QUOTE(LAV48 @ 24.11.2016, 0:56)
AtomInfo.Ru Вопрос в том, что имеет большую потенциальную вероятность/возможность экспорта - "свинец" или всё же "натрий"?
P.S. Все быстрые будут долго "под запретом", но сторонники же приводят доводы.
Недостаток БРЕСТа с точки зрения экспорта заключается не в реакторе, а
в пристанционном топливном цикле (ПЯТЦ).
То есть, фактически к каждой станции с БРЕСТом будет прилагаться небольшой свечной заводик с радиохимией и производством топлива.
Сторонники говорят - это будет не та химия, в ней не выделяется чистый плутоний, получать будут смесь уранов/плутониев, непригодную для бомбы.
Противники говорят - злонамеренное государство, взяв станцию с ПЯТЦ под свой контроль. сможет наладить там нужную химию.
Но дело в том, что ПЯТЦ не так уж и обязателен для свинцового реактора. То есть, можно рассмотреть какой-нибудь вариант с условным названием БРЕСТ+, который работал бы как БН, с централизованными пунктами сбора ОЯТ на переработку и рефабрикацию.
Конечно, ПЯТЦ появился тоже не от хорошей жизни.
Для свинца крайне желателен нитрид ("в свинцовом реакторе кориум из оксидного топлива будет всплывать, а не тонуть!"
), а у нитрида пока очень низкое обоснованное выгорание. Если недолго поработавшие в реакторе сборки возить туда-сюда на далёкий завод, может пострадать экономика.
Примерно то же можно сказать о материалах оболочек (большая опасность коррозии, лучше ограничивать время пребывания оболочек в активной зоне).
Но! Это решаемые проблемы.
По нитриду ведётся программа в России в рамках "Прорыва".
По сталям перспективные результаты получают на Западе (кстати, это неприятный для нас факт, по приватным оценкам некоторых известных наших специалистов, занятых в ТЖМТ-тематике, мы от Запада по сталям для свинцовых реакторов отстаём, и отставание уже значимое).
Если эти вопросы решатся - наверно, можно будет аккуратно поговорить о том, а так ли нужен ПЯТЦ? Соответственно, при отказе от ПЯТЦ шансы на экспорт резко возрастут.
Что я ещё бы добавил? Лодки. Если натриевые лодки делать, скорее всего, более никогда не будут (всё-таки для моряков пожар на подлодке во время похода воспринимается как катастрофа), то лодки с ТЖМТ вполне ещё возможны.
При экспорте реакторов с ТЖМТ покупатель автоматически будет собирать у себя эксплуатационный опыт работы с такими теплоносителями, который может потом перенести на лодки.
Соответственно, при рассмотрении экспортного потенциала реакторов типа БРЕСТ нужно быть предельно осторожными и разборчивыми с тем, кому их можно продавать.
Как-то так, наверно.