QUOTE(Помм @ 13.2.2012, 23:23)

ВОт, все уперлось в материалы. Интересно, Пакистан их прозводит сам или покупает?
Более точно - углепластики для материала ротора это третий тип материалов, соответствующий шестому поколение центрифуг в общепринятой классификации.
Судя по тому что в открытом доступе есть, считается, что Пакистан в уже в начале 80-х научился производить мартенситностареющую сталь и делать из них роторы центрифуг. На P-2 перешли в 1983.
http://www.atominfo.ru/news/air7423.htmХотя роль Китая в первоначальной помощи строительства Пакистанского разделительного производства до сих пор туманна. Так например "отец пакистанской ядерной программы" А. Хан заявил в 2009 годы, что в 1982 году Пакистан получил от Китая 10 тонн необогащенного и 5 тонн обогащенного до 3% гексафторида урана вместе с 50 кг ВОУ оружейного качества. Также из Китая Пакистан закупил 5000 кольцевых магнитов, которые используются как часть верхних подшипников центрифуг, что помогло организовать изготовление нескольких тысяч дополнительных центрифужных машин.
Имеющаюся информация по пакистанским центрифугам.
[A. Glaser. Characteristics of the Gas Centrifuge for Uranium Enrichment and Their Relevance for Nuclear Weapon Proliferation. // Science and Global Security, 2008, Volume 16, pp. 1-25]
Тип Р-1: Машины Р-1 основаны на ранних голландских конструкциях, обозначаемых SNOR и CNOR, которые были разработаны на начальных фазах проекта Urenco и применялись на голландском опытном заводе SP1. Роторы оригинальных голландских машин состояли из шести сегментов, в то время как Р-1 использовал, по-видимому, только четыре, уменьшив их длину до размера, слегка меньшего, чем 2 метра. Считается, что каждый сегмент вносил 0.5 ЕРР/год в общую разделительную мощность CNOR и конструкции Р-1. Во всех конструкциях применялся алюминиевый ротор, что ограничивало периферийную скорость до величины около 350 м/с. Сообщалось, что диаметр ротора у Р-1 находился в пределах 10-11 см. Разделительная мощность Р-2 оценивается в 2-3 ЕРР/год. В интервью (апрель 2006 года) иранское официальное лицо подтвердило многие детали конструкции Р1 (IR-1): таким образом, длина его ротора равна 180 см, диаметр ротора составляет 10.5 см,.а периферическая скорость равна 350 м/c. Длина ротора также совпадает с фотографиями каскадов, установленных на иранском опытном заводе и на иранских заводах по обогащению топлива.
Тип Р-2: На основе публично доступной информации Р-2 - это слегка измененная версия центрифуги G-2. Сама G-2 была немецкой конструкцией. разработанной до проекта Urenco и использовавшей стальной ротор с двумя сегментами. G-2 является сверхкритической машиной и она в два раза длиннее первоначальной, подкритической машины (G-1) с одним сегментом. Часто сообщавшаяся длина ротора 1,0 м для G-2 и Р-2 совпадает с доступными фотографиями оригинальной машины. Размеры в диапазоне 14.5 см и 15.0 см сообщались о диаметре ротора G-2. G-2 применялась на немецком опытном заводе SP2 и на демонстрационном голландском заводе В21. Применение высокопрочной стали для ротора центрифуги позволило повысить периферическую скорость до 500 м/с. Разделительная мощность Р-2 оценивается в 5-6 ЕРР/год.
Тип Р-3: Как следует из сообщения голландского правительства, "отец пакистанской ядерной программы" ученый А. Хан мог иметь доступ к конструкции продвинутой центрифуги, называвшейся 4-М , которая разрабатывалась в Голландии в начале 70-х годов. На основании доступной информации можно считать, что центрифуга 4-М является машиной с четырьмя сегментами, высотой 2 м, и имеет ротор, изготовленный из специальной стали. Разделительная мощность Р-3, как сообщается, ниже 12 ЕРР/год.21
Тип Р-4: По данным западных разведывательных служб предполагается, что Пакистан разработал продвинутую центрифугу в середине 80-х годов. Эта машина основана на конструкции голландской Urenco, называлась SLM, а позднее стала известна как ТС-10. Сообщается, что диаметр ротора равен 14,5 см, а длина - 3.2 м, и машина работает со скоростью 508 м/с. Разделительная мощность Р-4, судя по сообщениям, доходит до 21 ЕРР/год. Часто упоминается, что ее длина около 3 м. Исходя из технических данных предоставленных Urenco, для ТС-12, машины четвертого поколения было определено, что ее разделительная мощность составляет 40 ЕРР/год.
Максимальная скорость сделанных полностью из металла (специальная сталь) центрифужных машин ограничена примерно 500-510 м/с.
При использовании углепластиковых композиционных материалов появляются возможности повысить скорость в 1.2 раза для машин третьего поколения (достигая периферийной скорости в 600 м/с и разделительной мощности 30-40 ЕРР/г) и в 1.5 раза для наиболее продвинутых конструкций шестого поколения, которые соответствуют скорости 750-770 м/с и разделительной мощности в 80-110 ЕРР/г соответственно.
Сейчас в Пакистане совместно с Китаем реализуется программа производства истребителя FC-17
http://lenta.ru/news/2011/02/09/jf17/в котором, как считает ряд экспертов, в некотором количестве используются углепластики в конструкции вертикального оперения. Так же идет речь о перспективах локализованного в Пакистане производства китайского истребителя J-10, в конструкции которого встречаются углепластики уже в большем количестве. Так что можно предполагать через некоторое время Паскистан сможет получить технологии для перехода к центрифугам новых поколений.