QUOTE(AtomInfo.Ru @ 6.3.2013, 11:19)

от нас хотят только доступ к железу. И никакого иного сотрудничества.
Пусть даже и так. Доступ можно предоставить, вопрос в том: на каких условиях?
В случае Южной Кореи и других развитых стран, отработана и действует давняя международная практика твёрдых гарантий на иностранные инвестиции. Даже если эти инвестиции делаются в самой малоосязаемой форме: в форме интеллектуальной собственности, которая получает от независимых аудиторов денежную оценку в долларах и вкладывается в уставный капитал совместного акционерного общества.
В случае КНР, правительство не поддаётся внешнему управлению, а значит - "в случае чего" иностранные инвесторы не смогут защитить свои права.
QUOTE(AtomInfo.Ru @ 6.3.2013, 11:19)

http://www.atominfo.ru/newsd/fr008.htmесли принять точку зрения о том, что БН-1200 строить не следует (а такая точка зрения, как известно, отстаивается рядом специалистов), то фактически мы тем самым скажем: "Мы уходим с огромного в потенциале китайского рынка быстрых реакторов, теряем те позиции, что мы наработали во время контрактов по CEFR, и отдаём этот рынок конкурентам - хотя бы тем же французам". Конечно же, допускать этого нельзя.
Если уж мы выносим это на открытое обсуждение, нужно различать ключевые составляющие сути вопроса:
1) Следует ли строить БН-1200 и следует ли экспортировать – отдельные вопросы.
2) Если следует экспортировать, то кому и на каких условиях – отдельный вопрос.
3) Горят ли желанием конкуренты, даже французы и южные корейцы не говоря про всех остальных, создать себе стратегического конкурента.
4) На китайском рынке в среднесрочной перспективе будет спрос (будет ли предложение – другой вопрос) на 2000 ГВт быстрых реакторов, году к 2050 темп строительства может выйти на устойчивый уровень до 25 ГВт в год, таковы потребности. В существующих реалиях Китая (для объективности признаем, и России тоже) права иностранных инвесторов мало защищены (про закрытие демонстрантами японских заводов в КНР после начала споров по островам все слышали). Про состояние дел в Китае с защитой прав иностранных инвесторов на интеллектуальную собственность говорить смешно: у меня самого «айфон» китайский, купленный за 100 долларов притом что Apple продаёт лицензионные за тысячу $. Чтоб далеко не ходить за примерами, вспомним нелицензионное копирование Су-27 и С-300, с которыми КНР уже выходит на международный рынок вооружений.
Остановимся на вопросе №4. Что мы имеем:
российская наука и промышленность находятся в непростом материальном положении. И не секрет, что нуждаются в иностранной материальной помощи для начала работ по двум БН-1200 и строительству радиохимического завода ЗЯТЦ. Без иностранных денег принять-то решение о начале строительства можно, только затянется оно на неопределённый срок как это произошло с БН-800. Это правда. С этих позиций, иностранное участие в быстрых реакторах, при всём патриотизме, мы должны приветствовать.
Однако если иностранное, то чьё, какой страны?
Экспорт опытных образцов в Китай реально приведёт к тому, что создатели технологии получат (сверх?)прибыль за 2 ГВт, остальные 2000 ГВт КНР сделает самостоятельно.
Сейчас нет механизма гарантий интеллектуальной собственности иностранных инвесторов в КНР: как Партия захочет, так и будет.
Вопрос сводится к следующему: стоит ли в обмен на материальную помощь, необходимую для возведения двух БН-1200, отказаться от претензий получить некую долю с перспективных 2 ТЫСЯЧ ГВт?
Просто продать опытные образцы реакторов и взять денег сколько дают?
Можно ли допустить такое урегулирование вопроса?
Лично я не готов однозначно сформулировать ответ. Однако могу отметить, что экспортируя военную авиацию в КНР, в 1990-е на всё соглашались, а затем как известно отказались от такой практики.