Цитата(papa4iter @ 26.3.2011, 23:15)
не могу удержаться... Вы извините...
на 3-м блоке взорвался точно - не водород.
.....
место взрыва и его характер однозначно указывает на то, что детонация произошла в бассейне выдержки. в этом сооружении просто нет больше полостей. способных направить взрывную волну вверх (если не считать ГО). максимальное количество водорода, способного там детонировать, не дало бы такого сильного импульса, да и такого яркого пламени. более того, наличие над бассейном бетонного перекрытия не герметизирует его, а значит, водород бы там не скапливался, выходя в пространство зала перегрузки.
пусть это выглядит идиотски, но я почти уверен, что там взорвались пары дизельного топлива. а топливо туда попало непосредственно из моря. разбитый танк, сорванный цунами, лежит аккурат напротив водозабора третьего блока. вот его оттуда и подавали в бассейн выдержки. вместе с морской водой.
вряд ли японцы признаются в таком огрехе... :-) поэтому - пусть будет водород... металлический... :-)
Атомщикам, конечно, виднее "что это там так бумкнуло",
но есть некоторые тонкости....
Вот характеристики объёмного боеприпаса достаточно древней конструкции, которые клепала ЮСА в своё время:
"Типичным образцом первых боеприпасов объемного взрыва (в западной прессе их относят к боеприпасам первого поколения) является авиационная бомбовая кассета CBU-55 калибра 500 фунтов, поступившая на вооружение авиации морской пехоты, а также армейской и тактической авиации США в 1969-1971 годах. Кассета (в ней три бомбы BLU-73) имеет следующие характеристики: общий вес 235 кг, заряда
(жидкая окись этилена) в каждой бомбе - 32,6 кг, одной бомбы - 45 кг,
диаметр зоны поражения одной бомбой 100 м, длина кассеты 2285 мм, диаметр корпуса - 356 мм, размах хвостового стабилизатора 712 мм, база подвески 356 мм.
При падении бомбы на грунт срабатывает ударный взрыватель, подрывающий вышибной заряд, который расположен вдоль продольной оси контейнера. В результате этого происходит распыление окиси этилена и образование топливно-воздушного облака диаметром 15-17 м и высотой 2,5-3 м.
Подрыв топливно-воздушного облака производится детонаторами спустя 125 мс на высоте примерно 1 м.
При образовании облака с достаточной концентрацией (1-3x10 г/см3) и дисперсностью капель окиси этилена около 1 мм инициирование детонаторов обусловливает возникновение горения с образованием ударной волны, распространяющейся со сверхзвуковой скоростью. Согласно приводимым в зарубежной печати данным, при нормальной организации детонационного процесса
избыточное давление во фронте ударной волны (на удалении 15 м от центра топливно-воздушного облака) достигает почти 29 кг/см2, что позволяет полностью уничтожать даже густую растительность на площади диаметром 30 м.При моделировании подрыва такого боеприпаса получили следующие результаты:
"После срабатывания вышибного заряда
окись этилена распыляется в облако высотой 3 м и радиусом 6 м, при этом завихрения, образующиеся в воздухе при взрыве вышибного заряда, обеспечивают такое дробление капель окиси этилена: спустя 10 мс все капли диаметром менее 10 мм распадаются на капли диаметром 0-2 мм и к моменту истечения 30 мс, когда производится подрыв топливно-воздушного облака детонатором (вес ВВ в нем должен быть не менее 350 г), до 90 проц. окиси этилена в облаке существует в виде капель диаметром 0-2 мм. В этот момент в облаке возникает детонационная волна, воздействие которой обусловливает испарение капель окиси этилена и их горение до полного израсходования топлива или кислорода воздуха. Процесс испарения мелких капель происходит на отрезке времени между 60-й и 63-й мс, процесс детонации завершается к 67-й, а полное выгорание топлива в воздухе - к 77-й. В целом из 32,6 кг окиси этилена в процессе детонации используется 27 кг (83 проц.). 1,35 кг (4 проц.) выпадает на грунт, 0,25 кг (1 проц.) остается в виде капель диаметром более 10 мм и 4 кг (12 проц.) - в виде несгоревших паров. Максимальное давление на поверхность земли при подрыве облака составляет 14 кг/см2 на удалении 3 м".
Как видим, количество взрывчатого вещества в боеприпасе достаточно невелико, кстати, это не обязательно этилен, может быть любое углеводородное топливо. В нашем случае - дизельное топливо из танка вполне подходит. Поэтому вывод о том, что количество водорода скопившегося в БВ или где-то там недостаточно, слегка натянут. В конце-концов, водород мог быть детонатором.
К вопросу о детонаторах.... Алюминий и магний в боеприпасах объёмного взрыва при определённых условиях усиливают эффект и избыточное давление во фронте ударной волны может достигать 100 кГ/см2. Так это алюминий и магний, а чего с такой смесью могли натворить их родственники из ТВСок, которых там было аж 514 штук остаётся только гадать.
Теперь о характере взрыва....
Взрыв имеет одинаковый механизм - образование аэрозольной смеси летучих газообразных, жидких или твердых (порошковые взвеси) веществ с достаточно высокой калорийностью, которые воспламеняются случайно или с помощью детонаторов (в боеприпасах объемного взрыва). При этом в определенных условиях, зависящих в первую очередь от концентрации веществ в воздухе (в частности, углеводородных топлив), а также от ряда физико-химических свойств и сложных газодинамических процессов перемешивания и горения,
в подобном топливно-воздушном облаке может возникнуть детонационный процесс в виде взрыва, вызывающего значительные разрушения.Учитывая, что к моменту взрыва в БВ, скорее всего, уже не было воды (выше кто-то писал о 55 часах обезвоживания). Можно предположить, что ТВС были достаточно нагреты, чтобы вызвать интенсивное парообразование, вследствие чего и возникло искомое облако в виде сложной паро-газовой смеси.... Дело было за малым - детонатор.
К вопросу о тонкой плёнке топлива.... Как видно на фото танк на дне лежит не горизонтально и не вертикально, поэтому, скорее всего, интенсивного истечения топлива на поверхность не было. А вот при заборе воды этот процесс за счёт гидродинамики вполне мог ускориться. Трудно оценить точно, поскольку неизвестен начальный уровень, сколько именно топлива было в танке, но даже если его была всего лишь половина бочки, то при объёмах подачи в 10 м3/час концентрация топлива вполне могла достигнуть нужных пределов. А сам процесс закачки вполне мог способствовать созданию взрывоопасной дисперсии в жидком виде.
Где-то были фото испытаний.... Попробую найти. Эффект поразительно схож с Фукусимой. Простите за многословие - это, наверное, старческое.