Помощь · Поиск · Пользователи · Календарь
Полная версия этой страницы: Ленинградская АЭС
Форум AtomInfo.Ru > Архив - только для чтения > Архив - Российский атом
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
AtomInfo.Ru
http://atominfo.ru/newse/l0133.htm

Как относится к теме ветки?

Именно надзор настаивал на досрочном закрытии РБМК.
Smith
Ростехнадзор выдал лицензии на размещение 3-го и 4-го блоков Ленинградской АЭС-2
клик
Smith
11-13 июня 2013 года прошла научно-практическая конференция по вопросам эксплуатации уран-графитовых реакторов (с)
клик
AtomInfo.Ru
Была новость у нас
http://atominfo.ru/newse/l0554.htm

На Атомэкспо получили подтверждение от другого источника, который также в теме smile.gif
Да, действительно, свет в конце туннеля есть.

Есть и другие интересные новости. Графит на разных РБМК был из разных поставок, и это сказывается сегодня. Например, Смоленке (тьфу-тьфу-тьфу!) повезло, у них проблем типа ленинградских не будет.
Самое любопытное, что и на ЛАЭС разные блоки поведут себя по-разному (хорошая судьба ждёт третий блок).

Увы, но есть и станция-неудачница. Будем смотреть по ней новости.
AtomInfo.Ru
http://atominfo.ru/newse/l0928.htm

А точнее, к советскому празднику smile.gif должны завершить основные работы на первом блоке.
MVS
QUOTE(AtomInfo.Ru @ 30.6.2013, 14:36) *
Была новость у нас
http://atominfo.ru/newse/l0554.htm

Графит на разных РБМК был из разных поставок, и это сказывается сегодня.


Разная степень чистоты графита?
AtomInfo.Ru
QUOTE(MVS @ 25.7.2013, 11:02) *
Разная степень чистоты графита?


Скорее всего, да. Но точно не знаю. Факт, что кладки на разных блоках ведут себя по-разному. Мне объясняли это тем, что графит брался из разных месторождений. Возможно, есть и другие факторы.
MVS
QUOTE(AtomInfo.Ru @ 25.7.2013, 10:29) *
Скорее всего, да. Но точно не знаю. Факт, что кладки на разных блоках ведут себя по-разному. Мне объясняли это тем, что графит брался из разных месторождений. Возможно, есть и другие факторы.


Тогда, еще могут быть отличия в изотопном составе. Графит органического происхождения содержит меньше углерода-13, чем неорганический.
VBVB
QUOTE(AtomInfo.Ru @ 25.7.2013, 11:29) *
Мне объясняли это тем, что графит брался из разных месторождений. Возможно, есть и другие факторы.

Точно ли графит для кладки РБМК из месторождений?
Я всегда думал, что синтетический. Да и написано также.
http://tekhnosfera.com/osobennosti-tehnolo...enki-ih-resursa
QUOTE
Реакторный графит получают с использованием нефтяного кокса марки КНПС (наполнителя) и каменноугольного пека (связующего). Сухую шихту смешивают со связующим, формуют методом продавливания заготовки нужного профиля, обжигают при 1000—1200°С и графитируют с газовой рафинировкой при 2300—2400°С. При этом свойства материала стабилизируются. Увеличение температуры графигации заготовок не сказывается на их свойствах, тогда как недографитированный материал будет обладать низкими показателями кристаллической структуры и теплопроводности, следовательно, и худшей работоспособностью.

Техническими условиями ТУ 48-20-83-76 на изделия графитовые (блоки, стержни) для аппарата РБМК определены требования к качеству графита.

При обеспечении показателей ТУ особенности электродного производства обуславливают заметную вариацию свойств графита.

Графитовые блоки для реакторов РБМК начали выпускать на Московском электродном заводе, затем его производство было налажено на Челябинском электродном заводе. В течение нескольких лет поставка блоков осуществлялась с обоих заводов. При этом блоками с МЭЗа были укомплектованы I и II энергоблоки ЛАЭС. На последующий энергоблок осуществлялись смешанные поставки с обоих заводов. В дальнейшем с 1977 года все поставки производили с ЧЭЗа.

Обжиг заготовок, во время которого удаляются из связующего летучие вещества, ведет к образованию микротрещин и разноплотносги, неравномерное распределение температуры по объему печи вызывает неоднородность графита по степени совершенства кристаллической структуры, особенно если появляются недографитированные блоки. Кроме того, из-за различия скоростей охлаждения между поверхностью и серединой блока на этом этапе образуются микротрещины (трещины Мрозовского).

Т.е. получается, что некоторые вариации характеристических параметров производственного процесса приводят к вариации микроструктуры графита и текстуры его поверхности. Это приводит к заметной вариации анизотропных физических и механических свойств (теплопроводность, теплоемкость, термическая расширяемость) синтетического графита в разных направлениях. Для синтетического пресс-графита степень анизотропии свойств низкая, но со временем облучения становится заметной. Соответственно, где то графитовая кладка сильнее распухает, где то сжимается, и в итоге перекашивается с сильным изменением геометрии каналов.
MVS
QUOTE(VBVB @ 25.7.2013, 12:57) *
Точно ли графит для кладки РБМК из месторождений?


Кокс и уголь всяко из месторождений smile.gif
VBVB
QUOTE(MVS @ 25.7.2013, 14:08) *
Кокс и уголь всяко из месторождений smile.gif

Посмотрел плотнее. Пишут, что в реакторах РБМК для изготовления графитовых блоков кладки используется искусственный графит марки ГР-280, полученный из синтетического пекового кокса (получают из смолистых углей) путем прессования с пропиткой углеводородным связующим и последующей термообоработкой.
Учитывая количество производственных этапов (угли -> пек -> пековый кокс -> прессование+пропитка -> термообработка -> графит ГР-280 -> блоки кладки РБМК), думаю, что отличия месторождений исходного компонента (основа для получения пека) для графита кладки РБМК должно не столь сильно сказываться на его свойствах. Скорее вариации параметров производственного процесса синтетического графита (разные производители и разные партии) и эксплуатационные характеристики (конкретные характеристики топливных кампаний) для конкретно каждого отдельного реактора РБМК будут иметь большее значение для распухания кладки в РБМК.
Хотя и общий тренд к распуханию и перекосу графитовой кладки в РБМК со временем очевиден и понятен.
AtomInfo.Ru
VBVB,

вполне возможно и так. Я не в теме, поэтому пока воздержусь от комментариев.

У нас есть твёрдая гарантия Д., что когда всё успешно завершится на первом блоке, тогда у нас будет подробное интервью. Вопрос про графит и его отличия обязательно зададим.
asv363
Мокрые градирни оптимальны для проекта ЛАЭС-2 - эксперты
http://www.atominfo.ru/newse/l0947.htm
asv363
Нестандартно:

Ленинградская АЭС-2 будет надежна и безопасна в эксплуатации - экологи

QUOTE
Работа экологов проходила в рамках начавшейся в 2010 году программы "Общественный контроль в атомной энергетике". Экологи обсудили с руководством строительства ЛАЭС-2 ключевые вопросы, интересующие общественность и экспертов. В частности, особенности строительства атомной электростанции, экологическую и радиационную безопасность, квалификацию персонала, а также систему контроля качества монтажно-строительных работ. Кроме того, на стройплощадке ЛАЭС-2, улицах и парках города Сосновый Бор, прилегающей территории Ленинградской области, и в Санкт-Петербурге проводились замеры радиационного фона.

Особое внимание экологи уделили исследованию параметров функционирования градирен (устройство для охлаждения большого количества воды), их экологической безопасности и влияния на климат региона. "После проведенных метеорологических замеров экологи убедились, что конструктивные и эксплуатационные характеристики градирен российского дизайна гарантируют безопасность окружающей среды", - говорится в сообщении пресс-службы экологической организации.
Didro
В Питре и районе влажности только, что доля от градирен составит миллионные доли процента.
Друго дело чт из-за этого эффективность самих градирен будет несколько ниже, что повлечет заметное снижение эффективности АЭС..
Тут мне кажется лучше комбнировать - градирни и после в залив.
С темже уровнем воздействия на залив, что с ЛАЭС-1, без пробелем можно будет поставить 8 блоков ВВЭР-1200.
А регион вроде развивается.
asv363
"Силовые машины" изготовили турбину для второго энергоблока Ленинградской АЭС-2

QUOTE
ОАО "Силовые машины" изготовило и испытало быстроходную паровую турбину мощностью 1200 МВт. Это последняя из четырех турбин производства "Силовых машин", предназначенных для установки на строящихся в России атомных электростанциях проекта АЭС-2006. Турбина будет установлена на втором энергоблоке Ленинградской АЭС-2.

Целиком здесь, ссылка на сайт ОАО "Силовые машины".
AtomInfo.Ru
Как и обещали по первому блоку - к 7 ноября smile.gif
http://atominfo.ru/newsf/m0181.htm
asv363
QUOTE(AtomInfo.Ru @ 26.8.2013, 15:42) *
Как и обещали по первому блоку - к 7 ноября smile.gif
http://atominfo.ru/newsf/m0181.htm

Хорошая, положительная новость! smile.gif

Есть пара вопросов, учитывая:

QUOTE
Первый энергоблок Ленинградской АЭС (ЛАЭС), остановленный на ремонт в мае прошлого года, выйдет на разрешенный уровень мощности в начале ноября, сообщает в понедельник пресс-служба производственной системы "Росатом" (ПСР).
"Предполагается, что вывод энергоблока №1 на разрешенный уровень мощности состоится 7 ноября 2013 года", - говорится в сообщении.

1. Разрешенный уровень мощности, 500МВт, как и ранее?

Сергей Обозов оценил ход работ по проектам внедрения Производственной системы «Росатом» на Ленинградской АЭС

QUOTE
Так для этапа загрузки топлива в реактор разрабатывается график, в котором для каждой ТВС учитывается расположение в бассейне выдержки, адрес ячейки, готовность топливного канала. Это исключит лишнюю транспортировку и даст сокращение времени.

2. Целесообразна ли оптимизация "маршрутов" перегрузочной машины, и темпов загрузки топлива, учитывая истории с ТВС-W (официальные версии)?

Уважаемый Александр Быков, второй вопрос, наверное, Вам.

P.S. О некотором различии между ВВЭР и РБМК, знаю.
alex_bykov
QUOTE(asv363 @ 27.8.2013, 2:00) *
2. Целесообразна ли оптимизация "маршрутов" перегрузочной машины, и темпов загрузки топлива, учитывая истории с ТВС-W (официальные версии)?

Как это ни странно, но, наверное, целесообразно. Операции с топливом обычно стоят на "красной линии" ремонта. Сейчас загрузка/перегрузка топлива идёт по графику перегрузки, но он составляется людьми по неким мнемоническим (не слишком чётким) правилам, там реально есть что оптимизировать. При этом оптимизация нужна и для того, чтобы под неё правильно сформировать загрузку ЧСТ. Не думаю, что при оптимизации мы получим большой выигрыш по времени (тем более, что речь идёт о первой загрузке), но и одна смена - "уже хлеб".

А история с ТВС-W тоже имеет свой "подслой" связанный с перегрузкой. Основные потери времени были именно из-за невозможности собрать зону, так что ЦПАЗ была разработана соответствующая программа оптимизации перегрузки, только в качестве критерия оптимизации было выбрано не время ТТО, а некий функционал, характеризующий "собираемость" зоны. Соответствующий черновик доклада ЦПАЗ я читал, вот только не знаю, докладывали они где-то эти результаты или нет.
AtomInfo.Ru
Романов надеется завершить всё на первом блоке к декабрю.
http://atominfo.ru/newsf/m0314.htm

QUOTE
По мнению специалистов, после ремонта по самым консервативным оценкам блок может работать не менее трех лет.


Как донесла сорока на хвосте, на самом деле говорят о шести годах.
barvi7
QUOTE(asv363 @ 27.8.2013, 1:00) *
2. Целесообразна ли оптимизация "маршрутов" перегрузочной машины, и темпов загрузки топлива, учитывая истории с ТВС-W (официальные версии)?


О ВВЭР-перегрузке: wink.gif
1. Если полная выгрузка зоны, то "лучше" выгружаемые ТВС "отвозим подальше" на свободные места в БВ, а возвращаемые поближе к реактору - потом ближе ездить за ними.
2. Если перегрузка (без выгрузки всей зоны), то опять "лучше" ставить подальше, чтобы вблизи реактора было посвободней (на всякий случай, если экстренная выгрузка).
А если решите ставить поближе к реактору и сэкономить на дороге, то в следующую перегрузку, Вы этот выигрыш и проиграете. Так, что в сумме нескольких кампаний-выгрузок выиграть на дороге можно один раз - потом проиграете (точнее останетесь при своих интересах).
3. Основное время уходит на операции захвата - отцепа ТВС и вертикального перемещения ТВС. По горизонту "ездим" много быстрее. Поэтому на "оптимальном" выборе места в БВ - много не выиграешь.

Так было раньше на "новеньких" первеньких ВВЭР. Сейчас может чего и поменялось. Так, что это был исторический экскурс (не путать с опус). rolleyes.gif
сергей
Не соглашусь.Дальше -не значит лучше.Это в автобусе-Кто дальше влез,тот ближе вылез.Допустим отсек "№" имеет "х" посадочных мест.Трубы -"подающая" и "отводящая" (для охлаждения) имеют жесткую геометрическую привязку.Проток из соседних отсеков(при большом уровне) тоже ограничен и тоже зависит от того какой из 3х насосов в работе.Сможете ли Вы обеспечить должный теплоотвод ,при работе разных насосов,при разных "вводных" при "кучно-дальнем" расположении свежевыгруженных кассет?Или ,лучше более равномерно по площади (с учетом окружения) с упором на суммарное тепловыделение по секторам?
А ,asv363,прав.Имеет смысл.Только наверное надо разделять "составляющие" цели.1-наиболее быстро,2-наиболее безопасно.И искать обоснованный разумный компромисс.Тем более ,важно,что уже эксплуатируются и уплотненные стеллажи,а насосы те же ,и характеристики те же.
alex_bykov
Вот я и говорю, что критериев больше одного (на самом деле - много больше, не только время работы, обеспечение теплоотвода, но и уменьшение искривления зоны ("выравнивание" кассет друг о друга), уменьшение усилий при извлечении/установке, оптимизация под вывоз ОЯТ, минимизация рисков от падения кассеты и т.д.). Если посмотреть на пространство с осями-критериями, то получится очень изрезанный ландшафт с очень многими локальными минимумами, так что задачка на многокритериальную оптимизацию будет ещё та...
barvi7
QUOTE(сергей @ 11.9.2013, 0:58) *
Не соглашусь.Дальше -не значит лучше.
Тем более ,важно,что уже эксплуатируются и уплотненные стеллажи,а насосы те же ,и характеристики те же.


Мнение.
Уплотненные или неуплотненные стелаажи должны удовлетворять требованиям НТД.
Пред тем как внедрять стеллажи уплотненного хранения топлива (СУХТ) было показано, что ядерная безопасность - не достижение подкритики больше 0,95 обеспечивается.
То же качается и энерговыделения. При внедрении СУХТ должны были показать, что теплоотвод от ТВС достаточен и при "любых" исходных конфигурациях выгружаемого топлива штатная система обоеспечивает поддержание (непревышение) предельных значений (например Т< 50 C).
А для случае "экстренно" выгруженной зоны Т< 70 C.
Поэтому при заполнении БВ можно не "думать" о подкритичности и теплоотводе, а думать о других вопросах:
-заполнение секций с учетом дальнейшего вывоза топлива или ремонта секций;
-минимизации транспортных операций с ТВС.
-минимизация транспортных оперцаций над стеллажами с ТВС и др.

Поэтому, чем "дальше" увезем выгружаемые ТВС в этой кампании, тем меньше над ними будем ездить в следующую выгрузку, и это хорошо.
Вот это и есть оптимизация "маршрутов".
сергей
Как Вы считаете для каждой ячейки в отсеке условия "теплосьема" абсолютно идентичны?Расходы,температура?
alex_bykov
QUOTE(barvi7 @ 11.9.2013, 14:53) *
Пред тем как внедрять стеллажи уплотненного хранения топлива (СУХТ) было показано, что ядерная безопасность - не достижение подкритики больше 0,95 обеспечивается.

Только для внедрённых на тот момент сортов топлива. При внедрении нового топлива потребуется переобоснование и, возможно, организационно-технические меры по обеспечению подкритичности (например, установка неизвлекаемых поглотителей, измерение глубины выгорания или расстановка в определённые ячейки).

QUOTE(barvi7 @ 11.9.2013, 14:53) *
То же касается и энерговыделения. При внедрении СУХТ должны были показать, что теплоотвод от ТВС достаточен и при "любых" исходных конфигурациях выгружаемого топлива штатная система обоеспечивает поддержание (непревышение) предельных значений (например Т< 50 C).
А для случае "экстренно" выгруженной зоны Т< 70 C.

То же, что и в предыдущем пункте. Например, текущая ситуация: растёт масса топлива в кассете, вместе с ней растёт и длительность выдержки в БВ и интегральное (на отсек) э/в. Например, по этой причине не рекомендуют устанавливать уплотнённый стеллаж хранения в качестве места аварийной выгрузки. А вот чтобы обеспечить время выдержки топлива до отправки на переработку/сухое хранение приходится ставить СУХТы, несмотря на...

В силу вышесказанного очевидно, что ограничения имеют место быть.
Не забывайте, что по тем же причинам производится оптимизация заполнения ТК-10/ТК-13 (особенно, при отправке на исследование "горячей" кассеты), да и ядерная безопасность в ЧСТ с кассетами текущего обогащения обеспечивается исключительно ограничением количества и расположения устанавливаемого СЯТ.
barvi7
QUOTE(alex_bykov @ 11.9.2013, 15:09) *
Только для внедрённых на тот момент сортов топлива.
В силу вышесказанного очевидно, что ограничения имеют место быть.


С вашими доводами я согласен. И всем хотелось бы, чтобы Инженер все указанные "особенности" ТВС-ОЯТ учитывал.
Однако требования НТД пока такие, что, если инженер laugh.gif (уже с маленькой буквы) будет делать выгрузку "как попало" - то и в этом случае все параметры (кэфф, теплоотвод, температуры и т.д.) будут в "регламентных" пределах.
Когда пойдет новенькое топливо - более тяжеленькое или пообогащенней, а потом и с большим выгоранием, то надо будет пересматривать НТД или реализовывать отступления различными организационно-техническими мероприятиями . blink.gif (побольше ПС, побольше б/к, другая геометрия стеллажей и др)
А дискуссия началась с вопроса об оптимизации "маршрутов" перегрузки.
Мое мнение, что на "дороге" из реактора в БВ и назад можно "выиграть 1 раз. В следующую выгрузку уже будешь "ездить" в БВ дальше.
Т.о. по совокупности кампаний на "дороге" не сэкономишь.
А то, что над ТВС надо меньше "кататься" общеизвестно, например, по причине падения ТВС со штанги Перегруз машины - случается (случалось) и такое sad.gif
Поэтому я бы выгружал ТВС подальше в БВ, чтобы на них (ТВС) ничего не грохнулось. huh.gif
сергей
Катание -дальше,вероятность "грохнуться" -больше ,за счет времени нахождения в пути.От падения из вне вероятность не изменится.Топливо УЖЕ отличается от того ,когда проектировалась система охлаждения.Система охлаждения УЖЕ отличается от исходной(старение,глушение трубок Т/О и т.д.).
Оптимизация всегда имеет место быть.Много будет зависеть от исходных условий.Т.е. подготовленности отсеков.Например перестановкой в бассейне ,после окончания перегрузки.Смотря какая и для чего цель ставится.А там можно поработать.
alex_bykov
Что-то мы совсем ушли от темы ветки.

Можно попросить модератора вынести обсуждение оптимизации работ по перегрузке топлива в отдельную тему куда-нибудь в "Курилку"?
сергей
А давайте просто проявим дисциплинированность и закончим?Я готов.Вряд ли стоит что то дальше развивать ,да и на отдельную тему может не потянуть.
Dobryak
А может кто намекнуть, как вылечили графит на ЛАЭС-1? И что определяет 3-летний срок службы до следующей процедуры?
AtomInfo.Ru
QUOTE(Dobryak @ 12.9.2013, 11:34) *
А может кто намекнуть, как вылечили графит на ЛАЭС-1? И что определяет 3-летний срок службы до следующей процедуры?


Нам обещано большое обстоятельное интервью, но только после пуска. Не мы одни суеверные wink.gif
anarxi
Цитата(Dobryak @ 12.9.2013, 9:34) *
А может кто намекнуть, как вылечили графит на ЛАЭС-1? И что определяет 3-летний срок службы до следующей процедуры?


http://forum.pripyat.com/showthread.php?t=1175&page=12
тут есть некоторые моменты по распиловке.
barvi7
QUOTE(alex_bykov @ 11.9.2013, 20:42) *
Можно попросить модератора вынести обсуждение оптимизации работ по перегрузке топлива в отдельную тему куда-нибудь в "Курилку"?

http://atominfo.ru/newsf/m0341.htm опять накаркали? angry.gif
сергей
Менталитет,однако..
alex_bykov
QUOTE(barvi7 @ 12.9.2013, 20:56) *
http://atominfo.ru/newsf/m0341.htm опять накаркали? angry.gif


А я чЁ, я ничЁ. Я 11.09 вообще уже в Москве был. Невиноватая я, не пинайте меня больно! blink.gif laugh.gif
Dozik
За жаркой дискуссией ВВЭРщиков о их проблемах с перегрузкой топлива мы пропустили действительно праздник - 12 сентября 40 лет физпуска 1 энергоблока ПАЭС... rolleyes.gif С праздником, ЛАЭСовцы!
Да и, кстати, в начале недели успешно завершены все работы по графитовой кладке 1 блока. На 2-м, подобные работы пока не требуются и он будет введен в работу, примерно, в одно время с первым...
AtomInfo.Ru
Dozik,

не спешите. Гановцев ещё пройдут до конца, и тогда можно будет кричать "Ура!".
Кстати, заслуженное "Ура!" будет - блок спасён и проработает до конца срока. Тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить smile.gif
MVS
На Курской графит начали резать?
MVS
QUOTE(AtomInfo.Ru @ 13.9.2013, 21:36) *
Dozik,

не спешите. Гановцев ещё пройдут до конца, и тогда можно будет кричать "Ура!".
Кстати, заслуженное "Ура!" будет - блок спасён и проработает до конца срока. Тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить smile.gif


Может, и Нижегородскую АЭС начнут строить.
Dozik
QUOTE(AtomInfo.Ru @ 13.9.2013, 22:36) *
Dozik,

не спешите. Гановцев ещё пройдут до конца, и тогда можно будет кричать "Ура!".
Кстати, заслуженное "Ура!" будет - блок спасён и проработает до конца срока. Тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить smile.gif

Да я и не спешу. Просто говорю, что "геометрию" исправили... И что 40 лет..., а также пятница. rolleyes.gif
AtomInfo.Ru
QUOTE(MVS @ 13.9.2013, 23:16) *
На Курской графит начали резать?


Э-э... Режут (точнее, уже порезали) пока только на первом блоке Ленинградки. Если РТН не взбрыкнёт и если всё будет в порядке при пуске, то тогда процедуру, скорее всего, повторят на втором ленинградском.

Про Курчатов пока ничего сказать не могу.
MVS
QUOTE(AtomInfo.Ru @ 13.9.2013, 23:03) *
Э-э... Режут (точнее, уже порезали) пока только на первом блоке Ленинградки. Если РТН не взбрыкнёт и если всё будет в порядке при пуске, то тогда процедуру, скорее всего, повторят на втором ленинградском.

Про Курчатов пока ничего сказать не могу.


Ладно, просто проскочила другая информация. smile.gif
pappadeux
QUOTE(alex_bykov @ 12.9.2013, 14:35) *
А я чЁ, я ничЁ. Я 11.09 вообще уже в Москве был. Невиноватая я, не пинайте меня больно! blink.gif laugh.gif


зато гаечка какая красивая теперь на комоде лежит!
pappadeux
QUOTE(AtomInfo.Ru @ 13.9.2013, 16:03) *
Э-э... Режут (точнее, уже порезали) пока только на первом блоке Ленинградки.


а насколько уменьшается количество графита в зоне?

НФХ должны слегка поплыть, кмк
KTN
QUOTE(pappadeux @ 14.9.2013, 3:07) *
а насколько уменьшается количество графита в зоне?
НФХ должны слегка поплыть, кмк


Можно предположить, что незначительно. Если бы реализовалось давнее предложение срезать углы графитовых блоков на уже построенных РБМК, чтоб ликвидировать положительный паровой коэффициент реактивности без применения поглотителей, это было бы революционным событием.

Вероятно, в графите между блоками 25х25см прорезалась щель. Скорость объёмного распухания графита известна, численно линейная скорость = (1/3) объёмной, поделив на неё толщину щели, получаем прогнозное число лет до следующего ремонта.

Успешный опыт изменения графито-уранового отношения создал бы соблазн возродить масштабную программу развития канальных реакторов. НИКИЭТом были разработаны 3 этапа, огромная расчётная работа проведена. Интересно, что после Чернобыля слово "РБМК" исчезло из перспективных проектов, все канальные реакторы пошли под другими названиями в этой программе:

Первый этап. УКР-1 (усовершенствованный канальный реактор). Основное оборудование РБМК, уменьшение шага между каналами.

Второй этап. УКР-2, он же МКЭР, реактор с дробным многопетлевым контуром многократной циркуляции без труб большого диаметра. Проработаны три модификации МКЭР: 2.1. с естественной и принудительной циркуляцией; 2.2. с генерацией насыщенного и перегретого пара; 2.3. с цилиндрической активной зоной и сборно-блочный реактор с прямоугольной зоной (технические проекты реакторов РБМК-1200 и РБМК-2400).

Третий этап. НКР-3 - новый канальный реактор. Его основная особенность - отсутствие внешнего активного контура МПЦ благодаря автономным технологическим каналам с циркуляцией внутри каналов по схеме Фильда, в двух вариантах (одноконтурном и двухконтурном). Таблицу сопоставления их характеристик нет смысла набирать, т.к. по крайней мере третий этап делался НИКИЭТом совместно с ФЭИ, здешние знающие люди наверняка в курсе.
AtomInfo.Ru
Добавлю, что по сравнению с пятым курским уменьшение графита должно быть незначительно.
Dozik
QUOTE(AtomInfo.Ru @ 14.9.2013, 0:03) *
Э-э... Режут (точнее, уже порезали) пока только на первом блоке Ленинградки. Если РТН не взбрыкнёт и если всё будет в порядке при пуске, то тогда процедуру, скорее всего, повторят на втором ленинградском.

Про Курчатов пока ничего сказать не могу.

Второго блока ЛАЭС пока в планах нет. Там с кладкой все нормально. Скорее всего, Курские...
AtomInfo.Ru
QUOTE(Dozik @ 14.9.2013, 14:09) *
Второго блока ЛАЭС пока в планах нет. Там с кладкой все нормально.


Чёрт знает. Вам виднее, конечно. Но раньше говорили, что второй повторяет первый блок с временным сдвигом, и соответственно, на нём потребуется такая же процедура. Естественно, что лучше обойтись без хирургического вмешательства, и буду только за, если на втором блоке ничего делать не понадобится.

Куряне - да, особ статья. Не зря там зашевелились с АЭС-2.
Dozik
QUOTE(AtomInfo.Ru @ 14.9.2013, 14:26) *
Но раньше говорили, что второй повторяет первый блок с временным сдвигом, и соответственно, на нём потребуется такая же процедура.

Я не говорил, что не потребуется. Весь вопрос - через какое время. Пока деформация незначительна. Ситуация будет мониториться... Может и доработает до продленного срока.
Русская версия IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.