деления выше, вероятность деления, а значит и вклад в суммарное деление и долю нейтронов U238 в разы выше тория, достигая 20% против 5-6% для тория, соответственно и возможная глубина выгорания с плутонием выше - в проекте БН-1600 планировали довести до 150 ГВт.сут/тн, и в перспективе до 200, в то время как на тории в активной зоне маловероятно преодолеть порог в 100.
db1967
QUOTE(Superwad @ 3.3.2017, 15:34) *
Очень интересная справочная информация по себестоимости электроэнергии из разных источников
Информация на 2010 год


Судя по подборке - перевод с eia.gov wink.gif
У них уже вышел ежегодник за 2016ый - https://yadi.sk/i/h81b85dG3FL68q
Superwad
Цитата(db1967 @ 9.3.2017, 11:28) *
Судя по подборке - перевод с eia.gov wink.gif
У них уже вышел ежегодник за 2016ый - https://yadi.sk/i/h81b85dG3FL68q

Ну если хотите оригинал статьи. то он тут
«Солнечные» перспективы энергогенерации - 21 Мая 2011
ЗЫ. А за сборничек спасибо, посмотрим на досуге...
Русская версия IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.