Цитата(AtomInfo.Ru @ 8.8.2011, 23:50)

Не понял, как в этой теме вылезли быстрые реакторы.
Это я приплел к этой теме быстрые реакторы – мне и отвечать.
Весь разговор начался со спора о квалификации взрыва, произошедшего на ЧАЭС-4: ядреный он, или так себе?
Похоже на то, что я уговорил уйти от терминологического спора – нам ведь все же важна суть явления, а не его название. Хотя название тоже важно, но сначала, все же, суть.
Ведь если бы внутри того реактора даже произошел
«настоящий» ядерный (да хоть и термоядерный) взрыв эквивалентный по энергии взрыву 50 граммов тротила, то может быть ничего особо страшного и не случилось. С другой стороны, если бы некий злой колдун как-то умудрился бы разогреть мгновенно весь графит, находящийся в реакторе, до 10000°С, то мало бы никому не показалось.
Колдунов нам рассматривать незачем – у нас есть делящийся материал. Оставляя в стороне возможность практической реализации, попробуем оценить верхнюю границу энергетического потенциала того реактора.
180 тонн топлива, видимо, относятся все же к диоксиду урана, а не к чистому урану. Пересчет дает ~159 тонн чистого урана. Для круглости пусть будет 150 тонн.
Для энергии деления ядра урана приводятся разные цифры – возьмем 80*10
9 КДж/кг
80*10
9 * 150*10
3=120*10
14 КДж.
Тротиловый эквивалент принят равным 4184 КДж/кг. Делим одно на другое и получаем ~2800 мегатонн тротилового эквивалента – «Кузькина мать» плачет от зависти.
Я эти прикидки привел не потому, что нечто похожее может произойти, но для того, чтобы показать: есть куда расти.
Это даже не теоретически, а гипотетически. А практически?
Практически нас не интересует возможность приближения к гипотетическому варианту. Нас интересует нечто другое: возможен ли ядерный инцидент на АЭС, существенно превосходящий по выделенной энергии катастрофу на ЧАЭС-4? Гипотетический предел, рассчитанный на основании количества делящегося материала, нас никак устроить не может. На самом деле нас не устроит и планка только на один порядок превышающая чернобыльскую катастрофу. Да нас и та катастрофа никак не устраивает. В этом месте вопрос разветвляется на два.
- Нужны гарантии того, что ни при каких обстоятельствах ядерный реактор не перейдет в режим неуправляемого разгона (управляемый рост мощности нужен – как иначе вводить реактор в рабочий режим?)
- Нужны гарантии, что если все же неуправляемый разгон произойдет, то масштаб катастрофы не будет на порядки больше, чем то, что уже было.
Да, – нас никак не устраивает и то, что было. Но это вопрос №1. А вопрос №2, думаю, требует уточнения.
Рассуждения о надежности ведутся, как правило, в вероятностных терминах. Предположим, что мы как-то умудрились снизить вероятность неуправляемого разгона в миллион раз. Мало? Хорошо – пусть будет в миллиард раз.
Прогресс, в смысле вопроса №1, налицо. Но если цена прогресса такая, что в случае неуправляемого разгона освободится в десять раз больше энергии, чем в чернобыльской катастрофе, то такой прогресс нас устроить не может. Вот отсюда и возникает постановка вопроса №2.
Почему этот вопрос мне представляется важным? Мне подсказывают, что к настоящему времени произошло очень много ядерных инцидентов, но ничего, напоминающего по эффекту взрыв бомбы над Хиросимой, не было. И не будет – подсказывают мне, - потому что реактор – очень скверная бомба.
А я и не спорю с тем, что реактор – скверная бомба.
На Хиросиму сбросили бомбу с очень низким КПД – сейчас вроде таких не делают. Там прореагировало всего-то что-то около 1% урана. Предположим, что реактор еще
«хуже» в 100 раз. Делим 2800 мегатонн на 10000 и получаем тротиловый эквивалент в 280 килотонн. Мало? Добавим сюда дополнительные поражающие факторы, которых не было в Чернобыле, но которые обязательно появятся при взрыве такой мощности.
Я считаю – и, думаю, не только я, – что на ЧАЭС-4 произошла максимально возможная по выделенной энергии авария (речь идет о порядках величин).
Этот тип реактора модернизировали – теперь там такого инцидента произойти не может. Так говорят. Пусть говорят. Но если все же вдруг, то сильно хуже, чем уже случилось, не будет.
А что с другими типами реактора?
Мне кажется, что с водяными реакторами на тепловых нейтронах, независимо от конструкции, на порядок более мощной катастрофы произойти не может – какие-то доводы уже приводил.
А что с быстрыми реакторами с ЖМТ?
Вот так они и появились в этой теме.
Цитата(AtomInfo.Ru @ 8.8.2011, 23:50)

Разгон на мгновенных нейтронах возможен в тех реакторах, у которых запас реактивности больше бета-эффективного.
Загадками изъясняться изволите, уважаемый
AtomInfo.Ru.
Я вовсе не утверждаю, что написанное Вами – неверно.
Я всего лишь намекаю, что человеку, мало знакомому с этими делами, и не понять, насколько верно, написанное Вами.
На уровне моего понимания (или не понимания):
Вы толкуете о возможности или невозможности возникновения
неуправляемого разгона.
Если так, то и ладно – будем считать, что будущие реакторы на быстрых нейтронах не смогут войти в режим неуправляемого разгона. Вообще не смогут – ни при каких обстоятельствах. Что будет, если такой реактор войдет в режим потенциально управляемого разгона, но средства управления сломались (все!) или оператор-самоубийца будет активно мешать автоматическому управлению?
В этом случае я вижу только один вариант прекращения разгона – взрыв реактора. Этот механизм прекращения реакции обеспечивает сама реакция, а не внешние воздействия.
Вы видите какие-то другие возможности в случае, если запас реактивности меньше бета-эффективной? Напоминаю: внешние воздействия не рассматриваем – берем только то, что гарантирует физика процесса. В качестве примера можете рассмотреть конкретный известный Вам пример реактора «БРЕСТ», о котором Вы пишите, что там что-то невозможно.
Цитата(AtomInfo.Ru @ 8.8.2011, 23:50)

Однако говорить, что у любого быстрого реактора опасности разгона на мгновенных нет, нельзя.
А этого здесь никто и не говорил. Даже я, который о быстрых реакторах здесь говорил больше всех, ничего не утверждал, а только спрашивал: нет ли опасности того, что разгон быстрого реактора приведет к существенно большим масштабам катастрофы, чем чернобыльская катастрофа? Если низкий запас реактивности этого типа реактора дает четкий отрицательный ответ на этот вопрос, то я пока не понял обоснование такого ответа.