Полная версия этой страницы:
АЭС Фукусима
Цитата(Finn2 @ 17.3.2011, 13:14)

Тут надо вникать, сам сейчас читаю, пытаюсь разобраться.
Вот ещё хороший документ - курс по безопасности от японской JNES за 2005 год:
http://ompldr.org/vN3VhMQ/BWR_Safety_Design.pdfOUTLINE OF SAFETY DESIGN (CASE OF BWR)
Old Hamster
17.3.2011, 13:48
Ударим с вертолётов морской водой с 40 г/кг борной кислоты по разгерметизированным drywellам разрушенных блоков, а потом включим насосы САОЗ и подпитки БВ!
Цитата(Nut @ 17.3.2011, 13:01)

В Вашем сценарии а.з. оголяется частично, но не перегревается до 1200, ГЕ начинают сливаться раньше (60 кгс -ВВЭР1000) и активная зона не повреждается. Благодаря верхним ГЕ. Конечно, если их притормозить, подогреть как следует а.з., а потом слить, тогда конечно. Но ведь есть проектные ТЗБ по задвижкам. И я думаю мы ведь такие действия не обсуждаем?
С Вашей квалификацией можете сами смоделировать сценарий (непроектный), когда слив верхних ГЕ прийдется уже на "пароциркониевую" активную зону с Т>1200 C.
Выше отмечалось, что уже были отказы ГЕ САОЗ на слив.
Цитата(alex_bykov @ 17.3.2011, 13:06)

Ребята, вы чего? При разрыве холодной нитки ГЦК уровень все равно остается над твэлами, давление до срабатывания пассивных САОЗ падает много быстрее, чем уровень понизится до оголения твэлов.
Смотрите выше - непроектное протекание LOCA с задержкой либо не срабатыванием ГЕ САОЗ.
Информация о компании ТЕРСо от WANO
В 2003 г. на встрече WANO в Берлине были определены 7 наиболее серьезных случаев, на которые надо обратить внимание после событии на Пакше. Вот этот список:
• Утечки на АЭС (Sizewell

в Великобритании (эксплуатируется с 1995 г.).
• Недостаточная концентрация бора в аварийной системе охлаждения на втором блоке немецкой АЭС (Philippsburg) в Баден-Вюртемберге.
• Ранее не встречавшиеся повреждения топливных сборок на 3-м блоке французской АЭС (Cattenom).
• Взрыв водорода в трубопроводе на немецкой АЭС (Brunsbuttel).
• Масштабная коррозия корпуса реактора АЭС (Davis-Besse) в США.
• Фальсификация сведений, относящихся к безопасности, на британском объекте (Sellafield).
• То же, но в Японии,
на АЭС компании Tepco. Тех, кто непосредственно отвечает за безопасность, волнует феномен, который не позволяет выполнять одну и ту же повторяющуюся работу одинаково эффективно на протяжении многих лет. На конференции WANO в Берлине один из выступающих говорил не только о финансовых последствиях этого феномена (около 298 миллионов долларов дополнительных затратах к октябрю 2003 г., инциденты в Филипсбурге, Пакше и Дэвис-Бесс,
закрытие для проверок 12 из 17 реакторов компании Tepco[u]), [/u] но и о беззаботности и самодовольстве персонала АЭС. И то, и другое «угрожают нашему бизнесу», заявил шведский участник. (Nucleonics Week: 6 августа 2003 г.)
А вот еще сообщение о BWR в "зеленых" СМИ.
В 2001 году в реакторах BWR была обнаружена еще одна проблема: на АЭС Хамаока-1 (Япония) и АЭС Брунсбюттель (Германия) произошел разрыв труб. В обоих случаях причиной явился взрыв, который был спровоцирован гидролизом кислорода и водорода, произошедшем в теплоносителе реактора. Если бы такой взрыв повредил основные узлы реактора, невозможно было бы избежать катастрофического выброса радиоактивных веществ.
инженер_Гарин
17.3.2011, 14:07
По данным МАГАТЭ мощность экспозиционной дозы между блоками 3 и 4 - 41 р/час. Шансов спасти ситуацию вмешательством персонала практически не остается. Пора заниматься локализацией в пределах санитарно-защитной зоны и спасать блоки 5, 6
Зарекался писать, ну да ладно. Какие есть оценки мощности тепловыделения сейчас в 3-м блоке?
AtomInfo.Ru
17.3.2011, 14:51
Файл по Пакшу.
http://atominfo.ru/files/Fig-Paks-2003.docПримечание к файлу копирую сюда.
К вопросу о том, что будет с топливом при срыве-отсутствии циркуляции теплоносителя (возможный сценарий для Фукусимы).
Коротко о процессе.
В спецустройстве по промывке ТВС отмывались ТВС через 12 дней после остановки блока Пакш-2.
Была сорвана циркуляция из-за возникновения дренажа через перфорацию в чехлах ТВС. Через 2-3 часа - высокая температура и т.д.
После повторного "залива" (разгерметизации спецустройства) от ТВС осталось то, что видно на снимках.
Это и ответ, что 5-10 суток достаточно, чтобы охлаждать воздухом - все зависит от условий охлаждения.
Выше также говорилось (видно и на фото) надо учитывать изменение геометрии - проходного сечения через топливную решетку, и возможность реализации условий термостата - в сообщениях есть информация, что контур может быть плотный.
Цитата(alex_bykov @ 17.3.2011, 12:06)

Ребята, вы чего? При разрыве холодной нитки ГЦК уровень все равно остается над твэлами, давление до срабатывания пассивных САОЗ падает много быстрее, чем уровень понизится до оголения твэлов.
Ваше утверждение ошибочно. Даже при проектном протекании большой течи (МПА) на ВВЭР активная зона успевает осушиться, а температура оболочек твэл - подняться до 1000 C до срабатывания ГЕ. Это происходит за секунды. Так что ГЕ слиавются на горячую а.з. Вода, поступившая из ГЕ, рано или поздно выпаривается и основной вопрос - когда и в каком объёме подключится активная часть САОЗ.
Цитата(budden @ 17.3.2011, 14:26)

Какие есть оценки мощности тепловыделения сейчас в 3-м блоке?
Если принять остаточное излучение за 0.8%, а КПД за 33% то 2й и 3й блоки сейчас греют на 18МВт, первый на 11МВт. Оценка конечно +- километр, а если допустить, что АЗ повреждено, то думаю, вообще мало общего с реальностью
Old Hamster
17.3.2011, 16:13
Цитата(barvi7 @ 17.3.2011, 15:05)

А вот еще сообщение о BWR в "зеленых" СМИ.
В 2001 году в реакторах BWR была обнаружена еще одна проблема: на АЭС Хамаока-1 (Япония) и АЭС Брунсбюттель (Германия) произошел разрыв труб. В обоих случаях причиной явился взрыв, который был спровоцирован гидролизом кислорода и водорода, произошедшем в теплоносителе реактора. Если бы такой взрыв повредил основные узлы реактора, невозможно было бы избежать катастрофического выброса радиоактивных веществ.
А вот - общая сводка по авариям на АЭС с 1952 по 2005
http://gr-obor.narod.ru/p661.htm
Выброс ПД в окружающую среду на блоках 1-3 первоначально, скорее всего, был снижен тем, что ПД выходили из реактора через сбросной клапан в барботёр под уровень воды (на BWR такая схема). Там могла остаться основная часть йода и цезия, наружу вышли почти исключительно РБГ.
Правда, после нагрева воды в барбоотёре, он должен был начать потихоньку парить.
Целостность контейнмента на блоках 2 и3 нарушилась - мы не знаем, как (может, из барботёра вытекла вода, а может утечка в паровой части) - за счёт падения давления парение должно было усилиться.
Мне почему-то кажется, что бассейны сейчас не менее опасны - они фактически на улице и обязательно будут парить - с этим, видимо связано повышение радиации около блока 3 после подачи воды в бассейн.
Цитата(ilya j. @ 17.3.2011, 19:19)

Мне почему-то кажется, что бассейны сейчас не менее опасны - они фактически на улице и обязательно будут парить - с этим, видимо связано повышение радиации около блока 3 после подачи воды в бассейн.
Где-то они об этом уже сообщили - что именно третий (бассейн) является основным источником, поэтому машины именно его заливают первым (но ссылку не дам, не помню. Киодо ньюс или TEPKO)
Народ, а ни у кого нет их электросхемы СН? Подозреваю, что дизеля то у них целы, цунами залила электросборки. Но мне совершенно непонятно почему до сих пор не могут восстановить электроснабжение? Разве что успешно заливают КРУ на минусах морской водой, подаваемой в РО. Аналогичным образом в Чернобыле обесточили 1 и 2-ой блоки. Но там схемы электропитания быстро восстановили, за пару часов, правда за счет здоровья электриков, которые в радиоактивной воде полезли на эти минуса. Чего японцы там так долго колупаются, боятся в воду полезть?
Не исключено ,что дизелей нет ,пусковых баллонов с давлением нет ,возможности собрать схему подачи на секцию нет и запасов топлива нет (если емкости были подземными ,то что не доделал толчек доделала волна).
Цитата(ilya j. @ 17.3.2011, 14:44)

Ваше утверждение ошибочно. Даже при проектном протекании большой течи (МПА) на ВВЭР активная зона успевает осушиться, а температура оболочек твэл - подняться до 1000 C до срабатывания ГЕ. Это происходит за секунды. Так что ГЕ слиавются на горячую а.з. Вода, поступившая из ГЕ, рано или поздно выпаривается и основной вопрос - когда и в каком объёме подключится активная часть САОЗ.
Один из факторов выбора давления в ГЁ САОЗ 60 кгс/см2 - к моменту разворота ДГ, выходу на секцию, включению в своей 2-ой ступени АСП САОЗ НД, плюс транспортное время гидроёмкости уже должны пролиться на реактор освободив тем самым трубопроводы для подачи воды САОЗ НД 2 и 3 СБ на реактор.
Цитата(сергей @ 17.3.2011, 15:46)

Не исключено ,что дизелей нет ,пусковых баллонов с давлением нет ,возможности собрать схему подачи на секцию нет и запасов топлива нет (если емкости были подземными ,то что не доделал толчек доделала волна).
Емкости топлива пострадали в первую очередь, т.к. они находились между блоками и береговой линией. На сравнительных фото до цунами видны 2 бака, а после - коричневая полянка.
Цитата(ilya j. @ 17.3.2011, 15:19)

Выброс ПД в окружающую среду на блоках 1-3 первоначально, скорее всего, был снижен тем, что ПД выходили из реактора через сбросной клапан в барботёр под уровень воды (на BWR такая схема). Там могла остаться основная часть йода и цезия, наружу вышли почти исключительно РБГ.
Правда, после нагрева воды в барбоотёре, он должен был начать потихоньку парить.
Целостность контейнмента на блоках 2 и3 нарушилась - мы не знаем, как (может, из барботёра вытекла вода, а может утечка в паровой части) - за счёт падения давления парение должно было усилиться.
Мне почему-то кажется, что бассейны сейчас не менее опасны - они фактически на улице и обязательно будут парить - с этим, видимо связано повышение радиации около блока 3 после подачи воды в бассейн.
Абсолютно согласен с Вами ещё с понедельника и тем более, что процесс отсутствия охлаждения и обезвожения БВ запущен с пятницы.
Цитата(сергей @ 17.3.2011, 15:46)

возможности собрать схему подачи на секцию
От дизелей? Да бог сними уже. Почему от штатной сети подать нельзя? Ведь не развал же сети у них? Всю ОРУ что ли смыло? Кстати, что-то я никаких признаков ОРУ на доаварийных снимках не видел.
alex_bykov
17.3.2011, 17:14
QUOTE(ilya j. @ 17.3.2011, 15:44)

Ваше утверждение ошибочно. Даже при проектном протекании большой течи (МПА) на ВВЭР активная зона успевает осушиться, а температура оболочек твэл - подняться до 1000 C до срабатывания ГЕ. Это происходит за секунды. Так что ГЕ слиавются на горячую а.з. Вода, поступившая из ГЕ, рано или поздно выпаривается и основной вопрос - когда и в каком объёме подключится активная часть САОЗ.
Да, я не учел в прикидках запасенное в топливе тепло. Его там много в первый момент при сбросе мощности и падении давления выделяется. Сорри.
Сдаётся мне, что тут сказалась буржуйская организация эксплуатации АЭС - в штате станции нет своей ремонтной службы, тех же электриков, способных устранить серьёзные отказы. Есть одна на страну или одна на эксплуатирующую организацию компания, работающая на подряде и этот факт показал сейчас неспособность такой организации к аварийному реагированию - не могут до сих пор восстановить питание от внешней сети. Была бы станционная ремонтная служба, глядишь и справились бы.
По структуре организации ,вероятно,Вы правы.Но я сомневаюсь ,что в начале аварии,а особенно после волны речь могла идти о единой энергосистеме Японии .
инженер_Гарин
17.3.2011, 17:43
Цитата(viur @ 17.3.2011, 18:06)

От дизелей? Да бог сними уже. Почему от штатной сети подать нельзя? Ведь не развал же сети у них? Всю ОРУ что ли смыло? Кстати, что-то я никаких признаков ОРУ на доаварийных снимках не видел.
После активного пролива всего и вся соленой забортной водой о запитке штатных систем можно забыть, хоть от ЛЭП, хоть от чего-либо. Эта соленая вода будет сказываться на дальнейшем развитии ситуации еще не раз.
Добавление к остаточному энерговыделению топлива.
Если предположить, что физика в PWR и BWR похожая - отрицательные температурные коэффициенты реактивности по топливу и теплоносителю, то реальна следующая картина:
1. При землетрясении срабатывает АЗ. Принимая во внимание проект ОР СУЗ на BWR (ввод гидравликой снизу), можно предположить ее (АЗ) не полное срабатывание. Даже , если и полное, то после "отказов" в гидравлике, течи и т.д., часть ОР СУЗ может "выпасть" (предположение, не знаю конструкции). Даже, если и не было отказов ОР СУЗ, а были отказы, судя по сообщениям, в системе ввода бора для стоянки реактора - возможно следующее - за счет охлаждения активной зоны она достигнет температуры повторной критичности и может "работать" на уровнях мощности от долей процента до нескольких процентов в зависимости от количества ОР СУЗ в зоне и имеющейся концентрации борной кислоты. Эта мощность дополнительно к остаточным энерговыделениям.
2. Если отказы в системе бора и ОР СУЗ не устранены, то выход в повторную критичность может и будет периодическим, пока будет какая-то циркуляция с отводом тепла.
3. Возможно поэтому и столь остро стоит проблема дополнительного бора.
4. Следовательно - Эффективности любой из систем АЗ (ОР СУЗ, бор) должно хватать для обеспечения подкритичности во всех состояних РУ.
Цитата(инженер_Гарин @ 17.3.2011, 16:43)

После активного пролива всего и вся соленой забортной водой о запитке штатных систем можно забыть, хоть от ЛЭП, хоть от чего-либо. Эта соленая вода будет сказываться на дальнейшем развитии ситуации еще не раз.
И все таки я не понимаю как так можно было строить. Одновременно затопить все сборки надежного питания. Даже у нас на РБМК так не получится - они в разных помещениях, на разных отметках. Больше я склоняюсь к тому, что сборки они сами затопили позже, начав подавать морскую воду и встали перед дилеммой - топить сборки и не иметь возможности запитаться или не подавать воду и... ну дальше все может быть.
Уважаемые, коллеги. Похоже в БВ блока №4 из-за отсутствия охлаждения вчера создались условия для реализации СЦР, по факту снижения плотности водной среды. В результате высвобожения большой мощности. значительный объём воды перешел в пар, произошел паровой взрыв, что привело к разрушению строительных конструкций и выходу в атмосферу зафиксированного телекамерами белого облака пара. После удаления воды из БВ условия критичности исчезли. Но в результате ТВС, входившие в область критичности, механически разрушились и ПД из них через разрушения стройконструкций вышли в окружающую среду ( радиационная обстановка между бл.№3 и №4 поряка 10 Р/час.). При такой вспышке создались условия для возникновения пожара: высокая температура, повышенный радиационный выход водорода за счет жесткого гамма-излучения), неработающая вентиляция.
Касательно БВ. Я обратил внимание на высокое качество и умное исполнение облицовки БВ будучи на АЭС с ВВЭР "Михама" Течи там исключены.
Странно, что японцы не используют свои внутренние возможности. Требуется всего лишь установить насосы, примерно: с подачей 450 м куб в час и напором до 100м вод. ст., дизель-генераторы на корабле смонтировать и пришвартовать к причалу около АЭС или армейские электропитающие установки на вертолёте доставить. Но вода -это взрывы водорода в помещениях. Можно бы к концу 2-го часа (мощность ост. порядка 20 МВт) организовать воздушное охлаждение за счёт ЕЦ, обрезав соответствующие трубы с помощью гибких линейных зарядов с ВВ. Специалисты АТЦ это умеют делать.
Цитата(viur @ 17.3.2011, 17:06)

От дизелей? Да бог сними уже. Почему от штатной сети подать нельзя? Ведь не развал же сети у них? Всю ОРУ что ли смыло? Кстати, что-то я никаких признаков ОРУ на доаварийных снимках не видел.
Про дизеля можно железно забыть. При накрывания их волной цунами они 99,(9)% хапнули воды во впускной тракт. При этом в цилиндрах возник гидроудар. Самое легкое после этого - погнуло все шатуны, а то и просто поломало коленвалы. Их восстанавливать только через полный капремонт.
Цитата(barvi7 @ 17.3.2011, 16:43)

Добавление к остаточному энерговыделению топлива.
Если предположить, что физика в PWR и BWR похожая - отрицательные температурные коэффициенты реактивности по топливу и теплоносителю, то реальна следующая картина:
1. При землетрясении срабатывает АЗ. Принимая во внимание проект ОР СУЗ на BWR (ввод гидравликой снизу), можно предположить ее (АЗ) не полное срабатывание. Даже , если и полное, то после "отказов" в гидравлике, течи и т.д., часть ОР СУЗ может "выпасть" (предположение, не знаю конструкции). Даже, если и не было отказов ОР СУЗ, а были отказы, судя по сообщениям, в системе ввода бора для стоянки реактора - возможно следующее - за счет охлаждения активной зоны она достигнет температуры повторной критичности и может "работать" на уровнях мощности от долей процента до нескольких процентов в зависимости от количества ОР СУЗ в зоне и имеющейся концентрации борной кислоты. Эта мощность дополнительно к остаточным энерговыделениям.
2. Если отказы в системе бора и ОР СУЗ не устранены, то выход в повторную критичность может и будет периодическим, пока будет какая-то циркуляция с отводом тепла.
3. Возможно поэтому и столь остро стоит проблема дополнительного бора.
4. Следовательно - Эффективности любой из систем АЗ (ОР СУЗ, бор) должно хватать для обеспечения подкритичности во всех состояних РУ.
Вы же сами написали о повторной критичности. Позавчера на этом форуме мы обсуждали вариант достижения повторной критичности на ВВЭР-1000. При застревании наиболее эффективного ОР СУЗ в верхнем положении температура повторной критичности составляет 186 град Цельсия.
Цитата(viur @ 17.3.2011, 17:06)

От дизелей? Да бог сними уже. Почему от штатной сети подать нельзя? Ведь не развал же сети у них? Всю ОРУ что ли смыло? Кстати, что-то я никаких признаков ОРУ на доаварийных снимках не видел.
Вообще-то, судя по сообщениям СМИ там именно развал сети.
Цитата(viur @ 17.3.2011, 17:16)

Сдаётся мне, что тут сказалась буржуйская организация эксплуатации АЭС - в штате станции нет своей ремонтной службы, тех же электриков, способных устранить серьёзные отказы. Есть одна на страну или одна на эксплуатирующую организацию компания, работающая на подряде и этот факт показал сейчас неспособность такой организации к аварийному реагированию - не могут до сих пор восстановить питание от внешней сети.
Проходила информация, что тянут кабель для того, что бы подать электроэнергию на станцию. Поэтому независимо от того, сами они все делают, или работает подрядная контора, у них все получается, как мне кажется, максимально быстро для условий такой небольшой страны, какой является Япония после такого землетрясения и цунами.
Цитата(viur @ 17.3.2011, 17:16)

Была бы станционная ремонтная служба, глядишь и справились бы.
Я думаю, что любую станционную ремонтную служба такое цунами смыло бы на несколько секунд раньше, чем залило аварийные дизеля. Никто не предусмотрел сочетания этих факторов.
З.Ы.
Народ, я понимаю, японцы все делают "по японски". Мы бы нагнали туда кучу народу и солдат, но результат, думаю, был бы точно такой же. Давайте эмоции оставим в стороне? Пока их метод оказался достаточно эффективен и у них нет массы облученных - так честь им и хвала!
Цитата(barvi7 @ 17.3.2011, 16:43)

Добавление к остаточному энерговыделению топлива.
Если предположить, что физика в PWR и BWR похожая - отрицательные температурные коэффициенты реактивности по топливу и теплоносителю, то реальна следующая картина:
1. При землетрясении срабатывает АЗ. Принимая во внимание проект ОР СУЗ на BWR (ввод гидравликой снизу), можно предположить ее (АЗ) не полное срабатывание. Даже , если и полное, то после "отказов" в гидравлике, течи и т.д., часть ОР СУЗ может "выпасть" (предположение, не знаю конструкции). Даже, если и не было отказов ОР СУЗ, а были отказы, судя по сообщениям, в системе ввода бора для стоянки реактора - возможно следующее - за счет охлаждения активной зоны она достигнет температуры повторной критичности и может "работать" на уровнях мощности от долей процента до нескольких процентов в зависимости от количества ОР СУЗ в зоне и имеющейся концентрации борной кислоты. Эта мощность дополнительно к остаточным энерговыделениям.
2. Если отказы в системе бора и ОР СУЗ не устранены, то выход в повторную критичность может и будет периодическим, пока будет какая-то циркуляция с отводом тепла.
3. Возможно поэтому и столь остро стоит проблема дополнительного бора.
4. Следовательно - Эффективности любой из систем АЗ (ОР СУЗ, бор) должно хватать для обеспечения подкритичности во всех состояних РУ.
Ну тут я с Вами не согласился бы. Нет никаких оснований считать, что были проблемы с СУЗами. Ну может парочка и не дошла. Но это проблемы составить не должно было. Не было охлаждения (...совсем простая штука - хотели кушать - и съели Кука). Вот все и поплавили. А бор они вводят только на ППР. СУЗами все компенсируют. А температура у них не снижалась, значит эффектов не было. Так вот думаю.
Цитата(sednev @ 17.3.2011, 16:59)

[font="Arial"][/font][size="4"][/size]
Уважаемые, коллеги. Похоже в БВ блока №4 из-за отсутствия охлаждения вчера создались условия для реализации СЦР, по факту снижения плотности водной среды. В результате высвобожения большой мощности. значительный объём воды перешел в пар, произошел паровой взрыв, что привело к разрушению строительных конструкций и выходу в атмосферу зафиксированного телекамерами белого облака пара. После удаления воды из БВ условия критичности исчезли. Но в результате ТВС, входившие в область критичности, механически разрушились и ПД из них через разрушения стройконструкций вышли в окружающую среду ( радиационная обстановка между бл.№3 и №4 поряка 10 Р/час.). При такой вспышке создались условия для возникновения пожара: высокая температура, повышенный радиационный выход водорода за счет жесткого гамма-излучения), неработающая вентиляция.
Касательно БВ. Я обратил внимание на высокое качество и умное исполнение облицовки БВ будучи на АЭС с ВВЭР "Михама" Течи там исключены.
Странно, что японцы не используют свои внутренние возможности. Требуется всего лишь установить насосы, примерно: с подачей 450 м куб в час и напором до 100м вод. ст., дизель-генераторы на корабле смонтировать и пришвартовать к причалу около АЭС или армейские электропитающие установки на вертолёте доставить. Но вода -это взрывы водорода в помещениях. Можно бы к концу 2-го часа (мощность ост. порядка 20 МВт) организовать воздушное охлаждение за счёт ЕЦ, обрезав соответствующие трубы с помощью гибких линейных зарядов с ВВ. Специалисты АТЦ это умеют делать.
Владимир Анатольевич, вот и мы тут вчера гадали, что же там взорвалось в БВ бл.4. Вы внимательно следили на перепиской. Просто как-то не верилось, что шаг ячеек позволяет при переходе воды из жидкого в парообразное состояние организовать СЦР в БВ. Очень приятно видеть Ваш комментарий.
С уважением.
Цитата(ilya j. @ 17.3.2011, 15:19)

Выброс ПД в окружающую среду на блоках 1-3 первоначально, скорее всего, был снижен тем, что ПД выходили из реактора через сбросной клапан в барботёр под уровень воды (на BWR такая схема). Там могла остаться основная часть йода и цезия, наружу вышли почти исключительно РБГ.
Правда, после нагрева воды в барбоотёре, он должен был начать потихоньку парить.
Целостность контейнмента на блоках 2 и3 нарушилась - мы не знаем, как (может, из барботёра вытекла вода, а может утечка в паровой части) - за счёт падения давления парение должно было усилиться.
Мне почему-то кажется, что бассейны сейчас не менее опасны - они фактически на улице и обязательно будут парить - с этим, видимо связано повышение радиации около блока 3 после подачи воды в бассейн.
Да, но только пока не проплавился КР на каком-то блоке (потом забудем про бассейн)
http://www.youtube.com/watch?v=lBXqiw6EJUk...eature=youtu.beЭто крупный план Фукусимы-1 с вертолета. Видно не очень хорошо, но что-то...
Цитата(Elk @ 17.3.2011, 17:21)

http://www.youtube.com/watch?v=lBXqiw6EJUk...eature=youtu.beЭто крупный план Фукусимы-1 с вертолета. Видно не очень хорошо, но что-то...
Пар идет, хорошо. Но мало, это плохо
Цитата(viur @ 17.3.2011, 16:06)

От дизелей? Да бог сними уже. Почему от штатной сети подать нельзя? Ведь не развал же сети у них? Всю ОРУ что ли смыло? Кстати, что-то я никаких признаков ОРУ на доаварийных снимках не видел.
Цитата(сергей @ 17.3.2011, 16:24)

По структуре организации ,вероятно,Вы правы.Но я сомневаюсь ,что в начале аварии,а особенно после волны речь могла идти о единой энергосистеме Японии .
1. Японцы (и не только они) очень любят ЗРУ (закрытые распределительные устройства). Стоит дорого, но надежность выше (особенно в прибрежной зоне с ее солеными бризами) и экономит площадь, а земля в Японии дорогая. Однако электричество не любит соленую воду. Если ЗРУ накрыло цунами и оборудование не смыло, то после коротких замыканий, вызванных соленой водой, нужны месяцы для восстановления.
2. После цунами нужны и ремонтники, и монтажники, т.к. значительная часть оборудования смыта. Монтажников в штате и у нас нет.
3. Сообщений о коллапсе энергосистемы не было.
Я одного понять не могу, почему они к берегу не подогнали какой-либо кораблик с энергетической установкой соответствующей мощности. Дизель-генераторы на кораблях - обычная практика. Пробросить с корабля на берег кабельную линию - несколько часов работы. Возможно опасались повторного цунами Но лучше иметь вынесенный цунами на берег еще один корабль (желательно не на промплощадку), чем иметь тот геморрой, который они имеют сейчас.
Цитата(Elk @ 17.3.2011, 17:21)

http://www.youtube.com/watch?v=lBXqiw6EJUk...eature=youtu.beЭто крупный план Фукусимы-1 с вертолета. Видно не очень хорошо, но что-то...
Видали какая дырища в стене блока №4, сопредельной с БВ. Об этом мы вчера с Nut рассуждали, что оказалось легче вывалить облицовку и ж/б конструкцию, чем смахнуть защитное перекрытие над БВ.
Цитата(barvi7 @ 17.3.2011, 17:43)

... после "отказов" в гидравлике, течи и т.д., часть ОР СУЗ может "выпасть" ...
нет, там гидравлекой ОР СУЗ "вбивается" в АЗ, затем его механическая гайка контрит, просто проходит примерно то трех минут, пока она дойдет. вообще по данным JAIF у них не было проблем с подкритичностью АЗ
Цитата(petunder @ 16.3.2011, 19:00)

Посмотрите сверху на незадетую крышу 4 блока

Когда я вчера высказывал свои соображения их смысл сводился к анализу и последствиям взрыва БВ бл.№4, где основа - именно повреждение облицовки и стены и выход ОЯТ наружу. И фон поэтому высокий именно у бл.№4. А Вы уцепились за "крышу не задело" и даже фото факт предъявили., что является косвенным незначительным последствием по сравнению с предидущим. А вот Вам и видео факт.
Цитата(VnV @ 17.3.2011, 17:27)

Я одного понять не могу, почему они к берегу не подогнали какой-либо кораблик с энергетической установкой соответствующей мощности. Дизель-генераторы на кораблях - обычная практика. Пробросить с корабля на берег кабельную линию - несколько часов работы. Возможно опасались повторного цунами Но лучше иметь вынесенный цунами на берег еще один корабль (желательно не на промплощадку), чем иметь тот геморрой, который они имеют сейчас.
Всё верно. Когда в начале 70-х во время гололёда Одесса на пару суток осталась без электроэнергии то растянули кабели в порт и запитывали больницы на Пастера с корабельных энергоустановок.
Цитата(cluster @ 17.3.2011, 18:37)

Когда я вчера высказывал свои соображения их смысл сводился к анализу и последствиям взрыва БВ бл.№4, где основа - именно повреждение облицовки и стены и выход ОЯТ наружу. И фон поэтому высокий именно у бл.№4. А Вы уцепились за "крышу не задело" и даже фото факт предъявили., что является косвенным незначительным последствием по сравнению с предидущим. А вот Вам и видео факт.
До второго пожара крыша оставалась практически целой, а дыры в стенах уже зияли. Были фотографии.
Цитата(cluster @ 17.3.2011, 21:45)

Всё верно. Когда в начале 70-х во время гололёда Одесса на пару суток осталась без электроэнергии то растянули кабели в порт и запитывали больницы на Пастера с корабельных энергоустановок.
Там каждый день толчки. Как только корабль встанет на прикол, он будет очень уязвим для любой волны и любой сейсмики. Либо кабель порвет, либо еще и корабль выбросит.
К тому же или Киодо или NHK сообщали, что ближе, чем на 6 миль нельзя подойти из-за высокого уровня радиации. Это сейчас. Раньше, наверное, толчки влияли.
Или не сразу доходила опасность, думали, что справятся местными силами.
Цитата(cluster @ 17.3.2011, 17:29)

Видали какая дырища в стене блока №4, сопредельной с БВ. Об этом мы вчера с Nut рассуждали, что оказалось легче вывалить облицовку и ж/б конструкцию, чем смахнуть защитное перекрытие над БВ.
Да, все же мне кажется не надо бы воду сейчас туда лить с пожарных машин. Неизвестно, как там ТВС лежат после взрыва. Без бора - нельзя. Кроме того, ТВС горячие, нальем воду - кипящая вода, могут быть проблемы с локальной критичностью. Японы наверное посчитают, может хватило бы воздушного охлаждения, подготовить плотность БВ, чтобы вода не выливалась. А потом уже потихоньку заполнять. Только мнение.
Цитата(LAV48 @ 17.3.2011, 17:51)

До второго пожара крыша оставалась практически целой, а дыры в стенах уже зияли. Были фотографии.
Спасибо за поддержку.
Цитата(Nut @ 17.3.2011, 17:53)

Да, все же мне кажется не надо бы воду сейчас туда лить с пожарных машин. Неизвестно, как там ТВС лежат после взрыва. Без бора - нельзя. Кроме того, ТВС горячие, нальем воду - кипящая вода, могут быть проблемы с локальной критичностью. Японы наверное посчитают, может хватило бы воздушного охлаждения, подготовить плотность БВ, чтобы вода не выливалась. А потом уже потихоньку заполнять. Только мнение.
Судя по южному БВ ЧАЭС-4, в котором во время аварии было топливо, действительно не надо никуда ничего лить. Правда на БВ ЧАЭС было относительно немного топлива - около 150 ТВС при полной загрузке около 800.
Бассейн был обезвожен, правда в какой момент после аварии неизвестно. Но теплообмен прекращен был конечно сразу.
Цитата(sednev @ 17.3.2011, 17:59)

Уважаемые, коллеги. Похоже в БВ блока №4 из-за отсутствия охлаждения вчера создались условия для реализации СЦР, по факту снижения плотности водной среды.
...
Можно бы к концу 2-го часа (мощность ост. порядка 20 МВт) организовать воздушное охлаждение за счёт ЕЦ, обрезав соответствующие трубы с помощью гибких линейных зарядов с ВВ. Специалисты АТЦ это умеют делать.
Не пугайте так людей - при отсутсвии охлаждения плотность воды падает и она ХУЖЕ замедляет нейтроны, т.е "условия для реализации СЦР" ухудшаются.
На 4 блоке - уже выгруженные ТВС - нет никих 20 МВТ. С учетом более 100 суток после выгрузки - примерно 3 Мвт. Т.е. "можно" осушать.
На 1-3 блоках - именно ТА проблема, которую Вы упомянули (в первые сутки-двое после аварии!): 20+ МВт энерговыделения. ЕЦ (воды!) хватает. Но! Проблема: нет ее подачи. Посему она выкипает ("обнажение 50% активной зоны" по сообщениям JAIF). Вот тут - ПРОБЛЕМЫ ( в первые сутки-двое после аварии): даление растет -> сброс через клапана в барботеры ("торы") -> сброс из барботеров в контайнмент -> через клапана из него - в здание -> взрыв водорода (поскольку "появляется" кислород).
Не знаю как, но японцы делают правилбно - закачивают морскую воду в КОРПУС (по сообщениям JAIF!): лучше "слегка" загадить паром все близко, чем сразу и много на больших расстояниях (когда (при отсутсвии стравливаня) все это "найдет дырочку")
Как-то так...
А насчет, электроснабжения (конечно не ОРУ, ЗРУ, секций сн) - передвижных ДГ, вертолетов, кораблей, и.т.д. тут все давно недоумевают - что за проблемы -уже неделю решить не могут.
Я вот думаю, там проблема не только в энергоснабжении. Сдается мне, там со схемами САОЗ не лады. Может трубопроводы пообрывало, вот и не могут ничего ничем подать в контур. Может быть.
Читал ветку вчера и сегодня. Складывается впечатление, что решается задача без исходных данных. Можно сделать прикидочные расчеты и оценки, можно обсуждать вопрос о водороде, но не более. На основании даже более подробной технической документации на реакторы, чем доступные 3-мерные сечения и общие схемы, сегодня отсюда ничего определенного сказать нельзя, т.к. состояние сегодня не соответствует им и предоставляет ( или нет ) совсем другие возможности контроля. Простые идеи, приходящие нам в голову, наверняка приходили в голову и персоналу на месте, но были отвергнуты в силу только им известных причин. Думаю, состояние конструкции после взрывов не вполне ясно даже им. ЛЭП к месту аварии, скорее, важна как источник энергии для работ в целом, а не означет какое-то конкретное решение проблемы с охлаждением.
Цитата(SergNik @ 17.3.2011, 18:03)

Читал ветку вчера и сегодня. Складывается впечатление, что решается задача без исходных данных. Можно сделать прикидочные расчеты и оценки, можно обсуждать вопрос о водороде, но не более. На основании даже более подробной технической документации на реакторы, чем доступные 3-мерные сечения и общие схемы, сегодня отсюда ничего определенного сказать нельзя, т.к. состояние сегодня не соответствует им и предоставляет ( или нет ) совсем другие возможности контроля. Простые идеи, приходящие нам в голову, наверняка приходили в голову и персоналу на месте, но были отвергнуты в силу только им известных причин. Думаю, состояние конструкции после взрывов не вполне ясно даже им. ЛЭП к месту аварии, скорее, важна как источник энергии для работ в целом, а не означет какое-то конкретное решение проблемы с охлаждением.
А мы и обсуждаем, не более