В предыдущем сообщении была указана компания CB&I (Chicago Bridge & Iron), в настоящее время поставляет внутреннюю металлическую ГО для АР-1000, и ряд других структурных элементов. А начинали они, если правильно помню, с поставок водонапорных башен (естественно, участвовали в строительстве моста).
В последнем официальном
пресс-релизе, от 26.11.2013 года говорится о намерении продвигать свою продукцию (АР-1000) в Бразилии. В принципе, ничего нового там нет, однако примечательно несколько моментов.
1. Традиционно, информации о посетившем Бразилию для участия в разных мероприятиях Jeff Benjamin, по должности "senior vice president of Westinghouse Nuclear Power Plants (NPP) product line" на сайте Веста нет.
2. Что имеется ввиду под fleet, не совсем понятно:
QUOTE
"Westinghouse, together with its majority owner Toshiba, is proud to be a long-time partner in Brazil’s nuclear energy program through our work with Indústrias Nucleares do Brasil (INB) on fuel and manufacturing technologies, as well as our service work with Eletronuclear’s Angra fleet for the past 15 years. ... of new Westinghouse AP1000 units, eight of which are currently being delivered to our customers in the United States and China,” Benjamin said.
Ну и 8 энергоблоков, которые
находятся в процессе строительства. Напомним, что с 1996 года по проектам Веста не было введено в строй ни одного энергоблока.
3. Кем, каким способом и кому обосновали (кроме US NRC):
QUOTE
The Westinghouse AP1000® plant’s proven passive safety features...
Тут стоит отметить один важный момент. Во многих рекламах Веста приводится 72 часа автономности. Данное утверждение верно не для всех режимов, причем согласно написанному самим Вестом. Рассмотрим режимы горячего останова или расхолаживания, согласно описанию в
EDCD 7.4 или американскому
DCD 7.4:
QUOTE
The Class 1E dc batteries that power the automatic depressurization system valves provide power for at least 24 hours. There is a timer that measures the time that ac power sources are unavailable. This timer provides for automatic actuation of the automatic depressurization system before the Class 1E dc batteries are discharged. The emergency response guidelines direct the operator to assess the need for automatic depressurization before the timer completes its count (approximately 22 hours). The operator assessment includes consideration for a visible refueling water storage tank level, full core makeup tanks, and a high and stable in-containment refueling water storage tank level. If automatic depressurization is not needed, the operator is directed to de-energize all loads on the Class 1E dc batteries. This action preserves the capability for the operator to initiate automatic depressurization at a later time.
Страница 7.4-4, 4-й абзац сверху. Вкратце, постулируется событие LOOP и работа без дизельгенераторов, поскольку подзарядка АБ не производится. Все баки ПСБ (и, видимо, арматура, привода) исправны, заполнены полностью. Итого, согласно данному абзацу - назначенный срок по питанию в такой ситуации - 24 часа. Значит ли это, что расчёты Веста не верны - сказать сложно, однако о скорости конденсации, пополнении и расходных характеристиках бака IRWST, пишут весьма уклончиво:
QUOTE
The drain down of the in-containment refueling water storage tank is relatively slow, depending on the injection rates and the reactor coolant system pressure. As the in-containment refueling water storage tank continues to inject, the containment floodup also continues and eventually the floodup volume is sufficient to initiate flow from the recirculation sump.
Полагают достаточным. Хорошо, смотрим документ
IAEA-TECDOC-1624, страница 57(66), схему FIG. V-5. Passive safety injection and sump recirculation. Видим насосы RNS. Интересно, при суммарной мощности (согласно
таблице 8.3-1, страница 8.3-30) 2-х насосов с вентиляторами охлаждения в 2х208,5 кВт = 517 кВт на сколько хватит аккумуляторов АР-1000, при суммарной запасенной энергии, рассчитанной на единовременную выдачу около 1500 кВт, и запасе на оставшиеся 24 часа такого же количества?
Справедливости ради, полный запас энергии АБ эквивалентен по мощности 3150 кВт (150 на небольшое аварийное освещение и PAMS на 72 часа), RNS при отсутствии питания от ДГ, СКУ, скорее всего отключит. Но и LOCA им не добавили, логика срабатывания ПСБ будет совсем иной.
Итак, что сильно пассивного АР-1000 имеет при работающих АДГ (из насосов):
Normal Residual Heat Removal Pump - 2х207 кВт
Start-up Feed Water Pump - 2х665 кВт
Service Water Pump - 2х350 кВт
Component Cooling Water Pump - 2х500 кВт
Spent Fuel Cooling Pump - 2х250 кВт
Make-Up Pump -2х498 кВт*
Последний пункт - насосы системы CVCS (Chemical & Volume Control System), используются в том числе и для введения раствора борной кислоты в первый контур (что-то мне это решение напоминает). Стоит отметить, что это по данным американского проекта. При лицензировании в Великобритании ряд систем получили по 3 насоса. В целом по тексту 7.4 невнятно описывается роль оперативного персонала, в одних абзацах полагается его вмешательство, в других - все решит СКУ. Но, можно делать вид, что всё работает исключительно на гравитации, испарении и конденсации.