Помощь · Поиск · Пользователи · Календарь
Полная версия этой страницы: АЭС Фукусима
Форум AtomInfo.Ru > Атом > Международный атом
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 132, 133, 134, 135, 136, 137, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 149, 150, 151, 152, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 159, 160, 161, 162, 163, 164, 165, 166, 167, 168, 169, 170, 171, 172, 173, 174, 175, 176, 177, 178, 179, 180, 181, 182, 183, 184, 185, 186, 187, 188, 189, 190, 191, 192, 193, 194, 195, 196, 197, 198, 199, 200, 201, 202, 203, 204, 205, 206, 207, 208, 209, 210, 211, 212, 213, 214, 215, 216, 217, 218, 219, 220, 221, 222, 223, 224, 225, 226, 227, 228, 229, 230, 231, 232, 233, 234, 235, 236, 237, 238, 239, 240, 241, 242, 243, 244, 245, 246, 247, 248, 249, 250, 251, 252, 253, 254, 255, 256, 257, 258, 259, 260, 261, 262, 263, 264, 265, 266, 267, 268, 269, 270, 271, 272, 273, 274, 275, 276, 277, 278, 279, 280, 281, 282, 283, 284, 285, 286, 287, 288, 289, 290, 291, 292, 293, 294, 295, 296, 297, 298, 299, 300, 301, 302, 303, 304, 305, 306, 307, 308, 309, 310, 311, 312, 313, 314, 315, 316, 317, 318, 319, 320
AtomInfo.Ru
QUOTE(инженер_Гарин @ 28.10.2011, 15:20) *
На все это нужно было время, отсюда и задержка с открытием, а не дозовые нагрузки.


В дозозатрату время входит сомножителем. smile.gif Так что, скорее всего, и то, и то.
AtomInfo.Ru
QUOTE(AtomInfo.Ru @ 28.10.2011, 9:24) *
Если возможно, то делиться. Добежал-что-то-сделал-убежал и пошёл второй человек. Стандартный приём, ещё дочернобыльский. Так президент США Дж.Картер бегал в Канаде. Только тогда он был обычным служивым, а не президентом.


И о практическом применении принципа. smile.gif

Цитата из известной многим wink.gif книги Алексея Ковынева "Весь блок", точнее, из экземпляра, любезно подаренного AtomInfo.Ru автором.

Анекдот (или быль)
(Это было давным-давно, было не раз и повторится ещё неизвестно сколько).

На одной из атомных станций или предприятий Средмаша проводилась работа в жёстких радиационных условиях. Допуск - две минуты. Нужно было закрутить какую-то гайку. Побежал один, две минуты, прибежал - закрутил немного. Побежал следующий, две минуты, вернулся, ещё подкрутил. Следующий.

Все члены бригады сбегали - не успели закрутить.

Послали молодого специалиста. Ждут. Две минуты - нет, пять минут - нет, все начали волноваться. Через десять минут прибегает и с гордым видом протягивает руку:

- ВОТ ОНА, ВАША ГАЙКА!
Alexll
Цитата(AtomInfo.Ru @ 28.10.2011, 17:10) *
- ВОТ ОНА, ВАША ГАЙКА!

Под столом biggrin.gif biggrin.gif biggrin.gif
Theoristos
Цитата(eNeR @ 28.10.2011, 6:02) *
Перегруз-машина в Spent Fuel Pool Building.
Треснула маленько. Где именно она стоит, я так и не понял. Наверное в CommonSpentFuelBuilding, других целых мест с перегрузмашинами кроме 5 и 6 блоков не знаю.


Это не перегрузочная машина, а "потолочный" (мостовой, видимо) кран как раз в Spent Fuel
Pool Building

Цитата(eNeR @ 28.10.2011, 6:02) *
Japanese group develops handheld decontaminator
<<...A group of Japanese researchers says it has developed a handheld device capable of removing radioactive substances using laser beams...>>
Сосули отдыхают.


Хм, единственное что приходит в голову - импарение тонкого поверхностного слоя мощными импульсами, но не для всякого материала работает, и загрязнение уходит с поверхности в воздух. А с воздуха оседает рядом. В работе приспособу не показывали.
Theoristos
Цитата(AtomInfo.Ru @ 28.10.2011, 9:00) *
Диаграмма для первого блока. Вопрос - над каким клапаном они мучились? AO 72?
А первый открытый - скорее всего, MO 210.

Хм, там после него разрывная мембрана. Не говорит ли это о том, что эти клапан должн быть нормально открытым?

Интересно, что есть "IA" на источниках воздуха для остальных
VnV
QUOTE(Theoristos @ 28.10.2011, 20:43) *
Хм, там после него разрывная мембрана. Не говорит ли это о том, что эти клапан должн быть нормально открытым?


У меня тоже возникло подобное сомнение.

И еще одно. А внедрили ли в TEPCO модификацию описаную здесь на стр. 20?
QUOTE
Hardened Vent

In the 1980s, the NRC staff reviewed the potential for accidents more severe than those the
plants were licensed and designed to mitigate. In order to enhance the ability of all containments
to prevent and mitigate the consequences of severe accidents beyond the design basis accidents,
the NRC requested that all plants install a hardened vent. In the event of a core damage accident,
the hardened vent would allow reduction in containment post-accident pressure. Hardened meant
that the vent would transport hydrogen, steam and other accident products and release them
outside the reactor building. This would preclude damage to the reactor building and equipment
from steam and the possible hydrogen explosions.

In response to the GL 89-16 and the results of their Individual Plant Examinations (IPEs), all of
the nuclear power plants installed a hardened vent or demonstrated to the NRC’s satisfaction.
This hardened vent capability would allow BWR plant operators to vent post-accident airborne
materials by passing them through the water in the wetwell, thereby removing a large amount of
the radioactive material contained in the vent stream before venting. This added capability
increases the ability of the Mark I containment to mitigate the consequences of design-basis and
beyond-design-basis accidents.

Dozik
QUOTE(Theoristos @ 28.10.2011, 22:42) *
Хм, единственное что приходит в голову - импарение тонкого поверхностного слоя мощными импульсами, но не для всякого материала работает, и загрязнение уходит с поверхности в воздух. А с воздуха оседает рядом. В работе приспособу не показывали.

Дык, так оно и есть... Кроме лазера, у них и отсос вроде присутствует. Только на оборудовании сложновато будет применять. Проще, как американцы: сухим льдом под давлением и под пылесос (в свинцовой защите). rolleyes.gif
Но там тоже свои проблемы.
Theoristos
Цитата(Nut @ 28.10.2011, 10:30) *
Диск (мембрана) стоит правильно. ГО сохраняет герметичность даже при пропуске любой арматуры если давление в ГО ниже давления разрыва. Предохранитель по сути. Как только Рго поднимается выше Рразрыва, система начинает работать. При этом мембрана - пассивный элемент (правда стоит после активных...). Мембрана вряд ли на 9. Думаю ниже. Просто сдувать надо было раньше, а не когда уже стало 9 в ГО.


Да, но зачем там этот "моторный" клапан _до_ разрывной мембраны? Это случайно не нормально открытый "ремонтный" клапан, для замены той же мембраны?
Я когда вижу закрытый клапан перед предохранительной мембраной - начинаю нервничать.
Theoristos
Цитата(AtomInfo.Ru @ 28.10.2011, 10:38) *
Да, именно так. На всех схемах AO они обозначают пневмо, а MO - электро.
Air-opened (AO) и motor-opened (MO).


Дай бог, чтоб не "manual-operated" :>
Theoristos
Цитата(Nut @ 28.10.2011, 12:15) *
Я когда прочитал это в первый раз немного засомневался - об этом ли клапане вообще пишут. Может быть имели ввиду клапан предохранительный, из КР в барботер?

Вручную открывать предохранительный клапан? Ой...
Theoristos
Цитата(vvs31i @ 28.10.2011, 14:13) *
А зачем им компрессор нужен был,что на блоке не нашлось ни одного балона с кислородом или балона от системы жизнеобеспечения


Мне тоже интересно. Там два клапана впаралель, и на одном _дополнительно_ подвод газа из какого-то "Air cylinder". Это что такое?
Theoristos
Цитата(AtomInfo.Ru @ 28.10.2011, 15:37) *
Есть ещё один нюанс.
Глядя на их аварийные фото, персонал одевал какие то странные полиэтиленовые пакеты.

Ну да. Совершенно серьёзно - то, что одевали японцы в первые дни, висит у нас на Первой АЭС в качестве музейных экспонатов полувековой давности. Собственно, час назад над ними в очередной раз ностальгировал smile.gif Так что, тут у японцев явный прокол.


Ирония, но после аварии на ЧАЭС было довольно много публикаций, мол мы, в ватниках и ОЗК, не то что культурные японцы...
инженер_Гарин
QUOTE(Theoristos @ 28.10.2011, 22:06) *
Мне тоже интересно. Там два клапана впаралель, и на одном _дополнительно_ подвод газа из какого-то "Air cylinder". Это что такое?


Это подвод воздуха на пневмопривод
AtomInfo.Ru
QUOTE(VnV @ 28.10.2011, 22:52) *
И еще одно. А внедрили ли в TEPCO модификацию описаную здесь на стр. 20?


Ничего про это нет.



Раньше говорилось, что вентсистему они немного модифицировали. В письме Кана перечисляется, как именно.
Они сделали байпас к венттрубе мимо SGTS (standby gas treatment system) - см. путь вверху слева на клапан MO-210. Таким образом, путь через MO-210 и мембрану новый (1999-2001 годы).

Цель новой ветки: "so that they can vent the PCV when the pressure is high". (стр.138, IV-13).

Так понял, что это всё.
Theoristos
Цитата(инженер_Гарин @ 28.10.2011, 21:58) *
Это подвод воздуха на пневмопривод


Там два источника. "IA" у всех и у половины ещё этот цилиндер smile.gif
AtomInfo.Ru
QUOTE(Nut @ 28.10.2011, 11:53) *
А какой именно клапан не открывался из 2-х последовательных, трудно сказать. Пневмо клапаны на схеме видно (АО). МО может электроприводной, его открыли вручную. Откуда хотели сдувать - из тора или из верха ГО, тоже вопрос. По-хорошему надо бы с обеих точек.


Нашёл чёткий ответ. Сдувке из барботёра отдавался приоритет. То есть, снизу. Условия, когда по их документации сдувать надо было бы сверху, описаны чётко - в том случае, если линия от барботёра (через AO-72) заводнена.

Попутно короткий штрих. Решение о вентиляции после повреждения зоны мог принимать только штаб, не смена. А вот до повреждения не сказано чётко, но зато приведен критерий по давлению для начала вентиляции.

Стр.138, IV-13:

QUOTE
The procedures for operation in severe accidents define the PCV vent conditions and the PCV vent operation during severe accidents as follows:

PCV vent from the S/C (hereinafter referred to as “wet vent”) shall be given priority operation;

and when the PCV pressure reaches the maximum operating pressure before core damage,
when the pressure is expected to reach about twice as high as the maximum operating pressure after
core damage
and if RHR is not expected to be recovered,
wet vent shall be conducted if the total coolant injection from the external water source is equal to or less than the
submergence level of the vent line in the S/C

or PCV vent from the D/W (hereinafter referred to as “dry vent”) shall be conducted
if the vent line of the S/C is submerged.

The procedures for operation in severe accidents specify that the chief of emergency response headquarters shall determine whether PCV vent operation should be conducted after core damage.

eNeR
http://www.tepco.co.jp/en/nu/fukushima-np/...110810_04-e.pdf
Там всё подробно.

Кстати сдувка из барботтера именно потому и приоритетна, что из ГО газ в барботтер сдувался по этой методике (с очисткой)
VnV
QUOTE(AtomInfo.Ru @ 28.10.2011, 22:11) *
Раньше говорилось, что вентсистему они немного модифицировали. В письме Кана перечисляется, как именно.
Они сделали байпас к венттрубе мимо SGTS (standby gas treatment system) - см. путь вверху слева на клапан MO-210. Таким образом, путь через MO-210 и мембрану новый (1999-2001 годы).

Цель новой ветки: "so that they can vent the PCV when the pressure is high". (стр.138, IV-13).

Так понял, что это всё.


Тогда это недостаток модификации. Новую линию следовало врезать до АО-83. При этом МО-210 держать нормально открытой. При такой схеме без какой-либо энергии и дозовых нагрузок персонала была бы обеспечена вентиляция ГО при превышении в нем давления разрыва мембраны.
AtomInfo.Ru
QUOTE(eNeR @ 27.10.2011, 21:24) *
Тем более что позднее КИП вроде был запитан от автомобильных ДЦ батарей.
Но конкретную схему запитки КИПа я не встречал, просто мысли.


Был.

Сравнил с МАГАТЭшным отчётом
http://www-pub.iaea.org/MTCD/meetings/PDFp...sion_Report.pdf

Стр.31

QUOTE
the lack of DC power for instrumentation required the use of car batteries so only intermittent readings were available
AtomInfo.Ru
QUOTE(VnV @ 29.10.2011, 0:43) *
Тогда это недостаток модификации. Новую линию следовало врезать до АО-83. При этом МО-210 держать нормально открытой. При такой схеме без какой-либо энергии и дозовых нагрузок персонала была бы обеспечена вентиляция ГО при превышении в нем давления разрыва мембраны.


Не понял мысли. А как это?

Они сдували по красной линии.

"До AO-83" - это по синей линии получается? Но у них приоритет сдувать снизу drywell, а не сверху.

AtomInfo.Ru
QUOTE(Theoristos @ 29.10.2011, 0:13) *
Там два источника. "IA" у всех и у половины ещё этот цилиндер smile.gif


Вот абсолютно не могу найти, что это.

Это точно "IA"? Может, "1A"?
VnV
QUOTE(AtomInfo.Ru @ 28.10.2011, 23:02) *
Не понял мысли. А как это?

Они сдували по красной линии.

"До AO-83" - это по синей линии получается? Но у них приоритет сдувать снизу drywell, а не сверху.


Приоритет по красной - сдувай по красной. Но когда исчерпаны возможности управления арматурой и давление достигло предела - срабатывает пассивная система безопасности и вуаля! Все приходит в относительную норму.

Добавил: Если врезать перед АО- 90 то возможен отказ при затоплении линии.
VnV
QUOTE(AtomInfo.Ru @ 28.10.2011, 23:17) *
Вот абсолютно не могу найти, что это.

Это точно "IA"? Может, "1A"?

IA: Instrument Air-System
A system to supply compressed air to air-driven equipment and controllers of each building; The compressed air is clean, as moisture and dust etc. are removed to ensure their operation.
AtomInfo.Ru
QUOTE(Theoristos @ 28.10.2011, 22:43) *
Хм, там после него разрывная мембрана. Не говорит ли это о том, что эти клапан должн быть нормально открытым?


Он не может быть открытым. Забыли? У них разрешение на вентиляцию даёт Самый Великий Человек.

А если мембрану проест крыса? И пар пойдёт в трубу без спроса и до завершения эвакуации? Нет, клапан обязательно должен быть закрыт.

По схожей причине MO-210 должен быть перед мембраной, как они и поставили. Если потребуется менять мембрану, то работник должен подходить к чистому участку воздуховода. Нужны два последовательных клапана, чтобы вероятность прохода грязного пара к меняемой мембране была бы минимальной. Почти наверняка они так и думали, когда проектировали.

Ещё, кстати, вопрос - а где там были фильтры на воздуховодах?
AtomInfo.Ru
QUOTE(VnV @ 29.10.2011, 1:28) *
IA: Instrument Air-System
A system to supply compressed air to air-driven equipment and controllers of each building; The compressed air is clean, as moisture and dust etc. are removed to ensure their operation.


Спасибо!
AtomInfo.Ru
QUOTE(VnV @ 29.10.2011, 1:21) *
Приоритет по красной - сдувай по красной. Но когда исчерпаны возможности управления арматурой и давление достигло предела - срабатывает пассивная система безопасности и вуаля! Все приходит в относительную норму.


Всё здорово! А разрешение? Пассивная система не будет ждать окончания эвакуации. В этом случае им нужно было добиваться изменений в правилах для такой модификации.
VnV
QUOTE(AtomInfo.Ru @ 28.10.2011, 23:28) *
Он не может быть открытым. Забыли? У них разрешение на вентиляцию даёт Самый Великий Человек.

А если мембрану проест крыса? И пар пойдёт в трубу без спроса и до завершения вентиляции? Нет, клапан обязательно должен быть закрыт.

По схожей причине MO-210 должен быть перед мембраной, как они и поставили. Если потребуется менять мембрану, то работник должен подходить к чистому участку воздуховода. Нужны два последовательных клапана, чтобы вероятность прохода грязного пара к меняемой мембране была бы минимальной. Почти наверняка они так и думали, когда проектировали.

Ещё, кстати, вопрос - а где там были фильтры на воздуховодах?


Если бы Самый Великий Человек еще и мог запретить рост давления. biggrin.gif

Похоже кроме этой аварийной системы вентиляции ГО, еще есть система нормальной эксплуатации оборудованная фильтрами.
VnV
QUOTE(AtomInfo.Ru @ 28.10.2011, 23:34) *
Всё здорово! А разрешение? Пассивная система не будет ждать окончания эвакуации. В этом случае им нужно было добиваться изменений в правилах для такой модификации.

Иначе взорвется. Уже доказано практикой.

PS Взорвется независимо от того, закончена эвакуация или нет.
renegade1951
QUOTE(AtomInfo.Ru @ 28.10.2011, 11:51) *
А где, не помните?


Такая схема была в одной из первых презентаций АРЕВЫ..., где-то давали на неё ссылку в начале ветки. У меня только текст сохранился. sad.gif

Nut
QUOTE(VnV @ 29.10.2011, 0:39) *
Если бы Самый Великий Человек еще и мог запретить рост давления. biggrin.gif

Нельзя делать клапан нормально открытым. Эта система предназначена не только для сброса давления из ГО, но и для сброса среды при ее взрывоопасности. При этом давление в ГО может быть не предельно высоким. Т.о. мембрана имеет меньшее давление разрыва, чем макс. проектное давление. И эта линия должна открываться только по решению специалистов. А это решение зависит не только от давления. Не путайте - мембрана, не предохранительный клапан (не совсем). Не ищите кошку, там где ее нет.
Pakman
QUOTE(Theoristos @ 28.10.2011, 22:43) *
Интересно, что есть "IA" на источниках воздуха для остальных

Instumental Air. КИПовский воздух по-нашему.
Pakman
QUOTE(AtomInfo.Ru @ 29.10.2011, 1:17) *
Вот абсолютно не могу найти, что это.

Ну, про IA уже рассказали. А "Air Cyllinder" - это действительно загадочное устройство. Судя по названию и логике рисунка, это должен быть некий пневмо-поршень, сжимающий воздух под действием груза, для создания давления воздуха на привод конкретной пневмоарматуры при отсутствии КИПовского воздуха. На ум приход словосочетание "грузовой пневмоаккумулятор".
Pakman
QUOTE(Theoristos @ 28.10.2011, 22:57) *
Я когда вижу закрытый клапан перед предохранительной мембраной - начинаю нервничать.

Абсолюно!
На лицо проявление параноидального стремления японцев к экологии и цветам сакуры. Везде прослеживается, что приоритетом для них являлось недопущение любыми средствами утечек радиации при малозначительных инцидентах в ущерб готовности отработать серьёзную аварию, когда выброса избежать уже не удастся. Ещё страусы этим грешат - прячут голову в песок и опасность перестаёт для них существовать.
VnV
QUOTE(Nut @ 29.10.2011, 1:04) *
Нельзя делать клапан нормально открытым. Эта система предназначена не только для сброса давления из ГО, но и для сброса среды при ее взрывоопасности. При этом давление в ГО может быть не предельно высоким. Т.о. мембрана имеет меньшее давление разрыва, чем макс. проектное давление. И эта линия должна открываться только по решению специалистов. А это решение зависит не только от давления. Не путайте - мембрана, не предохранительный клапан (не совсем). Не ищите кошку, там где ее нет.


Их стратегия сброса среды была направлена на повышение взрывоопасности ГО, т.к. сдувка среды ч/з барботер (WW) не обеспечивала удаление из ГО
водорода скапливавшегося вверху, что повышало концентрацию водорода в ГО. Но это так, к слову.

Но в моем сообщении не говорится о том, что все остальные линии необходимо демонтировать. Существующие линии могли бы обеспечить сброс среды по решению БЯР (Большого японского руководителя). А отдельная линия с предохранительным устройством должна была бы обеспечить защиту ГО от превышения давления, путем организованного сброса среды.
nakos
версия про утечку водорода через неплотности, в противовес о версии сдува в реакторный зал, не объясняет, почему рвануло на 4 блоках, причём 1 и 3 до боли похожи
так как именно водород попал в верхние этажи?
кто мониторит японцов - есть надёжный официал уже?
вроде пишут - утечки, если так, то видимо общая причина для 1 и 3? не скотство ли это?
по рапчур диску: клапан должен быть открыт

моё видение таково: клапан открыт, рапчур диск предотвращает сброс до поры
тем временем японцы решают вопрос о сбросе через SGTS
если решили сбросить, открывают соответствующие клапана
если протупили и прошляпили момент - тут-то и срабатывает рапчур диск, и сдувает давление
клапан для того, чтобы, после прорыва рапчур диска, не потерять окончательно контроль за сдувкой
всё логично - рапчур диск на случай ошибки персонала/задержки со сдувом
почему диск а не клапан? загадка... диск дешевле? проще? дубовей?

добавка:
обсуждающие эту фразу:
Цитата
In addition, TEPCO began preparations for PCV venting because the PCV pressure was high, but the work
ran into trouble because the radiation level in the reactor building was already
high.
Тут не говорится, каким именно путём они собирались сдувать, и фраза про радиацию не факт что относится к МО210. Вполне возможно - и логично - что сперва пытались сдуть через SGTS, клапана которой (вероятно???) находятся в реакторном зале. Туда уже насифонило водорода и газов, поэтому там фонило. Скорее всего АО73, но может быть и и 90/72
Nut
QUOTE(VnV @ 29.10.2011, 8:01) *
Их стратегия сброса среды была направлена на повышение взрывоопасности ГО, т.к. сдувка среды ч/з барботер (WW) не обеспечивала удаление из ГО
водорода скапливавшегося вверху, что повышало концентрацию водорода в ГО. Но это так, к слову.

Не совсем так. По документам они должны были начать операции, когда КР еще не проплавился. Вот смотрите. В а.з. идет пароциркониевая реакция. Выделяется водород. Этот водород сбрасывается в барботер. Именно там и создается наибольшая концентрация его и взрывоопасная среда. В первую очередь взрыв ожидается там. Поэтому, логично написано в документе - начать сдувать барботер. Все еще внутрикорпусная фаза. Если они начали выполнять действия так и в это время, то все абсолютно правильно. Только когда проплавляется КР, водород напрямую поступает в ГО. Т.е. в их документации должно быть написано, "...начинать сдувать водород из барботера, через..., при следующих условиях...", "при возникновении условия..., открыть сдувку из ГО, через...". Т.е. сначала из тора.
Вот такую ноту ТАСС сочинили.
Theoristos
Цитата(AtomInfo.Ru @ 28.10.2011, 23:17) *
Вот абсолютно не могу найти, что это.

Это точно "IA"? Может, "1A"?


Может. Вот постом выше картинка, там два ввода, некий "lA" и "Air cyllinder".
Theoristos
Цитата(VnV @ 28.10.2011, 23:28) *
IA: Instrument Air-System
A system to supply compressed air to air-driven equipment and controllers of each building; The compressed air is clean, as moisture and dust etc. are removed to ensure their operation.


Спасибо. А что есть Air Cylinder? Какой-то аккумулятор давления?
Theoristos
Цитата(AtomInfo.Ru @ 28.10.2011, 23:28) *
Он не может быть открытым. Забыли? У них разрешение на вентиляцию даёт Самый Великий Человек.

А если мембрану проест крыса? И пар пойдёт в трубу без спроса и до завершения вентиляции? Нет, клапан обязательно должен быть закрыт.

По схожей причине MO-210 должен быть перед мембраной, как они и поставили. Если потребуется менять мембрану, то работник должен подходить к чистому участку воздуховода. Нужны два последовательных клапана, чтобы вероятность прохода грязного пара к меняемой мембране была бы минимальной. Почти наверняка они так и думали, когда проектировали.

Ещё, кстати, вопрос - а где там были фильтры на воздуховодах?


С чисткой понятно. Как ремонтный он логичен, для замены той же мембраны, но тогда не в ремонте он должен быть открыт.
Но если разрешение только по красному свистку - смысл мембраны как-то туманен, вы согласны?
Фильтры как понял по "основной" системе вентиляции, она редким пунктиром обозначена.

Ну действительно очень странно, это же проде как предохранительный клапан...
Theoristos
Цитата(Nut @ 29.10.2011, 1:04) *
Не путайте - мембрана, не предохранительный клапан (не совсем). Не ищите кошку, там где ее нет.

Хм, а зачем тогда вообще за неё деньги платить? Какую функцию она выполняет?
vvs31i
Цитата(Theoristos @ 29.10.2011, 9:58) *
Хм, а зачем тогда вообще за неё деньги платить? Какую функцию она выполняет?

Вот и я тоже думаю что же она за функцию выполняет?Получается что если давление будет меньше давления разрывы мембраны,то клапана хоть закрыты,хоть открыты всё едино..Может она выполняет фукцию "клапана" что бы в линию не попадало ничего из вне?
AtomInfo.Ru
QUOTE(nakos @ 29.10.2011, 9:08) *
кто мониторит японцов - есть надёжный официал уже?


Нет. Ни в докладе правительства, ни в докладе TEPCO, ни в докладе МАГАТЭ конкретных версий попадания водорода в обстройку не приводится. Говорится только о неких "утечках".
AtomInfo.Ru
QUOTE(nakos @ 29.10.2011, 9:08) *
обсуждающие эту фразу:
Тут не говорится, каким именно путём они собирались сдувать, и фраза про радиацию не факт что относится к МО210.


Nakos,

хотя в отчётных документах и не указываются точно обозначения клапанов (что, вообще-то, плохо), но сравнение диаграммы и хронологии не оставляет выбора.

В хронологии (письмо Кана) чётко сказано, что 12 марта в 9:15 они открыли на 25% motor-operated valve. А на диаграмме есть только один MO-клапан, и это MO-210.
AtomInfo.Ru
Теперь про фильтры, SGTS и модификацию вентсистемы. В документах пока этого не нашёл, но летом был некий шум в прессе на их счёт. Попробую сначала собрать всё, что писалось СМИ и блоггерами (делаем поправку на возможный журнализм).

http://www.joewein.net/blog/2011/08/25/tep...ered-vent-path/

QUOTE
Tepco’s reactors have a “Standby Gas Treatment System” for filtering gases released into the atmosphere. This system is claimed to be at least 97% effective in unit 1 and at lest 99.9% effective in units 2 and 3.


Сброс через SGTS до 1999-2001 года был основным путём, и именно здесь стояли фильтры. Но:

QUOTE
However, it can’t be used for venting high pressure gas from the drywell or wetwell (the containment) in emergencies.


Данный путь был не пригоден для вентиляции при высоком давлении в контейнментах при аварийных ситуациях. Именно поэтому появилась новая ветка в 1999-2001 годах. Кстати, в этом случае совершенно естественно, что задействовали её, а не старый путь через SGTS - ведь давление было как раз высоким, и японцы про это знали.

Однако:

QUOTE
In the above press release Tepco defends its decision by claiming that the water pool in the suppression chamber (wetwell) is as effective as some other kind of filter system that it could have had installed when adding the hardended vent path in 1999-2001...

Claim on the PCV ventilation has no filtration

In the program, it was mentioned several times that there were no filters in the primary containment vessel ventilation line. However, boiling water reactors that we operate use “wetwell vent”, which has scrubbing effect to mitigate emission of radioactive materials at the comparative level to the filters. That is to say, in principle, our venting procedure uses the water in the suppression chamber as filteration and we have prepared and added the necessary equipment and procedures for accident management measures.


На новой ветке не было установлено никаких фильтров, так как японцы считали - вентиляция через барботёр в фильтрации не нуждается, т.к. вода в барботёре сама по себе играет роль фильтра. Что в какой-то мере верно.

Попутно эти рассуждения ещё раз доказывают, что японцы сбрасывали пар 12 марта по пути "барботёр-AO-72-MO-210-мембрана-труба" (красная линия на рисунке чуть выше по ветке).

Ещё короткое замечание. Получается, я был не прав, и японцы методику с hard vent у себя реализовали.

AtomInfo.Ru
Ещё штрих из СМИ. Компрессор для открытия клапана они нашли не у себя, а заняли у одного из подрядчиков. То есть, на станции его не было.

И про костюмы. Группе, которую посылали открывать AO-72, пришлось идти за костюмами в кризисный центр в пяти километрах от станции.
Nut
QUOTE(AtomInfo.Ru @ 29.10.2011, 10:55) *
Попутно эти рассуждения ещё раз доказывают, что японцы сбрасывали пар 12 марта по пути "барботёр-AO-72-MO-210-мембрана-труба" (красная линия на рисунке чуть выше по ветке).

Вопрос только - сработала ли часть "мембрана-труба"? Есть сомнение у некоторых пациентов.
Dozik
QUOTE(AtomInfo.Ru @ 29.10.2011, 1:28) *
Ещё, кстати, вопрос - а где там были фильтры на воздуховодах?

То, что байпасировали (SBGT):
"A Standby Gas Treatment (SBGT) system is part of the secondary containment system of a nuclear power plant. When called upon to operate, the SBGT system filters and pumps air from secondary containment to the environment and maintains a negative pressure within the secondary containment in order to limit the release of radioactive material.

Each SBGT train generally consists of a mist eliminator/roughing filter; an electric heater; a prefilter; two absolute (HEPA) filters; an activated charcoal filter; an exhaust fan; and associated valves, ductwork, dampers, instrumentation, and controls. The signals that trip the SBGT system are plant-specific; however, automatic trips are generally associated with the electric heaters and a high temperature condition in the charcoal filters."
PS Не успел... :-) Вы уже сами ответили. Только, насчет того, что вода в барботере сама фильтр - это заблуждение. Что-то задержит, но мало.
AtomInfo.Ru
Вот и вышеупомянутый шум про недостатки вентсистемы, которые якобы привели к попаданию водорода в здание, а не в трубу. На всякий случай, скопирую текст целиком и без перевода, пусть будет.

Идея статьи такова. В схеме предусматривалась отдельная exhaust system (вытяжная вентиляция, если я правильно помню перевод), предотвращавшая обратный ход пара/газов в здание. Якобы её клапан оказался неработоспособным после потери питания.

QUOTE
http://ajw.asahi.com/article/0311disaster/.../AJ201106040401

A design flaw in the exhaust system within the reactors at the Fukushima No. 1 nuclear power plant may have caused a hydrogen explosion at the No. 1 reactor March 12 that blew the top off the structure.

The same type of exhaust and venting system is installed at other nuclear plants in Japan, meaning a major review will likely be required at those plants.

TEPCO officials now believe that venting the containment vessel at the No. 1 reactor to reduce pressure within the vessel and prevent damage may have led to hydrogen gas flowing back into the reactor building, rather than outside as originally designed.

A valve in a separate exhaust system that is supposed to stop a reverse flow of hydrogen gas back into the building failed because all power to the reactor was lost in the hours after the March 11 Great East Japan Earthquake and tsunami.

TEPCO executives admitted flaws in the design for the exhaust system could have been a factor leading to the hydrogen explosion.

According to internal TEPCO documents, the No. 1 reactor has two emergency exhaust systems. One is the standby gas treatment system (SGTS), which releases gas from the reactor building through a filter to the outer atmosphere.

The other system is a pressure-resistant vent pipe, which releases gas from within the containment vessel to the outer atmosphere.

The two separate systems eventually join into a single pipe which is connected to the exhaust cylinder that releases all gas into the atmosphere.

When venting the containment vessel at the No. 1 reactor, the valve for the SGTS stuck in the open position after the reactor was automatically stopped following the quake. The subsequent loss of power source led to an inability to close the valve.

TEPCO officials believe hydrogen gas that should have been released from the vent pipe flowed back into the reactor building through the open SGTS valve after reaching the point where the two exhaust systems converge.

The hydrogen gas that flowed back into the reactor building is believed to have accumulated and led to the hydrogen explosion.

The No. 1 reactor also did not have a valve designed specifically to prevent the reverse flow of gas back into the reactor building.

The No. 2 and No. 3 reactor buildings have such a special valve. While a hydrogen explosion also occurred in the No. 3 reactor building, the amount of hydrogen gas that flowed back into that building was likely limited by the valve, which can operate even if power sources are lost.

In the TEPCO manual for venting, workers are instructed to confirm the valve for the exhaust system to release gas from the reactor building is shut before starting the venting. However, because of the high levels of radiation within the reactor building, TEPCO workers were likely unable to check on the condition of the valve.

When the No. 1 reactor began operations in 1971, it had an exhaust system to release gas from the reactor building. After the 1986 nuclear accident at Chernobyl, the exhaust system for the containment vessel was installed in 1999 as a measure to prevent a severe accident.

TEPCO officials had until now given the explanation that the hydrogen explosion in the No. 1 reactor building was caused by hydrogen leaking from cracks in the pipes connecting the containment vessel to the outside.

A TEPCO executive defended the decision to conduct the venting because it was necessary to protect the containment vessel.

However, the executive also said, "We did not sufficiently consider the possibility that hydrogen gas might flow back into the reactor building when power sources were lost. We have to admit to design problems in the exhaust mechanism."
AtomInfo.Ru
QUOTE(Dozik @ 29.10.2011, 12:18) *
То, что байпасировали (SBGT):


Ага, спасибо! Тоже уже нашёл, что они были там.
AtomInfo.Ru
QUOTE(Theoristos @ 29.10.2011, 10:56) *
Но если разрешение только по красному свистку - смысл мембраны как-то туманен, вы согласны?


Могу сказать только личное мнение. Новая линия нужна для управления аварией и задействуется только при конкретных обстоятельствах - высокое давление. Высокое давление может обнаруживаться в таких условиях (в том числе!), когда зона повреждена. Добавим к этому трепетное отношение японцев к сбросам газов при аварии (только после эвакуации и только по команде из штаба).

Если б меня посадили проектировать эту ветку HVAC при таких вводных и не дали бы мембраны, то я б влепил вместо одного MO-210 три последовательных клапана. Основание - давление высокое, и у меня нет гарантии, что клапан не начнёт просвистывать. Три клапана сведут вероятность неорганизованного сброса к малой величине (приложить расчёты по ВАБ smile.gif ).

Но так как три клапана подряд - это дорого да и вообще дурь, то резонно после клапана поставить мембрану.

Это только личные рассуждения, ни на что не претендующие. Официальных объяснений логики проектантов я не видел.

P.S. Кроме этого, комбинация "клапан+мембрана" - это принцип диверсификации в действии. Есть два инструмента перекрытия линии, основанные на различных принципах.
Русская версия IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.