Спасибо за содержательную статью про американско-шведское топливо. Жаль, закрыли ветку "Вестингауз на Украине", там дискуссии по этой теме было бы самое место.
Хотелось бы отметить некоторые моменты в статье, которые, как мне кажется, нуждаются в дополнительном разъяснении:
QUOTE
Ещё ранее - в 1996 году - "Вестингауз" стал одним из четырёх участников тендера по выбору партнёра для совместного строительства на Украине топливного завода. Соперниками американцев выступали ABB, "VVER Fuels" и российский ТВЭЛ.
На самом деле, подготовительная работа под "альтернативку" велась задолго до ... В частности, украинский персонал возили "знакомиться" с американским топливом на АЭС Темелин в момент поставки топлива на 2-й блок, а реклама американского топлива для ВВЭР-1000 VVANTAGE6 началась еще раньше.
QUOTE
- производство опытной партии из 6 сборок (2000 год) - 5 млн долларов; контракт заключён между "Вестингаузом" и министерством энергетики США;
- производство партии из 42 сборок (2007 год) - 14 млн долларов; контракт заключён между "Вестингаузом" и министерством энергетики США;
По первому пункту сумма больше в разы. 5 млн. - это только то, что в какой-то мере попало на Украину (собственно, 6 сборок, сделанных на заводе Вестингауза в Коламбии (США) из их сырья, обучение украинского персонала, коды, СВРК BEACON).
По 2-му пункту следует учесть, что уран и обогащение для этой партии топлива были украинскими, см.официальные материалы на сайте НАЭК "Энергоатом".
QUOTE
Покрыты туманом и источники урановой продукции - в частности, появлялись утверждения, что природный уран для американского топлива может предоставлять Украина, а его обогащение может производиться в международном центре МЦОУ в российском Ангарске.
Ну почему же покрыты туманом, все так и есть, по крайней мере именно это утверждается опубликованных ранее в интервью представителей Минтопэнерго Украины и на сайте НАЭК "Энергоатом".
QUOTE
С одной стороны, это позволяет американцам надеяться на неповторение известных и хорошо описанных в публикациях чешских неудач, с другой - требует проведения программы квалификации американского топлива на украинских АЭС, так как полученный на Темелине опыт эксплуатации становится непереносимым.
Опыт не переносим в любом случае - зоны отличаются радикально. На Темелине зона изначально полностью загружена американским топливом, не возникает проблем совместимости. На Южно-Украинской АЭС (и на других АЭС Украины, куда топливо пойдет в соответствии с контрактом (перечень блоков для американского топлива, видимо, пока не определен, поскольку не публиковался)) американское топливо должно быть совместимо с российским, поскольку эксплуатируется в составе смешанной активной зоны, а это другой объем обоснований, другая конструкция и т.п.
QUOTE
К типу LTA-1 относятся первые 6 кассет, поставленные на Украину в 2005 году, а также 36 сборок из второй опытной партии.
Это не так. И в упомянутой дипломной работе, и в Вашей статье есть противоречие с разделом "Выгорающий поглотитель". Видимо, к типу LTA-1 можно отнести только 36 кассет с твэгами из перегрузочной партии, но никак не первые 6 опытных сборок - выгорающий поглотитель разный (из опыта нейтронно-физических расчетов могу сказать, что количество и расположение твэлов с напылением диборида циркония должно быть другим, иначе вы получите "яму", скорее всего, таких твэлов отнюдь не 6, а гораздо больше и они должны быть равномерно распределены по кассете.
Поскольку я читал упомянутую Вами дипломную работу, то сразу видно, что она не полна и многие рассуждения умозрительны - там проводится только расчет в обоснование ядерной безопасности (подкритичности) при фабрикации топлива в Вастерасе. На всякий случай приведу эту ссылку (
pdf-файл порядка 3.7 Мб).