Помощь · Поиск · Пользователи · Календарь
Полная версия этой страницы: Электротранспорт и другие
Форум AtomInfo.Ru > Атом > Разные стороны атома
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
Татарин
Цитата(arcanist @ 8.2.2024, 15:04) *
ну если вы пишете, что уже есть не массовое но более менее серийное производство, то я беру свои слова обратно. просто у меня создалось впечатление (ложное) что вот у нас есть прототип, давайте мы под этот прототип построим гигаваттный завод, все заработает на раз два три

Нет, не совсем. У китайцев есть.

У русских есть прототип, химия, материалы. Под это нужно будет, ессно, налаживать технологию производства аккумов (но производства аккумов! а не аккумов), строить и налаживать завод, ну и вот всё это. Риски, конечно, есть. Но риски есть в любой производственной деятельности.

А по части производства натриевые мало от литиевых отличаются. Собссно, поэтому китайцы так быстро переналадились. БОльшую часть оборудования (что касается не химии, а самих аккумов) можно покупать у тех же китайцев, благо, они мировые лидеры в аккумах и вполне себе оборудование продают. Хотя и за деньги.

...
А рынок сбыта в России замена свинца даёт хорошую такую нишу. "Свинец" даже в виде обычных стартерных автоаккумов тоже уже перестал быть таким уж прям простым-дешёвым, а улучшение его характеристик уже давно неадекватно увеличению стоимости. И вот тут натрий-то (с его морозостойкостью, ресурсом, хорошими токами) вполне себе в тему. Только рынок всяких ИБП (даже только для базовых станций телефонии и интернет-оборудования) такой, что мог бы спокойно сожрать всю продукцию. Тяговые аккумы для внутрицеховых каров-погрузчиков, аккумы тепловозов (включая гибриды) - туда сейчас даже литтий начали пихать.
У свинца применения либо такие, что на массу слегка пофиг, либо вообще стационарные, так что литий тут не нужен. А вот натрий (в первую очередь из-за ресурса в буферном и "лежачем" режиме) - был бы в аккурат.

Причём, всё равно ведь в России это нужно. Опять будут покупать у китайцев, потом чесать голову, потом разрабатывать программу по импортозамещению, потом... В общем, через 10-15 лет, когда уже Уганда будет производить более продвинутые типы, сподобятся. А могли бы быть первыми, да и сейчас ещё не совсем поздно быть, ну пусть не вторыми, но хотя бы в первой десятке.
alex_bykov
Это очень похоже на историю с Бором-10. В Союзе эту технологию сделали, но с его распадом она осталась в Грузии. Бор-10 нужен, как минимум, для СУЗ БН, но, если он будет не столь дорогим, как у цепочки посредников, ему место найдётся и в массовой ядерной энергетике, в тех же ВВЭР, как и бору-11 в электронике и оптике. Беда ровно в одном - не можем воспроизвести технологию времён Союза, сплошные НИР и ОКР. А на Али карбид бора с обогащением по бору-10 от 60 до 99% продают...
Татарин
Ну вот как пример:
https://rostec.ru/news/roselektronika-obesp...sotovykh-setey/

НОВАЯ линия для свинцовых аккумов. Недешёвых, гелевых.

Собссно, та самая ниша натрия. Вот здесь - будь всё по уму - должна бы развёрнута линия натриевых аккумов на русской технологии, на часть доходов от которой финансировались бы новые разработки и технологии, поддерживая высокий уровень, на мировом и выше.

А что имеем? Закупку новой линии по производству морально устаревших систем уже на момент запуска производства. Ессно, с нулевым финансированием НИОКР (да и нечего и незачем там уже улучшать), поэтому через N лет эту линию выкинут и, матерясь на отсталость страны и недостаток новых технологий, купят устаревшую линию по производству устаревшего натрия. Чтобы воспроизвести сценарий снова. И снова. И снова.

Так, если по уму, не должно быть.
17th Guest
Цитата(Татарин @ 9.2.2024, 13:29) *
Так, если по уму, не должно быть.

А такого и нет. Точнее, оно есть только в демагогии Татарина, в которой часть информации утаивается, выкидывается, а сама новость выворачивается наизнанку, когда белое становится чёрным, а чёрное белым.
Показательный тому пример, как была подана эта новость от Ростеха.
Обратимся к самой новости:
На российском рынке отечественные производители промышленных аккумуляторных батарей на текущий момент занимают менее 20%, а стоимость импортных аналогов в последнее время увеличилась более чем в два раза, и появились сложности с поставками такого оборудования в Россию

Татарин предлагает оставить РФ без аккумуляторов, которые нужны были ещё вчера и крайне нужны сегодня, сконцентрироваться на натриевых, приемлемой и конкурентоспособной технологии которых ещё не существует, только потому, что ему не нравятся кислотные, он хочет натрий?
И даже готов ради этого оболгать кого угодно и что угодно, хоть абсолютно актуальные и востребованные свинцово-кислотные АКБ, хоть Ростех, который занимается и передовыми технологиями?

1 СЕНТЯБРЯ 2021
В ближайшие девять лет Минэкономразвития планирует потратить на развитие транспорта на электрической тяге около 420 млрд рублей. Большая часть этих средств – частные вложения. Основным показателями новой концепции стали запуск собственного производства ячеек [литиевых - 17th] аккумуляторов, катодных и анодных материалов, запуск производства электромобилей и расширение сети электрозарядных станций.
https://rostec.ru/news/na-zaryadku-stanovis/

21 ДЕКАБРЯ 2021
Холдинг «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех разработал литий-ионные аккумуляторы, обеспечивающие автономную работу устройств при температурах от –50 до +50 °C. Изделия предназначены для телекоммуникаций, медицины, робототехники, нефтегазового сектора, авиации, различного вооружения и войсковой техники. Опытные образцы батарей уже прошли предварительные испытания, запуск серийного производства запланирован на первый квартал 2022 года.
https://rostec.ru/news/rostekh-sozdal-moroz...itsiny-i-armii/

5 МАРТА 2022
НПО «Импульс» холдинга «Росэлектроника» недавно разработало литий-ионные аккумуляторы, обеспечивающие автономную работу устройств при температурах от –50 до +50 °C. Весит такая батарейка не более 150 грамм и имеет длительный срок службы – до 2700 и более циклов «заряд-разряд» в зависимости от условий эксплуатации.
https://rostec.ru/news/glavnyy-element-pitaniya/

22 АПРЕЛЯ 2022
Ростех показал испытания морозоустойчивых аккумуляторов
https://rostec.ru/news/rostekh-pokazal-ispy...kkumulyatorov-/

3 МАРТА 2023
Холдинг «Швабе» Госкорпорации Ростех начал серийный выпуск современных аккумуляторных батарей [литий-железо-фосфатных] для систем оперативного постоянного тока (СОПТ). Устройства являются основным компонентом городских энергоподстанций и отвечают за их бесперебойную работу. В первую очередь модернизации подвергнется энергетическая инфраструктура Сибирского федерального округа, в дальнейших планах – обновление электроподстанций на Дальнем Востоке.
https://rostec.ru/news/rostekh-modernizirue...ralnogo-okruga/

Ну а по натриевым аккумуляторам несколько попозже, в том числе и привлечением мнения тех самых "русских разработчиков натрия уж пятый год носящихся с идеей создать производство" wink.gif
В том числе и с их авторитетным мнением, почему перелицованные Б/У литиевые АКБ с Алиэкспресс - это очень плохая идея.
Ирина Дорохова
Извините, набор публикаций не выстраивается во внятную логику.
текст от сент 2021 года - про зарядки, не аккумы.
прекрасен повтор новости декабря 2021 года и марта 2022 года.
Особенно порадовало, что аккум разработали одни, а серийно выпускать будут другие. Причем из новости про Швабе вообще не следует, что они будут выпускать разработку "Росэлектроники", в новости о ней ни слова.
17th Guest
Ждал я публикации одного интервью, но так и не дождался, ладно, и без него полная картина маслом.
Цитата(Татарин)
У русских есть прототип, химия, материалы. Под это нужно будет, ессно, налаживать технологию производства аккумов (но производства аккумов! а не аккумов), строить и налаживать завод, ну и вот всё это. Риски, конечно, есть. Но риски есть в любой производственной деятельности.

Цитата(Татарин)
Собссно, та самая ниша натрия. Вот здесь - будь всё по уму - должна бы развёрнута линия натриевых аккумов на русской технологии, на часть доходов от которой финансировались бы новые разработки и технологии, поддерживая высокий уровень, на мировом и выше.

Теперь предлагаю послушать тех самых "российских учёных, у которых уже есть химия и материалы" натриевых аккумуляторов.

25/10/2023 Дрожжин О.А. Химическая жизнь аккумуляторов и батарей.
Дистанционные курсы для абитуриентов Химфака МГУ
Лектор: Дрожжин Олег Андреевич, к.х.н.,ведущий научный сотрудник химического факультета МГУ
https://youtu.be/M3_-SLvUlro?t=2851
(уже с таймкодом, но на всякий случай с 47:39 о перспективах развития, конкретно про натрий с 57:12)

А вот о чём мечтал Олег Дрожжин, рассказывая 4 года назад о патенте на химию натриевых аккумуляторов:
О существующих, разрабатываемых и невозможных аккумуляторах
https://youtu.be/ep8o8DVPz_0

Нету на данный момент времени конкурентоспособной ни химии, ни технологии натриевых аккумуляторов. За них борются крупнейшие мировые производители, вкладывая огромные деньги в R&D, но... Никак не выходит каменный цветок. И даже света в конце тоннеля не видно, даже не понятно, куда, по какому из ответвлений системы пещерных проходов идти нужно, только слухи о том, что проход в Эльдорадо должен существовать. Тот, кто первый разработает такую химию и технологию, гарантированно обеспечит своё лидерство и безбедную жизнь на ближайшие лет 50, возможно, ещё и с Нобелевкой вишенкой на тортик.
А то, что китайцы что-то там натриевое начали выпускать... Ну да, китайцы много чего чудесатого выпускают, например, можно пойти на Али и купить терабайтных SSD или флэшек стакан по цене стакана семечек. Но полезнее купить стакан семечек wink.gif
Татарин
Цитата(17th Guest @ 3.3.2024, 17:43) *
Ждал я публикации одного интервью, но так и не дождался, ладно, и без него полная картина маслом.
Теперь предлагаю послушать тех самых "российских учёных, у которых уже есть химия и материалы" натриевых аккумуляторов.

С чего бы это "тех самых"? Тут, вроде, в обоих случаях Дрожжин докладывает, а он, судя по публикациям, по литию, в основном, даже не конкурирующая группа, просто когда-то и натрий смотрел.
И, собссно, в обзорной лекции октября 23-го ясно говорит, что массовое производство (именно вот производство, а не лабораторные поделки, пусть и масштабы сильно меньше, чем у лития) натриевых наладили минимум 4 фирмы.

Как из этих слов можно сделать вывод, что
Цитата
Нету на данный момент времени конкурентоспособной ни химии, ни технологии натриевых аккумуляторов.

- я не знаю. Наверное, нужно быть очень талантливым в творческой интерпретации слов.

Имеет ли смысл при таком-то таланте к творческой интерпретации кого-то читать и слушать, я не знаю, но точно вижу, что гарантированно мне нет смысла что-то объяснять о достоинствах и недостатках того, что сейчас из натрия уже имеется в производстве и продаже.

Нету - ну, значит, и нету вовсе. Что тут поделать-то? На нет суда нет.

Кому нужны аккумы - идёт и покупает у китайцев. Кому нужен лейбл на аккумах - ждёт, пока у китайцев купят европейцы и поставят лейбл.
В общем, тут по потребности.
17th Guest
Вот видите, как меняется смысл сказанного, когда, согласно правилам демагогии, выкидывается ключевое понятие и начинается критика якобы произнесённой оппонентом неправды smile.gif
Нету на данный момент времени конкурентоспособной ни химии, ни технологии натриевых аккумуляторов.
Да, химия и даже технология натриевых аккумуляторов давно есть, вот, даже несколько фирм на основе этой химии и технологий наладили производство коммерческой продукции, вот только :фанфары: эти производства не являются массовыми, как и продукция не является конкурентоспособной.
Если бы было на рынке или даже разработано что-то конкурентоспособное и перспективное, то лидеры рынка давно бы купили и эти стартапы, и разработки, и даже учёных.

А пока, увы и ах, натрий-ионные аккумуляторы (SiB) — многообещающий новый тип батарей, который уже начали производить для нужд промышленности. Но кроме обещаний и попыток хоть куда-то, хоть в узкую нишу притулить то, что получается, чтобы застолбить как-нибудь эту нишу, ничего нет даже в научной электрохимии, не смотря на множество патентов.
Патенты есть, а вот конкурентоспособных аккумуляторов на их основе нет - не выходит никак каменный цветок.
17th Guest
Ну, вот статья как яркий пример:
CATL и BYD планируют начать массовое производство натрий-ионных аккумуляторов в течение этого года
20 апреля 2023, 22:46
В отчете говорится, что инсайдеры сообщили, что натрий-ионные аккумуляторы CATL будут установлены в первой новой модели автомобиля марки iCAR от Chery Automobile и “будут использовать смешанную схему натрий-ионных и литий-ионных аккумуляторов”. Ожидается, что модель поступит в продажу в четвертом квартале этого года. Кроме того, натрий-ионные аккумуляторы CATL также будут поставляться в новые энергетические автомобили Chery, такие как QQ Ice Cream и Little Ant.

(EN) https://pandaily.com/catl-and-byd-plan-to-s...thin-this-year/

Год назад! Два мировых лидера рынка производства аккумуляторов! И остальные так же, например, SVOLT что-то заявляли. И???
А и всё Только при дорожающем литии, только в каких-то сочетаниях с другими.
И это в Китае, где и поддержка государства, и миллиардные инвестиции как в производства, так и в R&D, и полный спектр всех редкоземельных, и передовые технологии в этой отрасли.
Superwad
Цитата(17th Guest @ 10.3.2024, 1:09) *
Ну, вот статья как яркий пример:
CATL и BYD планируют начать массовое производство натрий-ионных аккумуляторов в течение этого года
20 апреля 2023, 22:46
В отчете говорится, что инсайдеры сообщили, что натрий-ионные аккумуляторы CATL будут установлены в первой новой модели автомобиля марки iCAR от Chery Automobile и “будут использовать смешанную схему натрий-ионных и литий-ионных аккумуляторов”. Ожидается, что модель поступит в продажу в четвертом квартале этого года. Кроме того, натрий-ионные аккумуляторы CATL также будут поставляться в новые энергетические автомобили Chery, такие как QQ Ice Cream и Little Ant.

(EN) https://pandaily.com/catl-and-byd-plan-to-s...thin-this-year/

Год назад! Два мировых лидера рынка производства аккумуляторов! И остальные так же, например, SVOLT что-то заявляли. И???
А и всё Только при дорожающем литии, только в каких-то сочетаниях с другими.
И это в Китае, где и поддержка государства, и миллиардные инвестиции как в производства, так и в R&D, и полный спектр всех редкоземельных, и передовые технологии в этой отрасли.

Надо отдать должное, на алиэспрессе натриевые продают, причём под разными марками (фасовка может быть своя, а батарею клепает может всего один-два завода)
Sib на Алиэспрессе
Из того, что выдает - емкость 1300 мА*ч (у меня сейчас стоят в фонарике Панасоник на 3000 мА*ч), количество циклов заряд/разряд до потери ёмкости до 80 % - не менее 2000, а кто и 3000. Есть как для обычных, так и увеличенные для инструмента/электротранспорта. Температурный режим работы - -40 +80 градусов Цельсия.
А цена за 1 шт одинаковая. Т.е. за единицу емкости хранения получается аккурат в два раза дороже на сегодня. Единственный плюс - не боится перезарядки, в отличии от лития...
Татарин
Цитата(17th Guest @ 10.3.2024, 0:35) *
Нету на данный момент времени конкурентоспособной ни химии, ни технологии натриевых аккумуляторов.
Патенты есть, а вот конкурентоспособных аккумуляторов на их основе нет - не выходит никак каменный цветок.

Как я и сказал: последняя линия обороны - пробовать доказать, что существующие массовые производства "неконкурентоспособны", производят "неконкурентоспособные" аккумуляторы, а все, кто это массово покупают - покупают, очевидно, от безвыходности. smile.gif А ещё это всё подделка. Угу.
Успехов. smile.gif

Опровергать тезисы типа "белое это чёрное" я не привык, опыта в этом не имею, да и смысла не вижу.
Татарин
Цитата(Superwad @ 11.3.2024, 13:25) *
Надо отдать должное, на алиэспрессе натриевые продают, причём под разными марками (фасовка может быть своя, а батарею клепает может всего один-два завода)
Sib на Алиэспрессе
Из того, что выдает - емкость 1300 мА*ч (у меня сейчас стоят в фонарике Панасоник на 3000 мА*ч), количество циклов заряд/разряд до потери ёмкости до 80 % - не менее 2000, а кто и 3000. Есть как для обычных, так и увеличенные для инструмента/электротранспорта. Температурный режим работы - -40 +80 градусов Цельсия.
А цена за 1 шт одинаковая. Т.е. за единицу емкости хранения получается аккурат в два раза дороже на сегодня. Единственный плюс - не боится перезарядки, в отличии от лития...

Так натрий - 3В, а NiMH 1.2В. Энергия на 1 мА*ч у натрия почти такая же, как у феррофосфата и в 2.5 раза больше, чем у NiMH.

Натрий, в отличие от лития, не боится полного (полного!) разряда и хранения при 0В. Как прямое следствие, например, эффективная ёмкость ближе к номинальной (хороший хозяин не будет при наличии выбора разряжать литий до полного нуля или заряжать на 100%).
При этом не имеет эффекта памяти, и имеет относительно маленький саморазряд (лучше, чем у лития, лучше, чем у хороших NiMH и много лучше, чем у свинца). Конечно, это в общем, диапазон широк. (Например, у Панасоника есть "долгоживущий" NiMH, который за год теряет 20%, правда, ёмкость там поменьше. И это лучше, чем у многих литиевых батарей). Натрий и его соли сам по себе нетоксичен (ну, по бОльшей части, понятно, что в цианате натрия цианогруппа будет точно так же токсична), в отличие от нейротоксичного лития. Нынешние натриевые аккумы менее пожароопасны, чем даже литий-феррофосфат.
В общем, у натрия есть свои прелести даже при нынешних относительно небольших сериях и относительно высоких ценах.

Но главное - запас по цене. Натрий в 100 раз дешевле лития, стоимостью натрия как сырья можно практически пренебречь.
А стоимость всего остального - всего другого сырья, химии, производства, та же, что у лития или ниже.
17th Guest
Цитата(Superwad @ 11.3.2024, 13:25) *
Надо отдать должное, на алиэспрессе натриевые продают, причём под разными марками (фасовка может быть своя, а батарею клепает может всего один-два завода)
Sib на Алиэспрессе
Из того, что выдает - емкость 1300 мА*ч (у меня сейчас стоят в фонарике Панасоник на 3000 мА*ч), количество циклов заряд/разряд до потери ёмкости до 80 % - не менее 2000, а кто и 3000. Есть как для обычных, так и увеличенные для инструмента/электротранспорта. Температурный режим работы - -40 +80 градусов Цельсия.
А цена за 1 шт одинаковая. Т.е. за единицу емкости хранения получается аккурат в два раза дороже на сегодня. Единственный плюс - не боится перезарядки, в отличии от лития...

Это как в бородатом анекдоте:
- Мой сосед Григорий Семёнович - ему 86 лет! - рассказывает, что по три палки за ночь может!
- Вот и Вы рассказывайте! wink.gif

Кстати, не кинете ли ссылочку на натриевые аккумуляторы с Али кого-нибудь из десятки или хотя бы двадцатки ведущих производителей аккумуляторов, заявлявших ещё год назад о начале выпуск натриевых АКБ, в том числе для автопрома? Очень интересно было бы взглянуть, особенно в форм-факторе 18650! ))))

Но отговаривать Вас не буду, берите, не пожалеете! Китайцы такие затейники!.. wink.gif Намного лучше литиевых, кислотных, никелевых и кадмиевых! (Татарин не даст соврать, очень рекомендовал!) ))
А я пока, так уж и быть, "помучаюсь" с LiFePO4 производства АО "Энергия"... лет этак 10, как обещают (3000 циклов).
pappadeux
QUOTE(17th Guest @ 11.3.2024, 14:59) *
Очень интересно было бы взглянуть, особенно в форм-факторе 18650! ))))


в местном зоопарке

https://srikobatteries.com/product/sodium-i...y/?gad_source=1
Ирина Дорохова
Цитата
А я пока, так уж и быть, "помучаюсь" с LiFePO4 производства АО "Энергия"... лет этак 10, как обещают (3000 циклов).

А куда, простите, вставлять будете? Еще каких-то... несколько страниц назад Вы были яростным противником электрокаров. Передумали? Купили?
17th Guest
Цитата(Ирина Дорохова @ 13.3.2024, 21:59) *
А куда, простите, вставлять будете? Еще каких-то... несколько страниц назад Вы были яростным противником электрокаров. Передумали? Купили?

Я не противник электрокаров, совсем наоборот, они мне очень нравятся и я считаю, что электропривод для автомобиля намного лучше и эффективнее ДВС. Я противник современной мировой псевдоэкологической истерии вокруг зелёной повесточки и частично силового, частично банальным обманом навязывания электротранспорта, когда для "электроперехода" ничего в мире не готово: нет необходимых генерирующих мощностей; нет необходимой сети распределения; нет емких, компактных (и крайне желательно безопасных!) систем аккумуляции.

Электромобиль я себе пока не купил. Увы, но на современном этапе развития технологий и инфраструктуры, электромобиль и даже подключаемый гибрид (PHEV) - это лишь дополнительный источник проблем за оверпрайс.

А аккумуляторы LiFePO4 (от надёжного производителя, а не Б/У и перелицованная некондиция с подделками от какой-нибудь китайской LiitoKala) мне нужны для моей туристической СЭС с автономностью хотя бы на 2 суток.
17th Guest
Новость раз:
Московским электромобилям не хватает мощности

Московскому региону требуется дополнительно 25 млн кВт*ч в сутки, чтобы перевести столичный автопарк на электромобили. Такие данные озвучил член правления, директор по энергетическим рынкам и внешним связям компании "Системный Оператор ЕЭС" Андрей Катаев на форуме "Атомэкспо" в Сочи.

"Это был бы "ужас-ужас" для энергосистемы, если б все приехали домой и в 19 часов щёлк — включили на зарядку свои электромобили", — отметил Катаев.

По его оценке, текущий пик потребления мощности в Москве составляет 17 ГВт. При переходе столицы на электротранспорт этот показатель вырастет в 1,5 раза.

По данным агентства "Автостат", на сегодняшний день в России насчитывается чуть более 39 тысяч электромобилей. Крупнейшим парком электромобилей среди всех субъектов РФ обладает Москва. В столице насчитывается 9386 таких транспортных средств. Следом идут Московская область (2938 шт.) и Краснодарский край (2528 шт.).

https://t.me/Infotek_Russia/5526
17th Guest
Новость 2
Атомэкпо 25.03.2024 09:00 - 10:45 Возобновляемая и атомная генерация: синергия достижений как лучшее решение
https://www.atomexpo2024.ru/broadcast/62
Полезно послушать.
"обычно в разговоре о ВИЭ не учитывается весь спектр необходимых затрат. Так, не учитываются затраты на накопители."
И ещё не учитываются затраты на построение соответствующих сетей доставки необходимой мощности потребителям.
Так что идея "электрохимический накопитель, который днём ездит, а ночью помогает регулировать баланс энергосистемы" вроде бы изящна, увлекательна, но неосуществима как минимум по двум причинам:
1. Отсутствуют необходимые генерирующие мощности и сети распределения. Всё это надо создавать, а это гигантские затраты как по ресурсам, так и по времени.
2. Сколько там запас хода у электромобилей? А если по-честному, как рекомендуют производители для того, чтобы аккумулятор прожил лет 5-7, потеряв "всего" 30% ёмкости? Никаких быстрых зарядок, эксплуатировать от 20 до 80% от ёмкости батареи? Сколько, сколько это в километрах? Т.е. электротранспорт должен заряжаться примерно через час-три эксплуатации? Что, в самый пик потребления днём?
Какая неожиданность!
Татарин
"Хорошая болезнь - склероз. Ничего не болит, и каждый день что-нить новенькое"(с)анекдот
"- Я не могу ходить! Они связали мне шнурки.
- Изверги! Я понесу тебя. "(с)к/ф "Горячие головы"

Эти проблемы обсуждались ещё лет 15 назад. Тогда же были предложено, что нужно делать, чтобы они не возникали.

1. Рекордная пиковая нагрузка в ЕЭС России зарегистрирована недавна и была менее 180ГВт при установленной 260ГВт. Для ночной зарядки генерация и распределение достаточны (в случае конкретно России) на следующие 30-50 лет вперёд, пока парк электромашин не достигнет 70-80% от нынешнего парка машин ДВС. Ночная зарядка повышает КИУМ всех мощностей - от генерации до распределения. Всё, что нужно - это обеспечить зарядку именно ночью, меры тривиальны - ночные тарифы(уже есть) + регуляция на зарядках.
2. Среднесуточный пробег российского авто (это включая все, в том числе такси и служебные) - менее 30км. Запас хода электричек - от 100км зимой у самых дешёвых до 200-300км у дорогих.
3. "Директор по энергетическим рынкам"(с) говорит о производстве "дополнительных кВт*ч" как будто их можно хранить. То есть, по сути полностью некомпетентен. smile.gif
17th Guest
Ох, Татарин, Татарин, Вам ли не знать, что установленная мощность - это не та, что генерирует, а общая, которая может генерировать, включая и те установки, которые находятся в горячем и холодном резерве? Включая и ВЭС без ветра, и СЭС без солнца wink.gif
Так к чему это жонглирование понятиями и подмена смысла? Вы предлагаете задействовать всю возможную установленную мощность и остаться без резерва, чтобы любой чих привёл к полному рассыпанию энергосистемы? А тогда к чему было Ваше вышестоящее сообщение?

А ведь можно копнуть ещё глубже. В РФ есть как энергоизбыточные регионы, так и энергодефицитные, например, Краснодарский край. И что жителям Краснодарского края до того, что в соседней Ростовской области генерируется много электроэнергии? Они смогут зарядить свои предполагаемые электромобили от АЭС, находящейся в 400-500 км?
И что жителям Ростова-на-Дону до того, что в 195 км от них генерируются 4 ГВт (+ куча ВЭС в Ростовской области)? Они могут подключить предполагаемый свой электромобиль у дома к избыточной установленной мощности РО? Вот и всё, "вист груша, нельзя скушать", хоть живи ты прямо под ЛЭП.
Цитата
2. Среднесуточный пробег российского авто (это включая все, в том числе такси и служебные) - менее 30км.

Эх, в гости бы Вам в Россию наведаться, вспомнить Российские просторы и реали! )) )и я совсем не о том, о чём Вы подумали;) )
Среднесуточный пробег среднестатистического россиянина от 30 км, в Москве где-то полтинник, у жителей Подмосковья 100 и выше. Ну, а у кого меньше, тем, обычно, вообще нет смысла выезжать на своём автотранспорте, быстрее доехать на общественном.
Цитата
3. "Директор по энергетическим рынкам"(с) говорит о производстве "дополнительных кВт*ч" как будто их можно хранить. То есть, по сути полностью некомпетентен. smile.gif

Тут сложно не согласиться! Хотя я эти речи про себя назвал более мягко - мечтаниями. Мечтаниями о несбыточном, например о том, что поюзанные аккумуляторы электромобилей кто-то захочет использовать в коммерческом накопителе, затратив на них дополнительные площади, инфраструктуру и рискуя непредвиденным выходом их из строя, а то и возгоранием из-за разросшихся литиевых дендритов. Жертва европейской религии скорого, в пределах десятилетия энегроперехода, не иначе. Сам же до этого говорил о недостающих генерирующих мощностях (забыв, правда, об отсутствующих распределительных).
Верую, ибо абсудрно! (с)
Superwad
Цитата(17th Guest @ 14.3.2024, 20:03) *
Я не противник электрокаров, совсем наоборот, они мне очень нравятся и я считаю, что электропривод для автомобиля намного лучше и эффективнее ДВС. Я противник современной мировой псевдоэкологической истерии вокруг зелёной повесточки и частично силового, частично банальным обманом навязывания электротранспорта, когда для "электроперехода" ничего в мире не готово: нет необходимых генерирующих мощностей; нет необходимой сети распределения; нет емких, компактных (и крайне желательно безопасных!) систем аккумуляции.

Электромобиль я себе пока не купил. Увы, но на современном этапе развития технологий и инфраструктуры, электромобиль и даже подключаемый гибрид (PHEV) - это лишь дополнительный источник проблем за оверпрайс.

А аккумуляторы LiFePO4 (от надёжного производителя, а не Б/У и перелицованная некондиция с подделками от какой-нибудь китайской LiitoKala) мне нужны для моей туристической СЭС с автономностью хотя бы на 2 суток.

Начнём с простейшего. КПД системы (в данном случае автомобиля от колонки до колеса). И тут получаем чудеса. КПД дизеля около 52 %, электромобиля - 54 % (и это при +20 градусов Цельсия - это принципиально!!!). Смысл в электромобилях??? На трассе показатели ещё хуже, зимой вообще плачевно, так как это чудо крайне неоптимизировано так как нужно держать цену...
Superwad
Цитата(Татарин @ 26.3.2024, 15:18) *
"Хорошая болезнь - склероз. Ничего не болит, и каждый день что-нить новенькое"(с)анекдот
"- Я не могу ходить! Они связали мне шнурки.
- Изверги! Я понесу тебя. "(с)к/ф "Горячие головы"

Эти проблемы обсуждались ещё лет 15 назад. Тогда же были предложено, что нужно делать, чтобы они не возникали.

1. Рекордная пиковая нагрузка в ЕЭС России зарегистрирована недавна и была менее 180ГВт при установленной 260ГВт. Для ночной зарядки генерация и распределение достаточны (в случае конкретно России) на следующие 30-50 лет вперёд, пока парк электромашин не достигнет 70-80% от нынешнего парка машин ДВС. Ночная зарядка повышает КИУМ всех мощностей - от генерации до распределения. Всё, что нужно - это обеспечить зарядку именно ночью, меры тривиальны - ночные тарифы(уже есть) + регуляция на зарядках.
2. Среднесуточный пробег российского авто (это включая все, в том числе такси и служебные) - менее 30км. Запас хода электричек - от 100км зимой у самых дешёвых до 200-300км у дорогих.
3. "Директор по энергетическим рынкам"(с) говорит о производстве "дополнительных кВт*ч" как будто их можно хранить. То есть, по сути полностью некомпетентен. smile.gif

Большая часть России находится в холодном климате. Поэтому есть огромный нюанс - при минусовой температуре нужно постоянно греть батарею. До -10 ТН (а это от 1,5 до 3 кВт), а ниже - ТЭН (а это уже 5 кВт). Т.е. по приезду нужно компенсировать потери на отопление только батареи (про салон молчу). А это значит, что нужно сразу ставить на зарядку чисто только для поддержания температурного режима. А жарким летом нужно охлаждать батарею, поэтому тоже надо ставить на зарядку, ибо кушает эта система термостатирования батареи автоматически чтобы не было беды. И, это мы ещё не начали говорить про волшебный коэффициент 1,4-1,46 - это сразу надо умножать, чтобы получить потребляемую мощность зарядными станциями при зарядке электрогаджетов (ибо электро - это не автомобиль, это гаджет, особенно китайские)...
Как по мне, так более жизнеспособная концепция гибридного автомобиля с 100 л.с. сильным 48 В дополнительным мотор-генератором и небольшой батареей (в идеале натриевой), с ёмкостью 20-30 кВт*ч. По пробкам ездить, на трассе кикдаун сделать при обгонах, а ночью для работы кондиционера на парковках и обогрева зимой на тех же парковках... Электрогаджет в чистом виде вещь крайне опасная и не практичная на самом деле...
Средний расход чистого электрогаджета составляет от 20 до 30 кВт*ч на 100 км при н.у. (нормальных условиях). В остальном расход увеличивается не нормировано, как расход у джипа на бездорожье...
eninav
Цитата(Татарин @ 26.3.2024, 15:18) *
1. Рекордная пиковая нагрузка в ЕЭС России зарегистрирована недавна и была менее 180ГВт при установленной 260ГВт. Для ночной зарядки генерация и распределение достаточны (в случае конкретно России) на следующие 30-50 лет вперёд, пока парк электромашин не достигнет 70-80% от нынешнего парка машин ДВС. Ночная зарядка повышает КИУМ всех мощностей - от генерации до распределения. Всё, что нужно - это обеспечить зарядку именно ночью, меры тривиальны - ночные тарифы(уже есть) + регуляция на зарядках.
2. Среднесуточный пробег российского авто (это включая все, в том числе такси и служебные) - менее 30км. Запас хода электричек - от 100км зимой у самых дешёвых до 200-300км у дорогих.
3. "Директор по энергетическим рынкам"(с) говорит о производстве "дополнительных кВт*ч" как будто их можно хранить. То есть, по сути полностью некомпетентен. smile.gif

1. Установленная мощность 260 ГВт - это не значит, что эти 260 ГВт реально получить. Какая-то часть электростанций всегда в ремонте, ППР и т.д.
И ночная зарядка не обязательно повысит КИУМ. Например, маневрирование осуществляется в значительной степени ГЭС. Если сделать для ГЭС равномерную нагрузку, выработка не вырастет никак - воды больше не станет. Просто поток воды через турбины станет более равномерным.
Ночной тариф проблему решает, но только отчасти. Вот ситуация - ночные тарифы начинаются в 23.00, люди ждут до 23.00, и все одновременно подключаются. (А они подключатся одновременно, никто не будет ждать минимальную нагрузку в сети до 2-3 часов ночи). Т.е. к утреннему и вечернему пику прибавится еще и ночной.
2. Надо считать не среднесуточный пробег, а максимальный. Конечно, если ездить только по городу, то скорее всего пробега электромобиля хватит (и то, не считая такси и прочих развозок). Но люди обычно хоть иногда ездят куда-нибудь далеко. На автомобиле можно без особых проблем проехать за день 1000 км. Для электромобиля это как минимум 3 зарядки по полчаса каждая. Да еще и не факт что заправка в пути попадется. Это примерно как с метаном: в теории в 2-3 раза дешевле бензина, а на практике никто не ставит, т.к. заправку днем с огнем не найдешь. Но автомобиль на метане хотя бы можно заправлять бензином, а электромобиль без зарядки превращается в тыкву. В общем, на сегодня это вещь сугубо для города и ближайших пригородов.

з.ы. принципиально ничего не имею против электротранспорта, но в настоящее время не вижу в нем смысла. Т.к. это большая куча геморроя за большие деньги.
ndp
Цитата(eninav @ 29.3.2024, 1:12) *
1. ... ночные тарифы начинаются в 23.00, люди ждут до 23.00, и все одновременно подключаются. (А они подключатся одновременно, никто не будет ждать минимальную нагрузку в сети до 2-3 часов ночи). Т.е. к утреннему и вечернему пику прибавится еще и ночной.

В 2017 в Астане была выставка ЭКСПО, тема - "Энергия будущего". Там был в том числе и стенд Германии, самый толковый из всех.
Я был на этой выставке, интересовался (живу я тут).
Так вот - Германии, например, эта проблема четко известна, и они разрабатывают глобальную (в масштабах страны) сеть уличных зарядных станций, расположенных в местах дневной и ночной парковки автомобилей, с центрально-управляемым графиком включения этих зарядок.
То есть там у них идея такая: паркуешься - воткнулся в зарядку и ушел по своим делам, а зарядка интерактивная, взаимодействующая с автомобилем и централизованной системой управления зарядками, которая в свою очередь интегрирована с энергосистемой, и в зависимости от характера пробега авто (средний дневной, с учетом дня недели), степени заряженности батареи, ожидаемой продолжительности нахождения авто на стоянке, предполагаемой длительности следующей поездки и текущей нагрузки на энергосистему - твое авто зарядят, выбрав нужный момент времени. То есть не так что "воткнулся и сразу начала заряжаться батарея" - нет, заряд пойдет по сигналу централизованной системы управления зарядными станциями.
Так что в целом это весьма решаемая проблема, нужно только коммуникационную структуру сразу продумывать, а не сначала понастроить зарядных станций, а потом думать как всем этим управлять чтобы не завалить энергосистему, чем немцы и занимаются с присущей им методичностью и въедливостью.

Цитата(eninav @ 29.3.2024, 1:12) *
В общем, на сегодня это вещь сугубо для города и ближайших пригородов.

... а по городу и ближайшим пригородам надо ездить на другом электротранспорте, общественном - метро, трамвай, электричка, как это правильно происходит в Москве и Подмосковье, а также в других миллионниках, и к этому и надо двигаться в других городах и весях.
И поэтому электромобили как личный транспорт - бред в принципе.
17th Guest
Цитата(ndp @ 29.3.2024, 15:07) *
В 2017 в Астане была выставка ЭКСПО, тема - "Энергия будущего". Там был в том числе и стенд Германии, самый толковый из всех.
Я был на этой выставке, интересовался (живу я тут).
Так вот - Германии, например, эта проблема четко известна, и они разрабатывают глобальную (в масштабах страны) сеть уличных зарядных станций, расположенных в местах дневной и ночной парковки автомобилей, с центрально-управляемым графиком включения этих зарядок.

с канала "Сырьевая игла"
«Экономика Германии стала худшей из-за высоких цен на газ и электричество»

Пять ведущих экономических исследовательских институтов Германии ожидают, что в 2024 году рост экономики страны составит всего 0,1%, поскольку экспорт упадёт, а внутренний спрос не будет расти, пишет The Financial Times.

Полгода назад эксперты прогнозировали рост 1,3%. Они предупреждают, что внутренний спрос вырос меньше, чем ожидалось, а потеря конкурентоспособности энергоёмких товаров в результате высоких цен на газ и электроэнергию ударила по экспорту.

Экономика Германии сократилась на 0,3% как в четвёртом квартале, так и за весь 2023 год, что сделало её худшей из крупнейших экономик мира в прошлом году. Крупный производственный сектор страны пострадал от роста цен на энергоносители и снижения мирового спроса на машины и оборудование, которые являются традиционно сильной стороной Германии, в то время как потребители сократили расходы из-за роста цен и стоимости кредитов.

https://t.me/needleraw/11821

То есть Германия как бы и пример, но пример того, как поступать не нужно wink.gif
"Озеленение" страны явно не пошло ей на пользу. А дальше будет ещё "веселее".

P.S. 0,1% - это ещё самый оптимистичный прогноз, который выдали только чтобы не показать ожидающуюся в 2024 рецессию (причины которой пришлось бы так же озвучивать), ибо откуда возьмётся рост экономики, если ТЭК скукоживается, энергетика скукоживается, промышленность сворачивается, закрывается и убегает за границу т.к. функционировать дальше в Германии стало нерентабельно.
ndp
Цитата(17th Guest @ 29.3.2024, 23:59) *
«Экономика Германии стала худшей...»

... рост экономики ....

Не ростом экономики единым жива страна.
Мне вообще непонятно почему экономические показатели обязаны всенепременно непрерывно расти, если считывать их по показометрам во всяких попугаях?
Вот человек... Рождается, растет, и ... та-дам! вырастает, повзрослев, сформировавшись...
Ииии? Ай-яй-яй, да? Непорядочек? Надо продолжать расти? Дык ожирение будет...

Да и при чем тут рост экономики к теме технологий электротранспорта?

ПС. Да, Германия сидела на сырьевой игле российского газа.
Но как-то же ее экономика существовала до него?
И не может же она вечно сидеть на этой игле, ведь все в этом мире когда-то, но заканчивается...
Раньше слезли с иглы - раньше перестроят свою экономику... (и опять окажутся впереди других, тех, которые судорожно цеплялись за существующее положение вещей)
17th Guest
Цитата
Вот человек... Рождается, растет, и ... та-дам! вырастает, повзрослев, сформировавшись...
Ииии? Ай-яй-яй, да? Непорядочек? Надо продолжать расти? Дык ожирение будет...

Вот так же и с экономикой, когда она перестаёт расти: начинается стогнация, гиперинфляция, смерть и распад страны.
Цитата
Да и при чем тут рост экономики к теме технологий электротранспорта?

Сколько энергопереходов ты совершишь, сколько автомобилей на более дорогие электромобили ты поменяешь, если у тебя нет денег на масло к бутерброду и на отопление с коммунальными услугами? Где и как ты заработаешь эти деньги, если производства закрываются и убегают из страны, в частности из-за того, что из-за энергополуперехода в пропасть страна осталась без ТЭК, доступных энергоресурсов и с расшатанной дорогой "зелёной" энергосистемой, нуждающейся во внешнем балансировании и внешней базовой генерации?

Цитата
ПС. Да, Германия сидела на сырьевой игле российского газа.
Но как-то же ее экономика существовала до него?

Ответ в вышестоящем предложении: сидела на сырьевой игле российского газа и нефти.
Цитата
И не может же она вечно сидеть на этой игле, ведь все в этом мире когда-то, но заканчивается...

Ну, вот Германия слезла и... закончилась.
Теперь там не замене автомобили на электромобили будут думать, а пыхать (легалайз с 01.04.2024) и смеяться.
Ирина Дорохова
Цитата
Да, Германия сидела на сырьевой игле российского газа.
Но как-то же ее экономика существовала до него?

У Германии есть свой уголь и все. С тех пор, как появились ДВС, обеспечивать транспорт топливом означало сесть на чью-то иглу. Она причиняла больше или меньше страданий (чаще больше). Но развитие экономики на угле (даже за вычетом транспорта) означает проблемы с экологией и здоровьем людей. Поэтому поменяли на нефть, потом на газ. ВИЭ и электромобили - попытка слезть с энергоиглы, об этом здесь уже говорилось. Но сколько-то времени не было подходящих технологий . А потом стали вылезать разные проблемы. Поэтому пока слезть не очень получается. Вы же знаете, да, что, вместо российской газовой иглы Германия просто пересела на американскую? Это даже где-то не у нас звучало вслух. Но если бы не было вообще ничего, степень зависимости от внешних поставок углеводородов точно была бы выше.
Поэтому Германия не смирилась со своим положением на игле. Она, конечно, отказалась от атома, но сделала заявку на развитие термояда (ой). А еще они всеми силами пытаются экономить. Отсюда все умные системы для наиболее выгодного использования дефицитного ресурса.
Superwad
Цитата(ndp @ 29.3.2024, 15:07) *
В 2017 в Астане была выставка ЭКСПО, тема - "Энергия будущего". Там был в том числе и стенд Германии, самый толковый из всех.
Я был на этой выставке, интересовался (живу я тут).
Так вот - Германии, например, эта проблема четко известна, и они разрабатывают глобальную (в масштабах страны) сеть уличных зарядных станций, расположенных в местах дневной и ночной парковки автомобилей, с центрально-управляемым графиком включения этих зарядок.
То есть там у них идея такая: паркуешься - воткнулся в зарядку и ушел по своим делам, а зарядка интерактивная, взаимодействующая с автомобилем и централизованной системой управления зарядками, которая в свою очередь интегрирована с энергосистемой, и в зависимости от характера пробега авто (средний дневной, с учетом дня недели), степени заряженности батареи, ожидаемой продолжительности нахождения авто на стоянке, предполагаемой длительности следующей поездки и текущей нагрузки на энергосистему - твое авто зарядят, выбрав нужный момент времени. То есть не так что "воткнулся и сразу начала заряжаться батарея" - нет, заряд пойдет по сигналу централизованной системы управления зарядными станциями.
Так что в целом это весьма решаемая проблема, нужно только коммуникационную структуру сразу продумывать, а не сначала понастроить зарядных станций, а потом думать как всем этим управлять чтобы не завалить энергосистему, чем немцы и занимаются с присущей им методичностью и въедливостью.
... а по городу и ближайшим пригородам надо ездить на другом электротранспорте, общественном - метро, трамвай, электричка, как это правильно происходит в Москве и Подмосковье, а также в других миллионниках, и к этому и надо двигаться в других городах и весях.
И поэтому электромобили как личный транспорт - бред в принципе.

Ой как красиво всё написано, вот только вы внимательно читали. что я чуть выше написал про КПД электромобиля? Причём не рекламную зелёную чушь, а реальные замеры?
1. Приехать с пустой батареей, поставить на зарядку (а таких потребуется очень много, практически на каждое парко-место), количество потребляемого электричества надо смело умножать на 1,4-1,46 от потребного на 1 км пробега. А если вам надо срочно вдруг поехать, приходите к машине, а она... пустая батарея!!! А если зимой? Батарея на прогреве постоянно...
2. А кто вам сказал что электромобиль это экологично? (самое тупое что можно придумать словечко). Она даёт столько резиновой пыли при эксплуатации (и это не считая сколько нужно первичной энергии на производство самых энергоёмких материалов - меди, алюминия, редкоземов, и где брать материалы на резину (деревьями всё не засадишь, а растут они не везде)??? А резиновая пыль - прочтите сколько заболеваний они вызывают, и много тяжёлых...
ЗЫ.
Первая энергореволюция была - это были дрова и поверхностный уголь,ветер
Вторая энергореволюция была - пар и уголь, дрова.
Третья энергореволюция - это нефть
Чётвертая - природный газ
Пятая - это атом.
А шестая??? Панельки и ветряки??? Только они не являются основой энергетики, так лишь небольшой кусочек к традиционной энергетике. По прогнозу - шестая энергореволюция - это термояд.
Наша современная энергетика стоит на основе второй, третьей, четвёртой и пятой революции. Панельки и ветряки не принесли кардинального улучшения в традиционную генерацию, кроме разрушения стабильности и повышения цен на электричество.
eninav
Цитата(Superwad @ 4.4.2024, 12:31) *
Первая энергореволюция была - это были дрова и поверхностный уголь,ветер
Вторая энергореволюция была - пар и уголь, дрова.
Третья энергореволюция - это нефть
Чётвертая - природный газ
Пятая - это атом.
А шестая??? Панельки и ветряки??? Только они не являются основой энергетики, так лишь небольшой кусочек к традиционной энергетике. По прогнозу - шестая энергореволюция - это термояд.
Наша современная энергетика стоит на основе второй, третьей, четвёртой и пятой революции.


Я бы сказал так.
Первая энергореволюция - освоение огня.
Вторая - приручение тягловых и ездовых животных.
Третья - ветер и вода (парус, мельницы).
Четвертая - паровые машины, и позже ДВС.
Пятая - электричество.

Атом я бы революцией не назвал, принципиально он ничего не изменил. Для обывателя, включающего лампочку, глубоко фиолетово, откуда взялось электричество - от АЭС, угля, газа - да хоть из торфа или сжигания мусора.
Вот ЗЯТЦ/термояд революцией назвать пожалуй можно, т.к. она на порядки увеличивает топливную базу. Но этого пока нет.

Цитата
А кто вам сказал что электромобиль это экологично? (самое тупое что можно придумать словечко). Она даёт столько резиновой пыли при эксплуатации (и это не считая сколько нужно первичной энергии на производство самых энергоёмких материалов - меди, алюминия, редкоземов, и где брать материалы на резину (деревьями всё не засадишь, а растут они не везде)??? А резиновая пыль - прочтите сколько заболеваний они вызывают, и много тяжёлых...

Дело не в том что это экологично. На электромобили рано или поздно все равно придется переходить, т.к. нефть конечна, а надо еще оставить на пластики, масла/смазки и пр.
С резиной не так все драматично, пыли от электромобилей больше за счет большей массы, но это разница на десятки процентов, а не в разы. А еще электромобиль меньше изнашивает колодки, за счет рекуперации.
(А зачем деревья на резину? Натуральный каучук уже десятки лет как не актуален, а искусственный делают из газа/нефти).

Цитата
Панельки и ветряки не принесли кардинального улучшения в традиционную генерацию, кроме разрушения стабильности и повышения цен на

Тут также как с электромобилями - не в экологии дело, а в том что ископаемое топливо конечно, а в некоторых регионах оно уже исчерпано. Ветряки и панельки плохи если строить энергосистему только на них, но как дополнение - позволят сэкономить топливо, и дотянуть до внедрения ЗЯТЦ/термояда или емких накопителей.
ndp
Цитата(Superwad @ 4.4.2024, 15:31) *
Ой как красиво всё написано

Вообще-то я ответил на тему "а вот кааак приедут все, кааак включатся ОДНОВРЕМЕННО... и все лампочки погаснут, и ничего с этим типа не сделать"
и смысл моего ответа был - нет, это не так, можно кое-что сделать, и - уже делают.
Только и всего.
Без распыления на другие аспекты электромобилей.
А по поводу других аспектов могу сказать две фразы: "на безрыбье и рак - рыба" и "захочешь жить - и не так раскорячишься"...
17th Guest
Делают, делают, как не делать? Достаточно зайти на Nord Pool и посмотреть что именно делают - ушатывают напрочь энергосистему и дырявят прохудившиеся кошельки потребителей.

Сегодня у тебя на бирже была средняя цена за день €20, а завтра будет €80 за МВт. Дневные горки ещё веселее.
ndp
Цитата(17th Guest @ 8.4.2024, 0:45) *
Делают, делают, как не делать? Достаточно зайти на Nord Pool и посмотреть что именно делают - ушатывают напрочь энергосистему и дырявят прохудившиеся кошельки потребителей.

Сегодня у тебя на бирже была средняя цена за день €20, а завтра будет €80 за МВт. Дневные горки ещё веселее.

Это график вырабатываемой электроэнергии?
Или каким боком колебания цен, вызванные биржевой игрой, характеризуют неравномерность выработки/потребления?

ПС. Да, из рынка электроэнергии решили запилить новый "нефтяной рынок", в смысле добычи денег. Но какое это имеет отношение к чисто техническим нюансам?
17th Guest
"К чисто техническим нюансам" имеет отношение недостаточные мощности как генерации, так и распределения электроэнергии, ветреная капризность и дороговизна "зелёной" генерации, которые и порождают дефицит мощностей в те моменты, когда они больше всего нужны, что в свою очередь взвинчивает до небес нерентабельности владение электромобилями даже на сегодняшнем уровне в ЕС 1,2% электромобилей + 1% гибридов. При "зелёной" схеме генерации, тем более при уничтожении "традиционных" генерирующих мощностей, ты хоть какие угодно технические регуляторные плюшки прикручивай, если адекватной и стабильной базовой генерации нет, то заряжать по адекватной цене нечем.

Ну а неадекватный энергорынок ЕС, порождённый самоубийственными тремя энергопакетами, когда производителям электроэнергии запрещено владеть и распределительными мощностями, добытчикам углеводородов запрещено владеть нефте- и газопроводами, хранилищами - это лишь вишенка на тортике полного разбаланса системы в зелёном энергопереходе, ставящем телегу поперед лошади.
Стабильной базовой генерации для энергоперехода нет.
Необходимых распределительных мощностей нет.
Адекватного энергорынка нет.
Необходимых аккумулирующих мощностей и АКБ для электромобилей, считай, нет.
Даже банальных меди, никеля, кобальта, редкоземельных, алюминия, лития в нужных объёмах для энергоперехода нет. Так давайте простимулируем (не иначе стимулусами как прародители современной западной цивилизации - древние римляне стимулировали свои тягловые мощности) автоконцерны отказаться от производства ДВС, а население от покупки традиционных автомобилей, авось, оно как-то само энергоперейдёт, да рынок все проблемы сам собою порешает, мы же так красиво придумали! Ведь не было же в истории никогда прежде, чтобы вода в бассейне не появилась, поле того, как в пустой бассейн научатся нырять, тем более с трамплинов!
ndp
Цитата(17th Guest @ 8.4.2024, 15:07) *
дефицит мощностей в те моменты, когда они больше всего нужны

Ну так вот как раз и надо управляемо сдвигать вот эти самые "моменты, когда они больше всего нужны" ко времени, когда есть избыток генерации.
Чем немцы, собственно, и озаботились.
Что же тут не так-то?
17th Guest
Цитата(ndp @ 8.4.2024, 12:43) *
Ну так вот как раз и надо управляемо сдвигать вот эти самые "моменты, когда они больше всего нужны" ко времени, когда есть избыток генерации.
Чем немцы, собственно, и озаботились.
Что же тут не так-то?

Рецессия, инфляция, падение уровня жизни, нестабильная энергосистема, грозящая развалом и нуждающаяся во внешнем балансировании, избыток энергии, когда и где она не нужна, нехватка, когда и где нужна, отсутствие ресурсов, технологий и банальных денежных средств для энергоперехода, цены на энергию и энергоносители, бегство бизнеса и производств из страны, вкладывание средств в то, что усугубляет ситуацию, законодательное закрытие того, что смогло бы смягчить или остановить кризис.
А в остальном, прекрасная маркиза, всё хорошо, всё хо ро шо. rolleyes.gif
17th Guest
Как выглядит энергопереход курильщика, да мы наглядно видим на примере ЕС. Сейчас случайно наткнулся на пример энергоперехода здорового человека (по крайней мере так выглядит в первом приближении) - Китая, который обладает растущей экономикой, большинством видов необходимых ресурсов, технологиями и производствами, наращивает все виды генерации, особенно базовую и уже планирует регуляторные механизмы для балансировки потребления на фоне растущего количества электротранспорта
Приехали: заряжать в соответствии с Госпланом
Китай устанавливает правила взаимодействия электромобилей и электрических сетей

https://aftershock.news/?q=node/1336158

В дополнение к статье на АШ
Госсовет Китая одобрил $16,8-миллиардное строительство шести новых энергоблоков на АЭС "Ниндэ", "Шидаовань" и "Сюйдапу"
https://www.atomic-energy.ru/news/2023/08/03/137717
Таким образом, по данным PRIS в Китае на стадии строительства находятся 23 атомных энергоблока, из них:
• с реакторами HPR-1000 - 11 блоков;
• с реакторами CAP-1000 - 5 блоков;
• с реакторами ВВЭР-1200 - 4 блока;
• с реакторами CFR-600 - 2 блока;
• с реакторами ACP-100 - 1 блок.
http://www.atominfo.ru/newsz07/a0091.htm

Т.е. сначала построить бассейны, заполнить водой, разработать правила и очередность купания, постепенно увеличивая количество купальщиков, а не как в ЕС стимулусами загонять нырять в недостроенные бассейны с торчащими арматуринами на дне ожиревших, слабых и больных лихорадкой.
ndp
Цитата(17th Guest @ 9.4.2024, 2:49) *
Сейчас случайно наткнулся на пример энергоперехода здорового человека (по крайней мере так выглядит в первом приближении) - Китая
....
Приехали: заряжать в соответствии с Госпланом
Китай устанавливает правила взаимодействия электромобилей и электрических сетей

https://aftershock.news/?q=node/1336158

Ну это Китай...
Там партия прикажет - и каждый китаец будет работать "контроллером заряда электрички", вставая по будильнику для того, чтобы воткнуть в розетку и выткнуть из нее в назначенную секунду.
Но так-то они много чего по команде творили в истории, и не всегда сие успешно заканчивалось.
Например борьба с воробьями, которых они таки победили (правда потом саранча им весь урожай почикала)...
Так что еще неизвестно чем закончится эта их попытка заставить через ценовую политику заряжаться в "правильные" периоды суток... а то может графиком цен на э/э на европейском рынке, похожим на приведенный вами выше)
Superwad
Цитата(eninav @ 4.4.2024, 21:44) *
Я бы сказал так.
Первая энергореволюция - освоение огня.
Вторая - приручение тягловых и ездовых животных.
Третья - ветер и вода (парус, мельницы).
Четвертая - паровые машины, и позже ДВС.
Пятая - электричество.

Атом я бы революцией не назвал, принципиально он ничего не изменил. Для обывателя, включающего лампочку, глубоко фиолетово, откуда взялось электричество - от АЭС, угля, газа - да хоть из торфа или сжигания мусора.
Вот ЗЯТЦ/термояд революцией назвать пожалуй можно, т.к. она на порядки увеличивает топливную базу. Но этого пока нет.
Дело не в том что это экологично. На электромобили рано или поздно все равно придется переходить, т.к. нефть конечна, а надо еще оставить на пластики, масла/смазки и пр.
С резиной не так все драматично, пыли от электромобилей больше за счет большей массы, но это разница на десятки процентов, а не в разы. А еще электромобиль меньше изнашивает колодки, за счет рекуперации.
(А зачем деревья на резину? Натуральный каучук уже десятки лет как не актуален, а искусственный делают из газа/нефти).
Тут также как с электромобилями - не в экологии дело, а в том что ископаемое топливо конечно, а в некоторых регионах оно уже исчерпано. Ветряки и панельки плохи если строить энергосистему только на них, но как дополнение - позволят сэкономить топливо, и дотянуть до внедрения ЗЯТЦ/термояда или емких накопителей.

1. Термояд и ядерная энергия между собой принципиально не отличаются по способу конечного преобразования энергии. Вот если бы прямое преобразование тепловой в электрическую без промежуточного теплоносителя и турбины, это была бы революция. А пока эволюция...
2. Насчёт выхлопа резины - если быть точнее, в 1.86 раза или на 186 % больше выброса. В электромобиле используются самые энергоёмкие материалы медь, алюминий, редкоземы в очень больших количествах...
3. Ну я тут решил побаловаться и подсчитать, сколько мне прибыли принесут солнечные панельки в Минске за время эксплуатации. Зашел на местный сайт продавцов готовых решений, забил в их калькулятор малую СЭС себе на частный дом, и... Короче, за 30 лет не окупиться, останусь в минусе. Сейчас многие на условном Западе производители электричества СЭС и ВЭС дышат на ладан, в смысле либо банкроты, либо перед этим. И, это при том, что для них сделаны тепличные условия за счёт традиционной генерации...
Superwad
Цитата(ndp @ 8.4.2024, 12:43) *
Ну так вот как раз и надо управляемо сдвигать вот эти самые "моменты, когда они больше всего нужны" ко времени, когда есть избыток генерации.
Чем немцы, собственно, и озаботились.
Что же тут не так-то?

Не так то, что ведро электронов в бак не зальешь, в банке не законсервируешь. В нужное время не плеснешь в бак из бочки.
Вот потому немцы и озадачились e-fuel. Потому и нет запрета после 2035 года выпускать авто с ДВС на e-fuel. Вот куда надо двигаться. Но это дорого и больно, но перспективно относительно... Кстати, в Европе спрос на электромобили резко умер, после того как отменили искусственное дыхание господдержку, что говорит про то, что оно вышло мертворожденным, а вот гибриды рванули вверх во всём мире. Кстати, в России тоже обратили на данную тенденцию внимание...
Superwad
Цитата(ndp @ 9.4.2024, 8:35) *
Ну это Китай...
Там партия прикажет - и каждый китаец будет работать "контроллером заряда электрички", вставая по будильнику для того, чтобы воткнуть в розетку и выткнуть из нее в назначенную секунду.
Но так-то они много чего по команде творили в истории, и не всегда сие успешно заканчивалось.
Например борьба с воробьями, которых они таки победили (правда потом саранча им весь урожай почикала)...
Так что еще неизвестно чем закончится эта их попытка заставить через ценовую политику заряжаться в "правильные" периоды суток... а то может графиком цен на э/э на европейском рынке, похожим на приведенный вами выше)

Китайцы только только отошли от энергетического кризиса. Было время, когда заводы работали по жёсткому графику, по неделю в месяц... И, даже там, очень большие проблемы с распределительной и зарядной инфраструктурой. Кстати, не смотря на большие успехи, не очень китайцы любят электромобили. Разве что в больших городах, где есть много зарядок...
Ирина Дорохова
Про потенциальный энергодефицит из-за электромобилей задала вопросы знающим людям. Получилось вот так.
Superwad
Цитата(Ирина Дорохова @ 29.5.2024, 13:34) *
Про потенциальный энергодефицит из-за электромобилей задала вопросы знающим людям. Получилось вот так.

вывод простой - чисто нишевой на сегодня сегмент транспорта. Не более того. Смотрел за этот год одного видеоблогера, который купил себе китайский подключаемый гибрид. Так вот он привёл реальную цифру заправки/зарядки своего авто. Всё не так радужно получилось в итоге. Дешевле всего ночная зарядка дома на на льготном тарифе. Потом бензин, а вот зарядка на станциях очень даже себе дорого. Так вот он сказал, что знает человека, который ездит на подключаемом гибриде исключительно на бензине.
Кстати, цены он приводил для Москвы и Подмосковья...
17th Guest
В исследовании (https://executivedigest.sapo.pt/wp-content/uploads/2024/06/Mobility-Consumer-Pulse-2024_Overview.pdf) McKinsey & Co. Mobility Consumer Pulse, опубликованном в этом месяце, говорится, что 46% владельцев электромобилей в США заявили*, что "с большой долей вероятности" их следующий автомобиль будет с ДВС.
Прям аж плакать хочется... А такие перспективы были!
17th Guest
Ну что, на фоне ситуации с электроэнергией, её генерацией и сетями распределения на юге страны в самое время вернуться к теме актуальности и необходимости скорейшего перехода на электромобили.
Цитата
Абсолютный исторический максимум потребления мощности в ОЭС Юга зафиксирован за последние дни уже два раза. Сначала 16 июля, а затем 17 июля в 12:00 МСК. Он составил 21 126 МВт, что на 176 МВт больше предыдущего исторического максимума потребления, достигнутого 13 января 2024 года.

Также 17 июля в ЕЭС России установлен новый максимум потребления мощности в ПЭВТ (период экстремально высоких температур) – в 14:00 МСК потребление достигло 137 730 МВт, что на 3 631 выше прошлого летнего максимума, который ЕЭС России прошла в августе прошлого года.
https://t.me/so_ups_official/2411

(спасибо AtomInfo за наводку)

Генерация в России растёт, но её явно не достаточно даже для перекрытия сезонных пиков потребления, необходимо строительство большого количества АЭС по всей стране, особенно на энергодифицитном юге, необходимы новые ЛЭП, не говоря уже о модернизации и существенном расширении городских распределительных сетей. Куда при таких реалиях ещё и на электромобили переходить?

А чем может похвастаться Европа? Тем, что АЭС закрывают, новых не строят и тепловую генерацию выпиливают, да тем, что сделали энергорынок крайне нестабильным и волатильным? Тем, что против России ведут экономическую войну, сделав свой энергорынок крайне неустойчивым, а благодаря преференциям и упору на ВЭС, ещё и ветреным?

- Пата, а это правда, что в ЕС к 2035 году откажутся от машин с ДВС?
- Нет, сынок, это фантастика.
armadillo
и снова ни слова о ГАЭС?
17th Guest
Цитата(armadillo @ 18.7.2024, 23:25) *
и снова ни слова о ГАЭС?

А где их строить? Каковы капиталовложения? Какой КПД и окупаемость?
То, что можно запасти большие объёмы энергии - это, конечно, +, но слишком много минусов при этом. ИМХО, на современном уровне технологий лучше строить аккумуляторные+СЭС, как раз дневной пик перекрывают.
Но аккумуляторные+СЭС/ВЭС, ГАЭС - это не базовая генерация, а балансирующая (хотя на современном этапе зелёные стараются запрячь телегу в коня), современная же цивилизация упёрлась в недостаточность базовой генерации и сетей распределения.
armadillo
те у нас нет пиков разгрузки потребления и базовые могут честно кочегарить на 100% 24*7, маневры можно выкидывать в мусор?
17th Guest
Цитата(armadillo @ 20.7.2024, 0:44) *
те у нас нет пиков разгрузки потребления и базовые могут честно кочегарить на 100% 24*7, маневры можно выкидывать в мусор?

У нас есть суточные и сезонные пики потребления, но у нас почти нет площадей под затопление для строительства ГАЭС, к тому же у них КПД всего 10%. А кроме всего прочего, у нас недостаточность базовой генерации тормозит развитие страны. Как пример, новость от СИСОП ЕЭС
Цитата
В Северо-Кавказском Федеральном округе в осенне-зимний период 2024/2025 потребление электроэнергии может вырасти на 3,5%

Такой прогноз Системного оператора по сравнению с показателем прошлого ОЗП представил глава компании Фёдор Опадчий на заседании Правительственной комиссии по обеспечению безопасности электроснабжения (Федерального штаба) по подготовке к прохождению отопительного сезона в СКФО.

В I полугодии 2024 г. в СКФО – рост потребления электроэнергии предприятиями добывающей промышленности, а также мелкомоторной нагрузки, включая население.

По итогам полугодия лидером роста потребления стала энергосистема Республики Ингушетия с увеличением по сравнению с аналогичным периодом 2023 года на 40,1%, благодаря вводу в 2023 новых производств.

Отдельной темой доклада стало обеспечение надежной работы энергосистемы Дагестана, где прошлой зимой из-за перегрузки трансформаторного оборудования неоднократно вводились ограничения электроснабжения. Над исправлением ситуации СО ЕЭС работает совместно с ПАО «Россети».

В соответствии с СиПР ЭЭС 2024–2029 определена необходимость реконструкции одной воздушной линии 35 кВ и четырех ВЛ 110 кВ, строительства двух новых центров питания 110 кВ подстанций 110 кВ ГПП-2 и Новая-2, а также реконструкции 37-ми подстанций 110–330 кВ с увеличением трансформаторной мощности подстанций 110 кВ,
– сообщил глава Системного оператора.
https://t.me/so_ups_official/2430

В СКФО околокритическая недостаточность базовой генерации, даже реоснащение старых ТЕС/ТЭЦ, ГЭС, строительство ветропарков и СЭС, строительство новых газотурбинных ТЭС (кстати, великолепно подходящих для маневрирования и сглаживания даже суточных пиков потребления) не спасает ситуацию. Ростовской АЭС, которая по проектам должна была заткнуть энергетическую дыру в СКФО, в новых реалиях просто недостаточно. Даже когда наступит мир на территории Б/У и будет запущена ЗАЭС, её генерацию спокойно освоят "новые регионы", никакого избытка в энергосистему Юга она не добавит.
armadillo
Цитата(17th Guest @ 22.7.2024, 1:00) *
но у нас почти нет площадей под затопление для строительства ГАЭС, к тому же у них КПД всего 10%.

это лютая дичь. дальше смысла не вижу
Русская версия IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.