Gypsy, прошу прощения, мне не всегда удается объяснить другим внятно и доходчиво то, что я знаю сам. Сейчас, видимо, тот самый случай... Попробую еще раз поподробнее.
QUOTE(Gypsy @ 4.3.2009, 12:32)

"искривление ТВС" во-первых, сантиметрами не меряется (только на Темелине с ТВС VV6 Вестингауза), искривление/зазоры в миллиметрах;
Абсолютно верно, в реальной зоне - миллиметры. Речь шла об отклонении головок ИТВС от вертикальной оси на сантиметры на разневоленной имитационной зоне, о чем в пылу полемики я не упомянул. Именно так при контрольной сборке Ростова-1 обнаружили "закрутку" зоны и именно с этим в ущерб плановым работам пришлось бороться путем доработки посадочных гнезд.
QUOTE(Gypsy @ 4.3.2009, 12:32)

во-вторых, причина искривления не в "овальности" посадочных местах, а, в основном, в поджатии кассет сверху + температуры+выгорание т.п.;
Да, основные причины Вы назвали верно: осевое усилие, терморадиационные эффекты + наложение всего этого на новые конструкции ТВС ("мягкая головка", циркониевый каркас). "Овальность" посадочных гнезд лишь повод к переходу осевого сжатия в "банан" или S-искривление - есть выделенное направление, согласитесь, кассете проще деформироваться, если начальный угол деформации уже задан.
QUOTE(Gypsy @ 4.3.2009, 12:32)

в-третьих, есть допуска на шаг ТВС в ВВЭР-1000 +-0,5 мм, у 440 +- 0,6 - считаете, что они не соблюдаются?
Вот о соблюдении этих допусков говорить не берусь - информации, опровергающей или подтверждающей их, у меня на столе не появлялось.
QUOTE(Gypsy @ 4.3.2009, 12:32)

Откуда известно, что искривление - проблема длительных циклов? На второй год искривление ТВС почти такое же, как в 5-летнем стационаре. Намекаю, что со времен 2-х годички изменились конструкции ТВС, материалы, число решеток, т.д.
Вы все верно говорите по поводу изменения конструкции, о влиянии этих изменений говорить вполне резонно и, я думаю, что Ваша уверенность в том, что на второй год искривление ТВС почти такое же, как в 5-летнем стационаре, основана не на пустом месте и относится именно к новым конструкциям ТВС. Просто напомню, что проблема с искривлением кассет была выявлена еще на "железных" зонах при переходе на трехгодичные (с частичной установкой кассет на 4-й год) топливные циклы по увеличению времени падения ОР СУЗ. "Хитропресс" тогда немало блоков обмерял, появились "железные" ТВС-М с мягкой головкой, проводилась (иногда неоднократная) доработка БЗТ (снижали усилие поджатия). Естественно, величина искривления для кассет 2-го и 4-го лет эксплуатации практически одинакова (т.е. основное искривление происходит на 1-2 годах эксплуатации) - некуда им особо кривиться, зона стоит довольно плотно, а вот форма искривления уже разная. И если "банан" ОР СУЗ как-то "продавит" то S-образную кривую с той же амплитудой - с большим трудом и даже с "недолетом" (поэтому появились утяжеленные ОР СУЗ + еще утяжеляли их штанги + дорабатывали гидротормоз в НК ТВС (попросту другие дырки сверлили)). Поймите, даже если измерения ОКБ ГП все-таки вызывают некие сомнения в методике и числах, они верны в целом, поскольку качественно они "тупо" ложатся на статистику по сбросам ОР СУЗ. И то и другое у меня на столе было еще 5 лет назад по 11 украинским ВВЭР-1000. СУЗы бросали каждые 3 месяца, так что и динамика в течение кампании вполне прослеживалась. И запрет на установку ТВС 4-го года эксплуатации под ОР СУЗ появился тогда не с бухты-барахты.
QUOTE(Gypsy @ 4.3.2009, 12:32)

Какие такие проблемы с искривлением на Тяньване вы знаете? чего-то не в курсе, просвятите. Там, кстати, только 2 кампании прошли.
Я их не знаю и на Ростове-1 и на Калине-3, хотя там доработка была произведена до Тяньваня. Естественно, на "свежей" зоне они (даже если бы были) вылезли бы не на первый и даже не на 3-4 год... Надеюсь, что весь комплекс мер по уменьшению искривления кассет (в т.ч. внедрение кассет с жестким каркасом) позволит раз и навсегда забыть о вызванных им проблемах. По крайней мере, на украинских ВВЭР-1000 на это можно было надеяться еще задолго до моего отъезда в Россию.
Gypsy, я надеюсь, что удалось "осветить" часть проблемы. Если что не понятно - спрашивайте (я сам спрашивать не стесняюсь). Просто напомню, что вопрос "вылез" из недоумения по срокам работ с имитационной зоной Бушера и зашел в дебри, до которых Бушер, надеюсь, никогда не доберется.