Помощь · Поиск · Пользователи · Календарь
Полная версия этой страницы: Отечественный морской атом
Форум AtomInfo.Ru > Атом > Российский атом
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
Nucon
QUOTE(alex_bykov @ 10.5.2014, 16:37) *
Ок. Я за, просвещайте. Лодочный/судовой реактор маленький, так что там все ксеноновые процессы мажорируются утечкой и влияния не оказывают, тут согласен. А вот по топливу...
Обогащение выше, керамика UO2, вероятно, в стальной оболочке, удельная мощность ниже в разы, но не на порядки. С точки зрения большей устойчивости оболочки к PCI согласен, хотя этому есть предел, по при 5%/с вы из керамики получите гранулят - слишком в ней велики градиенты температуры для сохранения геометрической стабильности.

В чём я не прав?


Топливо интерметалид в стальной оболочке. Перепад температур от "условного центра" до поверхности/потока, без зазора, ну скажем 50/100 градусов всего (ну к примеру 450 в "условном" центре ТВЭЛа) соответственно. Про геометрию расписывать не буду, но условный диаметр оболочки ок 7 мм. Обратите внимание на слово "условный". То есть? Никакой керамики. Да, есть хорошие перспективы для кермета, но не для морских, а скорее для маленьких реакторов плавучек. То, что тут выше раписал порезано про топливо и реакторы, полная порезано.
Еще раз скажу, "маленький" реактор, установка, сильно отличается по составу (важно), по динамике, по процессам. Конечно, если разговаривать на уровне и там и там т/д цикл одинаковый, то конечно можно даже провести параллели. Но лишь на таком уровне. Все маленькие современные легководники с подкипанием, 6-8% пара на выходе, близкие к давлению насыщения. Самая близкая схема, это КАРЕМ. Но и у него параметры не совсем те. Даже КЛТ-40 уже прошлый век. Надежная и рабочая машина, но увы, уже старая.
Все управление мощностью только питательным клапаном. Открыл, закрыл. Да есть перерегулирования. Кстати как раз доклад должен делать через месяц на эту темку.
asv363
QUOTE(Nucon @ 10.5.2014, 23:11) *
И что навозражали? НИЧЕГО... переучит человека с маленькго аппарата на большой можно, с большого на маленький, никогда. Это как летчика транспортника пересадить на истребитель...

Не пиши сюда больше. Твои резкие высказывания дискредитируют адекватных участников форума, в силу разных обстоятельств проживающих сейчас в США или Канаде.
alex_bykov
QUOTE(Nucon @ 11.5.2014, 10:45) *
Топливо интерметалид в стальной оболочке. Перепад температур от "условного центра" до поверхности/потока, без зазора, ну скажем 50/100 градусов всего (ну к примеру 450 в "условном" центре ТВЭЛа) соответственно. Про геометрию расписывать не буду, но условный диаметр оболочки ок 7 мм. Обратите внимание на слово "условный". То есть? Никакой керамики. Да, есть хорошие перспективы для кермета, но не для морских, а скорее для маленьких реакторов плавучек. То, что тут выше раписал порезано про топливо и реакторы, полная порезано.
Еще раз скажу, "маленький" реактор, установка, сильно отличается по составу (важно), по динамике, по процессам. Конечно, если разговаривать на уровне и там и там т/д цикл одинаковый, то конечно можно даже провести параллели. Но лишь на таком уровне. Все маленькие современные легководники с подкипанием, 6-8% пара на выходе, близкие к давлению насыщения. Самая близкая схема, это КАРЕМ. Но и у него параметры не совсем те. Даже КЛТ-40 уже прошлый век. Надежная и рабочая машина, но увы, уже старая.
Все управление мощностью только питательным клапаном. Открыл, закрыл. Да есть перерегулирования. Кстати как раз доклад должен делать через месяц на эту темку.

Ключевое слово выделил. Это меняет всё (появляются иные проблемы, но тех, о которых шла речь, быть не может.
Nucon, спасибо! Про интерметаллид не знал, думал, у нас его нет.
www
Надо сказать, что любой проект это своеобразный перечень положительных и отрицательных качеств. И дело не в том, какие гениальные люди в АЭПе, ОКБМ, Вестингаузе, или АЕСЛ. Любой проект есть баланс определенный качеств, и многие из которых вытекают как последствия определенных выбранных options - размеры, физика, etc.

Реакторы CANDU тоже имеют кипение ~ 4%, и требуют практически очень быстрых скоростей расхолаживания/разогрева (дабы минимизировать "выпадание" легирующих элементов по граням кристаллов циркониевых топливных каналов (Pressure Tubes).
Потому, скорости в них тоже лимитируются тепловыми возможностями турбины, а не реактора или корпуса реактора как на LWRs. Это кстати было одной из основных advantages во время blackout in North America. Многие реакторы CANDU остались работающими (Islanding mode of operation) и были способны быстро раскрутить турбогенераторы и помогли поднять электрические сети.

Следующее можно отнести к приколам... но это правдивая история.
Когда во время лицензирования ACR-700 в NRC, один из нанятых независимых консультантов узнал, что реакторы CANDU имеют отсечную задвижку между 1м контуром и Компенсатором Давления - консультат аж побледнел в лице. Когда команда AECL ему обьяснила, что их там аж две последовательно (single failure) - консультант натурально схватился за сердце laugh.gif
Просто надо понимать, что проекты они разные - маленькие/большие..., скорее много других параметров определяют plant response.
AtomInfo.Ru
От модератора.

Уважаемые участники, будем сдержаннее друг к другу.
Nucon
QUOTE(alex_bykov @ 11.5.2014, 11:13) *
Ключевое слово выделил. Это меняет всё (появляются иные проблемы, но тех, о которых шла речь, быть не может.
Nucon, спасибо! Про интерметаллид не знал, думал, у нас его нет.


Ну что вы. Он был более 30 лет назад. Более того, по моему мнению частичное "раскрытие" установок "Таймыра" и "Вайгача" сыграло на руку прогрессу в гражданской отрасли, ну пускай в части "малышей". Мне кажется, что количество/число разновидностей зон испытанных/отработавших на ледоколах едва ли не больше чем на стендах и в составе горячих сборок.
MVS
QUOTE(Nucon @ 11.5.2014, 9:45) *
Все управление мощностью только питательным клапаном. Открыл, закрыл. Да есть перерегулирования.


Сорри, а поподробнее можно? Что это значит?
Nucon
QUOTE(MVS @ 11.5.2014, 19:05) *
Сорри, а поподробнее можно? Что это значит?


Только на ТКР. Поддал ПВ, понизил температуру на входе в АЗ, поднял мощность.
Nucon
QUOTE(KTN @ 11.5.2014, 19:30) *
Не стоит обсуждать реакторы атомных подводных лодок:
на форуме присутствуют вражеские шпионы (китайские коммунисты).


Да бросьте. Давно к военной тематике отношения не имею. Но малышей "люблю" с юношеского возраста.
KTN
QUOTE(Nucon @ 12.5.2014, 4:52) *
Да бросьте. Я в США живу и в Американском Курчатнике работаю.


В настоящее время они и от США, и от России отстают по качественному уровню лет на сорок. Похоже, на их лодках ВВЭРы самого первого поколения: шумные, с топливом UO2 малого обогащения, требующие частых перегрузок. Не в наших интересах менять эту ситуацию. Вспомните японскую империю: они технологиями (особенно военными) принципиально с заграницей не делились. КНР так же к нам относится. После нелегального копирования С-300, Су-27, бронетехники, у многих в России отношение к ним поменялось.


www
Эх..., раз пошла такая пьянка - режь последний огурец biggrin.gif

"In 2004, credible Russian sources warned the EMP Commission that design information and "brain drain" from Russia had transferred to North Korea the capability to build a Super-EMP nuclear weapon "within a few years." In 2006 and again in 2008, North Korea tested a nuclear device of very low yield, 1-3 kilotons, and declared these tests successful".

Читается взахлеб, датирована 8 Мая ohmy.gif

Какие тут Китайские коммунисты, "доверенный источник из России сообщает в Homeland Security USA", no comment sad.gif
Nucon
QUOTE(KTN @ 11.5.2014, 20:01) *
В настоящее время они и от США, и от России отстают по качественному уровню лет на сорок. Похоже, на их лодках ВВЭРы самого первого поколения: шумные, с топливом UO2 малого обогащения, требующие частых перегрузок. Не в наших интересах менять эту ситуацию. Вспомните японскую империю: они технологиями (особенно военными) принципиально с заграницей не делились. КНР так же к нам относится. После нелегального копирования С-300, Су-27, бронетехники, у многих в России отношение к ним поменялось.


Читал очень хвалебную статью про них. Кто знает. Я не думаю, что они сегодня рядом с США и Россией. Но в первой 5-ке наверное, хотя... не знаю. Индия опять же, Франция конечно. ВБ в расчет не берем.
MVS
По этой новости: http://atominfo.ru/newsj/q0560.htm

Я отслеживал: http://dmitry-v-ch-l.livejournal.com
http://www.sailwx.info/shiptrack/shipposit...phtml?call=UGYU

Ледокол два с половиной месяца ошивался около Северной Земли, и только в последние две недели в районе Новосибирских островов. Что-то непохоже на проводку, по крайней мере большую часть времени.
MVS
Да, и в тв-сюжетах пару-тройку недель назад по поводу исследований на заявку, он мелькал.
VBVB
О том как коррозия корпуса снижает характеристики отечественных атомных ледоколов. Познавательно.
http://www.proatom.ru/modules.php?name=New...le&sid=5536
QUOTE
Cравнительные натурные испытания показали, что ледопроходимость ледокола «Арктика» через 8 лет эксплуатации снизилась почти на 27%, что соответствует потере около 50% мощности ЯЭУ.
Иными словами, по сравнению с новым (гладким) корпусом расход ядерного топлива у ледокола с шероховатым корпусом увеличился в 2 раза.

Через 8-10 лет после начала эксплуатации в Арктике частота пребывания таких ледоколов в условиях облипания достигает 25% от общего ходового времени во льдах за зимнюю навигацию. Потери средних скоростей при этом составляют около 50%.

Ухудшающаяся ледовая ходкость вызывает необходимость работы на повышенных мощностях даже в относительно легких ледовых условиях, что влечет к хроническому перерасходу топлива.

В результате быстрого истирания лакокрасочных покрытий наружная обшивка находится в постоянном контакте с коррозионно активной средой и подвергается интенсивной коррозии, приводя к значительному снижению эффективности работы во льдах.
Так ледопроходимость ледокола «Арктика» за 8 лет эксплуатации снизилась на 27%. Это соответствует потере около 50 % мощности ЯЭУ и по сравнению с гладким корпусом увеличивает расход топлива более чем в 2 раза.

Десятки килограмм дорогущего высокообогащенного ледокольного ядерного топлива раходуются впутую из-за пренебрежения относительно небольшими вложениями (всего около 0,3% от полной стоимости атомного ледокола) в нержавеющий пояс и хорошую электрохимическую защиту корпуса.
Охренеть просто, через 8 лет эксплуатации из-за язвенной коррозии корпуса ледокола требуется двойной расход ядерного топлива на выполнение обычных операций ледовой проводки...
Дед Мороз
Ну, 0,3% от полной стоимости атомного ледокола - это тоже не кот наплакал, а несколько миллионов долларов.
VBVB
QUOTE(Дед Мороз @ 15.2.2015, 21:49) *
Ну, 0,3% от полной стоимости атомного ледокола - это тоже не кот наплакал, а несколько миллионов долларов.

Там в статье есть оценки удорожания стоимости постройки нового атомного ледокола типа ЛК-60Я с ЯЭУ мощностью 60 МВт на валах с плакированной сталью для корпуса и системой ЭХЗ.
QUOTE
Удорожание поставки 800 т плакированной стали составит ориентировочно 50 млн. руб. Примерно столько же составит стоимость поставки оборудования системы катодной защиты (ледостойкие аноды и электроды сравнения, источники питания). В итоге, при уже выделенном финансировании на строительство ледокола в объеме 37 млрд. рублей реализация предлагаемых мероприятий составит всего около 0,3% от его стоимости.

Т.е. удорожание проекта за счет применения нижнего пояса корпуса ледокола из нержавеющей стали и платино-ниобиевых анодных электродов с источниками питания - около 100 млн. руб. Так что не сильно много по нынешним ценам.

А вот какие затраты на избыточное ядерное топливо из-за коррозионных ухудшения ходовых характеристик атомного ледокола на протяжении его срока службы до очередных ремонтных работ не написано.
Но в принципе посчитать ориентировочно стоимость избытка ядерного топлива наверно можно попытаться.
VBVB
Точных данных по характеристикам ЯППУ РИТМ-200 нигде в открытом доступе нет, однако перерасход топлива оценить можно если на имеющуюся информацию о предыдущих проектов ледокольных ЯППУ опираться.

Если взять из статьи данные о влияние срока службы л/к типа «Капитан Сорокин» на характеристики ледопроходимости и применить их к большому атомному ледоколу, то тогда получается интересная картина.

За 10 лет эксплуатации атомного ледокола типа типа ЛК-60Я с корпусом из корродирующей высокопрочной стали ухудшение характеристик корпуса приведет к избыточным затратам ядерного топлива по урану-235 в эквиваленте 2,62 млн долларов.
И срок эксплуатации до перезарядки а.з. на 2 года сократится.

Т.е. авторы статьи разумные вещи пишут, что глупо экономить на нержавейке для корпуса и на платине для анодов защитных при строительстве нового ледокола. Даже до первой перезарядки реакторов избыточные затраты на топливо из-за ухудшения ходовых характеристик и ледопроходимости выйдут почти в два раза дороже экономии на материалы для защиты от коррозии корпусов новых атомных ледоколов типа типа ЛК-60Я.
asv363
QUOTE(VBVB @ 15.2.2015, 21:37) *
Если взять из статьи данные о влияние срока службы л/к типа «Капитан Сорокин» на характеристики ледопроходимости и применить их к большому атомному ледоколу, то тогда получается интересная картина.

За 10 лет эксплуатации атомного ледокола типа типа ЛК-60Я с корпусом из корродирующей высокопрочной стали ухудшение характеристик корпуса приведет к избыточным затратам ядерного топлива по урану-235 в эквиваленте 2,62 млн долларов.
И срок эксплуатации до перезарядки а.з. на 2 года сократится.

Т.е. авторы статьи разумные вещи пишут, что глупо экономить на нержавейке для корпуса и на платине для анодов защитных при строительстве нового ледокола. Даже до первой перезарядки реакторов избыточные затраты на топливо из-за ухудшения ходовых характеристик и ледопроходимости выйдут почти в два раза дороже экономии на материалы для защиты от коррозии корпусов новых атомных ледоколов типа типа ЛК-60Я.

К указанным Вами доводам, можно добавить строго экономические, а именно недополученную выручку, связанную с сокращением срока эксплуатации. Для примера, на сайте ФГУП "Атомфлот" есть тарифы и правила их применения к судам разных классов при проводке, утвержденные ФСТ. В каком из документов определяется валовая вместимость судна не подскажу, (в интернернетиках везде реклама), грубо это сумма объёма под верхней палубой и объёмов надстроек, предназначенных для перевозки грузов и пассажиров, за вычетом объёма балластных цистерн. Плюс добавить умножене на длительность (в сутках) проводки. В жизни, конечно, всё определяется контрактом. Как это происходило в 90-х на Владике-2 (ДВ), лучше я промолчу. В итоге, небольшие суммы в рублях умножаются на ВВС и длительность (и сложность) проводки. Это был предел по сумме.

Простой АЛ на 2 года - гораздо больший убыток, нежели 0,3%.

Думаю, Вам про стратегический характер нашего АЛФ напомнать не надо. Нужно просто работать, в срок и за деньги, которые были согласованы. Может кого тема и заинтересует.

P.S. Пара полезных ссылок: http://www.nsra.ru/ru/tarrifs_for_icebreak...scort_atomflot/ (не уверен, что вся информация доступна) и Министерсво транспорта РФ.
Дед Мороз
Хм, получается, что суммы затрат и экономии - вполне сравнимые. Так как приведенный пример со стоимостью нового ледокола - это цены 2013 года (а, по-моему, там стоимость озвучивалась 44 млрд., а не 37), предлагаю доллар считать по-старому 30 р/доллар).
Тогда 100 млн руб - это 3,3 млн долларов, причем их нужно выложить сразу. Экономия - 2,5 млн долларов, причем в течение 10 лет, причем с уклоном "вправо" (чем старше ледокол - тем больше потери, которые планируется устранить).
В общем, с первого взгляда мероприятие сомнительное. Возможно, имеются дополнительные статьи экономии. А, возможно, имеются менее дорогостоящие варианты, как защитить корпус от износа.
Smith
Рыбку жалко...
asv363
QUOTE(VBVB @ 15.2.2015, 21:37) *
Если взять из статьи данные о влияние срока службы л/к типа «Капитан Сорокин» на характеристики ледопроходимости и применить их к большому атомному ледоколу, то тогда получается интересная картина.

За 10 лет эксплуатации атомного ледокола типа типа ЛК-60Я с корпусом из корродирующей высокопрочной стали ухудшение характеристик корпуса приведет к избыточным затратам ядерного топлива по урану-235 в эквиваленте 2,62 млн долларов.
И срок эксплуатации до перезарядки а.з. на 2 года сократится.

Т.е. авторы статьи разумные вещи пишут, что глупо экономить на нержавейке для корпуса и на платине для анодов защитных при строительстве нового ледокола. Даже до первой перезарядки реакторов избыточные затраты на топливо из-за ухудшения ходовых характеристик и ледопроходимости выйдут почти в два раза дороже экономии на материалы для защиты от коррозии корпусов новых атомных ледоколов типа типа ЛК-60Я.

Сегодня опубликовали, однако:

Две разработки ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей» удостоены дипломов 1-й и 2-й степени с вручением золотой и серебряной медалей на Петербургская технической ярмарке (ПТЯ - 2015) - © ФГУП "ЦНИИ КМ "Прометей"

QUOTE
В конкурсе «Лучший инновационный проект и лучшая научно-техническая разработка года» ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей» удостоен дипломов 1-й и 2-й степени с вручением золотой и серебряной медалей за разработки:

1. Разработка новых ледостойких анодов с наноструктурированным платиновым покрытием на ниобиевых электродах со сроком службы до 50 лет для систем катодной защиты от коррозии судов и объектов морской техники, работающих в экстремальных арктических условиях эксплуатации.

2. Разработка сталей с пределом текучести 1200-1700 Мпа для быстроизнашиваемых деталей сельскохозяйственной техники с повышенным сроком эксплуатации.

В торжественной церемонии открытия мероприятия приняли участие губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, губернатор Воронежской области Алексей Гордеев, глава Администрации города Симферополя Геннадий Бахарев. Гостями мероприятия отмечается, что Петербургская техническая ярмарка стала «важным событием в деловом календаре крупнейших промышленных предприятий России и зарубежья».
asv363
К 70-летию атомной отрасли. Спуск на воду "корабля, опередившего время". - © АО ОКБ "ГИДРОПРЕСС"

QUOTE
Одной из ярких страниц в истории создания отечественного подводного атомного флота и атомной отрасли являлось создание серии атомных подводных лодок (АПЛ) проекта 705К.

Прошло без малого сорок лет, когда состоялся спуск на воду и начались заводские испытания головной подводной лодки проекта 705К с ядерной паропроизводящей установкой (ЯППУ) с жидкометаллическим свинцово-висмутовым теплоносителем с условным наименованием БМ-40А. Это событие описано в книге, посвященной истории создания и эксплуатации атомных подводных лодок проекта 705, справедливо названных многими специалистами кораблями XXI века /1/. Заводом-строителем было назначено "Северное машиностроительное предприятие" в г.Северодвинске, строительство АПЛ для него было хорошо освоенным делом. "Торжественный день наступил 4 апреля 1976 г. - "заказ 105" выводили на транспортных тележках из главного пролета цеха №42.... С 4 по 6 апреля происходила "пересадка" корабля с транспортных тележек на спусковые. Спуск на воду начался в ночь на 7 апреля, и в 3 часа 20 минут она коснулась воды. Был поднят Государственный флаг СССР. По нерушимой традиции о борт корабля разбили бутылки шампанского, которые бросили ответственный сдатчик и офицеры экипажа.... 13 августа 1977 г., в понедельник, были подписаны документы о готовности корабля к заводским ходовым испытаниям. В этот же день, вопреки всем предостережениям, лодку отбуксировали в море, и она своим ходом пошла в Белое море". Высокие характеристики АПЛ проекта 705К были получены в том числе благодаря применению в них ЯППУ с жидкометаллическим теплоносителем свинец-висмут. Разработка ЯППУ БМ-40/А для АПЛ проекта 705К была поручена ОКБ "Гидропресс" в 1962 году. ЯППУ БМ-40/А была выполнена однореакторной установкой тепловой мощностью 155 МВт, блочного исполнения с изготовлением его на заводе-изготовителе - Подольском машиностроительном заводе (ЗиО) и поставкой собранного блока на завод-строитель АПЛ. Внедрение блочности ЯППУ при создании БМ-40/А позволило значительно сократить время сооружения АПЛ и улучшить качество изготовления ЯППУ. АПЛ проекта 705К с ППУ БМ-40/А, по классификации НАТО - класс "Альфа", показали себя, как самые скоростные серийные подводные лодки-истребители и занесены в книгу рекордов Гиннеса. Высокие характеристики АПЛ 705К подтверждают выдержки из американского журнала "Defense Electronics" (апрель 1984) /2/. "Появление советской АПЛ типа "Альфа" в конце 70-х годов захватило ВМС США врасплох. Новая противолодочная АПЛ создала трудное положение для американских стратегических сил - ракетных лодок. "Альфа" достаточно глубоководна и быстроходна, чтобы уйти от американских торпед. Даже обнаружение новой лодки представляется трудновыполнимым, так как ее корпус изготовлен из титана, который из-за своей немагнитности неуязвим для магнитометрических средств обнаружения. Кроме того, она покрыта примерно шестидюймовым покрытием, который поглощает звуки, делает АПЛ менее обнаруживаемой акустическими средствами. Ее способность погружаться глубже, чем другие лодки, также позволяет использовать температурные и другие неоднородности океана для сохранения скрытности, что снижает эффективность многих гидроакустических систем, используемых в США". Возможности АПЛ проекта 705К хорошо иллюстрирует случай, описанный в журнале "Техника и вооружение" (май-июнь 2000г.) /3/. "В начале 80-х годов одна из советских подводных лодок, действующих в Северной Атлантике, установила своеобразный рекорд, в течение 22 часов осуществляя слежение за атомоходом "потенциального противника", находясь в его кормовом секторе. Несмотря на отчаянные попытки командира НАТОвской лодки изменить ситуацию, сбросить противника "с хвоста" так и не удалось: слежение было прекращено только лишь после получения соответствующего приказа с берега ..." Первая АПЛ проекта 705К с ЯППУ БМ-40/А была сдана в эксплуатацию ВМФ в декабре 1977 года. Из воспоминаний командира АПЛ К-123 А.С.Богатырева: "С декабря 1977 года началась подводная эпопея кораблей проектов 705 и 705К. Мечты, которые казались фантазией в конце 1950 гг. начале 1960 гг. стали конкретной явью, о которой подводное кораблестроение западных стран даже не мечтало. О скоростных возможностях наших АПЛ пр. 705К можно говорить часами. И дело тут не только в величине самой высокой скорости. Помимо этого, скорость АПЛ набиралась до самой высокой в течение примерно одной минуты!" Научное руководство разработками ЯППУ БМ-40/А возглавлял академик АН Украинской ССР Александр Ильич Лейпунский, а на последнем этапе - заместитель директора Физико-Энергетического Института, доктор физико-математических наук, профессор Борис Федорович Громов. За успехи в создании серии установок с ЖМТ для АПЛ 705К большая группа сотрудников ОКБ "Гидропресс" (61 человек) была награждена Правительственными наградами. Главному конструктору-начальнику ОКБ "Гидропресс" В.В.Стекольникову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. ОКБ "Гидропресс" было награждено "Орденом Трудового Красного Знамени". /4/


/1/ Б.В.Григорьев "Корабль опередивший время", изд. "Тайфун", Санкт-Петербург, 2003 г.
/2/ Журнал "Defense Electronics", апрель 1984 г.
/3/ Журнал "Техника и вооружение", май-июнь 2000г.
/4/ "ОКБ "ГИДРОПРЕСС". 60 лет", Москва, ИздАТ, 2006 г.
VBVB
QUOTE
О скоростных возможностях наших АПЛ пр. 705К можно говорить часами. И дело тут не только в величине самой высокой скорости. Помимо этого, скорость АПЛ набиралась до самой высокой в течение примерно одной минуты!

Это надо понимать, что с 10-12 узлов крейсерского хода скорость до более 40 узлов достигалось АПЛ пр. 705К всего за одну минуту??
Это небольшое преувеличение энерговооруженности или похоже на правду?
armadillo
попробуйте предположить время выхода реактора на полную мощность. даже для натриевого.
asv363
QUOTE(VBVB @ 11.4.2015, 18:08) *
Это надо понимать, что с 10-12 узлов крейсерского хода скорость до более 40 узлов достигалось АПЛ пр. 705К всего за одну минуту??
Это небольшое преувеличение энерговооруженности или похоже на правду?

В данной статье (конец ноября 2013 года) приводят аналогичные данные. Ресурс известный, однако лично я читаю его редко, потому оценить компетентность комменнтаторов достаточно сложно.

Само по себе описание более подробное, местами есть нестыковки, достаточно фотографий.
Smith
QUOTE(asv363 @ 13.4.2015, 6:50) *
Само по себе описание более подробное, местами есть нестыковки, достаточно фотографий.

спасибо, дельная статья.
VBVB
QUOTE(asv363 @ 13.4.2015, 7:50) *
Само по себе описание более подробное, местами есть нестыковки, достаточно фотографий.

В этой статье интересный раздел про дальнейшее развитие направления Лир.
Интересным вариантом могла бы быть Лира с 4-6 установками вертикального пуска противокорабельных ракет/противолодочных ракето-торпед впереди или сзади рубки. Одни торпеды в боезапасе АПЛ все таки не серьезно.

Проект Лиры технически и практически столь неоднозначный, что до сих пор в инете так и нет более-менее согласия об эффективности этих АПЛ как подводных истребителей и в как морского оружия. Уж очень узкозаточенная и специфичная лодка вышла.
Вектор же развития систем управления АПЛ в Лирах видимо правильный был, но сам малоизученный реактор и отсутствие наземной инфраструктуры для обслуживания свинцово-висмутового аппарата убили все плюсы Лир нацело.
Dobryak
Из источников непонятной достоверности ЯЭУ нового авианосца Gerald Ford будет на одной загрузке топлива пыхтеть все 50 лет. Или же это срок службы всей ЯЭУ? Просветите, знатоки.

Если учесть, что авианосцы больше стоят, чем рассекают океаны, по эти 50 гнадо делить и делить минимум втрое?
AtomInfo.Ru
Dobryak,

я человек мирный, а не военный, поэтому в деталях ответить не могу.

Если вкратце подсуммировать, что на эту тему слышал, то будет как-то так.

1) У реакторов Нимица одна перегрузка за 50 лет; то есть, такие бешеные длины кампаний для авианосцев норма;

2) У Форда будет новый реактор (две штуки) A1B, буква "B" означает "Bechtel". То есть, вестов подвинули не только с лодок, но ещё и с авианосцев (поэтому они и пытаются залезть в малую энергетику).

3) Проект A1B жутко засекречен, про него попадаются только слухи. Так вот, по устойчивым слухам считалось, что перегрузка A1B потребуется раз в 30 лет против 25 лет у продукта вестов A4W.

4) Но тогда мы получаем нестыковку, т.к. время службы Ford - 50 лет. То есть, вторая загрузка отработает лишь частично. Конечно, можно было бы пообещать продлить авианосец на 10 лет. Но видимо, проще оказалось подвинуть реакторщиков с 30 лет на 50. Скорее всего, либо подняли ещё выше обогащение, либо сунули дополнительные сборки вместо чего-нибудь.

5) Опять же скажу, что 50 лет без перегрузки - это тоже слух. Ещё раз - проект жутко засекречен, по нему мало что толкового есть. Но такие слухи про 50 лет действительно были на стадии испытания прототипов.

Ну и добавлю, что у реактора без перегрузки есть существенный минус. Перегрузка у флотских - это не частичная перегрузка у гражданских АЭС. Фактически при желании в момент перегрузки они могут получить новый реактор, соответствующий новым требованиям текущего момента.
Dobryak
QUOTE(AtomInfo.Ru @ 25.6.2015, 19:03) *
Dobryak,

я человек мирный, а не военный, поэтому в деталях ответить не могу.

Если вкратце подсуммировать, что на эту тему слышал, то будет как-то так.

1) У реакторов Нимица одна перегрузка за 50 лет; то есть, такие бешеные длины кампаний для авианосцев норма;

2) У Форда будет новый реактор (две штуки) A1B, буква "B" означает "Bechtel". То есть, вестов подвинули не только с лодок, но ещё и с авианосцев (поэтому они и пытаются залезть в малую энергетику).

3) Проект A1B жутко засекречен, про него попадаются только слухи. Так вот, по устойчивым слухам считалось, что перегрузка A1B потребуется раз в 30 лет против 25 лет у продукта вестов A4W.

4) Но тогда мы получаем нестыковку, т.к. время службы Ford - 50 лет. То есть, вторая загрузка отработает лишь частично. Конечно, можно было бы пообещать продлить авианосец на 10 лет. Но видимо, проще оказалось подвинуть реакторщиков с 30 лет на 50. Скорее всего, либо подняли ещё выше обогащение, либо сунули дополнительные сборки вместо чего-нибудь.

5) Опять же скажу, что 50 лет без перегрузки - это тоже слух. Ещё раз - проект жутко засекречен, по нему мало что толкового есть. Но такие слухи про 50 лет действительно были на стадии испытания прототипов.

Ну и добавлю, что у реактора без перегрузки есть существенный минус. Перегрузка у флотских - это не частичная перегрузка у гражданских АЭС. Фактически при желании в момент перегрузки они могут получить новый реактор, соответствующий новым требованиям текущего момента.


Cпасибо за пояснения! Но все же у Нимица и его братьев перегрузка их Вестовских реакторов через 20-25 лет.

AtomInfo.Ru
QUOTE(Dobryak @ 25.6.2015, 22:34) *
Cпасибо за пояснения! Но все же у Нимица и его братьев перегрузка их Вестовских реакторов через 20-25 лет.


Я же тоже про 25 лет сказал.

Вообще, проверить, есть ли у Бехтеля перегрузка, можно, покопавшись основательно в запросах NNSA к конгрессу при рассмотрении бюджета. Если вдруг там обнаружится нечто, касающееся перегрузки для такого реактора - ну, значит не 50 лет.
А если не обнаружится - ну, на самом деле, это ещё ничего не значит.

Только тяжкая это работа. Можно, я не буду сейчас ей заниматься? А лучше спрошу при случае у человека, который ответ про перегрузки A1B может знать?
Dobryak
QUOTE(AtomInfo.Ru @ 25.6.2015, 23:16) *
Я же тоже про 25 лет сказал.

Вообще, проверить, есть ли у Бехтеля перегрузка, можно, покопавшись основательно в запросах NNSA к конгрессу при рассмотрении бюджета. Если вдруг там обнаружится нечто, касающееся перегрузки для такого реактора - ну, значит не 50 лет.
А если не обнаружится - ну, на самом деле, это ещё ничего не значит.

Только тяжкая это работа. Можно, я не буду сейчас ей заниматься? А лучше спрошу при случае у человека, который ответ про перегрузки A1B может знать?

Спасибо, срочности никакой нет. Меня попросили знакомые это чудо в 50 лет разъяснить и я вначале сильно поразился. Но поглядел в характеристики старика "Энтерпрайз" и стало легче:

На одной загрузке миллион миль за 13 лет и при крейсерских 33 узлах. Что означает 30 тыс часов работы ЯЭУ на номинальной мощности. Что означает, что 3/4 времени корабль просто-напросто ошивается на якоре и реакторы на холостом ходу. Что означает всего-то 3.5 года работы на полной мощности на одну загрузку. Что ничего особенного против работы ТВС на банальных АЭС не означает. Если Вест имел 25 лет, то против АЭС всего-то двойка --- ну напряглись и создали такое, вояк же такие глупости как глубина выгорания особенно не волнуют?

Но если у Бехтеля таки 50 лет, то речь уже о 12-13 годах службы топлива и смущает вопрос о радиационной стойкости оболочки... но это может от невежества.
AtomInfo.Ru
QUOTE(Dobryak @ 26.6.2015, 6:31) *
Но если у Бехтеля таки 50 лет, то речь уже о 12-13 годах службы топлива и смущает вопрос о радиационной стойкости оболочки... но это может от невежества.


У Бехтеля там французы рядом гуляют (откуда-то у меня это в голове сидит). Французы - ребята толковые, могли, конечно, что-то и придумать.
VBVB
QUOTE(AtomInfo.Ru @ 26.6.2015, 12:15) *
У Бехтеля там французы рядом гуляют (откуда-то у меня это в голове сидит). Французы - ребята толковые, могли, конечно, что-то и придумать.

Несколько лет подряд было много отчетов нацлаборатории INL (кажется) с описанием нового топлива в виде прессованных стейкингов из топливной фольги на основе урана в молибденовой матрице. Там наработанные фантастические выгорания под 90% описывались.
Плюс целеноправленные работы по оптимизированным композициям лантаноидных выгорающих поглотителей (до четырех разных химических элементов в составе поглотителя, причем некоторые в виде обогащенных изотопов).
Может быть на основании этих наработок и достигли прогнозируемой большей ураноемкости и выгорания активной зоны А1В?

Опять таки, у американцев и для реактора АПЛ "Вирджиния" последних серий тоже нехреновый слок службы зоны под 30 лет декларируется, что заметно больше отечественных характеристик срока службы активных зон ЯППУ.
VBVB
http://neftegaz.ru/news/view/143058/
QUOTE
Российские власти утвердили перенос на 2017 г части финансирования строительства российского головного универсального атомного ледокола «Арктика» проекта 22220.

Согласно опубликованному постановлению правительства РФ, в 2015 г на строительство ледокола из федерального бюджета выделяется лишь 5 млрд рублей вместо ранее планировавшихся 7,9 млрд рублей. В 2016 г объем финансирования составит 0,6 млрд вместо 5,6 млрд рублей.

При этом в 2017 г планируется увеличить объем финансирования по данному направлению с 3,5 млрд рублей до 11,3 млрд рублей.

Атомоход до конца 2015 г должен быть укомплектован атомной энергетической установкой нового типа РИТМ-200 завода ЗиО - Подольск, дочки Атомэнергомаша, и станет самым большим и мощным ледоколом в мире.

Уж не проблемы ли какие-либо с новой ЯЭУ так сильно заставляют сдвинуть сроки по финансированию такого мощного ледокола?
asv363
После восьми лет простоя атомный лихтеровоз «Севморпуть» снова готов к работе - © ПАО "МСЗ"

Несмотря на пышные заявления, уже приведённные уважаемым AtomInfo.Ru, короткая цитата:

QUOTE
Поставку ядерного топлива осуществило ПАО «МСЗ».


"Севморпуть" - фотография - © ПАО "МСЗ"

VBVB
ЯРУ для автономной подводной морской энергоустановки.
QUOTE
Федеральное государственное унитарное предприятие «НИИ НПО «Луч» изготовит ключевой элемент ядерного реактора для автономной морской подводной энергоустановки, которую можно будет использовать для энергообеспечения российских проектов по освоению Арктики.

Под эгидой Фонда перспективных исследований создается автономная морская подводная энергоустановка, которую можно будет использовать для энергообеспечения российских проектов по освоению Арктики.

«ФПИ совместно с Центральным конструкторским бюро морской техники "Рубин", "Газпромом", "Роснефтью", Дальневосточным отделением РАН и другими организациями ведет проработку технологий подводного (подледного) освоения месторождений арктического шельфа. Создание автономных необитаемых атомных энергетических модулей рассматривается как одно из ключевых направлений этой работы»
волк полярный
Ребят тут тема есть: на трёх последних сборках которые пришли с Электросталя в Северодвинск трубы твс грязные идут, заколебались оттирать angry.gif angry.gif
волк полярный
Причём чем дальше тем грязнее
asv363
QUOTE(волк полярный @ 13.2.2016, 1:59) *
Ребят тут тема есть: на трёх последних сборках которые пришли с Электросталя в Северодвинск трубы твс грязные идут, заколебались оттирать angry.gif angry.gif

Откуда идут, с Электросталя? Чем дальше, тем хуже? А кто сказал, что служить легко?! Панику отставить, ум привести в спокойное состояние, а то был тут один морячок.

Центральная заводская лаборатория ПАО «МСЗ» в 2015 г. сделала более 1 миллиона анализов - © ПАО "МСЗ"

08.02.2016

QUOTE
Специалистами Центральной заводской лаборатории ПАО «Машиностроительный завод» (входит в Топливную компанию Росатома «ТВЭЛ») было выполнено 1 075 597 элементов определения в 2015 году.

Как отметил руководитель ЦЗЛ ПАО «МСЗ» Александр Галикеев, несмотря на такой яркий показатель, работа сотрудников Центральной заводской лаборатории выходит далеко за пределы чисто аналитической работы, интегрируясь в научную сферу. «Каждый год завод осваивает выпуск новых видов изделий, создаются новые установки, а это влечет за собой разработку новых методик контроля или переработку старых. И в каждой лаборатории, на каждом участке постоянно что-то разрабатывается, аттестовывается, т.е. ведется научная работа», – подчеркнул Александр Галикеев.

ЦЗЛ – одно из старейших подразделений Машиностроительного завода, в текущем году отметит 70-летний юбилей.
VBVB
С какой ЭУ будет новый ракетный эсминец для отечественного флота?

QUOTE
Закладка эсминцев нового поколения проекта 23560 «Лидер» состоится после утверждения Госпрограммы вооружений РФ на период 2018-2025 годов...
Неназванный источник агентства сообщил, что в настоящее время завершается эскизное проектирование корабля, время закладки будет уточняться после утверждения ГПВ. Новые эсминцы должны прийти на смену кораблям аналогичного класса пр. 956 «Сарыч», разработанных в 1970-х годах. Проект ЭМ «Лидер» разработан Северным ПКБ (Санкт-Петербург). По некоторым данным, водоизмещение корабля около 17,5 тыс т, длина более 200 м, ширина 20 м, вооружение 60 ПКР, 128 ЗУР и 16 ПЛУР, максимальная скорость до 30 узлов, автономность до 90 сут.

В августе 2013 года замминистра обороны России Юрий Борисов заявил о необходимости создания единого ядерного реактора для перспективных атомных подводных лодок и надводных кораблей. В декабре 2013 года главком ВМФ адмирал Виктор Чирков сообщил, что эсминец нового поколения прорабатывается в двух вариантах – с атомной и обычной энергоустановкой, проект корабля будет готов к 2018 году...

Таким образом, основной интригой «Лидера» остается не его вооружение, а тип силовой установки. Выбор ЯЭУ неизменно увеличит водоизмещение корабля (по некоторым данным, 17,5 тыс т это вариант атомного корабля – прим. Военный Паритет), оснащение ГТУ позволит снизить этот параметр до 10-15 тыс т, равно как и стоимость.
Дед Мороз
Думается, вариант с ЯЭУ все-таки победит. Таскать за собой огромные объемы топлива при любой мало-мальской операции уж очень хлопотно.
волк полярный
На счёт эсминцев не знаю, а вот то что флот хочет все четыре "ОРЛАНА" МОДЕРНИЗИРОВАТЬ КОЕ ЧЕГО "кое-где" читал biggrin.gif , а по установке всё понятно,скорее всего ктп-7и пойдёт, её в сосняке с середины двухтысячных отрабатывают, и первым делом она под калитки ляжет
Дед Мороз
Цитата(волк полярный @ 14.2.2016, 0:48) *
На счёт эсминцев не знаю, а вот то что флот хочет все четыре "ОРЛАНА" МОДЕРНИЗИРОВАТЬ КОЕ ЧЕГО "кое-где" читал biggrin.gif , а по установке всё понятно,скорее всего ктп-7и пойдёт, её в сосняке с середины двухтысячных отрабатывают, и первым делом она под калитки ляжет

Да не, вроде уже решили, что один восстановят, а один распилят. По третьему, который на Дальнем Востоке, вопрос открыт - там восстанавливать негде, а как буксировать - непонятно.
волк полярный
я когда с севмаша уходил,речь обо всех 4 шла,причём в таком порядке 1-нах,2-пит,3-уш,4-лаз
волк полярный
Цитата(asv363 @ 13.2.2016, 4:50) *
Откуда идут, с Электросталя? Чем дальше, тем хуже? А кто сказал, что служить легко?! Панику отставить, ум привести в спокойное состояние, а то был тут один морячок.

Центральная заводская лаборатория ПАО «МСЗ» в 2015 г. сделала более 1 миллиона анализов - © ПАО "МСЗ"

08.02.2016

так речь идёт о технологической грязи- ржавчина по факту
волк полярный
последнюю сборку на севмаше в декабре закончили, так по сравнению стем что было сейчас то что мы в 13 паковали можно сказать идеально- чистая была, хотя там мы не знаю даже как бы помягче сказать засношались слегка
волк полярный
да и кстати по классификатору пароход с водоизмещением 17 тыщ брутторегистровых это уже крейсер а не эсминец, к тому же с таким внушительным арсеналом wink.gif у пр.1164 если что ви 11500
VBVB
QUOTE(волк полярный @ 14.2.2016, 3:05) *
да и кстати по классификатору пароход с водоизмещением 17 тыщ брутторегистровых это уже крейсер а не эсминец, к тому же с таким внушительным арсеналом wink.gif у пр.1164 если что ви 11500

Это видимо, эсминцем корабль такого типа наши постояно называют, чтобы "партнеров" сильно не раздражать.
Те же эсминцы УРО "Арли Берк" крайней серии как и японские "Атаго" с в.и. более 10 тыс. тонн уж тоже не эсминцы, а крейсера скорее.

Вообще если смотреть на "Орланы", то видно, что снизив габариты оборудования и вооружений, применив более рациональной компоновку и уменьшив бронезащиту как раз придем к 17-тысячетонному ракетному крейсеру УРО/ПРО с ЯЭУ.

Только сколько десятилетий на постройку 6-8 таких кораблей потребуется "Севмашу"?
Русская версия IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.