В РБМК только ещё спектрального регулирования не хватало

Его и так еле научились хоть как-то прилично считать, а тут ещё одно расчётное отягощение. Ну а потом Чернобыль, после которого все изменения были только по теме безопасности.
Что касается LWR'ов, то фанатом спектрального регулирования в них был Эдлунд. Он предлагал его как бы не с женевских конференций. У него, кстати, одна из идей была - спектральное регулирование за счёт изменения добавленной фракции тяжёлой воды, такой вычурный симбиоз.
Потом тему спектрального регулирования плотно окучивали в израильских университетах. Правда, они склонялись к тому, что PWR надо переделать из
pressure vessel в
pressure tube.
Так что, фундаментальные работы были, концепции LWR со спектральным регулированием предлагались.
Почему они не пошли? А почему сейчас ВВЭР-С тоже притормозился?
Любому проекту нужно иметь своё место и свой смысл, если он хочет дойти до железа.
На первых порах предполагалось, что атомная энергетика будет быстрой (БН или какие-то иные варианты БР).
Но Риковер задействует свои управленческие таланты и показывает в железе, что LWR'ы имеют право на существование.
Их отдают в коммерческое использование. При этом все в курсе, что это времянка, LWRы работают ограниченный период, их основная задача - ослабить бремя несения ядерного щита (в том числе, за счёт экспорта) до того момента, пока не появятся коммерческие БРы.
В такой структуре особого смысла повышать КВ для LWR нет, их ОЯТ всё равно потом употребят бридеры. Замыкать цикл на LWR не предполагается, а делящихся материалов для запуска быстрых хватает.
Эдлунд и его сторонники могут писать статью за статьёй (а в Бельгии был даже поставлен эксперимент по спектральному регулированию), но им отвечают: "Большого смысла в вашей идее нет".
Время идёт, темпы внедрения быстрых оказались невысокими, много технических проблем.
В то же время LWRы штампуются рекордными темпами, в одних только Штатах говорят о многих сотнях блоков с LWR.
Возникают резонные опасения, что эти прожорливые аппараты скоро употребят весь дешёвый уран.
Тогда (конец 70-ых, можно так обозначить) интерес к спектральному регулированию и некоторому повышению КВ LWR начинает возрастать.
Ядерное сообщество начинает задумываться, как жить в условиях затянувшегося переходного периода к быстрой энергетике.
Но тут происходит TMI-2. Удар по мировой атомной энергетике нанесён ужасающей силы. В одних только Штатах отказываются от планов примерно по четырём сотням блоков (почти столько же, сколько их сейчас всего в мире).
Прогнозы потребления урана сразу снижаются. Соответственно, исчезает и интерес к повышению КВ LWR.
Затем Чернобыль, после которого наступает полная депрессия. Её усугубляет газовая пауза. Набирает силу точка зрения, что быстрых не будет уже никогда, спасти бы хотя то, что есть.
В этих условиях идеи Эдлунда вновь приобретают актуальность в том или ином виде. Появляются мысли, что можно было бы разработать HCLWRы, и они станут венцом развития атомной энергетики. Появляются концепции пароводяных бридеров, где на воде/водяном паре можно получить КВ чуть больше 1.
Всё это оказалось слишком сложно, денег нет, люди уходят, общественность корчит рожи и тыкает пальцами - в общем, всё это осталось в статьях и отчётах.
Далее наступает ренессанс (вернее, разговоры о ренессансе, сам он так и не наступил). Вновь рисуются экспоненциальные графики роста потребления урана, оживает тема быстрых.
Но мы стали умными после всех волн и пертурбаций, шашкой наотмашь более не рубим, радикальные идеи о том, что железки от Риковера проработают 30-40 лет, а потом их сдадут на свалку истории, поддержки более почти не получают. Наоборот, говорится о продлении, о 60 годах, 80... об огромных инженерных запасах в старых проектах и т.д. и т.п. А воистину огромный эксплуатационный опыт LWR позволяет более-менее уверенно говорить о том, что мы сумеем обеспечить их безопасность, несмотря на внутренне присущие их опасности (водород, а у PWR ещё и давление).
Так набирает популярность концепция двухкомпонентной атомной энергетики, в которой сосуществуют быстрые и тепловые реакторы.
У этой концепции быстро находится дополнительный плюс - если у LWR повысить КВ (хоть как-то), то, соответственно, можно понизить КВ у БР. На бумаге высокие КВ в БР достигаются легко, на практике это стоит труда и денег, поэтому помощь в воспроизводстве от LWR быстровики воспримут с благодарностью.
Так появился ВВЭР-С (а в разговорах всплыл даже СКД, ранее считавшийся полной экзотикой).
Но тут Фукусима и всякие мировые кризисы. Планы по строительству АЭС опять сокращаются, новые стройки только компенсируют окончательные остановы. Уран резко дешевеет, граждане аналитики, советовавшие банкирам вкладываться в уран, тихо сливаются.
Соответственно, и интерес к повышению КВ у LWR опять начал снижаться. По тому же ВВЭР-С до сих пор никакой конкретики нет, остаёмся на уровне бумаги.